Старый Свет стал главным призом США в украинском конфликте
© РИА Новости
Американский танк Abrams на выставке трофейной техники на форуме «Армия-2024» в Кубинке.

Старый Свет стал главным призом США в украинском конфликте

Используя дорогие энергоносители и войну на Украине, Вашингтон не только обобрал Европу, но и практически разоружил
12 ноября 2024, 06:38
Реклама
Старый Свет стал главным призом США в украинском конфликте
© РИА Новости
Американский танк Abrams на выставке трофейной техники на форуме «Армия-2024» в Кубинке.
Читайте нас на: 

К концу холодной войны в НАТО входили 16 стран, а потенциал обычных вооружений США составлял примерно половину от общего потенциала альянса. Сегодня в НАТО насчитывается 32 страны, и потенциал американских обычных вооружений, по оценкам, составляет как минимум две трети, если не три четверти от общего. И это не потому, что американцы стремительно вооружались, а потому, что стремительно разоружались остальные, кроме Турции и с некоторых пор Польши. В настоящее время эта ситуация весьма специфически отражается на поставках оружия Украине.

Вполне естественно, что США, имея примерно 70% от военного и ещё больше от военно-промышленного потенциала альянса, в абсолютных цифрах поставляют Киеву больше оружия, чем любая другая страна. Но если посчитать цифры относительные, то картина получается совершенно другая, причём весьма даже занятная. 

Бронетехника

Хотя танк «хоронят» не менее полувека, он остаётся главным средством ведения наземной войны, не имея конкурентов с точки зрения совокупности вооружения, защищённости и проходимости. Поэтому года полтора назад поставки Киеву танков западных типов рассматривались на Украине и на Западе как очередное чудодейственное средство достижения победы. Чем же эти поставки оказались?

Армия США по официальным данным на 2022 г. имела 4,2 тыс. «Абрамсов» разных модификаций. Возможно, ещё 2-3 тыс. старых машин (в т.ч. самых первых М1 со 105-мм пушкой) находятся на хранении в неопределённом техническом состоянии. Вашингтон передал Киеву аж 31 «Абрамс», т.е. менее 1% даже от официального парка (если совсем точно - 0,74%). Причём это не самые новые танки модели М1А1. Из них потеряно уже как минимум 16, но США почему-то не спешат компенсировать потери хотя бы теми же А1. Поставили 31 танк (аккурат советский танковый батальон) - и хватит.

Основной британский танк «Челленджер-2».
© flickr.com/bronpancerna
Основной британский танк «Челленджер-2».

Сравним эту американскую «жертву» с европейскими поставками. Великобритания изначально имела 386 «Челленджеров-2», из которых к началу украинского конфликта осталось в наличии 227 (куда исчезли остальные - отдельная тема). Из них Киеву Лондон отдал 14, т.е. 6% парка. В абсолютных цифрах вдвое меньше, чем США, но в относительных - более чем в 6 раз больше. Или, например, Португалия, отдала Украине 3 «Леопарда-2А6», т.е. в 10 раз меньше машин, чем США. Но таких танков у Лиссабона всего и было 37 (возможно, на хранении остаётся какое-то количество американских М48 и М60, но это откровенный металлолом), т.е. Португалия пожертвовала уже 8% своего парка.

Также 8% своих Strv-122 (он же «Леопард-2А5») отправила Украине Швеция (10 из 120). Канада и Норвегия предоставили Украине по 8 «Леопардов-2А4» из 82 и 51, т.е. 10% и 16% парка соответственно. Берлин отдал Киеву 21 «Леопард-2А6», а также 14 и 12 «Леопардов-2А4» поставил соответственно Чехии и Словакии. Это опять же почти 8% немецкого парка «Леопардов-2». Из коих, впрочем, примерно 250 машин остаются в распоряжении не бундесвера, а фирмы-производителя КМW, причём, в основном, в небоеспособном состоянии. Таким образом, от реального парка немцы отдали всего 13% танков. При этом сравнение всех «европейских процентов» с американскими 0,74%, конечно же, впечатляет.

Ещё интереснее, когда речь заходит о поставках советских Т-72 из Восточной Европы. Так, Польша отдала Украине как минимум 260 Т-72, 20 ПТ-91 (собственная производная от Т-72) и ещё 14 «Леопард-2А4». Это, в целом, почти 27% танкового парка Польши. Впрочем, Польша - единственная страна НАТО, которая сегодня в массовом порядке закупает новые танки - южнокорейские К2 и американские «Абрамсы». Если все планируемые закупки осуществятся в полном объёме, у Варшавы станет больше танков, чем было.

Другие страны отправляют танки либо безвозмездно, либо с незначительной компенсацией. Среди них Чехия, из которой на Украину уехало примерно 185 Т-72. Это общая сумма поставок из наличия чешской армии и от компании «Эскалибур», которая выполняет ремонт и доработку советской техники, списанной из армий покойного Варшавского договора. Непосредственно из наличия армии Прага отправила Киеву, предположительно, 72 танка Т-72 из 116 имевшихся, т.е. 62% (абсолютный натовский рекорд).

Чешский T-72M4CZ.
© flickr.com/dv20stecker
Чешский T-72M4CZ.

Таким образом, общие европейские поставки танков Украине как в абсолютных числах, так и в процентах от собственных потенциалов больше американских даже не в разы, а на порядки. И при этом Украина продолжает воевать по большей части теми танками, которые ей достались от СССР, - в первую очередь Т-64, пополнять запасы которых в принципе неоткуда.

Самолёты и артиллерия

Насколько колоссальна роль авиации в современной войне, пояснять, видимо, не нужно. Однако Украина до нынешнего года воевала исключительно теми самолётами, которые ей достались от ВВС СССР. Российское превосходство в воздухе было и остаётся полным, но Запад требует от Киева побеждать и в таких условиях. Поскольку это почему-то не получилось, на Западе всё же задумались о поставках Украине самолётов. Разумеется, в первую очередь речь зашла о самом массовом американском истребителе-бомбардировщике 4-го поколения F-16.

У самих США сейчас имеется около 900 F-16C/D в строю и около 400 F-16А/В/С/D на хранении. Сколько из них США дали Украине? Правильно, ни одного. Зато отдать Киеву примерно все свои крайне немногочисленные F-16А/В должны Амстердам и Копенгаген. Сколько сейчас таких самолётов голландцы и датчане реально передали Украине, не очень ясно. Тем временем тема F-16 как очередного «чуда-оружия» вообще стремительно увяла. Но в данном случае речь не о боевых качествах этого самолёта, а о том, кто какой вклад должен вносить в спасение Украины.

Конечно, отчасти заменителем авиации для Украины является артиллерия. И самым эффективным западным летальным оружием на Украине оказались именно артсистемы, а конкретно - американские РСЗО. Это М270 MLRS на гусеничном шасси, которая несёт два пакета по шесть ПУ для ракет (управляемых или неуправляемых), каждый из которых можно заменить на одну ОТР АТАСМS. Затем в США была создана «уполовиненная» М270 на колёсном шасси с одним 6-ракетным пакетом, вместо которого, соответственно, могла быть установлена одна АТАСМS. Этот вариант получил название М142 HIMARS.

Система залпового огня M142 HIMARS на колёсном шасси.
© flickr.com/tcstang
Система залпового огня M142 HIMARS на колёсном шасси.

До 2022 г. основным вариантом однозначно считалась более мощная и проходимая М270. У США в строю и на хранении имеется от 600 до 800 М270, из которых Украине не дали ни одной. Все РСЗО американского производства Украина получила из Европы. Италия отдала Украине две М270 из 22 имеющихся. У Великобритании в строю и на хранении было 63 М270, из которых Украина получила 6. Германия в строю и на хранении имела до 154 М270, Украине из них досталось 5. Франция располагала 55 М270, из которых 11 были модернизированы по варианту LRU, остальные отправились на хранение. Киев получил от Парижа 4 единицы LRU. Иначе говоря, эти четыре европейские страны отдали Украине около 6% своих наиболее мощных артсистем, США - 0%, имея таковых вдвое больше. Правда, американцы отправили Украине не менее 20 М142 (из более чем 400 имеющихся), которых у европейских стран не было вообще, но дело в том, что эти РСЗО считались в США «второстепенными».

«Старых добрых» САУ М109 США имеют около тысячи в строю и не менее 500 на хранении. Украине таковых досталось 18. Европейцы САУ данного типа (разных модификаций) отдали: Латвия - 6 (из 52 имевшихся), Норвегия - 23 (из 56), Италия - 60 (из 122), Бельгия - 28 (все имевшиеся). То есть этих самых САУ американского же производства четыре европейские страны предоставили Украине в 6,5 раза больше в абсолютных цифрах и в 38,5 раза больше в процентах от потенциала.

При этом европейцы передавали Украине ещё и собственные САУ. Например, немецких САУ PzH-2000 сама Германия предоставила Украине 18 (из 153 имевшихся в строю и на хранении), Италия - 6 (из 70), Голландия - 8 (из 57). Лондон отдал Киеву 32 САУ AS90 (имелось максимум 179), Стокгольм - 8 колёсных САУ «Арчер» (и ещё 14 шведы отдали англичанам для частичной компенсации поставок AS90, после чего у самих осталось 26 «Арчеров»). Франция отправила на Украину 18 (из 77 имевшихся) колёсных САУ «Цезарь», а также 19 аналогичных самоходок, предназначавшихся для Дании. Копенгаген полностью подарил Киеву уже оплаченный заказ и теперь за «ещё одни деньги» покупает САУ у Израиля.

Прямо с конвейера отправляются на Украину польские САУ «Краб», предназначавшиеся для собственной армии (точные цифры назвать затруднительно, поскольку процесс находится в динамике). Таким образом, как и в случае с танками, поставки САУ из Европы на порядок превышают американские как в абсолютных цифрах, так и в процентах от собственного потенциала. Причём в данном случае Дания и Бельгия отдали Украине вообще всё, что имели сами.

Чего американцам для Украины не жалко, это разнообразных «братских могил пехоты», то есть БМП, БТР и бронеавтомобилей. Тут дело даже не в том, что у американцев их суммарно больше 20 тысяч, а в том, что их реально не жалко. БТР М113 были разработаны ещё в начале 1960-х, бронеавтомобили М1117 - просто полицейские машины. БТР «Страйкер» созданы в рамках ошибочной концепции: ошибкой оказались бригады, в результате и эти БТР оказались никому не нужны.

Бронеавтомобили Caiman MRAP и Textron M1117 в Ираке.
© wikipedia.org
Бронеавтомобили Caiman MRAP и Textron M1117 в Ираке.

Бронеавтомобили класса МRАР вообще были созданы исключительно для противопартизанских войн, которые США вели в Ираке и Афганистане, для классической войны они не подходят категорически. Украина же ведёт абсолютно классическую войну, и подобные бронемашины тут совершенно лишние, но «проблемы индейцев шерифа не волнуют». Всего же Украина получила от США не менее полутора тысяч различных ББМ, из коих уже потеряно не менее 450. Впрочем, даже и здесь Европа Америке как минимум не уступает. Приводить цифры крайне сложно из-за очень большого количества стран и модификаций.

Но стоит напомнить, что ББМ - это, скорее всего, «боевые такси», то есть транспортные средства, а не боевые системы. Но поскольку Запад почти 30 лет занимался борьбой с терроризмом, то именно «боевые такси» в первую очередь были востребованы, их и производили в ущерб «классике» (танкам, артиллерии, авиации). Соответственно, и Украине отдают не то, что ей нужно, а то, что имеется у «доноров».

Ниже плинтуса

Как ни парадоксально, в наибольшей степени Украине помогает почти обожествлённый у нас Илон Маск со своим «Старлинком», но это отдельная история. Если же говорить именно о летальном оружии, то вклад Вашингтона в помощь киевскому режиму формально очень велик, но фактически ничтожен.

Как было показано в цифрах и фактах, вклад Европы в спасение Зеленского и его режима в процентах от её потенциала на порядок выше, чем вклад США. Проще говоря, у американцев остаются огромные запасы оружия, какого у европейцев нет в принципе. Конечно, украинской армии было бы не очень просто «проглотить и переварить» потенциальные американские поставки, поскольку возникнут большие проблемы с подготовленным персоналом и с обслуживанием техники. Но, как показывает хотя бы нынешняя украинская практика, при большом желании эти вопросы решить можно, особенно если не стремиться к минимизации потерь.

В нынешнем году Украина уже почти не получает от Запада тяжёлую технику, только боеприпасы и различные нелетальные средства и системы. В отношении Европы вопросов нет - она почти иссякла. Возможно, приведённые проценты поставленной Киеву из европейских арсеналов техники могут показаться не очень большими, но это иллюзия. Значительная часть техники находится на хранении, ещё одна часть, тоже немалая, числится в строю, но на самом деле небоеспособна. Если же говорить о полностью боеспособной технике для Украины, то европейцы либо должны отдать буквально всё, либо «закрывать лавочку». Промежуточного решения здесь не просматривается.           

Министр обороны США Ллойд Остин встретился с Рустемом Умеровым в Киеве и, как обычно, много обещал просроченному режиму, 21 октября 2024 г.
© flickr.com/secdef
Министр обороны США Ллойд Остин встретился с Рустемом Умеровым в Киеве и, как обычно, много обещал просроченному режиму, 21 октября 2024 г.

В США ситуация отнюдь не такая драматическая, они могут без критического ущерба для своего потенциала значительно нарастить поставки оружия Украине. Обеспечить только этим, без прямого вмешательства в боевые действия, победу Киеву американцы, конечно, не смогут, но затруднить нам жизнь - вполне. Но почему-то Вашингтон на такой шаг не решается. И это, можно сказать, некая загадка нынешнего конфликта…

Впрочем, один из мотивов Вашингтона очевиден: США во всех возможных аспектах максимально «опускают» Европу ниже плинтуса, уничтожая её как потенциального конкурента и одновременно ещё крепче привязывая к себе. Если военный потенциал европейских стран, и так значительно уменьшившийся, сокращается ещё больше, а американский почти не страдает, то США окончательно и без вариантов становятся для Европы единственным защитником, причём совершенно неважно, от кого - от кого придётся.

Тем более что тенденции в экономике аналогичны: антироссийские санкции очень больно бьют по Европе и почти никак не затрагивают США. Вашингтон вообще усердствует в этом плане заметно меньше, чем европейцы, при этом, если выгодно, делает для себя исключения. Так получилось, что летом 2022 года, когда новые санкционные «пакеты» сыпались на нас буквально градом, автор этой статьи посетил одно из крупнейших металлургических предприятий Урала, значительная часть продукции которого до этого шла на экспорт. Оказалось, что за последние месяцы связи с европейскими покупателями были практически полностью разорваны. Однако сталевары продолжали работать с американскими поставщиками, и, как они выразились, «ничего не изменилось».

Примечательно, что формально ЕС по суммарному ВВП был сильнее США, но это раньше, теперь не будет. Что интересно, в Европе больше всего страдает промышленное производство, которое с 70-х годов прошлого века активно развивалось благодаря дешёвым энергоносителям из Советского Союза, а затем из России. Особенно сильно пострадала Германия, которая всегда считалась «локомотивом» Европейского союза. И в этом, на самом деле, есть некая высшая справедливость: этот народ ещё не до конца расплатился за обе мировые войны. Пусть хоть так расплачивается…

Рабочие завода Volkswagen в Цвиккау выступают против планов руководства по закрытию заводов в Германии и принудительных увольнений.
© globallookpress.com
Рабочие завода Volkswagen в Цвиккау выступают против планов руководства по закрытию заводов в Германии и принудительных увольнений.

Возможно, что высшая справедливость присутствует ещё в одном моменте. Уже очевидно, что американцы всеми правдами и неправдами хотят повесить Украину на шею Европе целиком и полностью. Вспомните, что на Майдане в 2014 году кричали «Украина - це Европа», а не «це Америка». И рвалась Украина именно в Евросоюз. Вот пусть Европа и поддерживает экономику воюющей Украины - счастливого ей пути!

Не исключено, что такой же точки зрения придерживаются и в Вашингтоне, которому надо экономить оружие и средства на войну с Китаем. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама