Высокоточный огонь: как развивалось снайперское искусство в ходе СВО
© РИА Новости
Один выстрел - одна цель.

Высокоточный огонь: как развивалось снайперское искусство в ходе СВО

Дюжина метких стрелков способна уничтожить несколько батальонов противника
18 сентября 2023, 06:36
Реклама
Высокоточный огонь: как развивалось снайперское искусство в ходе СВО
© РИА Новости
Один выстрел - одна цель.
Читайте нас на: 

СВД, «манлихеры» и остальные

К началу СВО снайперы* в ВС РФ были объединены в стрелковые роты (снайперов) в полках (мотострелковых, танковых, десантно-штурмовых, воздушно-десантных, морской пехоты) и бригадах (мотострелковых, танковых, десантно-штурмовых и морской пехоты). Плюс к этому существовали снайперские взводы в отрядах бригад специального назначения и снайперские группы в подразделениях Сил специальных операций. Численность стрелковой роты не превышала семидесяти человек. Половина их в ряде случаев могла быть представлена военнослужащими по призыву, которые, в отличие от офицеров и контрактников, не проходили специальную подготовку.

Подготовкой снайперов занимались окружные центры и снайперская школа, расположенная в Подмосковье. Обучающиеся по результатам прохождения курсов приобретали квалификацию - третий, второй и первый уровень, мастер. Начиная с первого уровня, контрактники и офицеры могли получить «личную» высокоточную винтовку, убывавшую вместе со снайпером в его подразделение.

В снайперских подразделениях ВС РФ на вооружении в основном состояли штатные 7,62-мм винтовки Драгунова СВД и СВДС, 7,62-мм винтовки СВ-98, 9-мм бесшумные винтовки ВСС «Винторез», 12,7-мм крупнокалиберные винтовки АСВК и АСВКМ. Всё это оружие было обеспечено достаточным количеством специальных боеприпасов. Наиболее подготовленные стрелки получали крупнокалиберные винтовки, способные поражать цели на дальностях до полутора километров и больше. Однако особенности эргономики АСВК и АСВКМ, а также их мощная отдача не позволяли снайперам делать много выстрелов.

Российский инструктор на позициях сирийского ополчения в пригороде Алеппо.
© РИА Новости
Российский инструктор на позициях сирийского ополчения в пригороде Алеппо.

Некоторые подразделения на вооружении имели винтовки иностранного производства, закупленные Министерством обороны России в 2012-2013 годах и в штучных количествах поставленные в снайперские роты бригад, привлекаемых для действий в боевой обстановке. В основном речь идёт об австрийских винтовках Steyr-Mannlicher SSG-04 калибра 308 Win и Steyr-Mannlicher SSG-08 калибра 338 Lapua Magnum.

Теоретически «манлихеры» значительно расширяли возможности снайперских подразделений. Практически же наблюдалась нехватка специалистов, чья квалификация позволяла бы в полной мере использовать возможности винтовок Steyr-Mannlicher, что дополнялось ещё и дефицитом боеприпасов к оружию иностранного производства. Так, например, при направлении снайперского подразделения ТОФ в Сирию, на каждую иностранную винтовку было выдано всего по 50 патронов. Ситуацию выправили спонсоры, которые купили и передали командиру роты несколько сотен гражданских патронов, что в дальнейшем позволило снайперам уверенно действовать в своей зоне ответственности. Этот случай можно считать своеобразным прологом к возникшей в ходе СВО практике оказания снайперским подразделениям ВС РФ постоянной волонтёрской помощи. Впрочем, вернёмся к оружию.

Если винтовки СВД требовали от стрелков твёрдых знаний законов внешней баллистики и таблиц стрельбы на дальности до 800 метров, то винтовки SSG-04 были способны эффективно действовать на дальности 900-1100 метров, а винтовки SSG-08 перекрывали дальность до 1500-1600 метров. На таких дистанциях для эффективного использования снайперского комплекса «оружие-прицел-боеприпас» одного лишь «глазомера и натиска» стрелка явно оказывалось недостаточно. Возникла потребность в дополнительном специальном оборудовании. Это привело к появлению в снайперских подразделениях труб наблюдения с большой кратностью, дополнивших бинокли и лазерные приборы разведки ЛПР-3 и ЛПР-4. Кроме того, в ряде подразделений стали использоваться тепловизионные приборы наблюдения ТПН-1ТОД, позволявшие уверенно обнаруживать цели в темноте и корректировать огонь снайпера.

Восемь целей за минуту

Начальный период СВО оказался для отечественных снайперов весьма непростым. Достаточно сказать, что одна из бригад морской пехоты, действовавшая на украинском ТВД двумя батальонно-тактическими группами, из всего состава имевшейся в бригаде снайперской роты использовала всего две снайперские пары. Получается, что к весне 2022 года роль и место снайперов в соединении были не определены, а командование не совсем понимало, какие задачи следует ставить снайперам.

Снайперская винтовка Драгунова.
© РИА Новости
Снайперская винтовка Драгунова.

Основным оружием наших снайперов оставалась снайперская винтовка СВД, использовавшая патроны 7,62х54R. Даже специальный «снайперский» вариант данного патрона позволял уверенно поражать цели только до рубежа 800 метров, о чём прямо сообщалось в наставлении по стрелковому делу к СВД. Поражение целей свыше указанной дальности могло носить только случайный характер.

В начале СВО сохранялась схема организации работы снайперов парами, в которых один стрелок вёл наблюдение и корректировал огонь, другой осуществлял выстрел. В основном снайперы работали из расположения своих частей, будучи вынужденными выдвигаться на «передок» из-за относительно небольшой дальности огня своего оружия. Наиболее оптимальной для пользователей СВД оказывалась ситуация, когда боевые действия приобретали позиционный характер, в связи с чем дистанция между передовыми позициями российских и украинских подразделений сокращалась до 200-300 метров. Добавлю, что и потенциал снайперов, использовавших другие снайперские комплексы, наиболее полно раскрывался тоже в условиях позиционных боёв, а не во время активных перемещений и штурмовых действий.

Любопытная деталь: на Киевском направлении боевое мастерство наши стрелки могли повышать, уничтожая попадавшиеся им во множестве камеры уличного и дорожного наблюдения, с помощью которых противник отслеживал перемещения российских войск. Один из снайперов, впоследствии добившийся неплохих результатов, рассказывал автору, что именно на дорожных камерах он «набил руку» и поднял свой стрелковый уровень. 

Кстати, отнюдь не всегда снайперы в боевой обстановке работали из винтовок. Зачастую обстановка складывалась таким образом, что на близкой дистанции более оптимальным оказывалось использование автомата.

Показательный случай произошёл весной 2022 года на Запорожском направлении. При обороне полосы, ширина которой в десять раз превышала уставную, командование батальона предложило снайперскому подразделению бригады помочь с контролем наиболее опасных направлений, откуда противник мог осуществить внезапную атаку. Закрыть это направление разведывательными коптерами возможности тогда ещё не имелось из-за их отсутствия. Посему в одной из прилегающих лесополос был выставлен снайперский секрет.

Снайпер в маскировочном обмундировании, Харьковская область.
© РИА Новости
Снайпер в маскировочном обмундировании, Харьковская область.

Офицер, возглавивший группу снайперов (две пары), был вооружён винтовкой Steyr-Mannlicher SSG-08 и автоматом АКМН, оснащённым «банкой» - дульный тормозом-компенсатором закрытого типа, снижающим звук выстрела на 30-40%, что позволяло дезориентировать противника относительно истинного местонахождения стрелка. Помимо «банки» на автомате также был установлен тепловизионный прицел iRay Saim SCT 35.

Ранним утром на дистанции 400-500 метров в тепловизор секрет обнаружил выдвижение взвода противника, находившегося в соседней лесополосе. Командир группы принял решение оттянуться к своим силам, куда он и направил своих подчинённых. Сам же офицер, дождавшись, когда расстояние до противника сократится на 200 метров, открыл огонь одиночными выстрелами из автомата. Менее чем за минуту командир группы уничтожил восемь солдат противника. Только после этого оставшиеся в живых оппоненты сообразили, откуда по ним ведётся огонь. 

В том же бою примером эффективного применения «профильного» снайперского оружия - винтовки Steyr-Mannlicher SSG-08 - стали действия командира снайперской роты, который, в ходе сражения за населённый пункт занял позицию на втором этаже здания. Оттуда офицер продолжительное время вёл интенсивный огонь по противнику, добившись уничтожения нескольких солдат противника, которые передвигались на дистанциях от 600 до 1200 метров.

Всё для победы!

Масштабные боевые действия, в которых с начала СВО оказались задействованы снайперские подразделения ВС РФ, требовали должного технического обеспечения. С чем соответствующие службы справлялись, прямо скажем, не всегда. Поэтому весьма симптоматичным для СВО явлением стала та огромная помощь, которую с конца лета 2022 года начали оказывать снайперским подразделениям волонтёры, организовывавшие сбор средств для приобретения специального оборудования, а в дальнейшем и вооружения.

В конкретные снайперские подразделения, установившие связи с волонтёрским движением, были поставлены оптические прицелы/приборы наблюдения высокой кратности, тепловизионные прицелы и предобъективные насадки иностранного производства, повысившие как дальность обнаружения целей снайперами, так и их способность вести бой в ночных условиях. Лидеры спортивного снайперского движения, имена которых хорошо известны, организовали в Подмосковье изготовление высокоточных патронов, которые они предоставляют своим «подопечным» снайперам и снайперским подразделениям. При этом следует понимать, что такое дело отнюдь не дешёвое, однако - «Всё для фронта, всё для победы!».

Тактическая специальная винтовка CTSVL-8 М4 «Антиматерия» компании Lobaev Arms.
© РИА Новости
Тактическая специальная винтовка CTSVL-8 М4 «Антиматерия» компании Lobaev Arms.

В дальнейшем стали появляться спонсоры, которые на российских предприятиях, производящих высокоточные снайперские винтовки (Лобаева, «Орсис», Bespoke gun), приобретали оружие и передавали его конкретным снайперам или снайперским подразделениям. В частности, широкое освещение в СМИ получила передача высокоточной винтовки компании Лобаева СВЛК-14С «Сумрак» командиру группы тяжёлых снайперов Тихоокеанского флота. Из «Сумрака» можно было вести действительный огонь на дистанции более двух километров. Используя СВЛК-14С, командир группы в течение короткого времени добился поражения нескольких целей на дальности 1800 метров, что было задокументировано средствами объективного контроля.

Кроме «Сумрака» по такой же схеме волонтёрских закупок, или по схеме централизованных поставок Минобороны, снайперы ВС РФ начали получать такие оружейные системы, как винтовки Лобаева ТСВЛ-8 «Сталинград» и «Антиматерия» калибра 338 Lapua Magnum, винтовки компании Bespoke gun «Раптор» калибра 338 Lapua Magnum, винтовки компании «Орсис» Т-5000 и т.д. Фактически, все перечисленные стволы сейчас проходят войсковые испытания, в ходе которых выявляются «детские болезни» того или иного вида оружия. Какие-то фирмы-изготовители быстро реагируют на «обратную связь» и устраняют недостатки, какие-то упускают открывающиеся возможности для улучшения своей продукции - тут история расставит всё по местам.

В продолжение темы технических новинок, используемых российскими снайперами в ходе СВО, нельзя не упомянуть и про смартфоны. Некоторые вышестоящие командиры смартфоны у снайперов не жалуют. Меж тем смартфон с установленным на него специальным программным обеспечением является надёжным помощником при снайперской стрельбе. В частности, имеющаяся в мобильнике программа «Стрелок» (а ещё лучше «Стрелок+» и «Стрелок Pro») позволяет снайперу мгновенно исчислять баллистические данные для точного выстрела. Программа AlpineQuest заменяет карточку огня и даже лазерный дальномер, будучи способной измерять дальность до цели, если стрелок понимает, где географически находится цель. Словом, случаи изъятия у снайперов смартфонов выглядят в реалиях СВО как минимум странно.

Террор по-снайперски

В связи с установившейся «позиционной войной», снайперы в настоящее время в основном работают на пресечение ротации групп противника, несущих службу в передовом дозоре. Обычно снайперы располагаются на возвышенности (это может быть здание, сооружение или участок местности) на удалении до полутора и более километров от предполагаемого маршрута ротации. Это даёт возможность в ночное время уничтожать солдат противника, выходящих на отдых или выдвигающихся на передний край. Такая работа выполняется винтовками калибра 338 Lapua Magnum, а результаты стрельбы фиксируются приборами ТПН-1ТОД или их аналогами, которые появились в войсках благодаря гражданской инициативе.

Снайпер подразделения ВДВ во время подготовки штурмовых групп на полигоне.
© РИА Новости
Снайпер подразделения ВДВ во время подготовки штурмовых групп на полигоне.

Автору стал известен боевой эпизод, в ходе которого группа из двух снайперов с винтовками «Антиматерия» в течение нескольких минут на дальности 1600 метров уничтожила группу солдат противника из семи человек, идущую на ротацию, а спустя некоторое время «заминусовала» ещё троих. Такой «снайперский террор», организованный стрелками-высокоточниками, заставляет противника на переднем крае не покидать укрытия, а также отучает оппонентов от передвижений по открытой местности, внушая постоянный страх. Снайперы говорят, что после «ночи длинных ножей» у противника происходит временное «прозрение» - личный состав ВСУ боится поднять голову. Однако спустя пару недель можно снова приезжать работать на данное направление - отсутствие ночной стрельбы расхолаживает врага, он перестаёт осторожничать и прятаться, вновь превращаясь в прекрасную мишень.

К настоящему времени организация работы российских снайперов претерпела заметные изменения. Вместо использования снайперских пар сейчас работа всё чаще ведётся группами по пять человек: снайпер-наблюдатель (он же командир группы), два снайпера и два автоматчика. Такое решение во многом продиктовано появлением у противника разведывательных коптеров, с помощью которых снайперская группа может быть обнаружена, а значит и подвергнута огневому поражению. Две дополнительных пары глаз всегда будут полезны группе для организации наблюдения за окружающей обстановкой, равно как и две лишние пары рук очень кстати, если возникнет необходимость эвакуировать раненых или нести гранатомёты, взятые на случай встречи с бронетехникой. Этот вывод был сделан по результатам изобиловавшего драматическими эпизодами участия снайперского подразделения в боях за Павловку осенью 2022 года.

На том же операционном направлении впервые в ВС РФ была сформирована мобильная группа тяжёлых снайперов, задачи которой ставил лично руководитель направления. Группа, основу которой составили снайперы бригад морской пехоты Тихоокеанского флота, успешно «зачищала» передний край от живой силы неприятеля. Подобные группы в дальнейшем были созданы и на других направлениях. Сейчас некоторые из этих групп разворачиваются в штатные снайперские отряды.

Военнослужащий ВС РФ на огневой позиции, Артёмовское направление.
© РИА Новости
Военнослужащий ВС РФ на огневой позиции, Артёмовское направление.

Спорным моментом в работе снайперов остаётся фиксация результатов стрельбы. Так, в одних подразделениях в личный зачёт идёт только выстрел, задокументированный средствами объективного контроля, в других же достаточно заверений со стороны нескольких наблюдателей - как это практиковалось во время Великой Отечественной войны. Первый вариант распространён в хорошо оснащённых подразделениях, где есть полноценные средства объективного контроля, второй практикуется в подразделениях, где упомянутых средств нет. Такое положение дел порождает разночтение результативности снайперов и их вооружения, что не лучшим образом отражается и на взаимоотношениях снайперских коллективов. Личные счета многих российских снайперов превышают число 100, которое может являться заниженным из-за принятой «системы учёта». Наверное, пришло время ввести единый принцип фиксирования результатов боевой работы, тем более что достигнутые снайперами результаты говорят сами за себя.

Одно знакомое автору снайперское подразделение, действующее на Запорожском направлении, ежемесячно уничтожает до сотни вражеских солдат на переднем крае и в глубине обороны. По сути, дюжина снайперов за восемь месяцев позиционной войны смогла уничтожить несколько батальонов противника.

Уже неоднократно доказано, что работа снайперов наносит огромный урон противнику, и недооценивать это нельзя. В том числе и в смысле достойного награждения мастеров высокоточного огня.

---

* Автор материала Алексей Сергеевич Суконкин служил в морской пехоте. Является автором справочного издания «Десант страны Советов» и книги «Деривация», посвящённой действиям снайперов Тихоокеанского флота в Сирийской Арабской Республике.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама