Натовские «летающие убийцы» на службе ВСУ
© weaponsparade.com
Старичок «Торнадо» из ВВС ФРГ также способен применять TAURUS KEPD 350.

Натовские «летающие убийцы» на службе ВСУ

Североатлантический альянс превратил Украину в испытательный полигон крылатых ракет
Реклама
Натовские «летающие убийцы» на службе ВСУ
© weaponsparade.com
Старичок «Торнадо» из ВВС ФРГ также способен применять TAURUS KEPD 350.
Читайте нас на: 

«Калибры» против «Томагавков»

По данным российского Министерства обороны, только за одни сутки наши средства ПВО в зоне проведения специальной военной операции перехватили семь крылатых ракет Storm Shadow, столько же управляемых снарядов РСЗО HIMARS и три противорадиолокационные ракеты HARM. И так почти каждый день. При этом плотность ракетных ударов со стороны ВСУ растёт, как растёт и цена каждого такого залпа.

Напомним, что стоимость всего лишь одной крылатой ракеты франко-британского происхождения Storm Shadow составляет порядка двух миллионов фунтов стерлингов, не считая расходов на другие, тоже недешёвые боеприпасы. Получается, только за одну попытку воздушного нападения Украине своим британским союзникам приходится выкладывать примерно 18 миллионов долларов.

Наконец-то западные оружейные магнаты дождались возможности хорошо заработать на очередной войне в Европе и избавиться от морально устаревших боеприпасов, чья электронная начинка за десятки лет складского хранения начинает приходить в негодность. Особенно это касается крылатых ракет, чей возраст давно уже перевалил за четверть века.

Крылатая ракета Tomahawk.
© flickr.com/sdasmarchives
Крылатая ракета Tomahawk.

Историю класса низколетящих крылатых ракет (КР) с цифровыми рельефометрическими навигационными системами принято вести от американской ракеты BGM-109 Tomahawk, биография которой началась в июне 1972 года. Тогда американская корпорация General Dynamics выиграла конкурс на разработку комплексов морского и наземного базирования, а создание варианта КР воздушного базирования AGM-86 поручили компании Boeing, приступившей к работе с 1974 года.

Ответ Советского Союза оказался практически зеркальным: 8 декабря 1976 года вышло постановление Совмина СССР, которым конструкторскому бюро «Новатор» из Свердловска дали задание разработать КР морского базирования (впоследствии 3М10 «Гранат»), а дубненскому производственно-конструкторскому объединению «Радуга» - КР воздушного базирования (впоследствии Х-55). Соревнование американских и советских конструкторов-оружейников продолжалось несколько лет, пока заказчики из Пентагона и здания на Арбатской площади не увидели перед собой примерно одинаковые сигарообразные изделия с короткими крыльями на фюзеляже и с турбореактивным двигателем в хвостовой части. Их сходство объяснялось не столько пронырливостью агентов военной разведки, а тем, что в начале родословной обеих КР был общий предок - немецкий самолёт-снаряд V-1 (Фау-1). Неудивительно, что и параметры двигателей, и технические характеристики, и даже принципы наведения были почти одинаковыми, а вот «мозги» всё-таки оказались разные. Поэтому, к примеру, хоть и похожи внешне их «Томагавки» и наши «Калибры», да вот летают они каждый по-своему.

Но не в этом суть, а в том, что в начале 80-х годов минувшего столетия низколетящие дозвуковые КР поступили на вооружение и в США, и в СССР фактически одновременно. Несомненным достоинством таких ракет считалась высокая точность благодаря новейшим техническим достижениям - малогабаритным инерциальным системам в сочетании с цифровыми вычислителями для коррекции наведения по рельефу поверхности.

Вскоре к инерциальному способу наведения добавились оптико-электронные корреляционные устройства и приёмники глобальной навигационной системы GPS. Стартовая масса стратегической КР с досягаемостью порядка 2500-3000 км уменьшилась до полутора тонн, а её стоимость в тех ценах - до миллиона долларов.

Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Маршал Шапошников».
© РИА Новости
Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Маршал Шапошников».

Новые КР оснащались ядерными БЧ в сотни килотонн, чего хватало для превращения города средних размеров в груду развалин. Для борьбы с такими ракетами эффективные средства ПВО тогда отсутствовали. Благодаря относительно невысокой стоимости планера КР и её бортовых систем вскоре появились варианты ракет в неядерном оснащении, прошедшие боевое крещение в Персидском заливе в 1990-1991 годы (удары нанесены 282 ракетами). Дополнительным «бонусом» стало отсутствие людских потерь у нападающих даже в случае перехвата крылатой ракеты.

Сильные стороны низколетящих КР заставили военных руководителей западноевропейских стран также заказать разработку аналогичных изделий, но с меньшей дальностью.

Как на горизонте появилась «Тень от бури»

Вскоре после завершения операции «Буря в пустыне» франко-британская компания Matra/BАe Dynamics приступила к разработке авиационной КР «Апаш» с неядерной БЧ для ударов по аэродромам. В середине 1990-х её предназначением стало поражение стационарных целей типа бункеров, складов, РЛС, узлов связи, мостов, аэродромных и портовых сооружений при максимальной дальности пуска 250 км (впоследствии дальность довели до 560 км). Проект получил название «Сторм Шэдоу» (англ. Storm Shadow - «Тень бури»). В 1997 г. Минобороны Великобритании заключило контракт на доработку этих ракет, полагая вооружить ими тактические истребители «Торнадо» GR.4 и перспективные самолёты «Тайфун».

В том же году ВВС Франции заказали ракету SCALP EG, однотипную со «Сторм Шэдоу», для применения истребителями «Мираж» 2000D и «Рафаль». Во французских вооружённых силах для обозначения новой ракеты принято официальное наименование APTGD (Armament de Precision Tiree a Grand Distance, «высокоточный боеприпас большой дальности действия»).

Первый удачный пуск APTGD с «Миража» состоялся в декабре 2000 г., а с «Торнадо» - в мае 2001 г. Однако ВВС Франции заказали себе лишь 500 таких ракет, а британские ВВС почти в два раза больше - 900 единиц. О чём, видимо, потом пожалели и теперь решили от половины этого количества избавиться, передав Украине.

Крылатая ракета SCALP EG под крылом французского истребителя «Рафаль».
© MBDA
Крылатая ракета SCALP EG под крылом французского истребителя «Рафаль».

Что же представляет собой «Сторм Шэдоу»? Это высокоплан нормальной аэродинамической схемы с коротким складным крылом, фюзеляжем прямоугольного сечения и турбореактивным двигателем TRI 60-30 «Микротурбо» с тягой 4,5-5,7  кН. Максимальная скорость полёта составляет 1050 км/ч. При разработке ракеты применялись меры, способствующие снижению радиолокационной заметности. В частности, весь маршевый участок траектории КР преодолевает на высоте 100-150 м, а непосредственно перед атакой ныряет ещё ниже - до 50 м. То есть для РЛС противника ракета может выскочить из-за горизонта неожиданно, в чём и заключается её опасность.

Как «Шторму» удаётся находить «зашитую» в его электронные мозги цель? На начальном и среднем участке навигация идёт по данным инерциальной системы с коррекцией по сигналам GPS, и с использованием рельефометрической корреляционной системы TERPROM. Последняя обеспечивает высокую точность выведения, мало подвержена помехам, но неприменима над местностью с однообразным рельефом. Из-за чего над пустыней или морской поверхностью, к примеру, ракета может заблудиться, если потеряет сигналы от спутника.

На конечном участке траектории (за 2 км до цели) у «Шторма» включается тепловизионный канал самонаведения, разработанный фирмой GEC Marconi Avionics. Изображение цели и окружающей её местности в инфракрасном диапазоне сопоставляется с эталонным изображением в памяти бортового компьютера. Система конечного наведения позволяет атаковать объект даже в условиях тумана или задымления, поэтому маскировать защищаемые объекты, поджигая рядом с ними дымовые шашки, бесполезно. Кроме того, ракета способна произвести перенацеливание, если заданная для атаки цель оказалась разрушена.

Траектория полёта «Шторма» на конечном этапе традиционна для дозвуковых КР и предусматривает выполнение «горки» с последующим пикированием на цель. Угол снижения зависит от особенностей цели - ракета может и круто спикировать на цель, и двигаться к ней на предельно малой высоте. Заявленная изготовителем величина кругового вероятного отклонения - всего 1,8 м.

Крылатая ракета Storm Shadow с 450-килограммовым осколочно-фугасным зарядом.
© flickr.com/tonygartshore
Крылатая ракета Storm Shadow с 450-килограммовым осколочно-фугасным зарядом.

Французский вариант «Шторма» - SCALP EG имеет стартовую массу 1300 кг и оснащён тандемной проникающей боевой частью типа BROACH диаметром 450 мм. Длина ракеты составляет 5,1 м, размах крыла - 2,84 м. С помощью кумулятивного головного предзаряда массой 91 кг БЧ пробивает несколько прочных перекрытий, после чего срабатывает основной заряд массой 255 кг. Замедление подрыва обеспечивает программируемый взрыватель.

Применение ракеты предполагает предварительную разведку целей, а разработка полётного задания производится по цифровым картам местности и аэрофотоснимкам. Программный комплекс обеспечивает планирование удара с участием до 16 крылатых ракет.

Алгоритмы управления SCALP EG позволяют пилоту производить пуск в достаточно широком диапазоне дальностей и высот. Ракета может применяться с внешних точек подвески британских истребителей «Торнадо» GR.4, французских истребителей «Мираж» модификаций 2000, 2000 В2 Мк 2 и «Рафаль», с самолёта EF 2000 «Тайфун», американского F-35, а также с британского многоцелевого самолёта «Нимрод» MRA4.

Для более оперативной реализации разведданных возможно применение системы корректировки полётного задания непосредственно перед пуском ракеты с помощью одностороннего цифрового канала связи с самолётом-носителем.

Двадцать лет назад, в ходе боевых действий в Ираке, ракета «Сторм Шэдоу» применялась истребителями «Торнадо» 617-й эскадрильи английских ВВС. 21 марта и 10 августа 2011 г. «Торнадо» снова осуществили пуски - на этот раз по Ливии. В тот же период несколько SCALP EG запустили два французских истребителя «Мираж» 2000D и четыре «Рафаля».

14 апреля 2018 г. девять ракет SCALP EG были запущены с пяти «Рафалей» ВВС Франции по целям в Сирии (ещё одна ракета не сошла с подвески). Интересно, что самолёты принадлежали эскадрилье 1/4 «Гасконь», которая является частью французских сил ядерного сдерживания. Восемь «Сторм Шэдоу» тогда же были применены четвёркой «Торнадо» GR.4 из состава 31-й эскадрильи британских ВВС, взлетевших с авиабазы на Кипре. По сообщениям российских СМИ, в числе сбитых сирийскими средствами ПВО в ходе удара отмечены восемь КР «Сторм Шэдоу», что поставило под сомнение утверждения о неуязвимости «Шторма».

Тактический истребитель «Тайфун» с парой крылатых ракет Storm Shadow и другим управляемым оружием. Вариант «ночной кошмар вооруженца».
© defencetalk.com
Тактический истребитель «Тайфун» с парой крылатых ракет Storm Shadow и другим управляемым оружием. Вариант «ночной кошмар вооруженца».

И вот, наконец, закономерный финал - 11 мая 2023 г. Лондон заявил о передаче ракет «Сторм Шэдоу» украинским ВВС. Может, британцы таким образом решили от них избавиться - всё-таки возраст на месте не стоит?..

Крылатая «байдарка» с тротилом

Ещё один дальнобойный «летающий убийца», который может поступить на вооружение ВСУ от их западных союзников, - дозвуковая крылатая ракета TAURUS KEPD 350 класса «воздух-поверхность». По своим тактико-техническим характеристикам она довольно близка к КР Storm Shadow, правда, точность доставки её к цели несколько ниже, чем у «Шторма» - КВО ракеты составляет три метра. Но зато и подкрадываться к объекту атаки она способна на предельно низкой высоте - 30 м.

Внешне «Таурус» заметно отличается от «Шторма», больше напоминая крылатую байдарку, а не ракету - у её фюзеляжа характерное прямоугольное сечение с заострёнными носовыми образованиями «лодочного» типа. В хвостовой части установлен турбореактивный двигатель P8300-15 тягой 6,67 кН с двумя боковыми воздухозаборниками, S-образные каналы которых способствуют снижению радиолокационной заметности. Кроме этого, она ещё способна обманывать систему ПВО противника, при прорыве которой ставит ложные помехи, разбрасывая дипольные отражатели и инфракрасные ловушки.

На начальном этапе создания ракеты TAURUS, предпринятой фирмами Daimler-Benz Aerospace (Германия) и Bofors Dynamics AD (Швеция) в 1994 г., рассматривались несколько видов боевых частей (БЧ), но в итоге внимание разработчиков сосредоточилось на кумулятивной БЧ MEPHISTO, способной пробивать разнесённые или слоистые железобетонные преграды.

Виды сбоку крылатых ракет Storm Shadow и TAURUS KEPD 350.
© Соцсети
Виды сбоку крылатых ракет Storm Shadow и TAURUS KEPD 350.

Боевая часть ракеты - тандемного типа, то есть состоит из двух последовательных зарядов: головного - массой 95 кг и проникающего - массой 399 кг, размещённого в средней части корпуса. Программируемый взрыватель способен определять число пробитых преград и выдавать команду на подрыв основной БЧ. Траектория ракеты зависит от типа цели. При нанесении ударов по бункерам и командным пунктам это будет маловысотный полёт с последующей горкой и отвесным пикированием. По целям в глубине территории противника, слабо прикрытым средствами ПВО, ракета подойдёт на большой высоте с последующим пикированием, а по объектам типа «тоннель» - на низкой высоте с уходом в районе цели на сверхмалую высоту.

Электронные «мозги» ракеты находятся в её носовом отсеке, где размещена комбинированная система наведения Tri-Tec, включающая инерциальную систему LITEF на лазерных гироскопах, приёмник GPS, рельефометрический канал TRN с радиовысотомером, оптико-электронный модуль коррекции IBN и тепловизионную систему конечного наведения. Бортовое программное обеспечение ATR способно самостоятельно выбирать точку прицеливания, для этого в базе данных хранятся снятые со всех ракурсов эталоны изображения цели, обеспечивающие её распознавание боевыми алгоритмами.

«Укороченная» TAURUS KEPD 350К на южнокорейском F-15.
© militermeter.com
«Укороченная» TAURUS KEPD 350К на южнокорейском F-15.

Подготовка полётного задания ракете TAURUS KEPD 350 производится с помощью информационно-управляющей системы JMPS (Joint Mission Planning System) в два этапа. Сначала из различных источников подбирается информация о предполагаемых целях, их расположении и составе средств ПВО противника. Затем непосредственно в частях ВВС составляется полётное задание с использованием портативных терминалов Taurus Communication Centre (TCC). При этом оператор формирует модель зоны объекта и несколько траекторий полёта КР к нему. Маршрут выбирается с учётом рельефа местности, особенностей цели, возможностей систем навигации и расположения средств ПВО противника. Из сформированных вариантов отбирается наилучший и в виде полётного задания загружается в память ракеты TAURUS KEPD 350.

В настоящее время носителями ракеты TAURUS KEPD 350 в Европе являются тактические истребители «Тайфун», «Торнадо», JAS 39 «Гриппен» (Швеция) и F/A-18 «Хорнет» (Испания). Кстати, в апреле 2018 года английские «Торнадо», применяя ракеты TAURUS KEPD 350, нанесли удар по объектам ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ) в Сирии. Считается, что возможность появления таких КР на вооружении Украины совсем не исключена. Её ВВС имеют самолёты ещё советского производства, обладающие пусковыми устройствами для боеприпасов соответствующей массы - в частности, Су-24М. Ну, а полётные задания для крылатых ракет, по всей видимости, будут составлять специалисты НАТО.

Одноразовый «Лжец»

Ракета ADM-160 MALD (или беспилотный летательный аппарат - кто как считает) существенно отличается от вышеописанных и по размеру, и по назначению, и по стране-разработчику, но описана здесь потому, что сегодня уже нашла применение в ходе вооружённой борьбы в небе над Украиной (и над Россией тоже).

Ловушки AMD-160 MALD на многопозиционном держателе.
© popularmechanics.com
Ловушки AMD-160 MALD на многопозиционном держателе.

Этот небольшой (современная версия имеет стартовую массу 127 кг, длина КР - чуть больше 2,3 м, диаметр корпуса - 152 мм) летательный аппарат-постановщик помех - Miniature Air-Launched Decoy (MALD), запускаемый с пилотируемого самолёта, был разработан в США компанией Teledyne Ryan Aeronautical. Главная задача конструкторов состояла в создании малогабаритного, недорогого одноразового постановщика помех, обеспечивающего снижение потерь пилотируемых самолётов на этапе завоевания превосходства в воздухе.

По задумке разработчиков, MALD должен вводить в заблуждение воздушные и наземные системы ПВО противника - проще говоря, требовалось разработать недорогого летающего «лжеца», который умел бы прикидываться крылатой ракетой, типа рассмотренного в нашей статье «Шторма» (или тактическим истребителем). Стоимость затрат на производство одного экземпляра ограничивалась величиной 30 тыс. долларов.

MALD совершил первый полёт 9 января 1999 г., пуск производился с тактического истребителя F-16С. Фюзеляж, крыло и хвостовое оперение MALD изготавливаются из композиционных материалов с применением технологий, заимствованных в автомобильной промышленности.

БПЛА оснащается миниатюрным реактивным двигателем TJ-150 тягой 67 кгс. Запаса топлива достаточно для полёта со скоростью порядка 850-900 км/ч на протяжении примерно одного часа. Этого хватает, чтобы покрыть расстояние примерно 900 км, причём обратно «лжецу» возвращаться не требуется. Его главная задача - геройски погибнуть при прорыве системы ПВО противника другими, настоящими крылатыми ракетами.

Важнейшей полезной нагрузкой MALD является радиолокационный ответчик, формирующий программируемый ответный сигнал, весьма напоминающий отражённый сигнал от самолёта или от КР. Если радиолокационная сеть противника несовершенна, многочисленные MALD «предъявят» ей огромное число потенциально опасных целей, заставив истратить ресурсы системы ПВО не по назначению.

Ударный самолёт F-16 с двумя ADM-160A (красные).
© wikipedia.org
Ударный самолёт F-16 с двумя ADM-160A (красные).

Но не будем преувеличивать значимость подобных «малюток» - алгоритмы обработки информации современных ЗРК без особого труда выявляют их особенности и «отфильтровывают» от реально важных воздушных объектов. Считается, что эти летающие ловушки ракет ЗРК способны повлиять на ход и исход противовоздушного боя лишь при массированном применении. Однако те «приманки» - постановщики помех, которые ВСУ предположительно использовали при ударе 12 мая по Луганску, свою задачу выполнить так и не смогли. Вскрыть систему ПВО неприятелю не удалось.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама