США подтягивают армейские тылы к границам России
Хотели как лучше - получилось как всегда
Похоже, у Североатлантического альянса из-за интенсивной поддержки Украины в конфликте с Россией образовалась нехватка логистических мощностей. Так, в июле западные СМИ одновременно, словно сговорившись, сообщили о модернизации железной дороги в Финляндии и Швеции, а также морских портов Греции. А тут ещё и Черноморская зерновая инициатива приказала долго жить. И хотя глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель пообещал, что Киеву для экспорта зерна предоставят сухопутные европейские «маршруты солидарности», они, как известно, тоже под завязку загружены поставками оружия.
Тогда в качестве альтернативы, о чём сообщил МИД Украины, нашлась дорога через порты Хорватии на Дунае и на Адриатическом море. Получается, с двумя перевалками и по обмелевшему из-за летней жары руслу реки. Любопытно, что о модернизации этой инфраструктуры речь шла ещё до прекращения зерновой сделки. Наверное, и в Киеве, и на Западе понимали, что терпение Москвы вот-вот закончится...
В январе не очень далёкого 1993 года в норвежском Киркенесе состоялась Конференция по сотрудничеству в Баренцевом/Евроарктическом регионе (БЕАР), участниками которой стали представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и Комиссии Европейских сообществ с присутствием наблюдателей от США, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании. Намерения, как отмечалось, были благими: стабильность, развитие и партнёрство вместо конфронтации и разобщённости. Приветствовались и реформы в России, «направленные на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов после распада СССР». А инициатором регионального сотрудничества, что примечательно, был министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг, отец нынешнего генерального секретаря НАТО.
Тогда одним из проектов БЕАР стала стратегия транспортного развития (STBR), куда вошли регионы Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Стратегия предусматривала использование в интересах взаимного развития как уже существующие транспортные коммуникации, так и строительство новых с национальным финансированием.
Так, в рамках этого проекта, в 2013 году открытием железнодорожного движения по линии Хапарандабанен было завершено создание Ботнического коридора Умео - Хапаранда - Оулу, соединившего Швецию и Финляндию. Стоило бы порадоваться, так как теперь от Воркуты, Архангельска или Мурманска до самого Стокгольма и обратно можно было прокатиться на поезде - правда, пока что грузовом.
Были, конечно, и нюансы, связанные с тем, что участок финской (бывшей Российской Императорской) железной дороги от Кеми до Хапаранда не электрифицирован, а у нас со шведами разная ширина колеи, к тому же оборудование для смены колёсных пар было выведено из эксплуатации. Но дело в том, что шведская станция Буден (Boden) стоит на пересечении двух трасс, одной из которых является Эрцбан (Erzbahn, нем.).
Трасса Эрцбан, предназначенная для транспортировки железной руды со шведских месторождений Кирунавары и Елливаре (Gällivare, швед.) строилась в два этапа - сначала до порта Лулео на берегу замерзающего зимой Ботнического залива, а потом до порта Нарвик на побережье незамерзающего Норвежского моря. Открытая для эксплуатации в 1902 году трасса имела протяжённость 473 километра, а через упомянутые порты нейтральная во время двух мировых войн Швеция успешно поставляла железную руду Германии. Сначала - кайзеровской, потом - фашистской.
На представленных схемах нетрудно заметить, что, согласно совместному транспортному плану БЕАР, Ботнический коридор и Эрцбан, как и другие транспортные коммуникации, подлежали модернизации до современного уровня в период с 2018 по 2029 год. Например, в 2018 году началось строительство южной железнодорожной ветки от Умео до Лулео, в 2020-м - пассажирских станций Каликс и Хапаранда и так далее.
И вот, 3 июля британское новостное агентство Reuters с пафосом, достойным романа, оповещает мир: «Высоко над железнодорожным мостом, перекинутым через пенящуюся реку сразу за Полярным кругом, финские строители приступают к реализации проекта, который позволит проложить коммуникации от атлантического побережья НАТО в Норвегии до её новой границы с Россией». Также отмечается, что до следующего года должны быть завершены работы вокруг Торнио на границе со Швецией, что позволит осуществлять транспортировку военной техники в Кемиярви, расположенном в часе езды от новой границы альянса.
Финляндия уже ждёт «новосёлов» из США
Такая подача информации более похожа на дешёвую рекламную шумиху, поскольку российские СМИ ещё в декабре 2021 года отмечали, что на участке Кеми - Торнио - Хапаранда, а это именно тот участок, о котором говорят глава Хельсинкского бюро Reuters Анна Каурайнен и её американский подельник Йохан Аландер, начались работы по электрификации с запланированным завершением в 2023-2024 годах. В этом случае когда-то уважаемое британское новостное агентство «падает ниже плинтуса», раздувая давно известные вещи на фоне специальной военной операции на Украине.
Интересно, что Reuters не раскрывает маршрут коммуникаций с атлантического побережья до финско-российской границы. Но всё новое, как известно, хорошо забытое старое. Примут ли Швецию в НАТО, покажет время, а пока и так понятно, что Брюссель больше ожидал вступления в альянс Хельсинки, чем Стокгольма, которому не впервой пользоваться специфическим военным нейтралитетом для пропуска чужих войск через свою территорию. Так что порты Норвегии Нарвик и Тронхейм, связанные шведской железной дорогой с Финляндией, видимо, скоро будут принимать «финских новосёлов» из братской Америки.
Порт Нарвик известен тем, что 9 апреля 1940 года был захвачен немецким морским десантом. Его освобождение англо-французскими войсками 28 мая было непродолжительным и завершилось спустя десять дней их эвакуацией и капитуляцией норвежских войск. А Германия потом использовала порт для вывоза шведской руды и базирования своих кораблей, в том числе тяжёлого крейсера «Лютцов» и линкора «Тирпиц», действовавших против союзных конвоев, доставлявших в СССР военные грузы из США по ленд-лизу.
Сегодня это один из крупнейших транспортных узлов заполярной Скандинавии. Грузооборот порта около 15 млн тонн в год, из которых 90% шведские железорудные окатыши. Имеет 18 причалов общей протяжённостью 2,6 км с глубинами до 27,5 м. Принимает рудовозы максимальной длиной до 300 м и дедвейтом 350 - 400 тыс. тонн (по другим данным - до 210 тыс. тонн). По данным открытых ресурсов, порт не оборудован для приёма судов класса Ro-Ro и контейнерным терминалом. Это значит, что принимать колёсную/гусеничную технику и военные грузы в контейнерах там пока затруднительно, чего не скажешь про Тронхейм, служащий транзитным пунктом по переработке морских грузов Швеции. Длина причального фронта около 9 км с глубиной до 11 м.
Это уже не первый случай, когда начатое в 1990-х годах благое дело якобы ради взаимовыгодного развития выходит нам боком. Ранее еженедельник «Звезда» в статье «США превратили Голубой Дунай в дорогу войны» уже упоминал о начатой в это же время с аналогичными целями программу ЕС TRACECA, сыгравшую в дальнейшем определённую роль для долгоиграющей операции США Atlantic Resolve по переброске, ротационному присутствию войск и накоплению вооружений в Европе. Очевидно, что программа БЕАР подошла к аналогичному результату. Не исключено, что в ближайшей перспективе в Кемиярви или Контиомаки появятся объекты заблаговременного складирования запасов и полевые лагеря армии США.
Возможны и другие варианты, так как южная Финляндия имеет более развитую сеть транспортных коммуникаций. Во всяком случае, в начале мая газета Helsingin Sanomat, ссылаясь на представителя финского МИД Микаэля Антелла, сообщала о подготовке договора об оборонном сотрудничестве между Вашингтоном и Хельсинки, что позволит американцам разместить на финской территории свои объекты. Так уже сделано в европейских странах НАТО, занимающих ключевые географические положения и наиболее близких к границам России и Белоруссии (Польша, Румыния, Болгария, Германия и другие). Не является исключением и Греция.
Утром - порты, вечером - деньги. А можно наоборот?
Но если Финляндия и Швеция модернизируют железную дорогу за счёт национальных бюджетов, то в греческие морские гавани США решили вложиться самостоятельно. В интересах операции Atlantic Resolve, начатой в 2014 году в целях поддержки Украины, до настоящего времени в основном использовался не самый большой порт Александруполис. Через него осуществляются ротационное развёртывание войск США в Европу, а также транзитные поставки оружия Киеву, в том числе из Австралии. Кстати, последняя ротация американских войск в Румынии через этот порт была проведена в марте с увеличением их численности до четырёх тысяч человек.
По оборонному соглашению, подписанному 14 октября 2021 года, США получили в своё распоряжение не только этот порт, но и военный лагерь Яннули рядом с ним, а также несколько военных баз на территории Греции. Теперь же речь зашла о способных перерабатывать любые грузы крупнейших портах этой страны - Пирей, Салоники, Волос, Кавале и, возможно, других. Похоже, аппетиты американцев разыгрались не на шутку, и совсем не исключено, что вскоре встанет вопрос о поиске альтернативы портам Балтийского и Северного морей.
Как пишет газета афинских коммунистов Rizospastis, транспортное командование США (USTRANSCOM) объявило тендер на стивидорные, то есть погрузочно-разгрузочные работы в портах Греции. Предложения компаний, занятых на этом рынке, должны были поступить до 26 июля. Предусматривается создание инфраструктуры для использования портов, как минимум до 2029 года в целях приёма военных грузов и последующей их транспортировки в Центральную и Восточную Европу. Понятно, что здесь не обойдётся без железных дорог, которых у греков не так много.
Из-за сложного рельефа местности железнодорожная сеть Греции имеет весьма скромную протяжённость - всего 2571 км, из которых электрифицировано только 764 км. Железнодорожные терминалы есть во всех перечисленных портах, кроме Кавала (только автомобильный). Порт Волос с основной сетью соединяет второстепенная железная дорога. Состояние сети оставляет желать лучшего. Так, например, в декабре 2022 года для перевозки американской тяжёлой техники оказалась непригодной железнодорожная магистраль Салоники - Кулата (Болгария), в результате танки пришлось везти до Александруполиса на трейлерах.
Не исключено, что следующим этапом станет модернизация греческих железных дорог, о чём речь шла в марте текущего года после столкновения грузового и пассажирского поездов на участке Афины - Салоники с гибелью людей. Как сообщало российское информационное агентство Прайм, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен после этого пообещала премьер-министру Греции Кириакосу Мицотакису оказать техническую поддержку для модернизации греческих железных дорог и повышения их безопасности.
В 2007 и 2014 годах работы по установке европейской системы управления движением поездов (European Train Control System, ETCS) уже финансировались по заключённым контрактам, но так и не были выполнены. Интересно, что в 2013 году для решения этой задачи рассматривалось ОАО «Российские железные дороги», но в этот раз нашей госкорпорации «отличиться» не удалось.
Есть мнение, что модернизация греческой транспортной инфраструктуры угрожает безопасности Анкары, у которой с Афинами имеют место территориальные разногласия - но не настолько, чтобы в этот процесс вмешивались США. А вот сумрачный призрак российской военной угрозы, как известно, гуляет в политических умах Запада уже не один год.
Atlantic Resolve сжимает щупальца
Следует подчеркнуть, что реконструкция транспортной инфраструктуры на северном и южном флангах НАТО анонсирована в меняющихся геополитических условиях на фоне проведения СВО по демилитаризации и денацификации Украины. С её началом на южном фланге прервалась цепочка поставок оружия Киеву по Чёрному морю через проливы Дарданеллы и Босфор. На северном, в дополнение к уже имеющимся в Прибалтике, открылись новые возможности по выходу на границу с Российской Федерацией. Становится очевидным, что логистические цепочки «атлантической решимости» США и НАТО, сжимаются вокруг нашей страны словно щупальца спрута.
При этом, северный маршрут теперь будет более коротким для достижения наших границ, что совсем не является географической ошибкой. Во всём виноваты форма Земли и равноугольная нормальная цилиндрическая проекция Меркатора, применяемая для морских навигационных карт. Вполне вероятно, что спустя некоторое время Брюссель заявит не только о реконструкции и электрификации железных дорог Греции - особенно в северной её части, но и о модернизации норвежских портов Нарвик и Тронхейм.
В ответ на натовские планы ещё в декабре прошлого года Министерство обороны России анонсировало создание двух военных округов - Московского и Ленинградского с соответствующим комплектом сил и средств вместо одного Западного, что позволит существенно укрепить границу с Финляндией (ЛенВО во взаимодействии с Балтийским и Северным флотами), вдоль которой будут размещены общевойсковые соединения, а также части противовоздушной обороны. По данным из открытых источников ожидается, что формирование военных округов должно завершиться до конца текущего года. Как отмечает китайское издание Sohu, это даст в руки России «острый клинок», который она приставит к горлу НАТО. Другого языка они не понимают.