Сколько стоит унитаз для Пентагона, если одна крышка обходится в 10 тысяч долларов?
Чужой среди своих
На фоне обеспокоенности о нехватке вооружений для армии США из-за многомиллиардных поставок оружия на Украину телеканал CBS News провёл шестимесячное расследование, в ходе которого выяснилось, что главная проблема в непомерном завышении цен со стороны американских подрядчиков. Причём цены подрядчики Пентагона вздёрнули буквально на всё, начиная с болтов и гаек, заканчивая самолётами и подводными лодками.
В качестве эксперта CBS News пригласил Шей Ассада, который был главным по закупкам в Пентагоне ещё при президенте Джордже Буше-младшем. И что примечательно, издание Politico называло его «самым ненавистным человеком в Пентагоне» для таких гигантов оборонной промышленности, как Boeing, Lockheed Martin и Raytheon. И всё потому, что Ассад нещадно резал суммы контрактов на закупки вооружений.
Вот и сегодня Шей Ассад не стесняется говорить, что оборонные подрядчики Пентагона должны быть привлечены к ответственности: «Кем бы они ни были, что бы это ни была за компания, их нужно привлечь к ответственности. И прямо сейчас, так как система подотчётности в министерстве обороны нарушена».
Ещё в 2015 году с его лёгкой руки было установлено, что производители комплекса ПВО Patriot фирмы Lockheed Martin и Raytheon завысили стоимость своей именитой продукции на несколько сот миллионов долларов. Ну а субподрядчики Boeing, нисколько не смущаясь, ободрали будто липку Пентагон и союзников США на поставках для этого комплекса противоракет PAC-3.
А сейчас аналитики Пентагона, надо полагать, не без удивления обнаружили: если раньше общая рентабельность Lockheed Martin по военным контрактам составляла 12-15%, то теперь она приблизилась к отметке в 40%. Boeing отказался от комментариев для CBS News, но в Lockheed Martin предприняли робкую попытку объяснить не совсем «трудовые доходы»: «Мы добросовестно ведём переговоры с правительством по всем нашим программам закупок». И это, похоже, тот самый случай, когда простота хуже воровства. По сути дела, Lockheed Martin заявил, что правительство США у него в подельниках.
И вообще, складывается впечатление, что выкачивание денег из Пентагона - своего рода технология, которой пользуются все предприятия американского ВПК. Например, было установлено, что компания Raytheon не только завышала цену, но и специально затягивала сроки изготовления комплексов Patriot, во всей видимости, также в корыстных целях. Эта информация была передана для возбуждения уголовного дела, и расследование до сих продолжается. При этом не исключено, что, предвидя не самый благоприятный результат, генеральный директор Raytheon Грегори Хейс сообщил в 2021 году инвесторам, что компания выделит 290 миллионов долларов на устранение «выявленных недостатков».
По мнению Шейя Ассада, сложившаяся в оборонном комплексе США ситуация объясняется тем, что после распада СССР, примерно с 1993 года, когда Пентагон, стремясь сократить расходы, призвал оборонные компании к слиянию, из полусотни крупных подрядчиков в игре осталось пять гигантов. Конкуренция при этом, что естественно, резко сократилась - каждый из гигантов ВПК занял свою эксклюзивную нишу. А эффективных внерыночных рычагов влияния у Минобороны США не оказалось.
Проблема усугубилась в начале 2000-х, когда Пентагон в целях экономии средств сократил 130 тысяч сотрудников, в чьи обязанности входило ведение переговоров и надзор за оборонными контрактами. В Пентагоне были убеждены, что могут положиться на «добросовестность», что из чувства патриотизма они учтут интересы военных и налогоплательщиков, сообщил Ассад. Однако, после того, как компаниям был предоставлена беспрецедентная свобода действий, цены начали стремительно расти.
«Для многих видов оружия, которое сейчас отправляется на Украину, есть только один поставщик. И компании это знают», - сказал Шей Ассад. Можно добавить: не только знают, но и пользуются. Например, в 1991 году - в адекватной конкурентной среде, до консолидации оборонных подрядчиков - переносной зенитно-ракетный комплекс Stinger стоил 25 тысяч долларов. Сейчас правительство США покупает у оставшейся в гордом одиночестве фирмы Raytheon эти же ПЗРК (на замену тем, которые отправлены на Украину), но по цене выше 400 тысяч долларов. И если учесть инфляцию прошедших лет и некоторую модификацию Stinger, цена ПЗРК всё же не должна была превышать 57 тысяч долларов. А так получается, что каждый Stinger подорожал на 700%.
Поэтому не приходится удивляться заявлению Белого дома, где выяснили, что просчитались на целых три миллиарда долларов, когда передавали Украине вооружения из запасов Пентагона, поскольку за основу была взята цена оружия на момент первоначальной закупки, а не та, которую потом выставили «несознательные» подрядчики. Впрочем, ещё старина Маркс предупреждал, что нет такого преступления, на которое не пошли бы капиталисты при норме прибыли в 300%. А тут целых 700%... Тем более что не американский ВПК содержит киевский режим, его содержат американские налогоплательщики. ВПК только подсчитывает барыши.
Интеллект высокой доходности
Вот и генерал-лейтенант ВВС США в отставке Крис Богдан, который всю свою карьеру курировал закупки некоторых из наиболее важных систем вооружений заявил, что между Пентагоном и оборонными подрядчиками существует внутренний конфликт, так как оборонные компании хотят получать прибыль, а Пентагон хочет получать системы вооружения как можно быстрее и как можно дешевле. «Это противоположные концы спектра», - отметил бывший лётчик-испытатель.
В 2012 году именно Крису Богдану предложили взять в свои руки бразды правления проблемной программой совместных ударных истребителей F-35, которая отставала от графика на семь лет и превысила первоначальную оценку расходов на 90 миллиардов долларов. Впрочем, самые большие расходы предстоят на техобслуживание, и могут обойтись налогоплательщикам в 1,3 триллиона долларов. Дело в том, что Lockheed Martin, которая поставляет F-35 Пентагону, за проектирование и сборку уже получила вознаграждение, но по контракту фирма и её поставщики сохраняют контроль над данными о конструкции самолёта и порядке его ремонта, причём эта информация считается конфиденциальной.
«Система вооружения принадлежит министерству, но данные, лежащие в основе конструкции самолёта, - нет», - поясняет Крис Богдан. Таким образом, когда деталь ломается, министерство обороны не может её починить или заменить самостоятельно. Этим занимается субподрядчик Lockheed Martin, фирма TransDigm, которая была неоднократно уличена в завышении цен. В частности, группа экспертов обнаружила, что правительство вынуждено будет заплатить TransDigm 119 миллионов долларов за запчасти, красная цена которым 28 миллионов долларов.
Для наглядности Шей Ассад продемонстрировал в эфире CBS News датчик давления масла, который NASA покупало на рынке за 328 долларов, а Пентагон - за 10 тысяч. И это отнюдь не единичный случай, а обыденная практика, можно сказать - коммерция. Например, в 2018 году Пентагон был вынужден закупать новые крышки на унитаз в грузовой самолёт С-17 всё за те же 10 тысяч долларов, хотя на 3D-принтере их можно напечатать всего за триста. Однако, как пояснил представитель подрядчика, компании придётся изменить производственный процесс, чтобы сделать ограниченное количество крышек унитазов, что приводит к увеличению расходов, кроме того, только его фирма имеет право интеллектуальной собственности на эту деталь. То есть - крышку унитаза…
Причём монополия на интеллектуальную собственность не позволяет другим фирмам проводить сервисную поддержку запатентованного изделия. Подрядчики утверждают, что стоимость их запчастей не должна быть поставлена под какое-либо сомнение, поскольку они являются «коммерческими продуктами», а цены, дескать, устанавливает рынок. Хотя какой может быть рынок, если круг поставщиков сведён к минимуму, а Пентагон единственный покупатель? Вот и приходится платить заоблачные цены.
В 2011 году, например, фирма Boeing просила у Пентагона за шестерёнку размером меньше двух сантиметров 644 доллара, при обычной цене в 12 долларов - это 530% наценки. В 2014 году, вертолётная фирма Bell просила за муфту 295 долларов, которая стоит 25 долларов, в этом случае цена для Пентагона была завышена на 1180%.
Конечно, некоторые контракты с невероятным завышением цен всё-таки расторгаются - если информация о такой сделке получает огласку. Так, в 2018 году после обнародования соответствующей информации конгрессменом Джо Кортни был отменён контракт ВВС США с фирмой Boeing, у которой предполагалось закупить два холодильника для президентских самолётов Boeing 747 за 24 миллиона долларов.
Кругом свои парни
Для понимания ситуации следует отметить, что в 2012 году один из комитетов Конгресса США поддержал предложение министерства обороны упростить доступ к информации о ценах подрядчиков на так называемые товары «для коммерческого использования». Однако лоббисты оборонной промышленности в комитете по вооружённым силам отклонили это предложение и даже ужесточили ограничения. Что, понятно, расширило возможности для злоупотреблений при ценообразовании.
В 2016 году Шей Ассад, будучи директором управления Пентагона по ценообразованию, предпринял ещё одну попытку заполучить у оборонных подрядчиков информацию о «механике» определения цены на детали и комплектующие. Однако его затея провалилась на корню. Как пояснил тогда Том Кэптен, вице-председатель и руководитель оборонного сектора в компании финансовых услуг Deloitte, «вы не спрашиваете данные о себестоимости у автодилера, в продуктовом магазине или пиццерии, вы покупаете, исходя из вашей оценки наилучшей цены на рынке».
Естественно, такая практика сложилась не только под давлением лоббистов оборонных предприятий, но и с учётом заинтересованности чиновников из Пентагона. Если следовать закону, все компании, участвующие в контракте с Министерством обороны США - единственным подрядчиком, обязаны предоставлять данные о ценах любого субподрядчика, который предоставляет товары и услуги на сумму 750 тысяч долларов или выше. Однако в течение многих лет Пентагон пренебрегал этим требованием.
Что, в общем-то, объяснимо, поскольку Пентагон и его подрядчики связаны круговой порукой, и круг этот не только тесен, но и весьма сплочён. Например, генерал Ллойд Остин, после отставки из армии в 2016 году, сразу же пересел в кресло члена правления компании Raytheon, а в 2021 году президент США Джо Байден назначил его на должность министра обороны - видимо, Остин в известных кругах очень даже свой человек. И никто в США не назовёт это коррупцией, это для них норма. Даже приглашённый CBS News в качестве эксперта Шей Ассад до службы в министерстве обороны тоже работал в фирме Raytheon. А вот почему он пошёл против своих - уже другой вопрос.
Получается, минобороны - это чёрная дыра, и американские налогоплательщики вряд ли когда-нибудь узнают, как расходуются их деньги. В 2021 году Пентагон провалил очередной аудит, который так и не довели до логического конца. А майская новость о том, что ревизоры выявили в недрах Пентагона недостачу запасных частей для F-35 на 85 миллионов долларов, выплыла наружу, как можно предположить, только потому, что США стоит накануне очередной президентской гонки.
Даже если команда в Белом доме сменится, всё вскоре вернётся на круги своя. Что там крышка для унитаза за 10 тысяч долларов? До сих пор ходит легенда, будто однажды Пентагон купил у промышленности молоток за миллион.