После войны...
На прецедентах учимся
Мы уверены в победном исходе специальной военной операции на Украине. Но как эта победа будет выглядеть, каждый представляет по-своему: то ли мы освободим временно оккупированные российские регионы и выйдем к Днепру или же пойдём дальше. Но вряд ли везде нам будут рады.
И проблема здесь не только в том, что за 32 года интенсивной накачки и переформатирования мозгов, осуществлённой киевской хунтой, часть украинцев к России стала относиться хуже. Свою роль сыграли и продолжающиеся боевые действия, в ходе которых в украинских семьях есть потери, разрушены населённые пункты, нарушен привычный уклад жизни, многие украинцы потеряли свои жилища и вынуждены были бежать в поисках безопасного места.
Наладить мирную жизнь на освобождённых от нацистов территориях будет сложно. И даже если в этих регионах власть будет принадлежать не пророссийским политикам, а украинцам, сумевшим преодолеть русофобские настроения и понявшим, что США и Европе Украина нужна только как таран против России, то всё равно такой власти будет оказываться противодействие или даже вооружённое сопротивление.
Это надо понимать, как и то, что завоевание доверия у побеждённого народа - процесс долгий и многогранный, в котором придётся применять меры и экономического, и силового, и культурного, и психологического характера.
Вместе с тем в нашей истории был период, когда Советской власти пришлось решать аналогичную задачу. И она её решила.
Как мы обустраивали Германию
6 июня 1945 года правительство приняло Положение о Советской военной администрации по управлению советской зоной оккупации в Германии (СВАГ). Почему мы вспомнили об этом? Дело в том, что успешное завершение специальной военной операции, независимо от того, какая часть нынешней Украины будет освобождена от нацистов, поставит перед властными структурами России вопрос, который стоял и перед СССР в далёком 1945 году: «А как управлять этой территорией?».
Конечно, сравнивать денацификацию Германии в послевоенные годы и денацификацию Украины в новых условиях нельзя. И самое главное отличие состоит в том, что германский вопрос решался коалицией стран-победительниц во Второй мировой войне, а превращать Украину на первом этапе в нейтральное, а затем и в дружеское нам государство России придётся в одиночку. Более того, в условиях крайне враждебного отношения и откровенного противодействия со стороны коллективного Запада и США.
Важнейшей правовой основой и исходным пунктом всей деятельности Советской военной администрации в Германии были Потсдамские соглашения и заявление союзных командующих от 5 июня 1945 года о взятии на себя всей полноты власти в Германии.
Также на Потсдамской конференции были выработаны четыре основных принципа оккупации Германии союзниками: демилитаризация, денацификация, децентрализация и демократизация. То есть, фактически Германию предлагали разобрать, что называется, до винтика, а затем…
А затем свою роль сыграла специфика проведения оккупационной политики союзными странами в Германии, которая являлась продолжением общей политики Запада. В итоге на западной зоне оккупации появилась ФРГ, а на восточной - ГДР со всеми политическими, экономическими и социальными различиями.
Каковы же были принципы, составляющие сущность советской оккупационной политики в Германии?
В Москве исходили из того, что Германия должна быть единым, миролюбивым и дружественным к Советскому Союзу государством. Планировалось осуществить полную денацификацию и демилитаризацию общественной жизни страны и уничтожить её военный потенциал, а демократизацию осуществлять, исходя из положения научного коммунизма о классовом характере демократии.
Для реализации этой задачи советские оккупационные органы в Германии должны были в первую очередь ориентироваться на компартию Германии. Осуществляя текущую политику, сотрудники СВАГ и военнослужащие Группы советских войск в Германии должны видеть конечную стратегическую цель - создание германского социалистического государства, экономических, политических и моральных предпосылок для социалистических преобразований.
Конечно, сейчас некоторые формулировки уже потеряли своё значение, однако, в целом, выбранные направления деятельности оккупационных органов не теряют своей актуальности и поныне.
Как же эти принципы реализовывались на практике?
Разобщённое единство Германии
Одной из сложных политических проблем послевоенной Германии, беспокоивших всех немцев, была проблема восстановления единства страны. Немцам было от чего беспокоиться. Ещё с 1941 года все страны антигитлеровской коалиции были согласны с тем, что после победы Германию необходимо расчленить на ряд автономных провинций. Но затем Советский Союз пересмотрел свою позицию и стал выступать за то, чтобы сам немецкий народ решал, в какой стране ему жить.
В заявлении на Парижской сессии Совета министров иностранных дел о судьбах Германии и о мирном договоре с ней 10 июля 1946 года министр иностранных дел СССР В.М. Молотов сказал: «Мы, советские люди, считаем неправильным навязывать германскому народу то или иное решение этого вопроса».
Опасение за судьбу своей страны высказывали не только рядовые немцы, но и военнопленные. Даже среди высшего командного состава царило подавленное настроение. Случались и курьёзные ситуации. Так, гитлеровский генерал Вальтер фон Зейдлиц, который попал в плен под Сталинградом и потом возглавил «Союз пленных офицеров», заявил, что в случае расчленения Германии от неё ничего не останется и поэтому ей лучше присоединиться к Советскому Союзу и стать его семнадцатой республикой.
Несмотря на желание большинства немцев жить в едином государстве, на практике западные страны вели дело к расколу Германии. 24 мая 1949 года западногерманский ландтаг принял конституцию Западной Германии в составе 11 земель, а 20 сентября было образовано правительство страны, которая стала называться Федеративная Республика Германии. Восточным немцам ничего не оставалось, как провозгласить 7 октября 1949 года создание Германской Демократической Республики.
Пути денацификации
С первых же мирных дней важнейшее значение приобрела задача денацификации. В соответствии с обращением Контрольного совета к германскому народу от 20 сентября и закона от 10 октября 1945 года оккупирующие державы в кратчайшие сроки должны были осуществить ликвидацию нацистской партии, её филиалов и подконтрольных организаций. Эти решения в советской зоне были выполнены в полном объёме и в срок. В 1945-1946 годы были ликвидированы национал-социалистическая партия и все её подконтрольные организации, а также вновь созданные в Берлине, Лейпциге и в провинции Бранденбург фашистские организации «Эдельвейспиратен», организации «88», «Клуб Германии», «Голос немецкой нации», «Национальное рейнское движение сопротивления», «Национал-социалистические зигесфлигер-корпс», «Фридрих Великий» и другие.
Задача по денацификации решалась общими усилиями СВАГ и немецких антифашистов. К концу января 1947 года в зоне было создано 262 комиссии по денацификации. Из 18 328 привлечённых к судебной ответственности активных нацистов 18 061 был осуждён. Более того, из различных органов власти, учреждений и предприятий было уволено 520 тысяч бывших нацистов.
В рамках денацификации народные суды, партийные суды и особые суды, существовавшие при нацистской власти, были ликвидированы. Была реорганизована полиция, запрещены ранее существовавшие полицейские бюро и агентства политического характера. Особенно активная чистка кадров прошла в учебных заведениях.
Необходимо отметить, что одновременно с чисткой учреждений и предприятий от нацистов созрела идея о необходимости дифференцированного подхода к ним. Аргументы были такие: огульное отстранение бывших рядовых членов нацистской партии от органов самоуправления и участия в политической жизни толкает их, особенно молодёжь, к реакции и уголовщине. КПГ призвала ограничить круг лиц, подлежащих увольнению, и разрешить принимать их в антифашистские партии. СВАГ также поддержала идею привлечения бывших нацистов к восстановлению и строительству демократической Германии.
Важнейшим условием выполнения задач советской оккупационной политики в Германии было оживление деятельности немецких политических партий и общественных организаций. Именно они должны были помочь убедить немецкий народ в жизненной важности для него самого решения этих задач. О значении, которое советские оккупационные власти придавали этому направлению, свидетельствует порядковый номер приказа маршала Г.К. Жукова от 10 июня 1945 года - №2.
Подавление пронацистского сопротивления
Вступая на территорию Германии, советское командование отдавало отчёт в том, что противник активизирует сопротивление. Поэтому встал вопрос об обеспечении безопасности своих войск и о подавлении подпольных нацистских формирований, предотвращения террористических актов, саботажа и других подрывных действий.
Как известно, в конце 1944 года Генрих Гиммлер поручил создать ополчение для ведения партизанской войны в тылу наступающих союзных войск - боевые отряды «Вервольф». Ополченцы проходили курс начальной военной подготовки, оказания медицинской помощи, использования местности для ведения боевых действий и диверсионной тактики. Немецкое радио сообщило о начале действий организации 2 апреля 1945 года.
И хотя это были ополченцы, хлопот нашим контразведчикам они доставляли немало. В октябре 1945 года Лаврентий Берия докладывал Сталину о ликвидации 359 предполагаемых групп «Вервольфа». Причём такие донесения поступали вплоть до 1947 года.
Без помощи немецких антифашистов и граждан, согласившихся сотрудничать с советскими контрразведывательными органами, эффективная борьба с фашистским подпольем была бы невозможна.
Озабоченность руководителей органов НКВД в Берлине состояла ещё и в том, что спецслужбы США и Великобритании предприняли переброску своей агентуры в советскую зону. Американцы оставили до 300 завербованных ими агентов. Для противодействия им разведорганы воинских частей внутренних войск НКВД в Германии были сведены в отдельную группу. Только в декабре 1945 года в советской зоне было задержано девять английских и американских агентов, в апреле 1946 года - восемь.
Как нам реорганизовать Украину
Конечно, ситуация на Украине иная, но не настолько, чтобы игнорировать опыт СВАГ. Проблемы на освобождённых территориях придётся решать такие же. Например, в обязательном порядке возникнет вопрос о восстановлении единства Украины. Или её ожидает другая судьба?.. Если судьба уготована другая, то какая? Вопрос о существовании Украины в том или ином виде далеко не академический, а напрямую влияет на национальную безопасность России, поэтому отвечать на него всё равно придётся.
Теперь о денацификации. Возможно ли денацифицировать Украину, не завоевав её всю? Нет, невозможно. Поскольку оставшаяся часть всегда будет плацдармом нацизма и источником ненависти к России. Особенно, если учесть, что подпитывать, вооружать, управлять и направлять эту ненависть русофобски настроенные США и коллективный Запад будут с удвоенной энергией.
Следовательно, нет другого выхода, как полностью зачистить Украину от нацизма. И, наконец, самый главный вопрос: какие механизмы Россия планирует использовать для подавления партизанской, диверсионной и террористической деятельности нацистов и недовольных поражением Украины в СВО? Тем более что опыт такого сопротивления на Украине имеется. Достаточно вспомнить запрещённую в России ОУН-УПА, которая свой последний бой дала советским войскам 14 апреля 1960 года у села Тростянец (Тернопольская область).
В конце лета 2022 года Зеленский подписал указ «О создании консультативного совета по вопросам деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории АР Крым и Севастополя». В нём, в частности, идёт речь и о создании мощного партизанского движения против русских «захватчиков». В ноябре 2022 года сотрудники британской разведки заключили соглашение со Службой безопасности Украины (СБУ) о создании и обучении украинской «партизанской террористической армии».
Они готовятся…