Взвейтесь, «Соколы»...

Американские «Боевые соколы» собираются в Донбасс?

Киев практически выпросил у НАТО истребители F-16, летать на которых на Украине некому. Не исключено, призовут наёмников из ЧВК авиационного профиля
Реклама
Американские «Боевые соколы» собираются в Донбасс?
© flickr.com/bjcc
Взвейтесь, «Соколы»...
Читайте нас на: 

Самолёты не первой свежести

Разговоры о направлении Украине самолётов западных конструкций продолжаются не первый месяц. Вопрос, получит ли Киев боевые машины, о которых так сильно грезит Владимир Зеленский, остаётся открытым. Но, скорее всего, получит, поскольку эскалация войны продолжается.

Германия, помнится, год назад отчиталась о поставках Украине касок и прочих сопутствующих товаров нелетального назначения, а вот речи о тяжёлых вооружениях тогда не шло в принципе. Сегодня же Германия передала Украине тяжёлую бронетехнику, включая танки «Леопард-2», которые уже отметились в Донбассе, но до линии боевого соприкосновения они пока что не дошли. Не исключено, могут появиться и самолёты.

Например, поставки Украине советской техники никого уже не удивляют, это не вызывает протестов даже со стороны России. Да и Запад очередную «красную линию» банально не заметил. Следующий очевидный шаг - появление в украинском небе самолётов F-16 Fighting Falcon, что в переводе с английского означает «Боевой сокол».

Штурмовик А-10А.
© flickr.com/120190673@N02
Штурмовик А-10А.

Впрочем, это не совсем тот самолёт, который требуется Украине в первую очередь. Штурмовик А-10А безусловно был бы предпочтительнее. И хотя нельзя утверждать, будто поставки Киеву военной техники осуществляются исключительно по принципу «Вот тебе, боже, что нам негоже», однако мысли такие возникают.

Дело в том, что в связи с переходом ВВС дружественных США стран на самолёты F-35А «Лайтнинг II» количество истребителей не «первой свежести», например F-16, увеличивается год от года. К тому же, это едва ли не самый дешёвый в эксплуатации боевой самолёт. И хотя за ним прочно закрепился термин «лёгкий истребитель», это не соответствует действительности. Уточним: F-16 - многоцелевой боевой самолёт, способный эффективно работать не только по воздушным, но и по наземным целям. 

МиГ-21 по-американски

Необходимо отметить, что F-16 - первый и, скорее всего, единственный самолёт, требования к которому формулировались, исходя из известной авиационным специалистам теории энергии и манёвренности (Energy-Maneuverability Theory; «Е-М» Theory), которая увязывает динамику истребителя с запасом его энергии. Победителем из воздушного боя, в трактовке этой теории, выходит лётчик, сумевший сохранить энергетическое преимущество, а общий запас энергии самолёта складывается из запасов кинетической энергии (скорости полёта) и потенциальной энергии (высоты).

Как известно, основы теории «Е-М» сформулировал в 1964 году лётчик ВВС США Джон Бойд, который, проанализировав диаграммы эффективности американских и советских истребителей, сделал два вывода:

  • лучшим самолётом воздушного боя является небольшая однодвигательная машина, обладающая низкой нагрузкой на крыло и высокой тяговооружённостью;
  • все истребители ВВС США по манёвренности уступают истребителю МиГ-21 практически во всём диапазоне эксплуатационных режимов полёта.
Советские МиГ-21 оказались лучшими в небе Вьетнама.
© flickr.com/133813370@N04
Советские МиГ-21 оказались лучшими в небе Вьетнама.

Выводы Бойда в целом подтвердили опыт воздушных боёв в небе Вьетнама, где простые и дешёвые истребители МиГ-17Ф и МиГ-21ПФ переиграли тяжёлые, дорогие и сложные «Фантомы». Тогда в минобороны и ВВС США появились сторонники разработки и постановки на вооружение лёгкого самолёта, предназначенного исключительно для ведения воздушных боёв. Они напрямую утверждали: необходима такая же «Красная птица» (Red Bird), как у русских - так в США называли наш МиГ-21, что, впрочем, не означало желания его скопировать. Это будет МиГ-21 по-американски, утверждали сторонники лёгкого истребителя в Пентагоне. Оппоненты же ратовали за тяжёлую машину.

Первый раунд «тихого сражения» остался за традиционалистами - на вооружение ВВС США был принят самолёт завоевания превосходства в воздухе F-15. Машина категорически не устраивала сторонников лёгкого истребителя, однако командование ВВС с порога отвергало любые попытки навязать ещё один самолёт воздушного боя. Аналогичная картина наблюдалась и в авиации ВМС США, где имелась своя «любимая игрушка» - истребитель-перехватчик F-14 «Томкэт».

Кадровые пилоты ВВС выступали как ярые противники лёгкого истребителя. Лёгкие машины в основном продвигали энтузиасты из Пентагона, промышленность и финансисты. Дело в том, что бюджет МО США не позволял заменить самолёты F-4 самолётами F-15 в пропорции один к одному. Именно по этой причине появилась концепция смешанного парка истребительной авиации, состоящего из дорогих тяжёлых и дешёвых лёгких машин - F-15 и F-16.

Разработка и проведение сравнительных лётных испытаний прототипов YF-16 и YF-17 стали следствием усилий скорее политиков, нежели военных. YF-16 проектировался в полном соответствии с нормативами «Е-М»-теории. YF-17 являл собой некий промежуточный вариант между «Е-М»-истребителем и тяжёлым F-15. В итоге победителем конкурса на лёгкий, но не нужный авиации истребитель, командование ВВС признало YF-16. Флот предпочёл YF-17, который трансформировался в F/A-18 «Хорнет».

Истребители YF-16 и YF-17 в совместном полёте, 1972 г.
© Национальный архив США
Истребители YF-16 и YF-17 в совместном полёте, 1972 г.

Развитие темы лёгкого истребителя получило мощный импульс из Европы. Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия в середине 1970-х годов приняли решение об унификации истребительных парков своих ВВС. И фирма «Дженерал Дайнемикс», разработчик F-16, не мытьём так катаньем сумела продвинуть на европейский рынок свою машину.

Ключевым требованием европейцев к единому истребителю была возможность ведения воздушного боя вне визуальной видимости управляемых ракет (УР) «воздух-воздух» средней дальности. Это требование шло вразрез с «Е-М»-теорией и концепцией «американского МиГ-21», вооружение которого ограничивалось бортовой пушкой и двумя управляемыми ракетами (УР) «воздух-воздух» малой дальности. Однако американцы заверили европейских партнёров в способности истребителя F-16 использовать УР средней дальности. Но обещать, как известно, не значит жениться. УР AIM-7 «Спэрроу» включили в ассортимент боевой нагрузки европейских F-16 спустя почти десять лет после принятия на вооружение.

Развитие самолёта F-16 пошло совсем в ином направлении и по принципу: если процесс нельзя прекратить, то его следует возглавить. Именно таким образом поступило командование ВВС США. Постепенный вывод из эксплуатации «Фантомов» привёл к значительному сокращению возможностей в части поражения воздушных целей. Поскольку F-15 являлся чистым истребителем и заменить F-4 в качестве ударной машины не мог по определению, командование ВВС США согласилось на F-16 при условии, что этим самолётом заменят «Фантомы» в истребительно-бомбардировочных эскадрильях.

Но в ВВС США истребительные и истребительно-бомбардировочные эскадрильи именовались и именуются одинаково - истребительные. В сугубо истребительных частях 65% налёта самолётов F-4 приходилось на воздушный бой, а в частях, которые с полным правом можно назвать истребительно-бомбардировочными, те же самые 65% налёта уходило на отработку нанесения ударов по наземным целям. Самолётами F-16 заменили «Фантомы» истребительно-бомбардировочных эскадрилий, в то время как F-15 пришли на смену «Фантомам» в эскадрильях сугубо истребительных.

Самолёты F-16A в 388-м истребительном авиакрыле ВВС США пришли на смену истребителям-бомбардировщикам F-4E. Снимок сделан в 1980 г.
© Национальный архив США
Самолёты F-16A в 388-м истребительном авиакрыле ВВС США пришли на смену истребителям-бомбардировщикам F-4E. Снимок сделан в 1980 г.

Дабы не быть голословным: первой среди частей Европейского командования ВВС США (United States Air Forces in Europe, USAFE) самолёты F-16 получила 313-я эскадрилья 50-го тактического авиакрыла, дислоцированная в ФРГ на авиабазе Хан. Основной задачей 50-го авиакрыла значилось нанесение ударов по наземным целям, в том числе тактическими атомными бомбами В-43 и В-61. Такой вот в ВВС США получился смешанный парк истребительной авиации.

Ни штурмовик, ни перехватчик

В США F-16 официально и по факту использовались как истребители только в авиации Национальной гвардии (истребители-перехватчики) и в эскадрильях под названием «агрессор», которые на учениях имитировали вероятного противника. Совершенствование велось по двум линиям: наращивание эффективности ударов по наземным целям и улучшение возможностей ведения воздушных боёв. Причём первое всегда несколько опережало второе, поскольку командование ВВС США видело в F-16 сначала ударную машину и лишь потом истребитель.

Придание «Боевым соколам» ударных возможностей заставило апологетов «Е-М» уже в 1970-е годы заявить об «убийстве» лёгкого истребителя. Так оно и вышло. Самые первые поступившие в строевые части ВВС США в 1980 году самолёты F-16А/В впору было именовать «голубями мира». Ассортимент вооружения этих машин включал УР «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер», бортовую пушку и свободнопадающие бомбы. При пусках неуправляемых авиационных ракет отмечались частые случаи помпажа двигателя, причём на ликвидацию этого недостатка ушло немало времени.

По вооружению F-16A/B соответствовал лёгкому истребителю, но поступил в истребительно-бомбардировочные части ВВС США. По земле же самолёты могли работать только «железными» бомбами при отсутствии серьёзной прицельной аппаратуры. В Европе F-16 попал в истребительные части, однако европейцы требовали самолёт с возможностью ведения воздушных боёв вне визуальной видимости, чего машина фирмы «Дженерал Дайнемикс» делать не умела. 

Кабина F-16, откидное кресло пилота и боковая ручка управления.
© wikipedia.org
Кабина F-16, откидное кресло пилота и боковая ручка управления.

Модификации самолёта принято обозначать буквами: F-16А - одноместный, F-16B - двухместный вариант F-16A, F-16C - одноместный и F-16D - двухместный вариант F-16C. Самолёты модификаций «С» и «D» относят к второму поколению F-16. Эти машины отличаются от F-16A/B двигателями (Дженерал Электрик F110 вместо Пратт энд Уитни F100), цифровым приборным оборудованием кабин, обновлённым составом БРЭО (включая новую РЛС) и расширенным ассортиментом вооружения (включая УР «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM). 

Большинство эксплуатируемых или недавно снятых с вооружения F-16 способны вести воздушные бои на малых и средних дальностях, наносить удары по наземным целям круглосуточно в простых и сложных метеоусловиях, то есть являются полноценными многоцелевыми боевыми самолётами. В некоторых странах, например в Норвегии, эти самолёты были доработаны под использование противокорабельных ракет. Теперь, возможно, следует ожидать их появления в небе над Чёрным морем. 

В бой идут одни ЧВК

Самолёты F-16А/В уже выведены из эксплуатации в Дании, Израиле, Нидерландах, Норвегии, Португалии. На базах хранения этих стран находится несколько десятков F-16, немалое количество таких же машин ожидает решения своей судьбы на знаменитом американском авиационном кладбище - на авиабазе Дэвис-Монтан.

Проблемы с изысканием самолётов F-16 для Украины, в отличие от машин советской конструкции (МиГ-29, Су-25), не существует. Проблема кроется в другом - в отсутствии у личного состава украинских ВВС опыта эксплуатации F-16, в неподготовленности логистики и аэродромной инфраструктуры.

Западные СМИ, как уже свершившийся факт, отметили начало переучивания украинских лётчиков на самолёт F-16. Вероятно, началось и переучивание инженерно-технического состава. Возможно, ведутся работы по перестройке аэродромного хозяйства. Но это длительный процесс. К примеру, лётно-технический состав ВВС Тайваня приступил к освоению самолётов F-16A/B в США в 1994 году, а первые F-16 появились на Тайване лишь три года спустя. Состояния же полной боеготовности самолёты и лётчики достигли только к 2000 году. Переподготовку украинских лётчиков и техников, возможно, будут форсировать, но сделать это возможно разве что в ущерб качеству.

Пара F-16 ВВС Тайваня.
© flickr.com/stevenweng
Пара F-16 ВВС Тайваня.

В США между тем имеются отлично подготовленные и оснащённые формирования, готовые хоть завтра отправиться на войну. Это компании, специализирующиеся на обеспечении боевой подготовки ВВС, авиации ВМС и КМП США - так называемые частные «агрессоры».

Эскадрильи со статусом «агрессор» появились в ВВС и в морской авиации США в 1970-е годы как своего рода реакция на неутешительные для американцев результаты воздушных боёв во Вьетнаме. Как уже говорилось, эти эскадрильи предназначались для имитации на учениях авиации вероятного противника - прежде всего авиации СССР. В начале 1990-х почти все эскадрильи «агрессор» были расформированы, но уже через десять лет их воссоздали в том числе в образе и подобии частных военных компаний специального назначения: чтобы играть роль противника в учебных боях. Но подлинный ренессанс частных и государственных «агрессоров» случился после воссоединения Крыма с Россией, когда стало понятно, кто противник. 

В последние годы роль и численность ЧВК-«агрессоров» резко возросли. В 2020 году командование ВВС США заключило многолетние контракты на предоставление услуг по выполнению задач боевой подготовки сразу с пятью компаниями такого типа - Air USA, Airborne Tactical Advantage Company (ATAC), Draken International, Tactical Air Support (ТAS) и Top Aces.

Исторически сложилось так, что ЧВК-«агрессоры» эксплуатировали летающий антиквариат: истребители «Хантер», штурмовики А-4 «Скайхок», реактивные УТС L-39 и «Альфа Джет». Однако новый контракт с ВВС США жёстко оговаривает требования к самолётам, на которых оказываются «услуги»: скорость М=0,8-1,5, наличие РЛС и приёмника предупреждения об электромагнитном облучении, способность нести учебные ракеты САТМ (Captive Air Training Missilе), контейнеры с аппаратурой объективного контроля ACMI (Air Combat Manoeuvring Instrumentation) и контейнеры с аппаратурой РЭБ, наличие аппаратуры обмена информацией. Так что теперь самолёт-«агрессор» отличается от современного боевого самолёта только отсутствием вооружения.

Истребитель «Мираж» F1 компании Draken, 2022 г.
© airandspaceforces.com
Истребитель «Мираж» F1 компании Draken, 2022 г.

В свете новых требований ЧВК-«агрессоры» радикально обновили свои самолётные парки, закупив снятые с вооружения истребители F-16A и «Мираж» F.1. Причём масштабы приобретений не уступают возможностям государств средней руки. Например, компания Top Aces пополнила свой парк израильскими F-16A Draken в количестве 29 штук и иорданскими «Мираж» F1 в количестве 25 единиц. Компания Draken в мае 2022 года заключила контракты на приобретение 12 самолётов F-16A/B, снятых с вооружения ВВС Нидерландов, и на 12 норвежских F-16A/B. Так что по объёму самолётного парка ЧВК-«агрессоры» вполне заслуживают титул «теневые ВВС». Любопытный факт: самолёты F-16 из Израиля в США доставлялись украинским Ан-124.

Инженерно-технический и лётный состав компаний наподобие Top Aces или Draken обычно комплектуется из отставников ВВС и морской авиации США, получивших в своё время квалификацию инструктора по боевому применению тактической авиации. Так что пилоты из ЧВК-«агрессоры» - идеальные кандидаты для отправки на помощь киевскому режиму. Тем более, номинально они никак не связаны с Пентагоном, то есть их участие в конфликте на Украине де-юре не будет означать вовлечённость в конфликт Вашингтона. 

Если это произойдёт, то первыми следует ожидать инженеров и механиков с опытом обслуживания техники в полевых условиях, причём меньшим, чем положено по штату, количеством рабочих рук. Вполне себе украинская ситуация. Но первым делом всё равно должны быть самолёты…

Иорданский Mirage F1EJ в строю с американским F-16 Fighting Falcon над Ираком, 1996 г.
© wikipedia.org
Иорданский Mirage F1EJ в строю с американским F-16 Fighting Falcon над Ираком, 1996 г.

Кстати, несколько дней назад министр обороны Украины Алексей Резников, выступая на брифинге в Одессе, пригласил в страну пилотов, имеющих опыт управления истребителями F-16: «Если найдутся пилоты, которые знают, как управлять F-16 и готовы принять участие, иностранный легион готов открыть для них двери». И первопроходцы из числа европейских наёмников вроде бы уже объявились.

Как говорится, до встречи на виражах...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама