Руководитель группы американских инспекторов с памятным сувениром - осколком последней уничтоженной советской ракеты ОТР-23 («Ока»), 27 октября 1989 г.

Политический прагматизм: национальные интересы и ничего личного

Денонсация Договора об обычных вооружённых силах в Европе и приостановка участия РФ в Договоре о стратегических наступательных вооружениях свидетельствуют о том, что российская сторона наконец-то избавилась от розовых очков и предпочитает видеть окружающий мир таким, как он есть
26 июня 2023, 06:48
Реклама
Политический прагматизм: национальные интересы и ничего личного
© РИА Новости
Руководитель группы американских инспекторов с памятным сувениром - осколком последней уничтоженной советской ракеты ОТР-23 («Ока»), 27 октября 1989 г.
Читайте нас на: 

Горький, но не бесполезный урок

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) обеспечивал равновесие сил двух военно-политических союзов: Организации Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора. Целями Договора являлись установление безопасного и стабильного баланса обычных вооружённых сил на континенте, ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий. В 2007 году действие ДОВСЕ было приостановлено, и вот теперь российское руководство решило, что хватит вести Западу игру в одни ворота: ни Советского Союза, ни Варшавского договора уже нет на политической карте, а НАТО существует и движется к границам России. В связи с тем, что Договор утратил актуальность и не отвечает интересам РФ, было принято решение о выходе из ДОВСЕ.

Нет смысла вести пустые разговоры о разрядке, о мире, если оппоненты заняты только тем, чтобы в той или иной степени ослабить наш оборонный потенциал. Достаточно вспомнить, как, за здорово живёшь, в 1987 году был уничтожен новейший на то время отечественный ОТРК «Ока», хотя он никак не попадал под условия Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Но Горбачёв и Шеварднадзе посчитали мелочным реагировать на предостережения военных по поводу «какого-то комплекса» и перечить американцам, настаивавшим на уничтожении «Оки».

И это был горький урок для военно-политической элиты страны: вскоре пришлось создавать подобный комплекс, слава богу, что благодаря усилиям конструкторов, инженеров и производственников Конструкторского бюро машиностроения (г. Коломна) ОТРК «Искандер» получился ещё эффективнее.

Договор устанавливал ограничения по вооружениям на континенте.
© РИА Новости
Договор устанавливал ограничения по вооружениям на континенте.

А как настойчиво, особенно в трагические для России 1990-е, американцы добивались уничтожения нашего ядерного потенциала, начиная со стратегических ракет, кончая артиллерийскими системами! И вот заявление координатора политики и исследований Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия (ICAN) Алисии Сандерс-Закре: в 2022 году расходы на ядерное оружие увеличились на 2,1 млрд долларов - до 82,9 миллиарда. Причём на США приходится больше половины этой суммы - 43,7 млрд долларов. «Я, конечно, думаю, что расходы США на ядерное оружие чудовищны: невозможно уложить в голове такую сумму денег», - отметила Сандерс-Закре. Она же сообщила, что «Соединённые Штаты разместили около 150 ядерных снарядов на авиабазах в Европе без каких-либо официальных заявлений». По её словам, эти боеприпасы находятся в Германии, Бельгии, Нидерландах, Турции и Италии. Сандерс-Закре добавила, что ICAN невероятно обеспокоена размещением этого вида вооружений в любой европейской стране. Она также припомнила Кубинский (Карибский) ракетный кризис и добавила, что подобные действия становятся потенциальной пусковой точкой, увеличивающей риск ядерной войны.

Также Сандерc-Закре отметила, что в сложившейся ситуации европейские страны, которые призывают мир к прозрачности в отношении ядерного оружия, откровенно лицемерят. Подчеркнём, это сказано не нами. При этом ICAN призвала Россию вернуться к «полному соблюдению ДСНВ». Тоже нюанс!

Но об этом позже. А пока не помешает уточнить сведения, обнародованные ICAN. Во-первых, по другим данным, количество тактических ядерных зарядов у США в Европе значительно больше. Отдельные источники указывают, что Соединённые Штаты в боеготовом состоянии имеют на континенте примерно 230 термоядерных бомб В61-3 и В61-4. Ещё некоторое количество тактических термоядерных бомб находится в хранилищах на территории США, ожидая своей очереди на модернизацию или утилизацию.

А теперь разберёмся с носителями ядерных боезарядов. Наиболее массовый тактический носитель - это истребитель-бомбардировщик F-16 с радиусом действия 930 км (в европейских условиях это стратегическая дальность), берёт на борт одну авиабомбу B61. На вооружении палубной авиации и авиации морской пехоты США состоят штурмовики А-6Е с радиусом 1250 км, несущие по три бомбы В-61, и многоцелевые самолёты F/А-18 с радиусом 850 км, оснащённые двумя такими же бомбами. В 2014 году американцы испытали управляемую модификацию B61-12, конечно ядерную, предназначенную для поражения хорошо защищённых объектов с высокой точностью. Ожидается интеграция В61-12 для применения на самолётах США и стран НАТО, в том числе F-16 A/B/C/D, PA-200 «Торнадо», F-15E, F-35B, LRS-B, B2-A. Подчеркнём, модификации B61 эксперты часто относят не к тактическому, а к оперативно-тактическому и даже стратегическому вооружению.

Штурмовик А-6Е может нести три бомбы В-61.
© flickr.com/40263244@N04
Штурмовик А-6Е может нести три бомбы В-61.

У России, по оценкам экспертов, тактических боеголовок больше, примерно 1900. Это боевые части для оперативно-тактических, крылатых ракет и противоракет системы ПРО Москвы, свободнопадающие ядерные бомбы для самолётов Ту-22М3/М3М, Су-24М и Су-34. Некоторые аналитики не исключают, что в арсеналах есть ядерные глубинные бомбы и торпеды. И вот теперь всё это может потребоваться для сдерживая противника. В общем, сберегли, не стали спешить с утилизацией. И это хороший пример прагматизма, дальновидного и ответственного подхода к безопасности.

А в марте Владимир Путин заявил, что Москва и Минск договорились разместить тактическое ядерное оружие на территории Белоруссии. Как объяснил глава государства, поводом для такого шага послужило заявление Великобритании о поставках Украине боеприпасов с обеднённым ураном. При этом он отметил, что такое решение не нарушает международных обязательств, поскольку Россия не передает соседней республике свой арсенал, а «делает то, что США делали десятилетиями».

Здесь уместно привести высказывание Александра Лукашенко, по словам которого размещение тактического ядерного оружия в Белоруссии обусловлено превентивной защитой страны от внешних угроз. «Зачем это нужно? Чтобы ни одна нога каких-то сволочей не ступала больше на белорусскую землю», - заявил белорусский лидер. Лукашенко выразил уверенность, что теперь никому не захочется конфликтовать с Белоруссией, но подчеркнул, что хотел бы избежать возможных ситуаций, когда пришлось бы применять ядерное оружие. А министр обороны РФ Сергей Шойгу уточнил, что Москва оставляет за собой контроль за применением ТЯО. Всё это в рамках правил.

«Туманная логика»

Теперь о снарядах с обеднённым ураном. 13 июня на встрече с военными корреспондентами президент России чётко дал понять: если Киев применит снаряды с обеднённым ураном, то и Российская Федерация воспользуется такой возможностью. «Они у нас есть в наличии, мы их не применяем просто», - подчеркнул глава государства. По словам президента, ничего хорошего в применении данного типа снарядов нет, «но, если потребуется, мы в состоянии это сделать».

Производство бронебойно-подкалиберных снарядов для танков на Ленинградском механическом заводе имени Карла Либкнехта.
© РИА Новости
Производство бронебойно-подкалиберных снарядов для танков на Ленинградском механическом заводе имени Карла Либкнехта.

Как известно, ещё в апреле Великобритания передала Украине снаряды с обеднённым ураном. При этом в военном ведомстве Туманного Альбиона заявили, что снаряды с обеднённым ураном не представляют опасности для здоровья человека и окружающей среды. Отечественные специалисты утверждают обратное: после использования таких снарядов возникает риск серьёзных патологий.

Но Запад продолжает гнуть свою линию. После того, как склад боеприпасов с обеднённым ураном под Хмельницком попал под удар «Калибров», Вашингтон, как сообщила Wall Street Journal, собрался поставить Киеву такие же снаряды для «Абрамсов».

«Забытый» потенциал

Нельзя обойти стороной и Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, ДСНВ), о полном соблюдении которого ратует ICAN. Договор был рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договорённости на 5 лет и предусматривал реальные, проверяемые и необратимые сокращения ядерных арсеналов двух ведущих ядерных стран таким образом, чтобы через 7 лет после подписания и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали 700 МБР, баллистических ракет на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развёрнутых и неразвернутых пусковых установок. Сегодня это единственный договор об ограничении вооружений, который действует между Россией и США.

С российской стороны под действие договора подпадали ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М», «Воевода» и «Ярс», баллистическая морская ракета «Булава» и тяжёлые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. С американской - межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен», ракета «Трайдент-2», а также тяжёлые бомбардировщики B-52.

В январе 2022 года стороны продлили Договор до февраля 2026 года. Однако 21 февраля 2023 года Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию заявил о приостановке участия РФ в договоре СНВ-3. Согласно сделанному заявлению, Россия приостанавливает инспекции своего ядерного арсенала представителями стран НАТО. Тогда же были названы причины такого решения. Первая - это участие западных стран в подготовке украинских ударов по базам стратегической авиации России. Вторая причина, по словам Путина, - это запрос позволить натовцам инспектировать ядерные объекты в России, но так как НАТО не входит в Договор, то прежде альянс должен присоединиться к Договору, тем более, что Франция и Великобритания также являются ядерными державами.

Учебно-боевой пуск баллистической ракеты «Тополь-М», попадающей под действие договора СНВ-3, с космодрома «Плесецк» в Архангельской области.
© РИА Новости
Учебно-боевой пуск баллистической ракеты «Тополь-М», попадающей под действие договора СНВ-3, с космодрома «Плесецк» в Архангельской области.

С учётом этого нюанса Россия готова рассматривать возможность присоединения Североатлантического альянса к ДСНВ.

По данным Стокгольмского института проблем мира, у Франции на вооружении находятся примерно 100 ракет и примерно 300 стратегических зарядов, у Англии - примерно 75 ракет и 225 боеголовок. Суммируем ядерные потенциалы США, Франции и Великобритании, и становится очевидно, что западный стратегический потенциал значительно превосходит российский: 773 ракеты, из них 598 американские, также 2023 боеголовки, из них - у США 1498. При этом у них 527 ракет и 1458 развёрнутых боеголовок. 

Если объёмы американского и российского ядерных потенциалов - официальные данные, то французы и англичане никогда не раскрывали всех карт. Тем не менее ответ на вопрос, на кого нацелены французские и британские ракеты, очевиден. К тому же, американцы чинили различные препятствия ядерным инспекциям с нашей стороны - не позволяли в полном объёме проверять ракетные комплексы на субмаринах и шахтные ракетные комплексы.

Приостановку участия России в ДСНВ можно считать прагматичным решением, если иметь в виду обеспечение реальной безопасности страны, а не игру в «миролюбивую политику». К слову, после решения о приостановлении членства в ДСНВ МИД РФ заявил, что Россия на время его действия продолжит соблюдать количественные ограничения вооружений, предусмотренные договорённостями. Но Москва, как уточнило внешнеполитическое ведомство, не предпримет никаких шагов навстречу США до тех пор, пока Соединённые Штаты не предпримут соответствующие усилия в «целях общей деэскалации и создания условий для возобновления полноформатного функционирования» соглашения.

Безусловно, договоры по сокращению ракетно-ядерных потенциалов играют положительную роль, поскольку сдерживание роста вооружений прямо влияет на экономику, уменьшает социальную нагрузку. Но договоры должны быть «честными с обеих сторон», учитывать все аспекты безопасности. Правило «Семь раз отмерь, один раз отрежь» на этом направлении должно действовать всегда.

Дальний бомбардировщик Ту-22М3 ВВС России на авиабазе Хмеймим в Сирии, 2021 г.
© РИА Новости
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 ВВС России на авиабазе Хмеймим в Сирии, 2021 г.

С прагматизмом нужно подходить и к выбору политических союзников. Хорошо, что ещё задолго до специальной военной операции политическое руководство Россия заняло взвешенную и принципиальную политику, например, в отношении Ирана. В настоящее время Москва и Тегеран осуществляют ряд совместных программ, в том числе в сфере безопасности. А присутствие нашего контингента в Сирии - важный инструмент реализации политики России на Ближнем Востоке.

Тогда как заискивание перед так называемыми демократиями ещё ни к чему хорошему не приводило. Например, только за якобы дружеское похлопывание по плечу Михаил Горбачёв развалил организацию Варшавского договора, предав руководство почти всех стран Восточной Европы. Вспомним хотя бы личную трагедию руководителя ГДР Эриха Хонеккера, который верой и правдой служил общим идеалам до последнего. Его место занял «друг Коль».

Именно на встречах Гельмута Коля и Горбачёва был выработан механизм объединения Германии, которое состоялось в октябре 1990 года, и это уже было предательством интересов СССР. Ещё более трагические и печальные шаги были совершены несколько позже - вывод буквально в чистое поле частей и соединений Группы советских войск в Германии.

Тем не менее впоследствии, несмотря «на дружбу» с Горбачёвым, который возвёл интересы Германии выше интересов Отечества, Коль довольно едко высказывался о способностях лидера СССР в качестве переговорщика, дескать, Горбачёв не воспользовался возможностью получить значительную компенсацию за вывод советских войск из ГДР: «Если бы Горбачёв сказал: дайте нам сотню миллиардов, и получите ГДР, мы так бы и сделали. Что такое сто миллиардов за Восточные земли при их годовом бюджете в пятьсот миллиардов?».

Президент СССР Михаил Горбачёв и канцлер ФРГ Гельмут Коль (слева) во время рабочей встречи в местечке Межигорье под Киевом, 5 июля 1991 г.
© РИА Новости
Президент СССР Михаил Горбачёв и канцлер ФРГ Гельмут Коль (слева) во время рабочей встречи в местечке Межигорье под Киевом, 5 июля 1991 г.

Но в конце концов Запад всё-таки научил нас быть прагматиками. Правда, очень большой ценой. И теперь у нас практически нет возможностей ошибаться. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама