Эрдоган начинает и выигрывает. Что потом?
© РИА Новости
Экран с предварительными итогами голосования во втором туре президентских выборов в офисе правящей Партии справедливости и развития, возглавляемой действующим президентом Эрдоганом.

Эрдоган начинает и выигрывает. Что потом?

Как и ожидалось, Реджеп Тайип Эрдоган одержал победу во втором туре, набрав 52% голосов. За его соперника, единого кандидата от оппозиции Кемаля Кылычдароглу, проголосовали 48%, в результате Турция разделилась практически пополам
31 мая 2023, 06:48
Реклама
Эрдоган начинает и выигрывает. Что потом?
© РИА Новости
Экран с предварительными итогами голосования во втором туре президентских выборов в офисе правящей Партии справедливости и развития, возглавляемой действующим президентом Эрдоганом.
Читайте нас на: 

Без сюрпризов

Таким образом, после двух десятилетий пребывания на высшем посту Эрдоган укрепил своё безусловное господство, обеспечив себе место на вершине турецкой пирамиды власти вплоть до 2028 года. А международное влияние Эрдогана, как главы стратегически важной державы НАТО, соединяющей Европу с Ближним Востоком, приобретает сакральный смысл.

По мнению большинства турецких, зарубежных, в том числе и российских аналитиков, только что закончившиеся выборы были весьма непредсказуемыми, тем не менее второй тур стал одной из самых больших угроз эпохе Эрдогана. Но как бы то ни было, выборы признаны состоявшимися, а Эрдоган - законный победитель. Во всяком случае оппозиция официально заявила, что признаёт результаты выборов, хотя основной конкурент Эрдогана Кылычдароглу и назвал их несправедливыми. Но теперь это уже его частное мнение, на которое можно и не обращать внимание.

Вот и лидеры ведущих европейских держав поспешили поздравить Эрдогана с победой, хотя надо признать, что делали они это с кислой миной, как говорится, через губу. Не секрет, что и Европа, и Америка до последнего надеялись на победу Кемаля Кылычдароглу. Уж слишком не по нутру им был Эрдоган.

Впрочем, непредсказуемость выборов по американскому варианту стала развеиваться уже после первого тура голосования, когда вопреки большинству социологических опросов победу одержал Эрдоган, которому не хватило до полной победы менее полпроцента, при том, что Кылычдароглу отставал от действующего главы Турции почти на пять процентов.

Кандидат в президенты от Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу признал своё поражение.
© РИА Новости
Кандидат в президенты от Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу признал своё поражение.

По мнению ведущего научного специалиста ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Виктора Надеина-Раевского, новость о том, что вопреки большинству прогнозов с большим отрывом лидирует действующий президент, оказала сильное деморализующее воздействие на противников Эрдогана. После этого, возможно, даже чуть ранее, оппозиционеры стали терять способность адекватно оценивать обстановку, делая во многом противоречивые заявления, которые имели контрпродуктивный эффект и работали в пользу Эрдогана.

Чего стоили только заявления о том, что в случае победы оппозиция изменит на 180 градусов внешнеполитический курс страны в пользу Запада, а также «наезды» на Россию с обвинениями в том, что Москва якобы вмешивается в ход турецких выборов. Заявления, прямо скажем, совершенно безосновательные. Оппозиционный кандидат так и не смог привести ни одного тому доказательства в прямом телеэфире и выглядел более чем бледно. Ещё более показательным фактом стала реакция туристического бизнеса. Резко - до одного миллиона человек - сократилось число туристов из России, приезжающих в Турцию. А это, между прочим, живые деньги.

За результатами выборов пристально следили не только в Турции, но и далеко за её пределами, уже хотя бы потому, что страна эта стоит на перекрестке Европы и Азии и по сей день играет ключевую роль в НАТО. Все прекрасно понимали, что от победителя на выборах будет зависеть вся архитектура международных отношений и, в частности, военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке, в частности - в Сирии и Восточном Средиземноморье, Северной Африке, а также стабильность судоходства в черноморских проливах, что в свою очередь оказывает влияние на перспективы военного конфликта на Украине.

За что Эрдогана не любят на Западе

Одержимость Запада во главе с США в обязательном порядке видеть кандидата от оппозиции победителем президентской гонки была настолько велика, что многие политики и ангажированные СМИ до последней минуты верили, что действующий турецкий президент с треском проиграет ставленнику оппозиции Кемалю Кылычдароглу. Ещё в прошлом году влиятельная американская New York Times назвала Эрдогана «головной болью Байдена». На самом деле Эрдоган давно уже стал большой проблемой для всего западного мира.

Эрдоган не хочет петь хором под управлением американских президентов.
© globallookpress.com
Эрдоган не хочет петь хором под управлением американских президентов.

За что же Америка и Европа ненавидят Эрдогана? За то, что турецкий лидер традиционно ставит во главу национальные интересы своей страны, а его политика, несмотря на членство в НАТО, далеко не соответствует объявленным ценностям западных стран и не всегда вписывается в установленные американцами рамки и правила поведения. Слишком часто Анкара проявляла самостоятельность, показывая, что не хочет поддаваться внешней дрессуре, что у Турции могут быть свои интересы, которые отличаются от интересов официальных союзников. И первым демонстративным жестом стал отказ Анкары предоставить в 2003 году территорию страны американским военным для вторжения в Северный Ирак.

Затем последовало вызывавшее раздражение у Запада сближение с Россией и начало сотрудничества с Москвой в экономической, политической и даже военной областях. Вместо того, чтобы противодействовать России, как требовал Вашингтон, Анкара пошла на сотрудничество с Москвой и Тегераном по урегулированию сирийского кризиса. Три государства инициировали так называемый Астанинский мирный процесс.

Новый формат переговоров должен был дополнить межсирийский диалог, который шёл под эгидой ООН в Женеве. Благодаря совместным усилиям Москвы и Анкары удалось также найти некоторые решения по конфликту между Арменией и Азербайджаном. Америку и Запад также бесит тот факт, что Эрдоган превратил страну из нации, ориентированной в основном на себя, в серьёзного геополитического игрока, закрепившегося в таких горячих точках, как Сирии и Ливия.

К числу наиболее тяжёлых «прегрешений» Эрдогана перед Западом относится и решение Анкары приобрести российский зенитный ракетный комплекс С-400. Несмотря на сильнейшее противодействие со стороны США, которое выразилось в неприкрытых угрозах и шантаже, Турция купила у Москвы этот современный комплекс ПВО, что привело к серьёзному обострению отношений с Вашингтоном. Для Америки, которая считала, что страны-члены НАТО должны покупать только западное, а ещё лучше американское оружие, это была настоящая пощёчина.

Первая партия российских зенитно-ракетных комплексов С-400 доставлена в Турцию, 12 июля 2019 г.
© globallookpress.com
Первая партия российских зенитно-ракетных комплексов С-400 доставлена в Турцию, 12 июля 2019 г.

В качестве наказания американцы решили вытеснить Турцию из проекта создания истребителя F-35. Вашингтон отказался поставлять туркам свои самолёты, несмотря на то, что Турция заранее оплатила заказ. В свою очередь турки заявили, что в таком случае они закупят у России Су-57, давая понять, что свет на американских самолётах не сошёлся клином.

Скандал по поводу С-400 до сих пор не утих. Вплоть до сегодняшнего дня Белый дом требует, чтобы Анкара избавилась от комплекса С-400, а ещё лучше, чтобы турки передали его американцам. В случае победы оппозиции, скорее всего, так бы и произошло. Оппозиционеры, объявившие о намерении взять курс на сближение с Западом не смогли бы противостоять американскому напору.

На Западе также считают, что Турция обязана присоединиться к антироссийским санкциям. Причём нажим на Анкару постоянно усиливался. Максимума он достиг после начала специальной военной операции. В Турцию зачастили американские и европейские эмиссары, растолковывающие как официальным лицам, так и турецкому бизнесу, к каким «пагубным последствиям для экономики страны» приведёт отказ Анкары от присоединения к антироссийским санкциям.

В этих условиях турки вынуждены были маневрировать и по ряду вопросов пойти Западу на уступки. Так, турецкие банки отказались обслуживать платёжные карты системы «Мир». Усилиями Эрдогана Турция помогла заключить важнейшую сделку по поставкам украинского зерна и предотвращению глобального продовольственного кризиса. Тем не менее Анкара старается не уступать Вашингтону и Брюсселю по более важным и принципиальным вопросам, касающимся в том числе сохранения за Турцией роли газового хаба, что имеет для Анкары важнейшее значение в плане разрешения экономических трудностей.

Ещё один момент, вызывающий раздражение Запада, - турецкое вето на заявку Швеции на вступление в НАТО. На Западе понимают, что, скорее всего, Эрдоган рассматривает этот вопрос в качестве разменной монеты для возможного торга по другим более важным для Турции проблемам. Так что новость о победе Эрдогана во втором туре выборов была расценена в правящих кругах Швеции чуть ли не как оскорбление стране, искренне желающей присоединиться к семье Североатлантического альянса.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (слева) и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу: Турция не даст добро Швеции.
© flickr.com/nato
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (слева) и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу: Турция не даст добро Швеции.

И вообще «раздражителей» более чем достаточно, чтобы Запад желал скорейшей смены власти в Турции, которая, в случае победы, была бы настроена против России, считает ведущий научный сотрудник ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский. Не секрет, что до последних дней в США и европейских странах надеялись на победу единого оппозиционного кандидата Кемаля Кылычдароглу. Но оппозиция проиграла выборы, а ждать до 2028 года, когда у Эрдогана закончится очередной президентский срок, Запад не может и не хочет. К этому сроку Украина может трижды прекратить своё существование. Поэтому у Запада остаётся надежда разве что на «цветную» революцию в Турции, но и Эрдоган не тот политический персонаж, с которым проходят любые варианты.

Выбор России

Как бы то ни было, серьёзные отечественные аналитики прекрасно понимают, что Турцию при всём желании ни в коем случае нельзя считать безусловным союзником России. Турция, прежде всего, член НАТО и добровольно выходить из альянса не намерена. Совсем другое - деловой партнёр, чьи интересы по ряду вопросов могут вполне совпадать с нашими. И в данной ситуации, считает Виктор Надеин-Раевский, России выгоднее было помогать Эрдогану, чем его оппоненту из турецкой оппозиции, который открытым текстом заявил, что в случае прихода к власти с политическим, военным и экономическим наследием Эрдогана будет покончено.

В таком случае на экономическом сотрудничестве с Россией была бы поставлена жирная точка. При этом надо отметить, что только объём сельскохозяйственного экспорта в Турцию составляет около полутора миллиардов долларов в год, а турецкого в Россию - примерно 800 млн долларов.

По всей вероятности, оппозиция также рано или поздно отказалась бы от реализации проекта атомной электростанции «Аккую». Кстати, в конце 2015 года, в связи с обострением российско-турецких отношений, появились опасения, что проект будет заморожен. Но в апреле 2016 года Эрдоган заявил, что Турция не намерена отказываться от реализации проекта строительства АЭС, несмотря на давление со стороны Европейского союза. А совсем недавно глава турецкого государства открыто обвинил оппозицию в выступлении против сооружения АЭС «Аккую» в угоду Западу.

Первая в Турции АЭС и крупнейший в мире совместный экономический проект Москвы и Анкары - АЭС «Аккую».
© РИА Новости
Первая в Турции АЭС и крупнейший в мире совместный экономический проект Москвы и Анкары - АЭС «Аккую».

Поскольку за пару недель до начала выборов состоялась церемония передачи Турции ядерного топлива для этой АЭС, был возможен вариант, при котором пришедшая к власти оппозиция просто конфисковала бы этот объект. Здесь надо уточнить, что АЭС «Аккую» создаётся на российские деньги, а после ввода станции в эксплуатацию Москва будет продавать туркам электроэнергию, вырабатываемую АЭС.

Ещё было опасение, что Турция в случае победы оппозиции не только сразу же подключится к режиму антироссийских санкций, но и начнёт действовать лишь в интересах Украины. Нельзя было исключить и изменений подхода Анкары к соглашениям Монтрё, что отрезало Россию от Средиземного моря и легализовало бы присутствие вражеских флотов в Чёрном море. 

Таким образом, Россия была напрямую заинтересована в том, чтобы поддержать Эрдогана на выборах. Победа оппозиции, без сомнения, противоречила интересам Москвы. Неслучайно на Западе, не стесняясь, пишут, что итоги турецких выборов сложились в пользу России.

Впрочем, это не значит, что Москва вульгарно вмешивалась в выборы. С другой стороны, было бы наивно отрицать, что церемония передачи ядерного топлива на АЭС «Аккую» совершенно случайно состоялась незадолго до голосования. В пользу Эрдогана пошла и зерновая сделка, кстати, экономически совсем невыгодная для Москвы. Но именно из таких, казалось бы, мелочей, возможно, и сложился тот самый четырёхпроцентный отрыв Эрдогана от Кылычдароглу. 

Российский корабль «Иван Хурс», осуществлявший охрану газопроводов в исключительной морской экономической зоне Турции, был безуспешно атакован украинскими морскими дронами. Вряд ли это понравилось туркам...
© РИА Новости
Российский корабль «Иван Хурс», осуществлявший охрану газопроводов в исключительной морской экономической зоне Турции, был безуспешно атакован украинскими морскими дронами. Вряд ли это понравилось туркам...

Эрдоган, разумеется, отнюдь не простой для России партнёр. Но как показала жизнь, с ним можно договариваться и, что главное, он держит слово. Это в любом случае лучше, чем иметь под боком откровенного врага. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама