Куда теперь нацелилась «Тень шторма»
© РИА Новости
Обломки Storm Shadow, ударившей по Луганску 15 мая 2023 года.

Куда теперь нацелилась «Тень шторма»

Вопреки заверениям Лондона, будто дальнобойные Storm Shadow будут применяться только по военным объектам, первые франко-британские крылатые ракеты исподтишка ударили по жилым кварталам Луганска. И теперь вся надежда только на нашу ПВО
Реклама
Куда теперь нацелилась «Тень шторма»
© РИА Новости
Обломки Storm Shadow, ударившей по Луганску 15 мая 2023 года.
Читайте нас на: 

Крылатая ракета, взгляд «изнутри» 

Когда именно Лондон передал Киеву ракеты Storm Shadow, точно не известно. Не исключено, ещё в прошлом году. Однако западные СМИ почему-то сообщили об этом факте только 11 мая - накануне Дня образования ЛНР. Что, как выясняется, не было случайностью, поскольку самый первый удар франко-британскими ракетами большой дальности ВСУ нанесли по Луганску, когда жители отмечали день рождения народной республики.

За первой атакой Storm Shadow последовала вторая, а затем и третья... Теперь очевидно, что у ВСУ появилась реальная возможность дотянуться не только до Луганска, но и до других российских городов. А это очень серьёзно, если учесть, что Владимир Зеленский, рассчитывая на техническую поддержку западных партнёров, неоднократно заявлял, что собирался обстреливать Крым, который в Киеве продолжают считать оккупированной территорией. Но мечтать не вредно, поскольку уже было доказано, что на любую угрозу обязательно найдётся ответ. И наша ПВО уже доказала, что крылатые ракеты Storm Shadow сбивать можно.

И всё-таки: почему именно крылатым ракетам (КР) уделяют так много внимания не только президенты, генералы, журналисты, но даже продвинутые домохозяйки и вообще полные профаны в военном деле? И почему такую большую ставку на КР делают те, у кого они есть в арсеналах, и что озадачивает тех, над кем нависла угроза попасть под удар крылатыми ракетами? Факторов три:

1. Высокая точность КР - промах без оптической системы наведения до 80 м, а с ней до 10 м (реально даже меньше);

2. Малая - до 0,1 м², ЭПР (эффективная отражающая поверхность) на частотах ЗРК и бортовых РЛС истребителей, а также предельно малая высота полёта крылатых ракет, что облегчает прорыв ПВО;

3. Возможность массированного применения в ходе воздушной наступательной операции (ВНО).

Турбореактивный двигатель Microturbo TRI 60-30, используемый на Storm Shadow, Аэрокосмический музей Сафран.
© wikimedia.org
Турбореактивный двигатель Microturbo TRI 60-30, используемый на Storm Shadow, Аэрокосмический музей Сафран.

Поскольку я не политолог, а военный и технический эксперт, даже не стану упоминать о так называемых красных линиях. Моя задача рассказать о том, что это за оружие - крылатая ракета. Так вот, если быть буквоедом, это и не ракета вовсе, а скорее, беспилотный самолёт, который в последнее время вошёл в моду. В самом деле, у крылатой ракеты аэродинамический способ поддержания в воздухе, нет ракетного двигателя - только обычный турбореактивный, работающий на простом авиационном керосине.

После пуска КР по данным инерциальной навигационной системы (ИНС - это набор внутренних датчиков: гироскопов, акселерометров и датчиков скоростей, поэтому от влияния РЭБ никак не зависит), корректируемой по GPS, выходит в «районы коррекции». Что бы было понятно, это участки суши размером примерно 48х7 км, которые перед боевыми действиями многократно и тщательно картированы радиолокаторами со спутников и «гражданских» лайнеров.

Районы коррекции и выход крылатой ракеты к цели.
© missilery.info
Районы коррекции и выход крылатой ракеты к цели.

В этих районах уже система наведения TERCOM сравнивает то, что «видит» радиовысотомер ракеты, с данными радиолокационного картирования из памяти, и по результатам сравнения корректирует курс КР. Таких районов коррекции может быть до десяти. За несколько километров до цели ракета выполняет манёвр «горка»: набирает 1-2 км высоты, после чего в дело вступает DSMAC - система наведения на конечном участке, которая сравнивает «портрет» цели уже в оптическом или инфракрасном диапазоне с имеющимся в памяти. Откуда берётся «портрет»? Да оттуда же: фотографирование в высоком разрешении участков местности со спутников или с пролетавших мимо самолётов. А «горка» способствует сближению ракурсов на цель с орбиты и с крылатой ракеты.

Схема, объясняющая принципы наведения крылатых ракет.
© Коллаж автора
Схема, объясняющая принципы наведения крылатых ракет.

Таким образом, точность наведения ракет с использованием DSMAC достигает 10 м. Без неё, например, если цель прикрыта дымами или когда мешает низкая облачность или туман, точность наведения ухудшится до 80 м. Причём воздействовать на эту систему наведения средствами РЭБ можно весьма ограниченно. Способов немного, но если известны районы коррекции, то их радиолокационный портрет можно исказить установкой уголковых отражателей.

Можно также поставить помехи радиовысотомеру или же нарушить работу системы навигации GPS. Этот способ применим ко всем крылатым ракетам, в том числе и к Storm Shadow - по-русски «Тень от бури», французский вариант звучит как SCALP-EG. Итак, что же собой представляет «Тень»?

Ракета Storm Shadow в Музее Королевских ВВС в Лондоне.
© wikimedia.org
Ракета Storm Shadow в Музее Королевских ВВС в Лондоне.

Как легко заметить, это малоразмерный летательный аппарат самолётного типа, способный осуществлять полёт в режиме огибания рельефа местности на высоте 30-40 м и на скоростях от крейсерской 850 км/ч до 1000 км/ч. При этом необходимо учитывать, что во время полёта над сильно пересечённой местностью высота будет значительно больше.

Поскольку большинство крылатых ракет предназначены для поражения заглублённых или высокопрочных сооружений, боевая часть у них тандемного типа весом около 450 кг. Такая БЧ состоит из двух зарядов - первый должен разрушить стену сооружения или пробить грунт, а второй произвести уже внутренние разрушения. Использование ракет этого класса против открыто стоящих зданий - чистое расточительство.

Основные носители «Тени» - истребители-бомбардировщики. На Украине под носители, по всей видимости, были переоборудованы самолёты Су-24 и Су-27. Возражу устоявшемуся мнению, что это сложнейшая задача или невозможная. Совсем даже нет, достаточно выполнить простой апгрейд. И если вводить полётное задание в систему наведения ещё на аэродроме, то от самолёта требуется только немного больше подачи электропитания перед пуском, а от лётчиков - точный выход к месту пуска с нужным курсом и высотой.

Относительно дальности пуска «Тени» мнения экспертов расходятся. Вариант «для себя» предполагает, что дальность полёта этой КР может достигать 560 км, а экспортный вариант ограничен дальностью до 290 км. Какие именно по дальности пуска ракеты поставлены ВСУ, точной информации нет.

При этом многие комментаторы упускают один принципиальный момент. Обычно обсуждается применение Storm Shadow с бомбардировщиков, хотя французы сделали и морской вариант этой ракеты.

Ракета SCALP-EG - французский морской вариант Storm Shadow.
© planetnew.ru
Ракета SCALP-EG - французский морской вариант Storm Shadow.

В хвосте французского варианта «Бури» виден стартовый ускоритель, который поднимает и разгоняет ракету - и вот бомбардировщик ей уже не нужен. А чем отличается палуба корабля от суши? Только тем, что качается. Поэтому сварить из ржавых уголков примитивную наземную пусковую установку не составляет никакого труда, а ввод полётного задания можно сделать из простого ноутбука. Ах да!.. Ещё необходимо целеуказание и данные по районам коррекции от Пентагона. Ну, с этим терминалы Илона Маска справятся.

И что получается в итоге? А получается, что из двухсот уже поставленных и четырёхсот обещанных Киеву крылатых ракет Storm Shadow часть может оказаться с наземным пуском. Причём подвезти такую ракету вместе с пусковой установкой к линии боевого соприкосновения можно очень близко и практически незаметно.

Но это ещё не вся картина маслом. Как известно, всего произведено около 3000 ракет Storm Shadow, но сколько их западные партнёры Украины готовы передать ВСУ, никто не скажет. Заметим также, что в Британию были поставлены американские крылатые ракеты Tomahawk Block III. И если что, серьёзные проблемы с разрешением на реэкспорт вряд ли возникнут. Так что после прощупывания нашей реакции на применение Storm Shadow вполне возможно увидеть в нашем небе и американские крылатые ракеты. Не стал бы исключать и такой вариант.

Против «Шторма» есть приёмы

США впервые применили крылатые ракеты в ходе операции «Буря в пустыне» - когда бомбили Ирак, а позже широко использовали КР как на Ближнем Востоке, так и в Европе - против Югославии. Ракеты применяются с кораблей, подводных лодок, бомбардировщиков и истребителей- бомбардировщиков. Пуски производятся издалека - носители не входят в зону поражения ПВО или морских сил страны-жертвы, а операторы работают в комфортных условиях, ничем не рискуя. Это у американцев такой принцип: наносить удары по противнику, не получая при этом сдачи. Что с успехом достигается при помощи такого оружия, как крылатые ракеты.

Что касается КР Storm Shadow, то впервые они были применены в 2018 году в Сирии. Результаты следующие: из 10 пусков один неудачный (ракета не сошла с пилона истребителя Рафаль), 9 были сбиты средствами ПВО, причём одна, невзорвавшаяся и наименее повреждённая, была доставлена в Москву для изучения.

Советская система ПВО готовилась к борьбе с крылатыми ракетами с момента их появления и даже раньше. Разработчикам ЗРК С-300 были выставлены следующие требования: создать такой комплекс, который был бы способен бороться как с крылатыми ракетами, так и с аэробаллистическими ракетами типа AGM-69 SRAM. Именно с последними у американцев и вышел (извините за игру слов) буквальный «срам». Дело в том, что их дальность пуска была всего 400 км (более поздняя модель AGM-131 SRAM II) против 2600 км у авиационных КР AGM-86. Поэтому ВВС горячо поддержали дальнобойные крылатые, а аэробаллистические типа SRAM быстро сошли на нет. Но как бы там ни было, наши разработчики сумели учесть противоречивые нюансы, и С-300 получил возможность бороться с ракетами всех типов.

И ещё момент для понимания: самой большой сложностью в борьбе с КР является не малая ЭПР, а их предельно малая высота полёта. Именно с появлением крылатых ракет возникла потребность поднимать антенные посты РЛС как можно выше - для увеличения дальности обнаружения целей на ПМВ (предельно малых высотах). Если раньше эта проблема решалась путём расположения позиций ПВО на господствующих высотах, то с появлением КР для этого в 1980-е годы стали применяться разнообразные вышки. 

Вышки 40В6МД. Высота центра антенны РЛС разных типов примерно 40 м.
© Коллаж автора
Вышки 40В6МД. Высота центра антенны РЛС разных типов примерно 40 м.

Кстати, при разработке истребителя МиГ-31 уже тоже учитывалась необходимость борьбы с крылатыми ракетами. Получается, ещё в прошлом веке наша противовоздушная оборона была готова бороться с этим средством воздушного нападения вероятного противника. А что сейчас?

Да, крылатая ракета - цель по-прежнему трудная. Прежде всего, для обнаружения. А тут ещё известные всем события в эпоху перемен и после... Сокращение армии, конечно же, не могло не коснуться системы ПВО. Были расформированы многие подразделения и части радиотехнических войск. В результате, достигнутое с таким трудом практически полное радиолокационное покрытие европейской части страны на предельно малых высотах было в значительной мере утрачено - в частности, хроническое недофинансирование разработчиков и производителей самолётов ДРЛО А-50 не позволило реализовать необходимые заданные параметры и функции. Частично эта проблема решена в самолёте А-100. Помогают и заложенные в МиГ-31 и Су-30 возможности передавать наблюдаемую ими воздушную обстановку наземным КП. 

А вот идеи некоторых «новаторов» использовать привязные аэростаты даже обсуждать не имеет смысла. На них невозможно поставить мощные РЛС с хорошими антенными системами. Так что же делать?

Путей решения проблемы немного, точнее два. Первый - с учётом опыта эксплуатации и специальной военной операции срочно доработать существующий А-100. Вообще-то, необходима целая флотилия таких самолётов. Второй - ставить на высокие, порядка 100 м, вышки доработанные радиолокационные станции, например, на базе 48Я6-К1 «Подлёт».

Мобильная трёхкоординатная РЛС 48Я6-К1 «Подлёт-К1» с модулями.
© wikipedia.org/Vitaly V. Kuzmin
Мобильная трёхкоординатная РЛС 48Я6-К1 «Подлёт-К1» с модулями.

Ну а средств поражения крылатых ракет у нас достаточно. Это совсем несложная цель для любого типа ЗРК. От «Тора» и «Панциря» до С-400 и С-500. А также для всех типов истребителей. И если КР войдёт в зону поражения при заранее полученном ЦУ от средств обнаружения, то будет гарантированно уничтожена.

Главное - грамотно выстроить систему противовоздушной обороны, чтобы прикрыть все опасные направления и успеть вовремя отразить удар. А куда он будет нацелен, догадаться нетрудно. Основным объектом для атаки командование ВСУ, скорее всего, уже выбрало Крымский мост, по которому идёт снабжение южной группировки российских войск. Но учитывая опыт боевых расчётов и возможности наших ЗРК, вряд ли «Теням» позволят долететь хотя бы до Крыма. Знаем - сбивали.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама