Карибский кризис-2. Повторение истории. Теперь не в виде фарса
© Соцсети
Президент США Джон Ф. Кеннеди выступает перед нацией о стратегической блокаде Кубы и предупреждении Советского Союза о ракетных санкциях во время кубинского ракетного кризиса 24 октября 1962 г.

Карибский кризис-2. Повторение истории. Теперь не в виде фарса

Глобальные события последнего года удивительно напоминают опасный момент в мировой истории 60-летней давности - так называемый Карибский кризис, когда мир чуть было не свалился в ядерную бездну. Но если в 1962 году государственным лидерам СССР и США хватило мудрости и воли остановить опасную эскалацию, то сегодня Штаты - целенаправленно нагнетают напряжённость до предела - до срыва в штопор
Реклама
Карибский кризис-2. Повторение истории. Теперь не в виде фарса
© Соцсети
Президент США Джон Ф. Кеннеди выступает перед нацией о стратегической блокаде Кубы и предупреждении Советского Союза о ракетных санкциях во время кубинского ракетного кризиса 24 октября 1962 г.
Читайте нас на: 

События октября 1962 года, вошедшие в историю под названием Карибский кризис (кубинцы его называют Октябрьским кризисом, американцы - Кубинским ракетным кризисом), являются отправной точкой, от которой отталкиваются многие, оценивая степень сегодняшней опасности, грозящей миру. Предпосылки к тому и к сегодняшнему конфликту удивительно похожи: главными его игроками являются США и Россия (тогда СССР), главная причина обоих кризисов - в серьёзной и оправданной озабоченности российской стороны своей безопасностью. Сходство и в том, что инициатором нарушения баланса сил и безопасности были и остаются США.

Двухдневная встреча Фиделя Кастро и Роберта Макнамара

С чего всё началось 60 лет назад? В 1961 году США, в расчёте добиться стратегического превосходства над СССР, приступили к размещению в Турции, в районе Измира, 15 баллистических ракет средней дальности PGM-19 Jupiter. Радиус их действия составлял 2400 км. Это означало прямую угрозу всей европейской части СССР. За 10 минут американские ракеты могли достичь Москвы. Советское руководство сочло необходимым в качестве меры, обеспечивающей ядерный паритет, разместить на Кубе с её согласия советские ракеты средней дальности Р-14, радиус поражения которых составлял 4000 км. Таким образом, Москва брала «на мушку» Вашингтон, многие промышленные центры США, а также значительную часть американских военных баз. Цели на американской территории могли быть поражены в течение 20 минут после пуска ракет с Кубы. 

Баллистическая ракета средней дальности PGM-19 Jupiter.
© wikipedia.org
Баллистическая ракета средней дальности PGM-19 Jupiter.

Не будем описывать в подробностях, как в 1962-м Москва и Вашингтон, а конкретно советский лидер Никита Хрущёв и президент США Джон Кеннеди достигли понимания необходимости остановить конфликт, пока он не перерос в обмен ядерными ударами. Подчеркнём только, что это стало результатом обоюдного движения навстречу. Это был результат поиска решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Интересные факты опубликовало кубинское информационное агентство Prensa Latina, напомнившее своим читателям о международной конференции «Октябрьский кризис», состоявшейся в Гаване в октябре 2002 года, в 40-летнюю годовщину тех событий. На конференции встретились кубинский лидер Фидель Кастро и Роберт Макнамара, который был министром обороны США в администрации Кеннеди и принимал активное участие в событиях тех дней. Это была двухдневная встреча за закрытыми дверями, на которой, помимо Макнамары, присутствовали и другие сотрудники администрации Джона Кеннеди - советники президента Ричард Гудвинг, Теодор Соренсен и Артур Шлезингер, а также аналитик ЦРУ Дино Бруджони. Агентство Prensa Latina сделало достоянием гласности некоторые мысли, высказанные Фиделем и американской стороной 20 лет назад. Сегодня они звучат очень актуально.

Судя по публикации, Гавана до сих убеждена, что среди главных предпосылок Карибского кризиса - враждебные действия Соединённых Штатов против Острова свободы, которые предпринимались после Кубинской революции 1959 года и которые усугубились к 1961 году, когда было совершено вторжение американских наёмников на Плайя-Хирон с целью свержения революционного правительства Фиделя Кастро.

Как пишет Prensa Latina, в ходе диалога в 2002-м между Фиделем и Макнамарой, было установлено, что «опасность нападения на Кубу со стороны США была гораздо больше, чем тогда полагало кубинское правительство или подозревала Москва». И хотя президент Кеннеди не подписал никакого документа, который санкционировал бы прямую агрессию против Кубы, по словам одного их членов американской делегации, «рассекреченные документы, а также резюме обсуждений между высшими военными руководителями США показывают, что это была реальная угроза».

Роберт Макнамара и Фидель Кастро встретились в октябре 2002 года.
© Соцсети
Роберт Макнамара и Фидель Кастро встретились в октябре 2002 года.

Как ни странно это выглядит, но тогда, в 2002-м, на встрече в Гаване американская делегация подтвердила, что план нападения на Кубу предусматривал более тысячи воздушных бомбардировок и высадку на остров 280 тысяч американских солдат. Таким образом, была подтверждена правильность оценок тогдашней ситуации со стороны кубинцев, которые, согласившись на предложение Москвы разместить у себя советские ракеты, одновременно реализовывали своё право защитить себя от опасности американской агрессии. «Тогда было ясно, что получение оружия любого типа является законным действием Кубы и не нарушает никаких международных норм», - пишет Prensa Latina.

Хрущёв убрал ракеты с Кубы, Кеннеди - из Турции

В ночь с 27 на 28 октября по заданию президента Роберт Кеннеди встретился с советским послом Анатолием Добрыниным в здании министерства юстиции США. Кеннеди поделился с Добрыниным опасениями президента о том, что «ситуация вот-вот выйдет из-под контроля и грозит породить цепную реакцию». Роберт Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. Добрынин спросил Кеннеди о ракетах в Турции. «Если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса», - ответил Кеннеди. 

На следующее утро в Кремль пришло сообщение от Кеннеди, где было сказано:

«Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу.

Мы же, со своей стороны, согласимся - при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, - а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу.

Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом».

В полдень Хрущёв собрал Президиум ЦК у себя на даче в Ново-Огарёве. На собрании шло обсуждение письма из Вашингтона. Опасаясь всяких «неожиданностей» и срыва переговоров, Хрущёв запретил Плиеву (Исса Александрович Плиев, генерал армии, дважды Герой Советского Союза, во время Карибского кризиса, с июля 1962 года по май 1963 года, командовал Группой советских войск на Кубе в ходе операции «Анадырь». - Ред.) использовать зенитное оружие против американских самолётов. Он приказал вернуть на аэродромы все советские самолёты, патрулировавшие Карибское море, а также дал приказ начать демонтаж стартовых площадок Р-12.

Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли три недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты «Юпитер» - как «устаревшие». ВВС США не возражали против списания этих БРСД, так как к этому моменту ВМФ США уже развернул на подводных лодках намного более подходящие для передового базирования БРПЛ «Поларис», сделавшие комплекс «Юпитер» устаревшим.

Кубинцы были против того, чтобы Советский Союз убрал ракеты с Острова свободы

Кубинцы придерживаются той позиции, что «размещение советских ракет на Кубе было не ответом на просьбу со стороны Москвы, а скорее было предложением Москвы с целью заставить Белый дом отказаться от прямого нападения на Кубу. И это было принято кубинским правительством, исходя из этических и моральных соображений, как жест взаимности и солидарности с теми, кто протянул Кубе руку помощи». В любом случае, как сказал Фидель Кастро на встрече с Макнамарой, решение позволить Советскому Союзу разместить ракеты на Кубе «в то время было разумным, это было результатом глубоких размышлений».

Агентство Prensa Latina напоминает не очень популярный в России факт того, что Фидель Кастро поставил перед советским лидером Никитой Хрущёвым вопрос о необходимости обнародования соглашения между двумя странами, касавшееся обороны острова посредством размещения на Кубе ракет. Однако, пишет Prensa Latina, Хрущёв «придерживался позиции, заключающейся в том, чтобы действовать гибко и с абсолютной осмотрительностью». В этих словах можно увидеть некую обиду кубинцев на СССР. Сегодня, мы можем прямо сказать, что кубинцы были против того, чтобы Советский Союз убрал ракеты с острова.

Карибский кризис за пределами Кубы и в России изображается, прежде всего, как конфликт между СССР и Соединёнными Штатами, где Куба является лишь сценой, на территории которой конфликт разворачивался. Но серьёзный анализ событий показывает, что Куба была равноценным участником конфликта - на стороне СССР, конечно. Но её интересы не были учтены в полной мере, когда СССР и США, наконец, пришли к взаимопониманию.

Кубинское руководство было против вывода советских частей с острова.
© РИА Новости
Кубинское руководство было против вывода советских частей с острова.

Карибский кризис был преодолён, но Остров свободы и после остался объектом постоянной агрессии со стороны Вашингтона. Куба тогда выдвинула несколько пунктов, которые, по её мнению, наряду с выводом американских ракет из Турции должны были лечь в основу договорённости Советского Союза с США. Они предусматривали урегулирование большей части разногласий с Соединёнными Штатами и касались прекращения экономической блокады Кубы, полётов самолётов-шпионов над островом и любого нарушения воздушного пространства республики, подрывной деятельности, пиратских нападений, а также вывода военно-морской базы США из Гуантанамо. Все эти вопросы остались за рамками советско-американских договорённостей.

Несогласие кубинского руководства с решением Москвы вывести ракеты с острова дошло до гаванских улиц. До сих пор на Кубе жива не очень приличная частушка, которая родилась в недрах народного сознания кубинцев в знак согласия с Фиделем и в знак протеста против вывода русских ракет с острова. «Nikita mariqita! Lo que se da no se quita» - звучит она по-испански. Перевести можно так: «Ах ты Никита, божья коровка! То, что дано, нельзя отнимать». При этом слово «mariqita» (божья коровка) очень созвучно с одним грубым испанским ругательством, которого по понятным причинам мы не приводим. Таким образом, в этой частушке слово «mariqita» выполняет роль эвфемизма, под которым подразумевалось именно ругательство в адрес советского лидера.

Это давно уже часть народного кубинского фольклора. И, конечно, эта частушка отражает не столько недовольство кубинцев тем, что русские, мол, отняли у них оружие, которым они могли бы защищаться от возможной американской агрессии, сколько их решимость стоять насмерть, если американцы вдруг сунутся на остров. Повторим, для кубинцев размещение советских ракет на Кубе было не только актом солидарности с советским народом, который подвергался опасности ядерного нападения со стороны США, но мерой, предпринятой ради собственной безопасности.

Сторонники Байдена - наследники тех, кто убил Джона Кеннеди

Но вернёмся в наши дни и снова протянем логическую нить между Карибским кризисом и событиями на Украине, которые де-факто являются выражением военно-политического, вернее, экзистенционального противостояния России и США. Как Куба сочла себя в праве защищаться от США любым оружием и приняла у себя в 1962-м советские ракеты, так и Россия сочла себя вправе сыграть на опережение и ради собственной безопасности начала обезвреживание врага на украинской территории.

Напрашивается аналогия с активными попытками России в конце 2021 года убедить США в необходимости подписания договора, в котором Вашингтон взял бы на себя письменные гарантии безопасности России. Но сегодня мы не видим движения нам навстречу. США превратили Украину в анти-Россию, и только в такой роли Украина нужна Штатам.

Предоставив СССР возможность разместить ракеты, Куба готова была любыми средствами защититься от США.
© flickr.com/worldofarun
Предоставив СССР возможность разместить ракеты, Куба готова была любыми средствами защититься от США.

Безответственная и лживая риторика со стороны США о «независимой Украине, которая подверглась агрессии со стороны России», не выдерживает никакой критики. За этой риторикой - конкретные планы уничтожения России. И если в 1962-м США и Советский Союз реально пытались отодвинуть мир от ядерной пропасти, то нынешнее руководство США упорно добивается обратного. Президенты США образца 1962 года и образца 2022 года - «две большие разницы». Это люди, замешанные из разного теста. Кто сейчас стоит за президентом Байденом, это наследники тех, кто убил Джона Кеннеди. Россия сегодня воюет с американским либеральным «глубинным государством», которое готово спалить в ядерном огне и собственный народ. Но не делает пока этого только потому, что не видит собственных гарантий на спасение при ответном ударе России. Для нынешнего американского истеблишмента Джон Кеннеди и Никита Хрущёв - не пример. И Карибский кризис для него - не урок.

«Если мир нельзя спасти, то и лучшая социальная система бесполезна»

На фоне сегодняшних событий, когда мир снова стоит перед опасностью ядерной войны, предупреждения кубинского лидера Фиделя Кастро на встрече с Макнамарой в 2002 году кажутся очень актуальными:

«Никто не может предотвратить ход событий в этих очень сложных случаях и гарантировать, что ни один инцидент не приведёт к катастрофе». В сороковую годовщину Карибского кризиса Фидель Кастро сказал и другие слова, которые сегодня звучат очень свежо: «Если мир нельзя спасти, то и лучшая социальная система бесполезна».

Советский министр иностранных дел Андрей Громыко (сидит второй справа) убеждает Джона Кеннеди, что советских ракет на Кубе нет. 18 октября 1962 года.
© wikipedia.org
Советский министр иностранных дел Андрей Громыко (сидит второй справа) убеждает Джона Кеннеди, что советских ракет на Кубе нет. 18 октября 1962 года.

Макнамара с ним согласился. «Ещё более удивительным было бы то, - пишет Prensa Latina, - что они оба (Кастро и Макнамара) согласились по одному пункту, в частности в необходимости извлечь уроки из исторических событий, произошедших в 1962 году, таким образом, чтобы в будущем это способствовало предотвращению войн с разрушительными последствиями». Со своей стороны, «Макнамара заявил, что главный урок Карибского кризиса не получил должного внимания в современном мире. Этот урок в том, чтобы всегда учитывать позицию противника и что ошибки могут стоить жизни целых народов, поэтому этот риск должен быть устранён».

Но, к сожалению, нынешний американский истеблишмент слеплен из другого теста. И есть огромная опасность, что история, вопреки правилам, может повториться не в виде фарса…

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама