Заезженная грампластинка лунных критиков
Любое новое дело в абсолютно любой сфере человеческой деятельности неизбежно связано с риском неудачи. Поэтому все - от большого учёного до домохозяйки, соизмеряют свои гипотезы, расчёты или даже прикидки с практикой - ставят эксперимент. Домохозяйке проще, её эксперименты обходятся сгоревшим пирогом или пересоленным борщом. Изучив на практике рецепт, она внесёт коррективы - на радость домочадцам.
В науке всё несколько сложнее. Томас Эдисон, например, пять лет путём проб и ошибок искал материал для нити лампы накаливания, перепробовал более 6000 разных материалов. Но что делать, если эксперимент проходит не в лаборатории и не на своей кухне, а в сотнях тысяч километров? А без эксперимента, без проверки теории на практике, никогда не узнаешь, верна ли гипотеза.
Иного пути, как проверки практикой, нет и быть не может. Если эксперимент сложен и удалён, его всё равно придётся проводить. Без этого не получить информации, необходимой для дальнейших шагов. И человечество проводит такие эксперименты, прекрасно зная, что, как и у Эдисона, правильное решение может прийти только через годы и бесчисленное множество проб и ошибок.
Наверное, многие видели, как Илон Маск радовался взрывам своих ракет - смеялся, аплодировал, писал восторженные посты. Даже если в этом и была доля лицедейства, за ней скрывалось циничное восприятие практика: отрицательный опыт - это тоже опыт. Каждая катастрофа отсеивала ложные гипотезы и приближала к истине, к решению, к результату.
В апреле нынешнего года над Мексиканским заливом эффектно рванула очередная ракета. Вместе с её обломками падало состояние Маска - всего за сутки оно сократилось на 12,6 миллиарда долларов. Но Маск поздравил свою команду с «захватывающим запуском»: «Мы многому научились для проведения следующего тестового запуска через несколько месяцев».
Похожая ситуация абсолютно у всех, ибо, повторю, другого пути, кроме проверки гипотезы на практике нет и быть не может. Совсем недавно во время испытаний полыхнула японская Epsilon S, а чуть раньше, по весне, над островом Танегасима в огненный шар обратилась Н3.
В 2021 году 9 тонн обломков китайской «Чанчжэн-5B» долетели до земли, но, благо, миновали города, хотя риск был. А годом ранее китайская космонавтика пережила три аварии.
Если говорить о лунных миссиях, то можно вспомнить индийский опыт. «Чандраян-1» два года искали в космосе американцы и нашли - на орбите, далёкой, от расчётной. «Чандраян-2» размазало о лунную поверхность так, что на американских, опять же, снимках не удалось найти и следов станции. 23 августа успешно Индия произвела спуск модуля миссии «Чандраян-3» на поверхность Луны, и с третьей попытки аппарат успешно прилунился на южном полюсе.
Но у нас современную космонавтику принято сравнивать с успехами достославных советских времён. Отчего бы и не сравнить?
К сожалению, не многие адепты советского опыта помнят историю, факты. А ведь первая межпланетная станция «Луна-1» промазала мимо Луны на 6000 километров. Причём первая была вовсе не первой.
Ракета с первой лунной станцией стартовала в сентябре 1958 года, но полёт продлился 87 секунд. Далее - взрыв. И это после пяти ракетных аварий в 1957 году и одной в апреле 1958-го. Уже в октябре вторая «первая» станция была отправлена к Луне. Теперь полёт тянулся 104 секунды, и ракету вместе с «Луной-1» разнесло. В декабре состоялся третий неудачный пуск.
И только 2 января 1959 пуск ракеты-носителя «Восток-Л» увенчался успехом. Но, увы, мимо Луны, промазали.
С 1958-го по 1976-й год из 45 попыток достичь Луны 31 закончилась «неудачей». В кавычках, потому что это был единственный путь. И если на этом пути вы признаёте достижения, то успехи и победы эти случились в том числе и благодаря «неудачам».
Но вернёмся к четвёртой «Луне-1», не достигшей Луны. Что о ней говорили?
Прежде всего, ЦК КПСС и Совет министров СССР публично обратились к учёным, инженерам, техникам, рабочим, всему коллективу работников, участвовавших в создании и запуске космической ракеты: «Первый межпланетный полёт советской космической ракеты открывает славную страницу в изучении космического пространства и демонстрирует всему человечеству творческий гений свободного советского народа… Партия, Правительство и все советские люди высоко ценят ваш самоотверженный труд и выражают уверенность в том, что вы ещё не раз порадуете любимую Родину и всё прогрессивное человечество новыми открытиями и достижениями мирового значения».
Успех промазавшей ракеты комментировали учёные, творческая интеллигенция, простые граждане. Колхозник сельхозартели «Весёлые поля» А. Смирнов написал стихи, опубликованные в газете «Северный колхозник»:
Радио сказало новость эту.
Радость охватила всю страну, -
Первая советская ракета
Смело полетела на Луну.
«Приокскую правду» читатели завалили письмами: «Наши колхозники с ликованием встретили сообщение ТАСС о запуске в сторону Луны советской космической ракеты, которая станет первой искусственной планетой». «Воплощённые в новой ракете человеческие знания и силы со стремительной быстротой несутся в заоблачные выси, в тысячах километров от земли», «Полёт космической ракеты вдохновляет советских тружеников на новые трудовые победы во имя блага любимой Родины».
Но после того, как «Луна-25», успешно достигнув окололунной орбиты, не смогла штатно прилуниться, оценки и общественные настроения оказались иными. Простите, но это был какой-то тоскливый вой.
Самым же интересным в этом депрессивно-негативном потоке оказалось то, что настроение противоречило и фактам, и логике. Создавалось ощущение, что за «стандартными» уже речами нет ни осмысления, ни аргументации - лишь пружинки и шестерёнки, как за голосом с граммофонной пластинки.
«Прости, Юра, мы всё… растеряли. Вот в советские времена», - так вот же факты, в советские времена и четвёртая «первая» «Луна» в Луну не попала!
«Не сравнивайте! Тогда было впервые, а теперь-то опыт какой», - у кого опыт? У людей, которые родились после последнего запуска автоматической станции к Луне? Да, у них - опыт, но это их опыт, который они тоже нарабатывают, делая всё впервые.
«Мы - отсталые. А вот на Западе…», - и на Западе, и на Востоке путь один, другого нет. Если получается с первого раза - это случайность, а не закономерность, и повторить успех будет невозможно. И пирог по новому рецепту, и полёт к другим планетам должны пройти через этап практического опыта.
«Никакого развития - выезжаем на старых технологиях», - даже интересно, что является «старой технологией» - размещение приборов вне герметичного корпуса? Бортовой вычислитель, который начали разрабатывать в 2004 году или нейтронный спектроскоп, над которым работали с 2009-го?
«Всё равно это позорная неудача!» - с первого раза забросить автоматическую станцию на окололунную орбиту - это как раз удача. Это даже чуть больше, чем можно было ожидать. Это тот самый случай, который следует считать случайностью, а не закономерностью, и эта удача позволила собрать гигантское количество данных для следующего шага.
Да, конечно, если бы удача и дальше сопутствовала, удалось бы собрать ещё больше данных. Но тогда та скрытая ошибка, которая привела к «досрочному прилунению» осталась бы не обнаруженной и, рано или поздно, опрокинула один из следующих аппаратов.
Но можно же обойтись вообще без ошибок? «Сейчас же такие компьютеры мощные, они всё посчитают». Увы, это рассуждение профана-юзера, который сам не написал ни одной программы, да и счётом, вероятнее всего, владеет неуверенно. Чтобы что-то посчитать, для начала нужно иметь данные. А чтобы их получить, нужно провести эксперимент. Тот самый эксперимент в сотнях тысяч километров от нашей уютной планеты. Без этого просто нечего считать.
Однако никакие рациональные аргументы, факты, примеры не отрезвляют пессимистично настроенных критиканов. Они крутят свою пластинку, словно не слышат и не видят ничего. И вот тут у меня возникает вопрос: а кто записал эти «песни» на наши «пластинки»? Откуда взялись все эти топорные стереотипы и полное непонимание вещей, казалось бы, очевидных? Почему даже брызжущие агрессивной ностальгией по Советскому Союзу люди не знают и не желают знать историю той страны, в которой родились?
Полагаю, «запись пластинок» - далеко не космическая технология. Американская - может быть, но не космическая. А вот мы просмотрели, как из общественного сознания вырвали критическое мышление, рациональное осмысление, логику и заменили разум на граммофонные пружинки и шестерёнки, способные лишь воспроизводить заезженную пластинку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.