Армия Украины - это вермахт наших дней
Не так давно президент Болгарии Румен Радев набрался смелости и, сославшись на необходимость обеспечить безопасность своей страны, попытался воспротивиться передаче Украине очередной партии оружия и боеприпасов. Тотчас же «старшие товарищи» из-за океана провели с президентом Радевым соответствующую воспитательную работу и объяснили, что в первую очередь он обязан удовлетворять требования пана Зеленского.
При этом другие европейские лидеры даже не пытаются возражать. Одно за другим следуют сообщения: Прага передаёт Киеву боевые вертолёты, Франция начала поставки Украине ракет SCALP (аналог британской крылатой ракеты Storm Shadow) с радиусом действия свыше 250 километров, условно нейтральная Швейцария согласилась передать Германии для дальнейшей отправки Киеву 25 танков Leopard 2А4...
И ничего уникального, в историческом плане, здесь нет: точно так же в годы Второй мировой войны Европа собирала оружие для нужд восточного фронта. Причём щит и меч вермахта усердно ковали не только союзные Берлину Италия, Венгрия и Румыния, но и оккупированные Германией европейские страны, многие из которых считаются победителями гитлеровского фашизма, что, конечно же, весьма странно…
Причём весьма значимую роль в вооружении армии Гитлера и его подручных тогда сыграли и сегодняшние бенефициары - Чехия и Франция, несколько в меньшей в меньшей степени - Польша.
Чехия
Как известно, после так называемого Мюнхенского сговора Чехословакия сдалась немцам без боя, став протекторатом Богемии и Моравии и поставщиком оружия для вермахта. В первую очередь Берлину досталось вооружение чехословацкой армии. Согласно оценке историка Юрия Нерсесова, немцы получили более 1,4 миллиона винтовок и пистолетов, свыше 62 тысяч пулемётов, около 4 тысяч орудий и миномётов. Чешскими трофеями уже в 1939 году было оснащено пять пехотных дивизий вермахта, в 1940 году ещё четыре. На вооружение германской, румынской и словацкой армий были приняты тысячи чешских лёгких танков, танкеток и бронеавтомобилей (чешские лёгкие танки считались тогда «идеальной машиной для блицкрига», едва ли не лучшими в мире). Всего же к началу Великой Отечественной войны бронетехника чешского производства составляла четвёртую часть парка немецких танковых дивизий первого эшелона. Но этим дело не ограничилось.
Мощная военная промышленность, которая досталась Чехии в наследство от Австро-Венгрии, распавшейся в 1918 году, после оккупации стала исправно работать на Гитлера. К 1941 году высококвалифицированные чешские рабочие и инженеры вместо устаревших лёгких танков наладили выпуск для вермахта самоходных и штурмовых орудий.
Вот что, например, пишет по поводу знаменитого штурмового орудия «Хетцер» исследователь Дмитрий Пятахин: «Создателем "Хетцера" по праву является знаменитое предприятие ЧКД в Праге, которое во время оккупации носило название Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik (BMM). Первоначально на заводе планировалось производство StuG IV, однако перестроить технологию предприятия в сжатые сроки на производство новой машины не удалось, хотя ВММ до этого занимался ремонтом немецких самоходных орудий, но когда стало ясно, что предприятие не справляется с первым заказом на 1000 машин, к производству подключился завод "Шкода" в городе Пльзень».
Потом «Хетцеры» широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время немецкого наступления в Арденнах. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, «Хетцер» явился отличным образцом противотанкового орудия, был идеальным оружием ближнего боя.
Ветерану вермахта Хайнцу Кюну довелось воевать на чешских «Хетцерах»: «В конце войны, в Курляндии, воевал в составе 731-го дивизионного противотанкового батальона на "Егерях" (Hetzer - "Хетцер"), самоходках на шасси чешского танка - завода "Шкода", вооружённых 75-мм пушкой и пулемётом МГ 34. Благодаря низкой посадке, "Егеря" были меньше уязвимы - снаряды, обычно, пролетали над нами, не задевая - и прекрасно маскировались на местности, используя небольшие возвышенности».
Но штурмовые орудия «Хетцер» - далеко не всё, что производили чешские оружейники в интересах вермахта. Город Брно, например, обеспечивал немцев стрелковым оружием, которое в промышленных масштабах выпускал знаменитый завод «Зброевка». А тяжёлая артиллерия чешского производства сыграла весьма заметную роль в боях за Крым и в осаде Севастополя. Осенью 1941 года наступление 54-го немецкого корпуса в Крыму огнём поддерживали, помимо германских орудий, четыре чешские 305-мм мортиры, восемь 240-мм гаубиц чешского производства, батарея чешских 150-мм тяжёлых гаубиц. Но это было только начало.
Александр Неменко в работе «Огненный шторм над Севастополем. Военная техника и вооружения в битве за Крым. 1941-1942» пишет: «Из-под Одессы в Крым прибыли 210-мм пушки К39. Пушка К39 являлась разработкой того же завода фирмы "Шкода" в городе Пльзень, что и 240-мм гаубица. Она являлась близким "родственником" 240-мм чешской гаубицы. Дальность стрельбы пушки К39 составляла 28,6 км, вес снаряда - 135 кг. Скорострельность этого орудия - 3 выстрела в 2 минуты. Этими орудиями в немецкой армии были оснащены два дивизиона - 767-й и 768-й (в каждом - две батареи по три орудия). 767-й тяжёлый дивизион был использован при осаде Одессы и Севастополя, 768-й находился под Ленинградом».
Причём «труженики» фирмы «Шкода», ритмично обеспечившие поступление вермахту новых орудий, под конец войны вдруг «переквалифицировались» в антифашистов и даже радовались победе над фашизмом. Теперь сомнительно, что это было действительно искреннее чувство… Тем более что доверие немецких заказчиков к чешским оружейникам было настолько велико, что именно им было поручено производство последней надежды Германии - реактивных истребителей Me-262, которые должны были вернуть Германии господство в воздухе. И самое примечательное, что даже в конце войны массового саботажа на чешских предприятиях не наблюдалось - работали на рейх до последнего.
Франция
Не менее богатые трофеи захватили немцы во Франции. И так же, как в Чехии, французская военная промышленность стала исправно работать на Германию. Уже в самые первые дни войны против СССР немцы активно использовали французскую военную технику. Например, при штурме Брестской крепости были задействованы французские танки Somua S35, первый из которых был подбит ручными гранатами уже 23 июня 1941 года. В штурме Перемышльского укреплённого района применялись французские тяжёлые танки В2, превращённые в огнемётные машины, экипажам которых была поставлена задача бороться с дотами. Кроме того, французские танки в значительных количествах в интересах вермахта переделывались в САУ (около двух тысяч) или в ремонтно-эвакуационные машины и транспортёры боеприпасов.
Активно использовались на Восточном фронте и французские артиллерийские орудия. Самым крупным орудием, обстреливавшим Ленинград, была французская 520-мм железнодорожная установка, использовавшая бетонобойные снаряды весом 1654 кг. Однако этим участие артиллерии французского производства в войне против СССР не ограничивалось. Французские трофейные 155-мм пушки Шнайдера немцы также использовали под Севастополем.
Использовали немцы и французские самолёты. Транспортные самолёты «Кодрон» С.445 - и трофейные, и выпущенные промышленностью Франции в период оккупации, исправно несли службу в люфтваффе. Лёгкие бомбардировщики «Потэ» 63.11 немцы и сами использовали, и на вооружение авиации королевской Румынии передавали. Наладили на французских заводах и производство самолётов, созданных немецкими конструкторами. Например, самолёт-разведчик Fw.189 (известен по прозвищу «Рама») производили в Бордо.
Весьма важную роль в «молниеносной войне» на восточном фронте сыграли тысячи французских автомобилей. Только фирма «Рено» поставила вермахту около 30 тысяч специальных военных грузовиков.
Польша
Пригодилось и захваченное польское оружие, которое в основном пошло на вооружение румын и тыловых частей вермахта. Английский историк Энтони Такер-Джонс в работе «Великий танковый грабёж. Трофейная броня Гитлера» писал: «Трофеи, захваченные немцами в Польше, оказались невелики, им удалось захватить лишь около 60 лёгких танков 7ТР, годных к восстановлению, а также военный завод. Некоторые из них приняли участие в немецком параде, состоявшемся в Варшаве 8 октября 1939 года. Вскоре выяснилось, что польские бронемашины немцам нужны для несения полицейской службы.
Некоторое количество 7ТР (основной танк польской армии времён Второй мировой войны, пушка - 37-мм, экипаж - 3 человека. - Авт.) было быстро восстановлено и поставлено на службу оккупационным частям, а танкетки ТК/TKS были собраны и отправлены в варшавские ремонтные мастерские. В июле 1940 года варшавская лёгкая танковая рота была снабжена двумя взводами этих бронемашин для сторожевых и тренировочных функций. В том же году эта рота продемонстрировала собственную силу, триумфально проведя трофейные танки 7ТР и TKS по улицам польской столицы… В марте 1941 года танковая мастерская Варшавы доложила о том, что в строй готовы вернуться 55 танкеток TKS, сформированных в новое воинское подразделение - лёгкую танковую роту "Восток".
Некоторое количество польских танкеток было придано базировавшимся в Польше частям немецких люфтваффе для охраны аэродромов. Кроме того, они использовались немецкими оккупационными войсками во Франции и Югославии. Польским танкам R-35 удалось избежать захвата, поскольку они не участвовали в боях и переправились в Румынию, где были захвачены румынской армией. Часть польской бронетехники, ставшей трофеями немцев, была обменяна румынам на нефтепродукты».
Польские самолёты использовались главным образом также в румынской армии. В работе «Румынские Королевские ВВС к войне готовы» Олег Каминский о румынской авиации, действовавшей против СССР в 1941 году, писал, что 4-я бомбардировочная группа была вооружена самолётами польского производства PZL P-37B «Los», на вооружении 3-й истребительной группы находились польские самолёты PZL P-11f, на вооружении 6-й истребительной группы состояли польские самолёты PZL P-24E.
То есть под Одессой румынский солдат шёл в атаку вслед за польскими танками, прикрываемый с воздуха польскими самолётами. Такой получился европейский антисоветский военно-технический интернационал...
Для нужд немцев в Польше, помимо ремонта бронетехники, было организовано производство ещё и транспортных средств. Так, в Варшаве машиностроительное предприятие Panstwowy Zaklad Inzynierii (Pzinz), выпускало по лицензии автомобили «Фиат». А пехотным немецким частям для обеспечения большей мобильности обозов придавались польские конные повозки Panjewagen.
Кроме того, фабрика в варшавском районе Жолибож производила для Третьего рейха авиационные пропеллеры. Производили в Польше для Гитлера и стрелковое оружие. Поскольку польский пистолет RADOM VIS 35 понравился немцам, его использовали для вооружения армии, флота, некоторых подразделений войск СС и полицейских формирований. На оружейном заводе Fabryka Broni Radom во время оккупации было произведено около 310 тысяч штук пистолетов RADOM VIS под наименованием P-35(p). На качество продукции немцы не жаловались.
Словом, старались граждане оккупированной Европы обеспечить Третий рейх и его союзников изо всех сил. Так что сейчас американцы, выдавливая из своих европейских сателлитов очередные партии оружия и боеприпасов для запросов Незалежной, используют апробированный ещё вермахтом опыт. Как говорится, найдите различия…