Штурмовое знамя
Герой Российской Федерации космонавт-испытатель Олег Артемьев рассказывал мне, как однажды ему разрешили нарушить строгую инструкцию Роскосмоса:
«В космос можно взять ограниченное количество личных вещей, общий вес жёстко ограничен одним килограммом. Но я написал рапорт по команде и мне разрешили перевес на 200 граммов. Ну а у кого из начальства поднялась бы рука написать "Не разрешаю"? Просил я не о личных потребностях, а о святом деле: доставить на Международную космическую станцию копию поднятого над берлинским рейхстагом в 1945 году Знамени Победы. У меня деды воевали. Алексей Фирсович Артемьев - рядовым солдатом войну прошёл, а капитан 3-го ранга Николай Егорович Лямин служил в береговой артиллерии. 9 мая, в День Победы, во время выхода в открытый космос я развернул наш победный стяг во Вселенной».
...Весной 1945 года на московской фабрике строчно-вышивальных изделий №7 лучшие работницы изготовили красивое знамя из изысканного красного фая и бархата. В центре обрамлённого ярким орнаментом полотнища был вышит большой герб СССР, над ним - изображение ордена «Победа», внизу - надпись «Наше дело правое - мы победили». Это великолепное знамя было подготовлено для выполнения задачи, поставленной Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным.
Ещё 6 ноября 1944 года в посвящённом 27-й годовщине Октябрьской революции докладе на торжественном собрании в Москве Иосиф Виссарионович сказал, что над поверженным Берлином будет водружено Знамя Победы. Советская пропаганда широко разнесла эти слова вождя, но практический характер решение приобрело накануне Берлинской наступательной операции Красной Армии.
Какой объект в Берлине, над которым надо будет водрузить победный стяг, следует считать главным? Ответ на этот вопрос не смогли найти на совещании начальников политотделов армий 1-го Белорусского фронта, и член Военного совета фронта генерал-лейтенант Константин Телегин обратился за разъяснением в Москву. Через некоторое время пришёл ответ от самого Верховного Главнокомандующего: таким объектом следует считать здание немецкого парламента - берлинский Рейхстаг.
В сумятице кровопролитных городских боёв о водружении большого и красивого знамени, вышитого московскими мастерицами, речи не шло вообще. Решением Военного совета 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, войскам которой предстояло вести бои в центральной части Берлина и штурмом брать здание Рейхстага, было изготовлено девять простых штурмовых флагов из красного сатина - по количеству стрелковых дивизий, входивших в состав армии. Одному из них и предстояло стать символом Победы. Знаменем Победы стал флаг №5, водружённый бойцами 150-й стрелковой дивизии генерал-майора Василия Шатилова...
...По большому счёту сегодня День Победы - это праздник не о прошедшем, это - о будущем. Россия снова на войне с фашизмом. И весь мир на пороге большой войны. Снова на фронте воссозданная незадолго до начала специальной военной операции 150-я мотострелковая Идрицко-Берлинская ордена Кутузова дивизия. В составе 8-й гвардейской армии Южного военного округа она бьётся в донбасских степях.
Нам вновь нужна одна Победа - одна на всех. И да - мы за ценой не постоим. Символом переживаемого тревожного времени вновь становятся слова поэта Рождественского из его знаменитого «Реквиема»: «Кроме желания выжить, есть ещё мужество жить!» И снова нам не нужно знамён из фая и бархата. Нам надо видеть впереди простое штурмовое знамя, под которым рванём из обороны в долгожданную атаку.
Мы прорвёмся! От фронтовиков Великой Отечественной каждому из нас переданы гены победителей. А на какой крыше какого здания какой столицы какой страны будет реять Знамя Новой Победы - вопрос второстепенный. Куда хватит сил дойти, там и водрузим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.