«Адмирал Чабаненко»: вооружён и универсален
Ремонт и модернизация большого противолодочного корабля проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» могут быть завершены в 2025 году. По примеру однотипного «Маршала Шапошникова» БПК будет переквалифицирован во фрегат.
«Сарычи» и «Фрегаты»
В первой половине 1970-х годов ВМФ СССР требовались крупные современные надводные боевые единицы, способные, действуя в дальней морской и океанской зонах, эффективно бороться как с надводными, так и с подводными целями. Однако по целому комплексу объективных и субъективных причин заняться разработкой универсального корабля, способного выполнять роль как ударной единицы, так и охотника за подлодками, у советского ВПК не получилось. Из-за чего пришлось пойти по пути создания сразу двух корабельных проектов с соответствующим «разделением труда».
Эскадренные миноносцы проекта 956 (шифр «Сарыч») со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Москит» и 130-мм автоматическими артустановками АК-130 были отличными «убийцами» надводных кораблей противника, но имели крайне скромные возможности по обнаружению и уничтожению подводных лодок. Зато большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Фрегат»), оснащённые ракето-торпедами противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б» и мощным гидроакустическим комплексом «Полином», получились образцовыми охотниками за субмаринами. Правда, с явным недостатком ударного вооружения.
Теоретически предполагалось, что «Сарычи» и «Фрегаты» станут действовать совместно и это позволит кораблям удачно дополнять друг друга. Однако, когда в 1980 году в строй вступили головной «Сарыч» - эсминец «Современный» и головной «Фрегат» - БПК «Удалой», стало понятно, что теория практике не совсем соответствует.
Во-первых, характеристики кораблей двух проектов различались не только составом вооружения и размерами, но и типом главных энергетических установок, что сильно затрудняло действия тандема «Сарыч»/«Фрегат».
Во-вторых, одновременное крупносерийное строительство кораблей двух различных проектов оказалось делом крайне дорогим и затратным. Поэтому, в конце концов, было принято решение, вместо дальнейшего строительства «Сарычей» и «Удалых», развернуть работы над проектом создания по-настоящему универсального корабля, объединяющего в себе самые лучшие черты проектов 956 и 1155.
Этот гибрид, при сохранении общей архитектуры «Удалого», должен был нести одну 130-мм артустановку АК-130, восемь пусковых установок для ПКР «Москит», противолодочный комплекс «Водопад-НК», зенитный ракетный комплекс «Кинжал» (16 вертикальных пусковых установок, 64 зенитные управляемые ракеты), два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», комплекс противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», два вертолёта Ка-27ПЛ и более совершенный, чем «Полином», ГАК «Звезда-2». Так к концу 1980-х годов появился проект большого противолодочного корабля под номером 1155.1, представляющий собой ударную единицу, способную эффективно решать задачи противолодочной обороны. Увы, затем СССР распался, так что состав отечественного ВМФ смог пополнить только один БПК проекта 1155.1 - «Адмирал Чабаненко»…
Метаморфоза «Шапошникова»
Вскоре хроническое недофинансирование нашего флота в «лихие девяностые» вкупе с компактной, но непростой в эксплуатации главной энергетической установкой «Сарычей», привело к тому, что почти все эсминцы проекта 956 оказались выведены из состава ВМФ России. Флот остался с очень надёжными в плане характеристик их ГЭУ, но откровенно слабыми с точки зрения их ударных возможностей «Фрегатами».
Впрочем, длительное недофинансирование Флота и тут сыграло свою негативную роль - к настоящему времени из тринадцати построенных для Северного и Тихоокеанского флотов БПК проектов 1151/1151.1, в составе ВМФ остались лишь восемь - один «маршал» («Шапошников»), шесть «адмиралов» («Кулаков», «Трибуц», «Левченко», «Виноградов», «Пантелеев», «Чабаненко») и один «город» («Североморск»).
С учётом значительного сокращения после 1991 года оставшихся в строю нашего Флота надводных единиц, способных действовать в дальней морской и океанской зонах, отсутствие у сохранившихся «Фрегатов» современных противокорабельных ракет выглядело уже даже не трагично, а откровенно преступно.
Столь драматическое положение дел в середине второго десятилетия XXI века и вынудило российских кораблестроителей заняться глубокой модернизацией «противолодочников» проекта 1151. Как раз к этому моменту находившийся в строю с 1985 года БПК «Маршал Шапошников», успевший за время своих походов избороздить не только Тихий и Индийский океаны, но и поучаствовать в освобождении захваченного сомалийскими пиратами танкера «Московский комсомолец», «дозрел» до необходимости проведения очередного крупного ремонта. Командование Тихоокеанского флота решило «совместить приятное с полезным» - в 2016 году «Шапошников» отправился сразу на ремонт и модернизацию, которыми занялся владивостокский «Дальзавод».
Вновь «Шапошников» смог выйти в море только 10 июля 2020 года. Зато к этому времени на корабле удалось закончить ремонт донно-забортной арматуры и корпусных конструкций, демонтировать и вновь изготовить более 20% надстройки корабля, заменить магистральные кабельные трассы, смонтировать новую корабельную автоматизированную систему управления 3Р-60У-1155, а главное - вместо старых 100-мм артустановок АК-100 и «Раструба-Б» установить новейшую 100-мм артустановку А-190-01, две четырёхконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» (дозвуковые ПКР Х-35) и шестнадцать вертикальных пусковых установок универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14. Последний позволял «Шапошникову» использовать не только всю номенклатуру ракетного комплекса «Калибр-НК» (крылатые ракеты для поражения наземных целей, ПКР, ракето-торпеды для поражения подводных целей), но и сверхзвуковые ПКР «Оникс», а также, в перспективе - гиперзвуковые ПКР «Циркон».
По результатам пребывания «Шапошникова» в «Дальзаводе» тактико-технические характеристики корабля столь радикально изменились, что его пришлось переквалифицировать из БПК проекта 1151 в многоцелевой фрегат 1-го ранга проекта 1151М.
Успешные испытания «Шапошникова» подтвердили оправданность временных и финансовых затрат на трансформацию «Фрегата» во фрегат. Получив «Ураны» и УКСК, экс-БПК стал не просто «зубастее», он превратился в многоцелевую единицу, способную эффективно «работать» уже не только по подводным, но и по надводным, а также наземным целям.
Первым эту метаморфозу пережил «Шапошников». Вторым «Фрегатом» в очереди на «перерождение» в многоцелевой фрегат оказался тоже «тихоокеанец» - «Виноградов». Официальное подтверждение этому появилось в декабре 2021-го, когда пресс-служба «Дальзавода» опубликовала объявление о грядущем превращении «Виноградова» в корабль проекта 1151М. Подробности дооснащения в ходе модернизационных работ «Адмирала Виноградова» выявили детали, свидетельствующие о том, что работа над усовершенствованием проекта 1151М не прекратилась и после возвращения в строй «Шапошникова». В частности, анонсировалась замена на «Виноградове» ЗРК «Кинжал» на более современный многоканальный ЗРК «Штиль-1», а торпедных аппаратов ЧТА-53-1155 - на малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», предназначенный для поражения как подводных лодок, так и торпед противника.
Возвращение обновлённого «Виноградова» в строй ожидается в 2024-2025 годах. Кроме того, анонсировано продолжение линии на модернизацию БПК проекта 1155 во фрегаты проекта 1151М.
Новый арсенал «Чабаненко»
Ну, а что же «Чабаненко»? Числящийся в составе Северного флота, единственный и неповторимый БПК проекта 1155.1 в апреле 2014 года в Мурманске был отправлен на 35-й СРЗ. Судя по всему, первоначально кораблестроители и командование Флота планировали ограничиться ремонтом корабля с последующим относительно быстрым возвращением «Чабаненко» в строй. Однако далее, на фоне начавшейся трансформации «Шапошникова» во фрегат, исходный замысел поменялся на ремонт и глубокую модернизацию «Чабаненко» с «подтягиванием» его ТТХ до параметров проекта 1151М. Необходимость такой модернизации БПК проекта 1155.1 обуславливалась очевидным устареванием его комплекса вооружения.
Первые официальные сообщения о том, что на «Чабаненко» ведутся работы по превращению его в многоцелевой ракетный фрегат 1-го ранга, «просочились» в российские СМИ в 2021-м. Водоизмещение БПК проекта 1155.1 несколько превышало таковое у БПК проекта 1155. Это позволяло в ходе модернизации разместить на «Чабаненко» больше ракет, чем на «Шапошникове».
«Фрегат "Адмирал Чабаненко" получит усиленное ракетное вооружение - вместо двух счетверённых пусковых установок "Уран", как на "Шапошникове", на корабле установят четыре таких установки - всего на 16 крылатых ракет Х-35. Кроме того, фрегат получит универсальную пусковую установку вертикального пуска на 16 крылатых ракет "Калибр", "Оникс" или "Циркон"», - сообщил РИА Новости источник в судостроительной отрасли.
Заменой пусковых установок «Москитов» на УКСК и «Ураны» объём модернизационных работ на «Чабаненко», разумеется, не ограничился. В облике фрегата корабль должен был получить также новое радиоэлектронное и радиотехническое оборудование, поменять ЗРАК «Кортик» на более современный ЗРАК «Панцирь-М», а 130-мм артустановку АК-130 - на 100-мм А-190-01.
Поскольку «Чабаненко» заметно отличался от «Фрегатов», постольку для его превращения во фрегат пришлось разрабатывать индивидуальный проект модернизации. Это обстоятельство, вместе с необходимостью выполнения на корабле дополнительных объёмов работ, вероятно, стало одной из тех причин, которые крайне затянули срок пребывания корабля на 35-м судоремонтном заводе - филиале Центра судоремонта «Звёздочка» (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации).
Напомню - «Чабаненко» встал в ремонт раньше «Шапошникова», но в строй до сих пор не вернулся. Предыдущими планами предусматривалось, что модернизированный корабль пополнит боевое ядро Северного флота в 2023 году. Однако сейчас завершение ремонта и модернизации «Чабаненко» сдвинулось на 2025-й.
Несмотря на этот печальный нюанс, нельзя не отметить, что прошедшие глубокую модернизацию БПК проектов 1155 и 1155.1 станут крайне полезным дополнением к строящимся сейчас для ВМФ России современным многоцелевым фрегатам 1-го ранга проекта 22350.