Возвращение Дамаска, «изгнанного сына»
Лига арабских государств одобрила возвращение Сирии в свои ряды на встрече за закрытыми дверями в Каире в воскресенье, 7 мая. Это даёт Башару Асаду право принять участие в саммите Лиги в Джидде, Саудовская Аравия, 19 мая сего года, что укрепит выход Дамаска из статуса изгоя.
Сирия возвращается в лоно арабской семьи спустя 12 лет после начала антиправительственного восстания, спровоцированного Западом и быстро перешедшего в гражданскую войну. За это время в стране погибло не менее полумиллиона человек, почти половина 23-миллионного населения страны бежала из Сирии или стала внутренне перемещёнными лицами.
Справка
Межправительственная региональная организация Лига арабских государств (ЛАГ) была создана 22 марта 1945 г. в Каире на конференции арабских государств, в которой принимали участие 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне - Иордания) и Йемен. В 1950 г. ЛАГ была признана ООН в качестве региональной организации и получила статус наблюдателя. В настоящее время в состав ЛАГ входят 22 государства.
Высший руководящий орган - Совет ЛАГ, в котором каждый член имеет один голос.
В 1979 - 1989 гг. Египет был исключён из ЛАГ из-за подписания мирного договора с Израилем. С 22.02.2011 по 25.08.2011 было приостановлено членство Ливии. Под нажимом арабских союзников, США и Израиля 12.11.2011 г. из ЛАГ изгнана Сирия.
Новые возможности, старые проблемы
После многих лет тупиковой войны правительство Асада надёжно контролирует, разумеется, не без помощи российских ВКС, большую часть страны, прежде всего, города. Оппозиционные же формирования, в том числе курдские силы, которых поддерживают США, удерживают большую часть северных и восточных районов Сирии. Такое положение, по мнению экспертов, вряд ли изменится скоро, в том смысле, что оппозиция не имеет возможности свергнуть режим Башара Асада в ближайшее время.
Все понимают, что успех, достигнутый в минувшее воскресенье, не может сразу же решить массу сложнейших задач, стоящих сегодня перед Дамаском и связанных с восстановлением страны. Без значительных инвестиций беженцев будет сложно вернуть в Сирию, где примерно 90% населения живёт за чертой бедности, местная валюта девальвирована на 75%, а инфляция составляет примерно 55%.
Возвращение Сирии в ЛАГ открывает перед страной дополнительные возможности договариваться с арабскими странами о предоставлении помощи и совместном решении различных проблем, например, в борьбе с наркобизнесом. Тяжёлое экономическое положение искушает сирийцев заняться контрабандой наркотиков, что вызывает серьёзное беспокойство в других арабских странах. На одной из встреч в Аммане, посвящённой подготовке к повторному приёму в ЛАГ, Дамаск согласился предпринять шаги, чтобы положить конец контрабанде каптагона, амфетамина, вызывающего сильное привыкание.
Консенсуса нет? Консенсус есть
Комментируя повторный приём Сирии в ряды ЛАГ, ведущие западные СМИ акцентируют внимание на отсутствии консенсуса. Катар до сих пор остаётся, пожалуй, самым заметным противником Сирии, что фактически подтвердил премьер-министр Мухаммед бин Абдуррахман Аль-Тани. Он заявил, что причины, имевшиеся для исключения сирийского режима из состава ЛАГ двенадцать лет назад, остаются до сих пор. Однако после принятого в воскресенье решения о повторном приёме Дамаска в ЛАГ, в Дохе заявили, что не будут больше чинить препятствия для «арабского консенсуса».
Кувейт также не поддержал поначалу нормализацию отношений с Сирией, считая, что Дамаск должен сделать всё возможное, чтобы избавить многих бежавших за границу сирийцев от страха возвращаться на родину.
Почему ни Доха, ни Эль-Кувейт не слишком настаивали на своём несогласии с решением большинства арабских стран и уж тем более не требовали «привлечь Асада к ответственности» за якобы совершённые им военные преступления? Прежде всего, потому, что эмиры стараются сохранить лицо и не слишком привлекать внимание к собственным автократиям и запятнанным послужным спискам в области прав человека.
Не корысти ради
Сирию исключали из ЛАГ не по собственной воле. Тогда, в 2011 году, большинство арабских государств в «поисках счастья», а точнее из страха повторить участь Каддафи и Хусейна, порешили, что лучше отдать Асада на растерзание коллективному Западу, чем самим быть растерзанными. Многие арабы не имели ни возможности, ни желания противостоять грубому давлению американцев и европейцев. Кроме того, такие страны как Турция и тесно связанный с ней Катар, имели свои корыстные интересы - во что бы то ни стало свергнуть режим Асада. Им казалось, что таким образом они укрепят своё влияние в регионе. Король Иордании Абдалла первым призвал Асада уйти в отставку.
Сегодня трудно представить, что случилось бы с королевской властью в Иордании, да и с другими арабскими правителями, если бы в Сирии повторились иракский и ливийский сценарии, и к власти в Дамаске пришли радикальные исламисты из таких организаций, как «Аль-Каида» или Исламское государство (террористические организации, запрещённые в РФ).
А такой вариант к 2015 году явно просматривался. Это было время, когда враги Сирии лили потоки грязи на Асада, обвиняя его в грехах как вполне реальных, так и полностью надуманных, лживых. Так, ему вменялось использование химического оружия, которое, на самом деле было уничтожено под контролем международных организаций.
А ведь Асад был готов идти навстречу арабским странам. Встречаться с их представителями, обсуждать спорные вопросы, касавшиеся в том числе политического урегулирования с оппозицией. Наконец, Дамаск принял план ЛАГ по урегулированию кризиса в Сирии, который предусматривал прекращение использования силы против мирного населения, вывод военной техники, освобождение всех арестованных с начала волнений в 2011 году. Но вместо того, чтобы садиться за стол переговоров, многие арабские страны с ходу игнорировали готовность Асада к переговорам, отвергали любой поиск политических решений.
Из арабских стран на стороне Сирии оставались Ирак, Ливан, Алжир. Из неарабских - Иран, Китай и Россия. Остальные «смотрели в рот» Соединённым Штатам, опасаясь повторения в их странах «арабской весны», волей и усилиями Вашингтона охватившей большую часть арабского мира.
Десять лет спустя
С тех пор прошло более десяти лет. Многое в мире и на Ближнем Востоке изменилось. США и Запад в целом стали терять влияние в регионе. Теперь уже от Вашингтона отворачиваются многие из тех арабских правителей, которые раньше ловили каждое слово, обронённое в Белом доме.
Несмотря на бешеное давление Запада режим Асада устоял, прежде всего, благодаря помощи России, которая в 2015 году ввела свои Воздушно-космические силы на территорию Сирии. Для режима Асада это было настоящим спасением свыше. Без наших военных законному правительству оставались считанные дни. Свой вклад внёс и Китай. Обладающие правом вето в ООН, Пекин и Москва немало сделали для защиты Дамаска.
В последнее время Саудовская Аравия сыграла ключевую роль в возвращении Сирии в Лигу арабских государств, проведя в апреле несколько встреч для обсуждения этой темы, в том числе и с представителями Иордании. Самым, пожалуй, заметным противником нормализации отношений с Сирией оставался до последнего времени Катар, но и он не решился идти против большинства своих арабских собратьев.
«Мы не ищем волшебных решений, поскольку видим, что текущая ситуация неустойчива, - говорит саудовский политолог Хишам аль-Ганем. - По этой причине мы затрудняемся сказать, как долго она продержится и когда закончится сирийский конфликт».
В 2018 году Объединённые Арабские Эмираты восстановили дипломатические отношения с Сирией. В 2021 году вновь открыла свои границы сирийцам Иордания. В апреле Эр-Рияд и Дамаск объявили о намерении вновь открыть посольства и возобновить авиасообщения.
Возвращению Сирии в арабскую семью способствовало и разрушительное землетрясение 6 февраля, вызвавшее сочувствие и солидарность с сирийским народом. В Сирии, как известно, погибло свыше 6 тысяч человек, сотни тысяч остались без крова. Высокопоставленные чиновники из когда-то враждебных стран посетили сирийскую столицу впервые более чем за десять лет и отправили самолёты с гуманитарной помощью.
Другим стимулом, побудившим многие страны к деэскалации сирийского и йеменского конфликтов, стала сделка при посредничестве Китая по восстановлению связей между Саудовской Аравией и Ираном. Не последнюю роль сыграло резкое падение американского влияния в регионе.
Не в свои сани не садись
«Мы не считаем, что Сирия заслуживает возвращения в ЛАГ в настоящее время», - заявил журналистам представитель Госдепартамента Ведант Патель с таким апломбом, будто США возглавляют Лигу арабских государств. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. И заявление Госдепа - лишнее свидетельство того, что Вашингтон не собирается приспосабливаться к новым международным условиям, не желает перемен и не собирается мириться с провалом столь тщательно спланированного, и поначалу хорошо скоординированного «убийства» Башара Асада и его страны.
Это поражение в кои-то веки объединило республиканцев и демократов Конгресса, которые призвали администрацию Байдена, кто бы в том сомневался, ввести санкции против всех выступивших за возвращение Сирии.
«Повторный приём Асада в ЛАГ - это серьёзная стратегическая ошибка, которая подтолкнёт Асада, Россию и Иран к продолжению убийств мирных жителей и дестабилизации Ближнего Востока», - говорится в совместном заявлении председателя комитета Палаты представителей по иностранным делам республиканца Майкла Маккола и демократа Грегори Микса. Примерно в том же духе выдержаны и заявления давно потерявших суверенность европейцев.
Разумеется, просто так Запад от Сирии не отстанет. Попытки помешать сирийцам восстановить страну продолжатся. Стабилизацию в Сирии также будет всячески осложнять и Израиль - своего рода джокер в ближневосточной колоде карт. Тель-Авив, наверняка, продолжит свои атаки на иранские позиции в Сирии и позиции «Хизбаллы» в Ливане. «Арабская весна» американо-израильскими усилиями в ближневосточное окно стучится.