Не те шипы у французских «колёсных танков»
С начала летнего «контрнаступа» потери Вооружённых сил Украины в ходе боевых действий составили более 43 тысяч военнослужащих. Кроме того, на линии боевого соприкосновения с Вооружёнными силами РФ было уничтожено свыше 4900 единиц различного вооружения ВСУ, в том числе 7 французских «колёсных танков» AMX-10RCR. Об этом 4 августа сообщило в своей сводке Министерство обороны Российской Федерации.
Безусловно, на фоне тысяч единиц других уничтоженных украинских видов вооружений семёрка колёсных «французов», утраченная ВСУ в июне - начале августа 2023 года, просто теряется. Тем не менее, история этих AMX-10RCR весьма показательна для общей картины поставок западных вооружений Киеву и их последующего применения на украинском театре военных действий.
Для колониальной «периферии»
Начну издалека.
После окончания Второй мировой войны Франция оставалась крупной колониальной державой. Это оказало довольно серьёзное влияние на создание послевоенной французской бронетехники. В частности, использование в колониях (например - где-нибудь в Африке) обычных танков французскому военному командованию представлялись избыточным. Более оптимальным вариантом для такой колониальной «периферии» виделось задействование бронированных машин, созданных не на гусеничной, а на более дешёвой колёсной базе. При этом на первое место по важности ставилась не высокая защищённость, а хорошая подвижность/мобильность машины, дополненные приличным запасом хода и высокой огневой мощью.
В случае применения на европейском ТВД, такие бронемашины с противопульным бронированием, но зато оснащённые танковой пушкой, теоретически могли бы использоваться в разведподразделениях бронетанковых и механизированных соединений как средство огневой поддержки. Предполагалось, что выживаемость на европейском поле боя таким машинам можно будет обеспечить за счёт использования тактики hit & run - «бей и беги».
Подобные идеи привели к появлению в армии послевоенной Франции колёсных пушечных легкобронированных машин, получивших прозвище «колёсные танки». Вершиной их развития считается разработанная в 70-е годы прошлого века конструкторским бюро Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux трёхосная колёсная полноприводная бронемашина AMX-10RC.
Вот он какой!
В своём исходном варианте она весила всего 15,8 т, могла преодолевать водные преграды вплавь, разгонялась на шоссе до 85 км/ч и имела запас хода по шоссе свыше 1000 км. Гидропневматическая подвеска позволяла регулировать клиренс AMX-10RC от 210 до 600 мм. Автомата заряжания машина не имела, поэтому в экипаж «колёсного танка», помимо командира, водителя и наводчика, пришлось включить четвёртого человека - заряжающего, также выполнявшего обязанности радиста.
«Шкурку» своего детища в Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux сделали лёгкой и тонкой - изготовленные из алюминиевого сплава корпус и башня AMX-10RC «держали», максимум, лишь пули 12,7-мм пулёмета. Зато в башне машины красовалась пусть и не стабилизированная, но достаточно мощная для 70-х годов прошлого века 105-мм нарезная пушка Model F2, способная поражать не только советские легкобронированные БМП-1, БМД-1 и бронетранспортёры, но и танки Т-55, Т-62.
Очень серьёзное для колёсной бронетехники пушечное вооружение у французского «колёсного танка» дополнялось парой пулемётов винтовочного калибра, а также отличными приборами наблюдения и системой управления огнём, сопряжённой с лазерным дальномером.
Для своего времени AMX-10RC считался очень удачной бронемашиной и вызвал немало подражаний за пределами Франции. Так, например, на основе идей, реализованных в AMX-10RC, итальянцы в начале 90-х создали свой собственный «колёсный танк» с формулой 8х8 и 105-мм пушкой, получивший название Centauro.
После развала СССР в российской армии началось обвальное сокращение госфинансирования. Вместе со снижением вероятности масштабной войны в Европе, это повысило интерес отечественных военных руководителей к относительно дешёвым «колёсным танкам». Вследствие этого в 2012 году в Россию даже были доставлены для показа два итальянских Centauro. Однако «смотрины итальянцев» не удались - российские специалисты, во-первых, выразили большие сомнения в проходимости, а главное - живучести «колёсных танков» на европейском ТВД. А, во-вторых, у ВС РФ уже имелся свой образец легкобронированной машины с 125-мм гладкоствольным орудием - авиадесантная самоходная противотанковая пушка на гусеничном шасси (на самом деле - лёгкий танк) 2С25 «Спрут-СД». В общем, от приобретения лицензии на производство Centauro Россия воздержалась.
Wunderwaffe, но это не точно
Впрочем, вернёмся к AMX-10RC. Дебютировав в Чаде в 1983-м, французские «колёсные танки» дождались своего звёздного часа в феврале 1991 года, когда 72 единицы AMX-10RC приняли участие в событиях, известных как Operation Desert Storm (операция «Буря в пустыне»). Во время этой операции AMX-10RC действовали там и так, как это исходно предполагалось создателями машины - совершая длительные марши/рейды под «зонтиком» союзной авиации по равнинной местности и устраивая противотанковые засады.
Неудивительно, что и отзывы о французских «колёсных танках» после этой «Бури» оказались положительными. Правда, эйфория, как и всякой бури, была недолгой. Последующее использование AMX-10RC на Балканах, в Афганистане и Мали выявили у «колёсных танков» проблемы с проходимостью вне равнинной местности, а также со слабой устойчивостью к воздействию мин и фугасов.
Про уязвимость машин от боеприпасов более мощных, чем 12,7-мм пули, напоминать не стану - тут и так всё было понятно с самого начала. Плюс к этому 105-мм Model F2 использовала боеприпасы специальной разработки, не взаимозаменяемые с боеприпасами стандартизированного в рамках НАТО семейства 105-мм нарезных танковых пушек, основанного на конструкции британской пушки Royal Ordnance L7. Это заметно снижало и без того невысокий экспортный потенциал французских «колёсных танков».
Симптоматично, что кроме собственных вооружённых сил до начала украинского кризиса французам удалось поставить AMX-10RC только в Камерун, Катар и Марокко.
С 1976 по 1994 год во Франции было выпущено более 450 «колёсных танков», из которых по состоянию на 2016 год во французской армии продолжало числиться 248 единиц. К этому времени французские «колёсные танки» уже прошли через модернизацию и стали именоваться AMX-10RCR.
Они лишились возможности плавать, но зато получили более мощные двигатели, обновлённую систему управления огнём, тепловизоры, а также комплекты навесной брони. Последнее прилично увеличило массу машины, но так и не смогло кардинально исправить главный врождённый недостаток AMX-10RC - слабую защиту. Данное обстоятельство, дополненное прекращением серийного производства «колёсных танков» и износом/устареванием имеющихся во французской армии единиц, подвигло командование ВС Франции с 2020 года запустить программу замены сохранившихся в частях AMX-10RCR на современные разведывательные бронеавтомобили EBRC Jaguar. Те вооружались «скромной» 40-мм автоматической пушкой и весили почти 25 т, но зато были способны выдерживать подрыв фугасов с массой взрывчатки до 10 кг, а также попадания 14,5-мм бронебойных пуль и осколков 155-мм снарядов.
Затеяв замену AMX-10RCR на EBRC Jaguar, французы задумались над тем, что делать с «колёсными танками», снимаемыми с вооружения? Задача имела два способа решения: утилизировать машины или кому-нибудь их продать. Отправка в металлолом технически вполне исправных «колёсных танков» особых выгод Парижу не сулила. Продать в третьем десятилетии XXI века за приличную цену такой «винтаж», как AMX-10RCR, да ещё и использующий снаряды исключительно французского производства, тоже оказалось проблематично. Вот так обстояли дела во Франции с «колёсными танками» к тому моменту, когда Москва начала специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины.
«Возьми, убоже, что нам негоже»
Потери, которые после 24 февраля 2022-го ВСУ понесли в части бронетехники, оказались колоссальными. Согласно официальным данным Минобороны РФ, к концу 2022 года украинская сторона лишилась не менее 7338 танков и других бронированных машин. Для продолжения боевых действий Киев крайне нуждался в поставках любой бронетехники - пусть даже не самой современной, не новой и, по своим ТТХ, не соответствующей условиям украинского ТВД.
В этих обстоятельствах военно-политическое руководство Франции приняло решение «совместить приятное с полезным» - избавиться от устаревшей матчасти и, одновременно, заработать политические очки для правительства Эмманюэля Макрона, посредством передачи ВСУ части снимаемых с вооружения во французской армии «колёсных танков».
5 января 2023 года в Елисейском дворце отметили, что отправка Киеву AMX-10RCR станет «первой поставкой танков западной разработки ВСУ». Звучало всё это и подавалось французскими, а также украинскими СМИ крайне пафосно. Напоминания военных профессионалов о том, что термин «танк» к AMX-10RCR применим исключительно в кавычках, в Париже и Киеве, в угоду «политической целесообразности», предпочли не заметить. Дошло до того, что, когда первые AMX-10RCR в марте 2023-го прибыли на украинскую территорию, то их там встретили чуть ли не как некое Wunderwaffe.
К лету 2023 года, в результате реализации французской инициативы «Возьми, убоже, что нам негоже», ВСУ получили не менее 40 «колёсных танков», которые, вместе с американскими бронеавтомобилями класса MRAP Oshkosh M-ATV, составили основу парка боевых бронированных машин новой (сформированной в феврале 2023 года, то есть малоопытной) 37-й отдельной бригады морской пехоты Украины.
Боевой «дебют» этого соединения состоялся 5 июня и оказался провальным. В ходе атаки оборонительных рубежей ВС РФ в районе посёлка Новодонецкое штурмовые группы украинских морпехов попали на минные поля, после чего по противнику было нанесено комплексное огневое поражение силами армейской штурмовой и оперативно-тактической авиации, ракетными войсками и артиллерией, а также тяжёлыми огнемётными системами.
По итогам этого «Армагеддона» 37-я ОБрМП понесла существенный урон и откатилась назад, оставив на поле боя три AMX-10RCR, один из которых стал трофеем морских пехотинцев Тихоокеанского флота.
Атака в лоб и… гроб
Последующие случаи боевого применения «колёсных танков» на украинском ТВД проходили по тому же сценарию: атака в лоб глубоко эшелонированной обороны, изобилующей минными полями и насыщенной средствами ПТО, большие потери, отступление. В роли дополнительных «отягчающих обстоятельств» для украинской стороны выступали: постоянное присутствие в воздухе российских беспилотников, самолётов и вертолётов, недостаточный уровень обученности личного состава 37-й ОБрМП, невозможность силами и средствами ВСУ организовать оперативный ремонт «колёсных танков», а также общая конструктивная неприспособленность AMX-10RCR к использованию в условиях украинского ТВД.
Шины и коробка передач «французов» на украинских грунтах быстро приходили в негодность, а тонкая броня машин пробивалась не только любыми ПТУР, но и осколками близких разрывов чего-то более «увесистого», чем 82-мм миномётные мины. Всё это и привело к тому, что к началу августа 37-я ОБрМП лишилась в боях не менее 7 «колёсных танков».
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что с учётом вероятных небоевых потерь, к настоящему моменту у украинцев в строю осталось не более половины из 40 доставшихся Киеву AMX-10RCR.
Итак, на примере с «колёсными танками» французского производства, мы видим следующее: переставшая быть нужной западному владельцу и спешно переданная ВСУ ради получения призрачных политических дивидендов б/у боевая техника, лишённая необходимого ЗИП и регламентного обслуживания и ремонта, вынужденно применяется слабо обученным личным составом на украинском ТВД вне рамок той концепции, под которую оная техника изначально проектировалась.
Из-за чего техника выбивается или выходит из строя со скоростью, превосходящей все расчёты западных аналитиков. При этом объёмы поставок Западом военной техники ВСУ в настоящий момент не способны компенсировать те потери, которые украинская армия несёт в ходе СВО.
Повторюсь - этот «алгоритм» крайне показателен для общей картины поставок западных вооружений Киеву и их последующего применения на украинском театре военных действий, где любое иностранное «чудо-оружие» стремительно превращается в металлолом.