29 марта 2023 г. Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова отметило 90-летие со дня основания...

«Ни при каких обстоятельствах не спускать военно-морской флаг перед врагом!»

Требование, введённое ещё Петром I в «Морском уставе», всегда было главным правилом и в Высшем военно-морском училище радиоэлектроники имени А. Попова, которое отмечает в эти дни 90-летний юбилей
Реклама
«Ни при каких обстоятельствах не спускать военно-морской флаг перед врагом!»
© avvmf.ru
29 марта 2023 г. Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова отметило 90-летие со дня основания...
Читайте нас на: 

Секретный вуз «Работников Эстрады» 

«На флаг, гю-ю-ю-юйс!..» Пока дежурный по кораблю тянет букву «ю», вдыхаю северный воздух и краем глаза замечаю, как лёгкий снежный вихрь проносится над строем стоящего на пирсе экипажа. Прикладываю руку к козырьку и слышу остальную часть команды: «Смирно!.. Флаг, гюйс и флаги расцвечивания - поднять!..»

Потрепанный штормами северных широт благородно седой Андреевский флаг величественно поднимается над рубкой. Чувствую, как сердце наполняется гордостью за весь российский флот, за грозный ракетный подводный крейсер, командовать которым доверила Родина, за профессию подводника, за морскую судьбу, которая состоялась благодаря одному из старейших военно-морских училищ страны…

Казалось, это было только вчера - июнь 76-го, школьный вальс и последний звонок. За окнами старинных корпусов - белые ночи Петергофа и стриженые аллеи парков. Броуновскими частицами бродят туристы, а мы прилипли к учебникам, решая задачки по математике и физике. Конкурс - как в театральное, на каждом факультете - свой проходной балл. Видимо, не зря последние две буквы в названии училища ВВМУРЭ острословы расшифровывали как «Работников Эстрады».

Бросаем завистливые взгляды на «питонов» - выпускников нахимовского училища, освобождённых от вступительных экзаменов. Ещё до решения приёмной комиссии они нацепили золотые якорьки на погоны, а на бескозырки - ленточки с надписью «ВВМУРЭ им. А.С. Попова»…

Подошла и наша очередь. Стоим на ковре у начальника училища вдвоём: я и Серёга Архангельский. За огромным столом восседает вице-адмирал Анатолий Антонович Рулюк - начальник Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А. Попова. Мандраж по полной схеме, решается судьба: приняли или нет?

Вице-адмирал А. Рулюк.
© Соцсети
Вице-адмирал А. Рулюк.

Как зашли в кабинет - выветрилось из памяти. Как познакомились с Серёгой, тоже не помню, только потом жизнь сталкивала нас неоднократно: будущие жёны работали вместе, служить попали в Западную Лицу и дома наши находились рядом, он же раскрутил меня потом на кандидатскую диссертацию в Военно-морской академии...

Впрочем, тогда, на пороге училища, мы ещё были холостыми и полными надежд кандидатами в курсанты. Я, как выросший в военной семье, имел относительно короткую стрижку, а Серёга носил чёрные прямые волосы почти до плеч, как у «Битлов». Стоим в напряжённой тишине, которую нарушает тиканье прикрученных к стене корабельных часов. За иллюминатором стекла - силуэт подводной лодки на циферблате.

Поднимается голова начальника училища: «О! Чингачгук! (это, естественно, на Серёгу). Ты - на первый факультет (мне), ты - на третий (ему). Свободны!»...  

Торпедные атаки штурмана Рулюка

Тогда мы не имели никакого представления об этом человеке. Вице-адмирал, начальник ВМУЗ - ну что ещё может быть известно курсанту в начале флотского пути? В его руках твоя судьба. Хорошо учись, ходи в караул и другие наряды, не бегай в самоволку и будет тебе счастье.

Спустя много лет, уйдя в запас и став преподавателем в Военной академии Генерального штаба, наткнулся на его фронтовую биографию и с удивлением обнаружил, что она буквально соткана из героических эпизодов.

Подводная лодка Черноморского флота Щ-215 в позиционном положении.
© waralbum.ru
Подводная лодка Черноморского флота Щ-215 в позиционном положении.

Как выяснилось, в годы Великой Отечественной войны Анатолий Антонович Рулюк служил штурманом в 1-й бригаде подводных лодок Черноморского флота, был награждён шестью орденами и несколькими медалями, в том числе - «За оборону Севастополя», которая у черноморцев считалась дороже золота.

Известно, что последний советский плацдарм в Крыму войска Приморской армии держали 250 суток, пока не кончились боеприпасы. В окружённый врагом город грузы доставлялись морем, когда же немцы начали топить транспортные суда, единственным средством связи защитников Севастополя с Большой Землёй остались подводные лодки.

На одной из них - легендарной Щ-215 - старший лейтенант Анатолий Рулюк был штурманом, или командиром БЧ-1 по штатному расписанию. Кстати, эта «Щука», имевшая на своём счету шесть потопленных вражеских кораблей, вошла в историю как самая результативная подлодка Черноморского флота. Причём исходные данные для всех её торпедных атак рассчитывал именно старший лейтенант Рулюк.

С конца июня 1942 года Щ-215 принимала участие в снабжении Севастополя, подвергаясь неоднократным налётам авиации и торпедных катеров противника. Лишь благодаря опыту и хладнокровию штурмана, подлодка смогла тогда оторваться от преследования врага и вернуться на базу в Новороссийск. Вот как рассказывает об этом наградной лист командира БЧ-1, представленного к ордену Красного Знамени:

«Тов. Рулюк в боях с немецкими захватчиками проявил доблесть и мужество… В операции по обеспечению Севастопольского фронта с 28\VI по 2\VII 1942 г. точно вёл корабль. В этот момент на корабль было сброшено до 1000 глубинных и др. бомб с катеров и самолётов противника. На 11 боевом походе в р-не Севастополя ПЛ дважды форсировала минные поля, где т. Рулюк приложил все старания и умения для выполнения боевого задания. Им было обнаружено - как вахтенным командиром, три каравана вражеских кораблей, которые были атакованы, и из них утоплен транспорт водоизмещением 5000 тонн, шедший в охранении 2-х миноносцев, 2-х СКА и трёх самолётов, а также потоплена самоходная баржа с грузом 700 тонн. В ходе атаки чётко вёл маневрирование корабля, определял моменты движения противника, чем способствовал командиру в потоплении вражеских кораблей…»

Наградной лист командира БЧ-1 подводной лодки Щ-215 старшего лейтенанта А. Рулюка.
© mil.ru
Наградной лист командира БЧ-1 подводной лодки Щ-215 старшего лейтенанта А. Рулюка.

После войны Анатолий Антонович продолжал службу на подлодках Черноморского флота, командовал 125-й бригадой в бухте Крашенинникова на Камчатке. В 1962 году в её составе (шесть подводных лодок проекта 613) совершил переход в порт Сурабая для помощи индонезийским властям в деколонизации Голландии (Индонезия боролась тогда за возврат Западного Ириана - последнего участка голландской колонии на о. Новая Гвинея).

Кстати, данные события совпали с Карибским кризисом, и всё вместе это чуть не спровоцировало Третью мировую войну. Командующий 7-м американским флотом тогда объявил, что в случае военного конфликта между Индонезией и Голландией, США поддержат своих союзников по НАТО. По воспоминаниям участников похода, температура внутри лодок 613-го проекта, не приспособленных к плаванию в тропиках, поднималась до 60 градусов, вахту несли по 15 минут - больше моряки уже не выдерживали.

Часть бригады была развёрнута, имея задачу помешать эвакуации грузов с острова, уничтожая корабли, следующие через район под любым флагом. До боевых действий дело не дошло - голландцы вскоре сели за стол переговоров.

Позже вице-адмирал Рулюк руководил 93-м Учебным Центром в городе Палдиски Эстонской ССР, где проходили подготовку специалисты ракетных подлодок стратегического назначения, а затем получил назначение в Ленинград - возглавив наше прославленное училище, куда и принял нас с Серёгой Архангельским тем памятным летом 76-го…

Гидроакустики на шестивёсельных ялах

После решения приёмной комиссии о зачислении нам выдали тельняшки, переодели в синюю матросскую робу и отправили на суровый КМБ - курс молодого бойца. «Лысые», но весёлые, мы стали осваивать азы военно-морской службы: подъём, зарядка, строевая подготовка, уставы, устройство стрелкового оружия и шестивёсельного яла - что было для нас, пожалуй, важнее всего.

Училище обладало частью территории в нижнем парке Петродворца, где располагалась собственная шлюпочная база. На зиму она консервировалась и шлюпки хранились во дворе рядом с кафедрой морской практики. А летом в Финском заливе вдоль берега нижнего парка на виду у гуляющей гражданской публики разворачивались шлюпочные баталии на вёслах и под парусом - наверное, самое лучшее занятие для молодого флотского организма в 17-18 лет! К сожалению, сейчас на этом месте музей «Императорские яхты»…

Наша рота входила в состав самого большого первого радиотехнического факультета. По сути их было две - первая капитана 3 ранга Василия Кошелева и вторая - наша. Командиры роты до конца первого курса менялись три раза, и только потом появился человек, доведший нас до выпуска - капитан 2 ранга Иван Сафонов. По сути, это именно он воспитал нас моряками и многие с тех пор называют себя «сафоновцами».  

После марш-броска в полку морской пехоты на Северном флоте. Командир роты с нами в центре.
© Личный архив Г. Багрянцева.
После марш-броска в полку морской пехоты на Северном флоте. Командир роты с нами в центре.

Непринуждённое знакомство с ним состоялось в поезде, когда после первого курса мы отправились проходить практику на Северный флот. Иван Михайлович заглянул в наше плацкартное «купе», присел рядом и завёл разговор. «Чем планируете заняться, когда вернёмся?» - спросил у всех. - «Ну как чем? Пойдём в увольнение!..» - таков был ответ.

- Какое ещё увольнение? - удивился Иван Михайлович. - Сначала приборка кубриков, потом строевой смотр, а там посмотрим, кто до увольнения «доживёт»!.. После этого вагонного разговора стало ясно, что в роту пришёл настоящий флотский офицер.

Позже выяснилось, что Иван Михайлович начинал службу матросом на Черноморском флоте в 1959 году, когда большинство из нас только появились на свет. Специальность «радиометрист-наблюдатель» привела его в наше училище, после которого с дипломом военного инженера по радиоэлектронике он служил на атомных подводных лодках Северного флота «К-1» проекта 675 и «К-373» проекта 705, пока снова не вернулся в родную альма-матер начальником курса...  

Добрым словом вспоминаются и другие наши наставники: капитаны 1 ранга М. Лодяков, Г. Порохов, В. Напоров, В. Цибульский, Герой Советского Союза Э. Ломов, полковник Н. Богданов. За пять лет учёбы ни один из них не бросил нас в трудную минуту, никто из курсантов не был отчислен по «залёту» или неуспеваемости. Хотя в молодые годы, как известно, мучает жажда приключений. Но талант отца-командира в том и заключался, чтобы вовремя направить бьющую через край энергию в мирное русло, не угнетая личности курсанта.  

Преподаватель из «Молодой гвардии»

Неудивительно, что мы, «сафоновцы», до сих пор переписываемся, вспоминая тех, кто дал нам путёвку на флот. По словам моего однокурсника Петра Багринцева, многие из них прошли военное лихолетье и знали, что их опыт ещё пригодится нам в будущих боях. А если поднимались на кафедру учебной аудитории, то так, как артисты выходят на сцену.

«Вот я Вам двоечку поставлю… хи-хи-хи-хи!..» - от этой фразы курсанты вздрагивали даже во сне, когда на свою «сцену» выходил Иван Петрович Жеребцов, преподаватель ЭПРД (М) - «Электронные приборы, радиодетали и микроэлектроника». Для многих это был сложный предмет, но он давал базовые знания, без которых флотскому офицеру нельзя подниматься на борт корабля.

И. Жеребцов (1910-1993).
© Архив автора
И. Жеребцов (1910-1993).

«Старейший советский радиолюбитель, кандидат педагогических наук, доцент, автор учебников по радиоделу» - так сообщает об этом уникальном специалисте Википедия. Во время Великой Отечественной войны готовил радиоинженеров в Ленинградском военном училище связи и в Офицерской школе связистов Войска Польского. Колоритная внешность, удивительный характер и интонации голоса, которые не забыть. Предмет вёл мастерски, очень любил его и пытался привить любовь к электронике и нам, курсантам.

На кафедре партийно-политической работы старшим преподавателем был капитан 1 ранга Василий Левашов, тоже легендарный фронтовик, кавалер нескольких боевых орденов.

В. Левашов (1924-2001).
© molodguard.ru. и rus.team/news/den-pamyati-vasiliya-levashova
В. Левашов (1924-2001).

Во время войны Василия Ивановича на парашюте забросили в глубокий тыл врага радистом в составе диверсионной группы, позже он участвовал в подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия», форсировал Днепр, освобождал Херсон, Николаев, Одессу, Кишинёв, Варшаву, штурмовал Берлин. Вернувшись с фронта, служил на кораблях Черноморского и Балтийского флотов, потом перешёл на педагогическую работу в наше училище, где был для нас настоящим, словно сошедшим со страниц романа Фадеева героем. Считаю, что нам крупно повезло - ведь мы учились у этих людей всерьёз любить и защищать Родину!  

Седые романтики из роты Сафонова

Как-то на одном из сайтов пришлось встретиться с мнением «флотоводца» о том, что выпускники нашего училища на руководящих должностях - это «инвалиды». Моё возражение осталось без ответа. Когда-то считалось, что выпускникам ВВМУРЭ им. А. Попова нет места на командирском мостике, мол, это прерогатива специалистов штурманской, ракетно-артиллерийской и минно-торпедной специальностей. Однако, как показал практический опыт службы, это совсем не так.

Наше училище долгие годы было единственной кузницей высокопрофессиональных специалистов связи, радиотехнической службы, РЭБ и АСУ ВМФ. Уровень знаний позволял многим выпускникам находить достойное место во флотской среде. Не стоит думать, что из современных артиллерийских и ракетных систем стреляет только командир БЧ-2 (ракетно-артиллерийская боевая часть), а из торпедных - командир БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть). Без радиотехнических, гидроакустических и других средств целеуказания, боевых информационно-управляющих систем и средств связи они вообще никуда стрелять не будут, разве что с визирной колонки, как на артиллерийских установках середины прошлого века.

Жизнь подтвердила, что выходцы из ВВМУРЭ становились лучшими вахтенными офицерами боевых кораблей и даже их командирами. Только из одной нашей роты пятеро выпускников успешно командовали надводными кораблями, многоцелевыми и ракетными подводными лодками: С. Боровиков, В. Погадаев, С. Сотников, И. Жиденков и автор этих строк.  Среди командиров самых больших в мире ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 в разные годы было семь выпускников нашего училища. Многие становились командирами береговых воинских частей (связи, АСУ, РЭБ и т.д.) или занимались научной деятельностью в профильных организациях после службы на кораблях.

Уместным будет вспомнить и об офицерах других выпусков и факультетов, среди которых пять Героев Советского Союза и восемь Героев Российской Федерации.

Каждому из нас училище дало то, о чём мечтают мальчишки - путь на моря. Прошло много лет, и с нами бывало всякое: взлёты и падения, обретения и потери. Но мы остались романтиками, хотя всем за шестьдесят с хвостиком. К своей мечте шли разными дорогами. Кто-то служил срочную, кто-то серьёзно занимался спортом, кто-то успел поработать, кто-то всё знал об электронике, а кто-то - вообще ничего. Объединяло одно - желание стать морским офицером, и наше родное училище помогло каждому осуществить эту мечту.

Судьба раскидала нас по флотам, морям и океанам, по странам и континентам. Провела через штормы и лютые зимы, через зенит славы Советского ВМФ и развал великой державы. Мы возмужали, поседели и помудрели, но остались в душе всё теми же курсантами роты Сафонова - первыми выпускниками гидроакустического факультета…

Встреча роты Сафонова через 25 лет после выпуска.
© Личный архив Н. Кавецкого
Встреча роты Сафонова через 25 лет после выпуска.

29 марта наше родное училище, которое сейчас называется по-другому и входит в состав ВУНЦ ВМФ ВМА им. Н. Кузнецова, отметило свой годовой праздник - 90-летний юбилей! По такому случаю на корабле всегда производится торжественный подъём Андреевского флага, который является его Боевым Знаменем и олицетворяет честь, доблесть, славу и боевые традиции Военно-Морского Флота. Ни при каких обстоятельствах не спускайте его перед противником! Храните традиции так, как здесь этому учат.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама