Двадцать раз обманувший смерть
Совершивший 288 боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны, лётчик-ас Александр Ефимов в 1980-е «благословил» взлёт в небо сверхнадёжного штурмовика Су-25, который и сегодня успешно выполняет боевые задачи в ходе специальной военной операции на Украине.
Рубеж: восемь боевых вылетов
Воевать Ефимов начал в 19 лет сержантом, через два года старшим лейтенантом уже командовал эскадрильей и носил на груди две золотые геройские звезды. Главное, что был живым.
В одном из интервью, которое он дал в возрасте за 80 лет с большим «гаком», маршал авиации Александр Николаевич Ефимов рассказал:
«Согласно статистике, лётчик штурмовой авиации Красной Армии в самом начале Великой Отечественной в среднем жил восемь боевых вылетов. И эта цифра держалась очень долго. Хорошо помню, что, когда я прилетел из своего восьмого вылета, встретивший меня механик не без удивления произнёс: «Ты что, возвратился?» Уже позже, когда мы более-менее научились воевать и летать, этот страшный показатель немного улучшился, но всё же держался на очень высоком уровне - одиннадцать самолётовылетов приходилось на один сбитый советский штурмовик. Вот и подумайте: по официальным данным я более двухсот раз за войну «ходил» в небесные атаки, то есть двадцать раз должен был погибнуть. Из тех лётчиков, которые вместе со мной окончили училище в Уральске к концу войны никого не осталось».
Небо зовёт
Стандартная фраза из мемуаров лётчиков-фронтовиков Великой Отечественной: «Неожиданно на окраине деревни (городка) сел самолёт, и мы, мальчишки, никогда прежде не видевшие воздушную машину, сразу же облепили его…»
Точно так случилось и у Ефимова. На выгоне за его родной деревней Кантемировка в Воронежской области в начале 1930-х совершил вынужденную посадку аэроплан. Дальше - тоже, как у многих его ровесников, жизнь пошла по стандарту тех предвоенных времён. Записавшись в школьный авиационный кружок, семиклассник Саша Ефимов вместе с ровесниками увлечённо мастерил простейшие летательные аппараты с моторчиками на резинках. В старших классах Ефимов прошёл курс в школе планеристов при Осоавиахиме. 18 августа 1938 года совершил первый полёт, пусть и не на самолёте, а на планере УС-4.
После окончания десятилетки в мае 1941 года Александр Ефимов поступил в военную авиашколу. В Ворошиловграде (Луганске), азы лётного дела он постигал, летая на фанерном самолёте У-2. Но там же впервые увидел и штурмовик Ил-2.
Летом 1941-го школу военных лётчиков эвакуировали на Урал. Курс обучения, в связи с резкой убылью пилотов на фронтах, сократили, и летом 1942 года 19-летний сержант ВВС РККА Александр Ефимов был направлен в Действующую армию.
«Награда» - выговор
Молодой лётчик получил назначение на Западный фронт, во 2-ю авиаэскадрилью 198-го штурмового авиаполка 233-й штурмовой авиадивизии. Повезло с командиром эскадрильи: капитан Виктор Малинкин до войны работал инструктором в аэроклубе, в 1941-м летал на истребителях, а затем прошёл переобучение на лётчика-штурмовика. Комэск помог молодому лётчику быстро освоиться на фронте. Хотя за первый вылет на штурмовку Ефимов был «награждён»… выговором.
Было за что. 30 ноября 1942 года под Ржевом советские штурмовики в пух и прах разнесли небольшую железнодорожную станцию вместе со скопившимися на ней немецкими эшелонами. Боевая задача была успешно выполнена, но на аэродром эскадрилья вернулась не в полном составе - без самолёта Ефимова. Лётчика уже посчитали погибшим: бензин в баках должен был давно закончиться. Но вдруг на взлётно-посадочную полосу сел совершенно невредимый Ил-2. Оказалось, что молодой пилот на обратном пути отстал от группы и заблудился. К счастью, «наворачивающий» круги над незнакомой местностью Александр Ефимов увидел другой полевой аэродром нашей авиации. Дозаправившись там горючим и уточнив координаты, он благополучно долетел до места базирования своей авиачасти.
От вылета к вылету Ефимов набирался боевого опыта. Выросло мастерство, выросло воинское звание. Лейтенанта начали посылать на боевые задания ведущим авиагруппы. К началу битвы на Курской дуге Александр Ефимов считался уже опытным лётчиком.
Самый памятный вылет
Лётчик-истребитель может оторваться от противника и выйти из боя. Штурмовик обязан ударить там, где ему приказано поддержать свои наземные войска. Под огнём немецких зениток и истребителей Александр Ефимов раз за разом штурмовал скопления живой силы и техники противника, уничтожал его артиллерийские и миномётные батареи, аэродромы и мосты. Ему везло. Выходили из строя его изрешечённые попаданиями вражеских зенитных снарядов самолёты, а он, сажая на аэродром фактически груду металлолома, оставался цел и невредим, даже тогда, когда шансов на спасение, казалось, не было вовсе.
…Пилоты крайне суеверны, но на войне отказаться от полёта в «несчастливое» число, естественно, невозможно. 13 июня 1943 года четвёрка Ил-2 получила приказ на штурмовку позиций противника. Первую пару возглавил командир эскадрильи капитан Виктор Малинкин. Ефимов повёл вторую пару. Пошли без прикрытия истребителей.
Пролетая над передовой линией фронта, советские штурмовики «напоролись» на группу из 13 немецких многофункциональных Ме-110 и четырёх истребителей ФВ-190. Завязался неравный бой. Ефимов выжимал из своего тяжёлого бронированного «летающего танка» всё возможное и невозможное: уходил в пике, на бреющем полёте снижался до самых верхушек деревьев.
Один за другим стали падать на землю горящие самолёты: три наших и три фашистских, один из которых сбил стрелок ефимовского самолёта сержант Юрий Добров. Другого - сам Александр. Заходя в атаку, «мессер» чересчур разогнался и проскочил вперёд, попав прямо под огонь пушек Ил-2. Отскочивший большой кусок фюзеляжа немецкого самолёта застрял в плоскости самолёта советского, и Александр Ефимов привёз этот «трофей» на аэродром взлёта, на который его Ил-2 вернулся из боя один…
Боевой счёт
28 самолётов врага на аэродромах уничтожил лично Александр Ефимов;
58 навязанных истребителями противника воздушных боёв провёл пилот Ил-2, сбив при этом 7 немецких самолётов (1 лично и 6 в составе группы);
288 боевых вылетов выполнил легендарный лётчик-штурмовик за годы Великой Отечественной войны;
400 пробоин насчитали механики на самолёте Ил-2 Александра Ефимова после возращения из одной штурмовки в дни Курской битвы;
Также на боевом счету дважды Героя Советского Союза Александра Ефимова 9 уничтоженных железнодорожных эшелонов врага, 65 орудий, 47 танков и до 2000 фашистов.
Победная точка
Последний боевой вылет в годы Великой Отечественной войны ставший штурманом гвардейского авиаполка гвардии капитан Александр Ефимов выполнил 5 мая 1945 года.
Накануне воздушная разведка обнаружила на рейде порта Свинемюнде в Померании группу боевых и вспомогательных кораблей противника: учебный линкор «Шлезиен», крейсер «Принц Ойген», вспомогательный крейсер «Орион», эсминцы, сторожевые корабли, быстроходные десантные баржи, до десятка транспортов, танкер и другие суда. Командование отдало приказ: топить, пока немцы не увели корабли сдаваться нашим «добрым» западным союзникам. Реализовать приказ немедленно не позволила погода. 5 мая чуть распогодилось, но только чуть. Над районом оставалась низкая облачность, моросил дождь.
От дивизии выделили четыре группы штурмовиков. Одну возглавил Александр Ефимов. Летели на бреющем, на высоте над морем около 10-20 метров. Малейшая ошибка пилотирования, и самолёт отправится на дно Балтики. Долетели до порта благополучно, а там - просветы в облаках, и по Илам сразу ударили зенитки. Ефимов приказал двум пилотам разобраться с зенитной батареей, а остальные пошли на штурмовку кораблей. Это была славная охота!
После возвращения гвардии капитан Александр Ефимов узнал, что из четырёх авиагрупп посланных на задание пройти сквозь плотную облачность и выйти точно на цель смогла только его группа.
«Мы пол-Европы пролетели, пол-Земли…»
Александр Николаевич Ефимов принимал участие в Ржевско-Сычёвской, Ржевско-Вяземской, Орловской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Восточно-Померанской операциях Красной Армии.
26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Ефимову было присвоено звание Герой Советского Союза. 18 августа 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях Великой Отечественной войны, капитану Ефимову Александру Николаевичу было присвоено ещё одно звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Ефимов остался служить в военной авиации. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1957-м - Военную академию Генерального штаба. Командовал штурмовым авиаполком, штурмовой авиадивизией, затем дивизией бомбардировочной. Служил заместителем командующего воздушной армией в Прибалтийском военном округе, следом возглавил воздушную армию в Прикарпатском военном округе. В марте 1969 года был назначен 1-м заместителем Главнокомандующего ВВС СССР. В начале 1970-х Ефимова направили в Египет ставить на крыло ВВС страны.
В 1975 году Александру Николаевичу вручают погоны маршала авиации. В 1984-м за успешные испытания новых видов оружия он становится лауреатом Государственной премии. Вручили её за то, что на посту заместителя Главкома ВВС он был сторонником разработки и постановки на вооружение лёгкого штурмового самолёта Су-25, был председателем макетной комиссии при его разработке и председателем Государственной комиссии при проведении испытаний штурмовика, который до сих пор в строю и успешно выполняет боевые задачи в ходе специальной военной операции на Украине.
В том же, 1984 году маршал авиации Ефимов назначается главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем министра обороны СССР. Шесть лет служил он на этой высокой должности. С именем Александра Николаевича Ефимова связана целая эпоха в развитии отечественной военной авиации.
Дружили два дважды Героя
В 1944 году во время своего краткосрочного отпуска с фронта Ефимов познакомился с Михаилом Александровичем Шолоховым. Вышло так, что отпускное время стал проводить то в доме матери в Миллерово, то у писателя в Вёшенской - неожиданно подружились немолодой уже Герой Социалистического Труда и 21-летний Герой Советского Союза. Каждому было что рассказать друг другу.
Общение писателя и лётчика продолжилось и после войны. Александру Ефимову Михаил Шолохов одному из первых дал прочитать рукопись великой книги «Судьба человека». И именно Шолохов посоветовал лётчику записать свои воспоминания о войне. Ефимов последовал его совету. Вскоре вышла его книга «Над полем боя». Первый вариант он подарил Шолохову.
Дружба двух дважды Героев продолжалась до самой кончины Михаила Александровича Шолохова.
До последнего часа
Александр Ефимов служил Родине до последнего часа своей жизни. В 1990 году он был назначен председателем специальной Государственной комиссии при правительстве страны по управлению воздушным движением и использованию воздушного транспорта. В 1989-1991 годах его избирали народным депутатом СССР и РСФСР. В отставку маршал авиации вышел в августе 1993 года, однако продолжил плодотворно работать на благо Отечества. Александр Николаевич являлся членом Общественной палаты Российской Федерации, возглавлял Комитет ветеранов войны и военной службы, работал в комиссии по налаживанию взаимодействия офицеров запаса и ветеранов с общественными организациями.
В последние годы жизни маршал авиации Ефимов был заместителем председателя организационного комитета «Победа», президентом Международного благотворительного фонда «Победа-1945», членом Центрального совета Министерства обороны по делам ветеранов.
Александра Николаевича Ефимова не стало 31 августа 2012 года. Он умер от сердечного приступа на девяностом году жизни. 4 сентября дважды Герой Советского Союза, легендарный лётчик-штурмовик Великой Отечественной войны упокоился на Новодевичьем кладбище Москвы.