На трезвую ли голову Финляндия вступила в НАТО?
А был ли нейтралитет?
Через день после вступления Финляндии в Североатлантический альянс лидер Социал-демократической партии Санна Марин подала заявление об отставке с поста премьер-министра, поскольку партия проиграла парламентские выборы. Но след в истории она успела оставить неизгладимый. Во-первых, тем, что в буквальном смысле приложила нечеловеческие усилия, чтобы впихнуть Финляндию в НАТО, во-вторых, запомнятся соотечественникам её крутые алкогольные вечеринки. Поэтому есть мнение, что нейтральный статус Суоми потеряла не на совсем трезвую голову.
Хотя было бы что терять, поскольку нейтралитет Финляндии уже давно скорее миф, чем реальность. Не секрет, что в рамках общей политики обороны и безопасности ЕС Финляндия в случае конфликта имела право на помощь других членов сообщества по Договору о Европейском союзе - статья 42.7. А в ответ должна была гарантировать соответствующую помощь Евросоюзу, что в частности подтверждается участием Хельсинки в программе военной помощи Украине. Кроме того, Финляндия состоит в группе Nordic Defence Cooperation - это организация, обеспечивающая сотрудничество стран Северной Европы в области обороны, в которую также входят Дания, Исландия, Норвегия и Швеция.
С учётом того, что у Финляндии были официальные соглашения о сотрудничестве как с НАТО (c 1995 г.), так и с США, а на её территории регулярно проводились совместные военные учения, нейтралитет этой страны можно назвать совсем условным. Наконец, финские военнослужащие принимали и продолжают принимать участие в различных операциях западных коалиционных сил за границей - от Ирака и Ливана до Мали, Сомали и Косово. Какой уж тут нейтралитет?
Брюссельский плацдарм
Скорее, произошедшее можно назвать стратегической победой США, чьи предприятия военно-промышленного сектора будут поставлять в Финляндию новые системы вооружений. Вряд ли это произойдёт прямо сейчас, но в любом случае финны будут вынуждены закупать новые виды техники и боеприпасов, поскольку её собственный ВПК узко специализирован на производстве бронемашин и миномётных систем. А с учётом границы с Россией протяжённостью в 1271 километр, её придётся чем-то прикрывать (Брюссель потребует) от «российской агрессии» - поэтому Хельсинки гарантированно будут навязаны реактивные системы залпового огня, боевая авиация (F-35 уже стоят в плане закупок), а также системы ПВО.
Так что вооружённые силы Финляндии просто обязаны будут пройти дополнительную модернизацию, а на территории страны разместят многонациональный батальон оперативного реагирования, как это уже было в Польше. И другого не дано, поскольку самая длинная граница НАТО с Россией теперь проходит по восточному рубежу именно Финляндии. И этот факт, как нетрудно предположить, будет служить оправданием для дальнейшей милитаризации нашего соседа.
Не стоит забывать, что Финляндия также входит в Арктический совет, хотя имеет выход лишь в Балтийское море, зато США, теперь уже как соратник по оружию, имеют нездоровый интерес к присутствию в Арктическом регионе. И если прежде Хельсинки были нацелены на сотрудничество с Россией в высоких широтах и производили для нас ледоколы (кстати, для Китая тоже), то сейчас всё определённо изменится. Последний заказ от компании «Норникель» был заблокирован в 2022 г. из-за санкций, и теперь образовавшийся вакуум, скорее всего, заполнят страны НАТО. С большой долей вероятности можно ожидать, что финские верфи будут переориентированы на военные рельсы.
Не исключено, что Финляндия может стать ещё одним плацдармом НАТО для всякого рода диверсий и операций в духе гибридной войны. Да и стала уже. Ещё в 2017 году в Хельсинки был развёрнут некий «Центр передового опыта противодействия гибридным угрозам», который был совместным проектом ЕС и НАТО, где как раз и разрабатывались как методы асимметричной войны против России, так и формировался соответствующий информационный контент для информационных манипуляций. Одним из направлений таких манипуляций являются подстрекательства насчёт территориальных претензий к России.
Продались с потрохами
Основой финского нейтралитета до недавних пор был Парижский мирный договор Советского Союза с Финляндией от 1947 года, который накладывал на финнов (как и на других бывших членов гитлеровской коалиции) ограничения, касающиеся обычных и ядерных вооружений. Но 21 сентября 1990 года Финляндия в одностороннем порядке заявила, что военные ограничения Парижского договора (кроме ядерного оружия) более не являются актуальными и потеряли силу. Формальным поводом для такого решения послужил заключённый в 1990 году в Москве договор, согласно которому СССР, Франция, Британия и США отказывались от своих прав и обязанностей в отношении ФРГ и ГДР.
Теоретически новая Германия должна была восстановить свой суверенитет, но на самом деле оказалась в зависимости от НАТО и Вашингтона. Кстати, в этом договоре «Два плюс четыре» был пункт, согласно которому объединённая Германия подтверждает, что с немецкой земли будет исходить только мир, и отказывается от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием. Но Москву обманули и здесь. На территории Германии уже давно находится ядерное оружие США. Возвращаясь к Финляндии, отметим, что на тот момент СССР не возражал против одностороннего прекращения Парижского соглашения, но вряд ли ожидал, что Хельсинки фактически сразу запустят процесс перевооружения.
Есть ещё и юридический нюанс, касающийся особой территории, входящей в Финляндию. Это Аландские острова, которые находятся в стратегически важном районе Балтийского моря, на входе в Ботнический залив. Острова имеют особый демилитаризованный статус и формально являются автономией. И когда Финляндия вошла в ЕС, нейтральный статус Аландских островов был подтверждён, поэтому его жители не подлежат призыву в вооружённые силы страны. Но фокус в том, что в Уставе НАТО нет каких-либо правил в отношении демилитаризованных зон, в результате проявляется явное противоречие с финским законодательством. Хотя вряд ли аландские шведы горят желанием идти на военную службу и тем более нести дополнительное бремя расходов на оборону, на которые обречены остальные налогоплательщики Финляндии.
Но состоять в НАТО и быть свободным от НАТО вряд ли получится, особенно, когда продался с потрохами.
Наш ответ «горячим парням»
Ранее постпред РФ при Европейском союзе Владимир Чижов предупреждал, что вступление Финляндии в НАТО автоматически поднимает вопрос статуса двух территорий - Аландских островов и Сайменского канала. Если с Аландскими островами ситуация довольно спорная, то в отношении канала всё предельно ясно.
Сайменский канал - это судоходный канал между финляндской Сайменской озёрной системой и российским Выборгским заливом. Общая протяжённость канала с морским фарватером - 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км (включая 14,4 км подходного фарватера в Выборгском заливе). Чтобы иметь доступ в Балтийское море, Финляндия арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию. С 2022 года из-за санкций судоходство по каналу практически приостановлено, из-за чего финны несли серьёзные убытки. Теперь, видимо, вопрос будет решаться ещё более жёстко.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор кафедры Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич отмечал, что режим Сайменского канала будет пересмотрен: «Думаю, это будет вопрос принципиального закрытия Сайменских озёр и выхода для этого внутреннего водного массива в Балтийское море и Мировой океан. Наши отношения с финнами с 1950-х до текущего времени были особыми. И финнам разрешалось то, что другим не разрешалось никогда. И сейчас, конечно, эти договорённости - часто неформальные - подвергнутся пересмотру. Финны это не учитывали, начав дискуссию о вступлении в НАТО».
Ещё в мае 2022 года сообщалось, что Россия может пересмотреть заключённый с Финляндией договор об аренде Сайменского канала, если страна вступит в НАТО. Теперь это стало очевидным.
Даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы понять, насколько расширилась угроза, исходящая от НАТО в географическом ракурсе. От Санкт-Петербурга до границы с Финляндией всего 148 км, а до Мурманска - около 200 км. А там и до главной базы Северного флота Североморска рукой подать. При этом ракетные установки НАТО теперь могут располагаться на финской территории. Понятно, что будет милитаризироваться и граница с Россией.
Ответные меры потребуют привлечение дополнительных сил и ресурсов. Но в условиях специальной военной операции на Украине другого выхода нет. И вряд ли финны будут в восторге. Впрочем, их предупреждали, как только Финляндия засобиралась в НАТО.