Как Трюдо кинул Байдена, а весь мир кинул Гаити
© flickr.com/cfcombatcamera
Максимум, что сделали США - уговорили Канаду послать два корабля для патрулирования прибрежных вод Гаити в рамках операции GLOBAL 2023.

Как Трюдо кинул Байдена, а весь мир кинул Гаити

За многочисленными международными событиями, которым справедливо дают эпитеты «глобальные» и «исторические», потерялась небольшая карибская страна Гаити. Там творится не поддающийся описанию ужас: убийства, бандитизм, грабёж, нищета и болезни. Одним словом, гуманитарная катастрофа. Это происходит прямо в подбрюшье США. Но они сосредоточены на Украине, которая от них за тысячи километров
Реклама
Как Трюдо кинул Байдена, а весь мир кинул Гаити
© flickr.com/cfcombatcamera
Максимум, что сделали США - уговорили Канаду послать два корабля для патрулирования прибрежных вод Гаити в рамках операции GLOBAL 2023.
Читайте нас на: 

Крик о помощи

После убийства президента Жовенеля Моиза в июле 2021 года Гаити, делящая одноимённый остров в Карибском море с Доминиканской Республикой, погрузилась во мрак, какого там, похоже, ещё не было. Столица Порт-о-Пренс и целые районы страны поделены на зоны влияния между бандами, которые вымогают деньги у всех, у кого есть хотя бы карманная мелочь, терроризируют население, убивают. Данью обложен всякий бизнес, хотя говорить о бизнесе в такой ситуации можно только условно. Банды контролируют топливные терминалы и, значит, всю хозяйственную деятельность на Гаити. 

Власти нет никакой. Есть только «представители власти» в виде так называемого «правительства», которое некому охранять. Исполняющий обязанности премьер-министра Ариэль Анри обратился к международному сообществу с призывом направить «внешние вооружённые силы для восстановления порядка» на Гаити. Это не является экстраординарным шагом для страны, чья двухсотлетняя история состоит из череды государственных переворотов и иностранных вооружённых интервенций. Некоторые и за пределами Гаити, и внутри страны раскритиковали просьбу Ариэля Анри о вмешательстве извне как попытку укрепить его претензии на власть. И пока ответом планеты на призыв гаитянских властей является молчание.

Да ну её, эту Гаити…

Первый, к кому апеллируют те, кто называется в стране «правительством», - это Вашингтон, который ещё с начала прошлого века заявился как «главный» на Гаити. И вот «сонный Джо» проснулся. Опасаясь, что хаос приведёт к тому, что ещё большее количество гаитян отправится в Соединённые Штаты, президент Байден попытался было создать некие многонациональные силы, но… без участия американских войск. Как говорится, богатая идея, подкупающая своей оригинальностью и новизной: вместо себя послать кого-то, кто втянулся бы в этот хаос, виновником которого являются сами же США. Это был один из главных вопросов, с которым в конце марта Байден поехал в Канаду. Он хотел убедить канадского премьера Джастина Трюдо в том, что канадский военный контингент может возглавить международные силы по наведению порядка на Гаити.

В гаитянскую трясину легко попасть, да трудно вылезти. Это прекрасно понимают и Байден, и Трюдо.
© globallookpress.com
В гаитянскую трясину легко попасть, да трудно вылезти. Это прекрасно понимают и Байден, и Трюдо.

Замысел американцев был таков: Канада - ближайший союзник США, и если она согласится отправить свой военный контингент на Гаити, то легко будет убедить и других американских союзников для участия в интервенции.

Первоначально Трюдо продемонстрировал некоторую поддержку этой идеи. Но эта самая её «оригинальность», иначе говоря, наглость американцев, возмутила даже во всём угождающего Штатам Трюдо. В самый канун визита Байдена в Оттаву The New York Times выдала забавную статейку, в которой сообщалось, что «теперь уже маловероятно, что Трюдо согласится возглавить какое-либо подобное вмешательство (на Гаити), как надеется администрация США». А кроме того, были и другие сигналы о том, что Канада не в восторге взвалить на себя проблему Гаити. Перед визитом Байдена канадские официальные лица пытались всячески обойти вопрос об использовании вооружённых сил страны для подавления насилия на Гаити.

Одним словом, во время переговоров Трюдо с глазу на глаз сказал Байдену, что канадцы в этой затее участвовать не будут. А на публике, на итоговой совместной пресс-конференции Байден заявил: «Самое большое, что мы могли бы сделать, и на это потребуется время, - это повысить вероятность того, что полицейское управление Гаити сможет решать проблемы». А кроме того, «США изучают, может ли ООН сыграть роль в подавлении там насилия». И всё!

Виновных к ответу!

Ужас с попеременным затиханием и очередными вспышками насилия творится на Гаити уже более 200 лет. И никто из официальных лиц на Западе не хочет указать на корень гаитянских зол. А между тем, это - США и Франция. Вопрос не в том, что США, Канада или кто-то ещё из западных стран не хочет вмешиваться во внутренние проблемы Гаити по причине их трудоёмкого решения. Дело в том, что Западу, и особенно Соединённым Штатам и Франции, выгодно попросту забыть, выбросить Гаити из международной информационной повестки.

И всё потому, что прозябающая в ужасающей нищете страна есть живое обличение Соединённых Штатов и Франции, которые на протяжении двух веков выкачивали из этого островного государства все её финансовые и экономические соки.

Американцы сменяли французов, спокойнее от этого не становилось.
© flickr.com/expertinfantry
Американцы сменяли французов, спокойнее от этого не становилось.

Корень страданий Гаити - это выкуп, который страна платила своим же поработителям за свою свободу. Это - гигантская сумма, которую спустя два века потребовал вернуть Гаити её бывший президент Жан-Бертран Аристид (подробнее об этом чуть ниже). Любое упоминание о нынешних проблемах и о путях их решения неминуемо ассоциируется с вопросом о возвращении гаитянам всего того, что они были принуждены платить своим фактическим метрополиям - Франции и США. Именно поэтому Гаити снята с международной повестки дня. Страна на карте мира есть. Но в сознании мировой «элиты» и, значит, в сознании всего мира её нет. Чтобы понять суть вопроса, надо вспомнить историю. Как всегда, все нынешние мировые проблемы имеют исторические корни. Для Гаити её история - это то, что может стать орудием решения актуальных проблем.

Ужасный конец? Ужас без конца! 

Хорошо известно, что Гаити стала первой страной в Новом Свете, которая обрела независимость от колонизаторов. Восстание рабов во французской колонии в Карибском море, начавшееся в 1791 году, привело к успешной революции в 1804 году. Гаити провозгласила независимость, предварительно разгромив военную экспедицию, посланную Наполеоном для усмирения бунта. Но богатые французские колонисты продолжали настаивать на отвоевании территории, и они осуществили свои надежды, когда Бурбоны вернулась к власти.

В 1825 году эскадра французских военных кораблей, вооружённых примерно 500 пушками, замаячила у побережья Гаити. Посланник короля Франции, Анж Рене Арман, барон де Макау, выдвинул устрашающий ультиматум: либо выкуп в качестве репараций бывшим рабовладельцам, либо Гаити ждёт новая война. Взамен независимости Гаити он потребовал пять ежегодных выплат в размере 30 миллионов франков наличными. Гаитяне были вынуждены согласиться перед угрозой неминуемой расправы и возвращения рабства. 

Польские легионы армии Наполеона на Гаити были разбиты.
© wikipedia.org
Польские легионы армии Наполеона на Гаити были разбиты.

Но у Гаити не было таких денег. И потому король Франции дал барону де Макау вторую миссию: обеспечить, чтобы бывшая колония взяла кредит в молодых французских банках для осуществления платежей. Это получило известность как «двойной долг» Гаити - выкуп и ссуда для его выплаты. Невероятное бремя, которое дало толчок молодой парижской и международной банковской системе, поставило Гаити на путь бедности и отсталости. Одни только комиссионные французским банкирам превышали общие доходы Гаити в 1825 году.

И это было только начало. «Двойной долг» подтолкнул Гаити к циклу долгов, который сковывал страну более ста лет, истощая большую часть её доходов и подрывая способность создавать инфраструктуру независимой страны. Хотя правительство Гаити произвело последние платежи, связанные с его бывшими рабовладельцами в 1888 году, долг был далёк от погашения: чтобы завершить его выплату, Гаити взяла взаймы у других иностранных кредиторов, которые претендовали на значительную долю национального дохода на десятилетия вперёд.

Как указывается в обширном исследовании, опубликованном в The New York Times, к 1911 году 2,53 доллара из каждых 3 долларов, получаемых Гаити от налогов на кофе, самого важного источника дохода, шли на выплату долгов французским инвесторам.

Кстати, любопытно знать, что схема обирания Гаити принесла бешеные прибыли французскому банку, который помог финансировать строительство Эйфелевой башни, - Crédit Industriel et Commercial. Этот банк десятилетиями контролировал из Парижа национальную казну Гаити и в конечном итоге стал частью одного из крупнейших финансовых конгломератов Европы. Так что нынешний символ Парижа, Эйфелева башня, построен в буквальном смысле за счёт рабского труда гаитян.

Башня построена фактически на гаитянские деньги.
© РИА Новости
Башня построена фактически на гаитянские деньги.

Без бремени «двойного долга» Гаити могла бы расти такими же темпами, как и её соседи по Латинской Америке. По подсчётам финансового историка Виктора Балмер-Томаса, потери Гаити поразительны. По нынешнему курсу это около 115 миллиардов долларов. По данным экспертов, если бы Гаити не была вынуждена платить своим бывшим рабовладельцам, доход на душу населения на Гаити в 2018 году мог бы быть почти в шесть раз выше, примерно таким же, как в соседней Доминиканской Республике. Целые поколения гаитян были вынуждены работать, иногда за небольшую плату или даже бесплатно, на благо французов. Отголоски той чудовищной несправедливости до сих пор разносятся по всей стране в её трущобах.

Устали? Пришла смена

В начале ХХ века к французским грабителям присоединились американские. Богатство Гаити привлекало Уолл-стрит. National City Bank of New York, предшественник нынешней Citigroup, вытеснил французов и помог спровоцировать американское вторжение на Гаити в 1915 году. Это была одна из самых продолжительных военных оккупаций в истории Соединённых Штатов. Американские войска пробыли на Гаити до 1934 года, полностью контролируя производство кофе и всю финансовую систему страны.

Американцы заменили французов в качестве доминирующей силы на Гаити. Они не просто контролировали национальный банк Гаити. Они установили марионеточное правительство, под дулом пистолета распустили парламент, укоренили сегрегацию, расстреляли протестующих и переписали местную конституцию, которая теперь позволяла иностранцам владеть собственностью впервые после обретения независимости Гаити.

Военная оккупация была оправдана как «жизненно важная для защиты американских интересов в регионе и укрощения хаоса на Гаити». Соединённые Штаты изображали вторжение как «цивилизаторскую миссию», потому что, как писал госсекретарь Роберт Лансинг в 1918 году, «африканская раса лишена какой-либо способности к политической организации» (движение чернокожих Black Lives Matter, BLM, сегодня наглядно демонстрирует это Штатам).

Американец позирует с мёртвыми гаитянами, убитыми пулемётным огнём морской пехоты США, 11 октября 1915 г.
© wikipedia.org
Американец позирует с мёртвыми гаитянами, убитыми пулемётным огнём морской пехоты США, 11 октября 1915 г.

Как уже сказано, за оккупацией стоял National City Bank of New York. К 1922 году его филиал купил все акции национального банка Гаити и ссудил Гаити ещё больше денег, прежде получив гарантию от американского правительства, что весь этот долг будет ему погашен. В итоге банк контролировал почти весь внешний долг Гаити. Согласно ежегодным финансовым отчётам, National City Bank of New York высасывал четверть доходов страны в течение следующего десятилетия, то есть до 1932 года.

Отдайте наши деньги!

В 2003 году Жан-Бертран Аристид, бывший священник, который стал первым демократически избранным президентом после десятилетий диктатуры, начал кампанию с требованием, чтобы Франция вернула Гаити всё, что отобрала у неё как минимум за 100 лет независимости. Это была широкая информационная кампания. Об этом говорилось в телерекламе, об это кричали уличные билборды. Этим занималась команда юристов, готовившая международный иск от имени Гаити.

Подсчитав убытки Гаити, команда Аристида представила счёт: 21 685 135 571,48 доллара. И это был мизер по сравнению с уже упомянутыми нами оценками в 115 миллиардов долларов.

В ответ французское правительство создало общественную комиссию якобы для «изучения» отношений между двумя странами, но тихо поручило ей «не говорить ни слова в пользу реституции». Это признал в интервью The New York Times в то время посол Франции на Гаити Тьерри Буркар. Комиссия отклонила претензии Аристида как «уловки демагога».

Затем случилось ожидаемое: французское правительство помогло отстранить Аристида от власти, заявив, что оно пытается не допустить, чтобы на Гаити, охваченной беспорядками, началась гражданская война. В дело вмешались и США. В сопровождении сотрудников службы безопасности американские дипломаты «попросили» Аристида написать заявление об отставке, насильно посадили его в самолёт и вывезли в Центральноафриканскую республику, где он пробыл несколько лет.

Жана-Бертрана Аристида «попросили» и с должности, и с острова.
© 06_flickr.com/123703227@N02
Жана-Бертрана Аристида «попросили» и с должности, и с острова.

Мораль: не надо требовать от французов и американцев того, что они отобрали у твоего народа. Два бывших колонизатора Гаити охарактеризовали свои совместные действия как «гуманитарную миссию по предотвращению надвигающейся гражданской войны на Гаити».

Несмотря на отстранение Аристида, проблема не исчезла. В мае 2015 года в ту пору президент Франции Франсуа Олланд ошеломил аудиторию, собравшуюся на открытии мемориального центра работорговли в Гваделупе, когда назвал выплаты Гаити своим бывшим рабовладельцам «выкупом за независимость». «Когда я приеду на Гаити, - сказал он, - я выплачу наш долг». Но обещание было недолгим. Спустя несколько часов помощники Олланда пояснили журналистам, что президент говорил только о «моральном долге» Франции перед Гаити, а не о какой-либо финансовой компенсации.

Этому не будет конца

Требование президента Аристида о финансовой реституции со стороны Франции было, по сути, главной причиной его изгнания из страны. Но здесь у американцев и французов была дополнительная выгода. Заткнув рот Аристиду, они положили конец его шумной кампании, которая угрожала взорвать отношения Франции со всеми её бывшими колониями и отношения США - со всем миром. И потому про Гаити никакая ООН, полностью подчинённая Штатам, вспоминать не будет. Об этом не будут говорить ни США, ни Франция - никто на Западе. Иначе опять кто-то вспомнит про Crédit Industriel et Commercial и National City Bank of New York. А их преемники ничего Гаити отдавать не собираются и не хотят.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама