Неспортивная суть большого спорта
Интриги высоких достижений
Как-то совсем незаметно спорт высоких достижений превратился в инструмент политики… Впрочем, это одна точка зрений. По другой, спорт всегда был политически ангажированным, и отрицать это невозможно. Особенно сегодня - в XXI веке. Поэтому ни о какой справедливости речи не идёт. И о честности тоже.
Примеров этому масса: вердикты Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в отношении России, зимняя Олимпиада на фоне ядерной угрозы Северной Кореи, надуманные допинговые скандалы, громкие, по большей части подстроенные, отстранения от состязаний, массовые ограничения и запреты, придуманные спортивными функционерами буквально на ходу. Это потому, что у чиновников от спорта, работающих на мировом уровне, что не удивительно, есть «своя родина» и политический заказ на рекорды.
Участники спортивных состязаний, пусть и не напрямую, тоже выказывают преданность своему государству, присущим ему идеалам и, в лучшем случае, посредством своих физических возможностей транслируют их на мировой арене. А порой действуют, словно штатные пропагандисты и агитаторы. Всё это превратило спортсменов едва ли не в солдат на поле брани.
И речь не просто о каких-то склоках. Большой спорт - это инструмент большой политики. Известны случаи, когда спорт подчёркивал правосубъектность государства, иногда даже частично признанного или признанного на сомнительных основаниях. Разумеется, в пользу того, кто «музыку заказывает». Так произошло, в частности, с самопровозглашённой республикой Косово, которую признали только 90 государств из 193 членов ООН (цифры периодически меняются, поскольку некоторые государства меняют позицию по этому вопросу). Тем не менее косовские спортсмены как ни в чём не бывало выступают на международной арене. Такая же ситуация с Тайванем и Палестиной, а вот спортсменам из Южной Осетии или Приднестровской Молдавской Республики в таком праве отказано.
Чего уж говорить о спортсменах из ЛНР и ДНР? В общем, происходит наглядное деление на угодных и неугодных в соответствии с «особым мнением» США, где вся политика, в том числе и внутренняя, построена на двойных стандартах.
Не стали исключением и Олимпийские Игры - самое значимое событие современного спортивного мира. Ввиду того, что Международный олимпийский комитет имеет свои вполне очевидные пристрастия (и практически не скрывает их!), решения этой структуры далеко не всегда справедливы, что наша страна в полной мере прочувствовала на себе. Чего только стоит «разрешение» российским спортсменам участвовать в играх исключительно под белым флагом ОКР и без гимна своей страны. По политическим причинам в своё время отстраняли Германию, Японию, ЮАР, Афганистан. Однако в случае с ними политические мотивы лежали на поверхности, а в случае с Россией всё «припорошили» допинговыми разбирательствами и «показаниями» таких персонажей, как Григорий Родченков, сбежавший за океан.
Но сегодня очевидно, что так называемые допинговые скандалы - всё это ерунда, что это был во многом искусственно созданный повод ударить по Москве, которая отказалась подчиняться правилам, придуманным коллективным Западом. Они и работают в связке, что наглядно демонстрирует реакция некоторых американских партнёров: только Россию с горем пополам допустили до участия в Олимпийских играх (с очередной массой условий), как тут же активизировалась Польша, категорично заявившая о возможном бойкотировании Игр, если решение о выступлении российских спортсменов всё же будет принято.
Что касается МОК, то и его двуличность тоже проявилась во всей красе. Глава организации Томас Бах говорит, что спорт, дескать, должен быть объединяющей силой, а Олимпийские игры оставаться политически нейтральными, и в то же самое время происходит отсеивание российских спортсменов по их политическим взглядам. Ну как это понимать?
Как желание отыграться на спортсменах, на народе? При этом с пафосной циничностью заявляется, что граждане страны за действия властей ответственности нести не должны и не будут. Или все спортсмены вдруг в одночасье стали ведущими политическими деятелями своего государства? Да вроде бы нет... Если, конечно, не политизировать спортивные достижения и не смешивать спортивные рекорды с идеологией.
По ту сторону рекордов
Хотя надо ещё разобраться, сколько в давлении на наших спортсменов идеологии в чистом виде и сколько там желания «механическим» способом избавиться от серьёзных конкурентов? Это настолько очевидно, что многие зарубежные спортсмены, для которых российские как раз и являются противниками в рамках соревнований, высказываются за их участие: сложно считать себя настоящим победителем, когда не с кем потягаться на равных.
Мне кажется, что те, кто выступают за честный спорт без политики, думают именно так. С другой стороны, отсеивание сильных спортсменов по совершенно не спортивным причинам, склоняет чашу весов в пользу тех, кому победа в честной борьбе не светит, не светит и соответствующее материальное вознаграждение. Но если мотивы исключительно политические или меркантильные, а распределение мест на пьедесталах просто побочный эффект, вопрос о настоящем спорте отпадает сам собой. Это, если хотите, уже спортивная коммерция.
Помимо очевидных препятствий в виде официальных ограничений и запретов существуют и более скрытые инструменты влияния на соревнования и их результаты. Это делается в том числе ради того, чтобы спортсмены политически неугодной страны фигурировали в медиапространстве как можно меньше. Не будет победы - не будет и повода говорить как о самом спортсмене, так и о его стране. Причём намеренно организованное забвение иной раз способно нанести профессиональной судьбе спортсмена не меньший ущерб, чем упоминания негативные.
Нечестное судейство в спорте тоже далеко не новость, и тоже может использоваться в неблаговидных целях. Например, Олимпиада-2020. Как известно, художественная гимнастика, как и фигурное катание, и синхронное плавание уже сами по себе довольно субъективные виды спорта. Здесь многое зависит от оценки судей, а они, увы, обычные люди и не всегда могут быть абсолютно беспристрастными: на чью-то ошибку закроют глаза, за другим спортсменом будут смотреть вдвое пристальней - может, даже обнаружат то, чего не было. Именно по этой причине вопросы к судейству всегда были и никогда не прекратятся.
Олимпиада в Токио запомнится не только первой победой Израиля в художественной гимнастике, но и колоссальным количеством протестов. И вопросы к судейству были далеко не только у российской стороны. Особенно бросилось в глаза то, как долго тянули судьи с выставлением оценки Дине Авериной за ленту. Было похоже, что арбитры пытались подсчитать, какой суммы будет достаточно, чтобы уколоть Россию побольнее. И ведь высчитали эти унизительные 0,150 балла. И, словно вовсе без раздумий, удивительно быстро отклонили протест российской стороны.
Ни в коем случае не хочу сказать плохо о Линой Ашрам. Программы израильской спортсменки были действительно сильными, а её саму изначально называли главным конкурентом сестёр Авериных. Но вопросы всё же остались. Не к израильской спортсменке, а к судьям, правилам, системе оценки…
Стоит признать, есть и «технические» моменты. Один из факторов, влияющий на работу судейства - скорость выступлений, которая растёт с каждым годом. Гимнасткам нужно успевать сделать намного больше за всё те же полторы минуты. В таких условиях судьи могут просто не заметить какой-либо детали, которая в дальнейшем окажет значительное влияние на результаты. Поэтому каждый из критериев оценивается несколькими судьями. Хотя и это не даёт гарантии, что удастся избежать крайне досадных моментов. В конце концов даже профессиональной гимнастке затруднительно достоверно просчитать свою же итоговую оценку - слишком много факторов нужно учесть. Именно по этой причине судейская бригада состоит из 12 человек.
Справка
В целом арбитры учитывают три компонента: сложность (2 судьи оценивают технику исполнения, ещё 2 судьи оценивают технику работы с предметом), артистизм (4 судьи) и исполнение (4 судьи). Два последних формируют наиболее субъективную из двух оценку - Е.
Оценка D (difficult). Это - трудность (сложность). Она хорошо известна тренерам и самим гимнасткам, поскольку высчитывается в момент составления программы и складывается из стоимости всех элементов в упражнении.
Оценка E (execution). Это - техническая часть. Она считается от обратного путём минусования от 10 баллов. Сумма снижается за различные помарки/ошибки/неточности при выполнении гимнасткой упражнения. Снизить могут даже в том случае, если сочтут, что движения гимнастки не совпали с музыкой. Именно из-за этой оценки бывает совершенно ничтожный разрыв в несколько сотых или даже тысячных балла.
Подгонка правил
Нельзя исключать и вероятность того, что проблема лежит куда глубже, чем предвзятость судейской комиссии. Она может крыться в правилах и системе оценки выступлений спортсменок. Их, как известно, устанавливает Международная федерация гимнастики (FIG), а уже исходя из них каждая страна формирует собственные. Тем не менее, правила каждой отдельной страны имеют вес только непосредственно на её территории, на международных соревнованиях действуют те, которые устанавливает FIG. Осмелюсь предположить, что правила изначально могли быть составлены таким образом, чтобы склонить чашу весов не в пользу российских гимнасток.
И хотя формально правила будто бы одни для всех, особенности оценки упражнения влияют на многое. Прыжки, равновесия, повороты - нет человека, который выполнял бы идеально абсолютно всё. А сильные и слабые стороны спортсменок не так уж и сложно выявить, проанализировав их выступления. А значит, и систему оценивания, в определённой степени, можно подогнать под нужный результат, если, конечно, задаться целью. В таком случае и оспорить результаты значительно сложнее.
Кто-то вполне справедливо заметил, что большой спорт на то и большой, что победителем может быть только сильнейший. А разве умение адаптироваться к ситуации, к правилам и преодолевать препятствия не является одним из главнейших качеств профессионального спортсмена, лидера, победителя? Да, является. Однако правила - это не то, что должно подстраиваться под кого-то. Правила должны быть той золотой серединой, которая даёт шансы всем и каждому. В них не должно быть места «перекосу» в чью бы то ни было пользу. Правила - это то, что помогает выявить лучшего, но никак не «назначают» победителя. Если не могут быть беспристрастными люди, то правила могут и обязаны быть беспристрастными. Только так, и никакой политики, никакого пристрастия, никакой предрасположенности!
О том, насколько ощутимым может быть перекос в правилах, я хорошо знаю и как спортсменка. После одного из очередных изменений в правилах у нас в прострации оказалась едва ли не половина группы, поскольку новые «справедливые» условия очень сильно били именно по их сильным сторонам, а наибольшие баллы можно было заработать на чём-то совершенно противоположном тому, на что можно было сделать ставку прежде. Гимнасток попросту лишили выбора.
Именно на этот перекос указывала и президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России Ирина Винер-Усманова. Она высказала мнение, что делается это в первую очередь для того, чтобы на пьедестале были не только российские гимнастки, но и более слабые представительницы других стран. После дисквалификации она не стала упрашивать FIG о снисхождении и сосредоточилась на работе над российскими правилами. И они уже были опробованы на турнире.
Случай с Валиевой
С совершенно иной внешне, но в сути всё с той же политической проблемой столкнулась наша фигуристка Камила Валиева. Удар по ней (и не в последнюю очередь по стране) нанесли не только самим допинговым обвинением, но и колоссальным давлением, сотканным из множества проверок и интриг. Уже после командного турнира Олимпиады-2022 стало известно, что взятая значительно раньше допинг-проба Валиевой дала близкий к погрешности положительный результат на триметазидин. Спортсменку допустили до личного турнира Игр, где она стала четвёртой. Затем стало известно о требовании Всемирного антидопингового агентства (WADA) вынести решение о дисквалификации Валиевой на четыре года за нарушение антидопинговых правил. И это при том, что за всё время никакой версии, объясняющей нахождение запрещённого вещества в организме спортсменки, кроме случайного попадания крупиц сердечного лекарства её дедушки, официально озвучено не было.
«Этот удар, который наносили по одному спортсмену, он пришёлся по всем. Ведь задача, ну, по большому счёту, уже практически сил зла заключается в том, чтобы нас всех перессорить, нас всех стравить друг с другом, сказать, что мы никто, что мы ничего не можем […] Но не получается у них каждый раз», - подчеркнула официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Во всей этой ситуации примечательно и то, что Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), наряду со Всемирным антидопинговым агентством (WADA) и Международным союзом конькобежцев (ISU), подало апелляцию в CAS на решение своего дисциплинарного антидопингового комитета, которым было установлено отсутствие вины Камилы Валиевой в нарушении антидопинговых правил. Получается, права была Мария Захарова - Западу удалось вбить клин в наше спортивное сообщество? Или это была примитивная зависть к спортсменке, которая умеет делать то, что не по силам другим? О, спорт!..
У кошки четыре ноги… даже у русской
Впрочем, стоит ли сомневаться в сути всех этих многочисленных «спортивных» нападок, если политически неугодными оказались даже котики российского происхождения. Международная федерация кошек (FIFE) запретила нашим котам участие в конкурсах, поскольку западные кошатники «не могут наблюдать злодеяния и ничего не предпринять». Ограничения в отношении заводчиков собак из России ввела и Международная федерация кинологов. Получается, в ответе за специальную военную операцию не только российские спортсмены, но и коты с собаками. Осталось наказать только российских рептилий.
Впрочем, история спорта наглядно показывает, что с политикой он был тесно переплетён во все времена, но по-разному. Например, в Древней Греции, откуда есть пошло олимпийское движение, на время проведения Олимпийских Игр останавливали войны. Сегодня же манипулирование спортом как политическим инструментом в первую очередь связано с процессами глобализации, значительным развитием информационных технологий и популярностью международных спортивных состязаний. Поэтому неудивительно, что различные политические деятели разглядели в спорте возможности для достижения целей, никак со спортом не связанных.
И всё испортили. Потому, что это уже не спорт.