Победа в воздушном бою: раньше увидел - раньше выстрелил
© globallookpress.com
Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57Э на Международном аэрокосмическом салоне Airshow China 2024 вызвал ажиотаж.

Победа в воздушном бою: раньше увидел - раньше выстрелил

В конце прошлого года на авиасалоне Чжухае Россия была представлена истребителем 5-го поколения Су-57Э и пилотажной группой «Русские витязя». Впрочем, специалистам было интересно не только воздушное шоу, но и оружие, которое могут применять российские боевые самолёты
16 января 2025, 11:00
Реклама
Победа в воздушном бою: раньше увидел - раньше выстрелил
© globallookpress.com
Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57Э на Международном аэрокосмическом салоне Airshow China 2024 вызвал ажиотаж.
Читайте нас на: 

Как сообщил глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, в Чжухае впервые были показаны новейшие управляемые ракеты и авиационные бомбы, предназначенные для самолётов 5-го поколения, а также противокорабельная и модульная управляемые ракеты для боевого вертолёта Ка-52. И это именно те системы авиационного вооружения, которые могут «сделать погоду» и в воздухе, и на земле.

В современной войне воздушный бой изменился настолько, что его едва ли можно считать традиционным поединком, скорее всего - это состязание средств обнаружения и поражения. Например, крылья и фюзеляж российского Су-57 скрывают сразу несколько радиолокационных станций, что обеспечивает пилоту непрерывный контроль обстановки на 360 градусов. А бортовая система способна отслеживать до шестидесяти целей и одновременно обстреливать сразу шестнадцать.

Сегодня главный принцип применения ракетного оружия - «пустил - забыл», означающий, что после пуска ракета идёт на цель без участия оператора, используя своё бортовое оборудование.

Ракеты «воздух-воздух»

Использовать неуправляемые авиационные ракеты для вооружения самолётов ещё в 1912 году предложил начальник Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба капитан 2 ранга Николай Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне». В СССР авиационные ракеты для стрельбы по самолётам и наземным целям были созданы в конце 1930-х. А первое боевое применение нового ракетного оружия состоялось в 1939 году на реке Халхин-Гол.

В период Второй мировой войны неуправляемые авиационные ракеты применялись также люфтваффе, Королевскими ВВС Великобритании и ВВС США. Уже в самом конце войны в Германии появились образцы специализированных управляемых ракет «воздух-воздух» «Рурсталь» Х-4 (управлялись по проводам), поставить их на вооружение не удалось - не хватило времени.

В послевоенный период в лидеры выходят США, в 1954 году на вооружение принимается AIM-4 Falcon - первая массовая серийная управляемая ракета «воздух-воздух» с полуактивной радарной головкой самонаведения. В 1956 году в американские ВВС поступает ракета «Сайдуайндер» с инфракрасной головкой наведения. Ракета постоянно совершенствовалась и до сих пор используется авиацией многих стран в модифицированном виде.

Немецкая управляемая ракета «воздух-воздух» «Рурсталь» Х-4.
© wikipedia.org
Немецкая управляемая ракета «воздух-воздух» «Рурсталь» Х-4.

В том же 1956 году первую ракету «воздух-воздух» К-5/Р-5 (РС-1-У) приняли на вооружение Военно-воздушные силы СССР. Ракета была с радиокомандной системой наведения - полётом до поражения цели управлял пилот. Дальность поражения - до 3,5 км. С тех пор в мире было создано пять поколений ракет «воздух-воздух» малой, а затем средней и большой дальности действия. Так, к ракетам третьего поколения относятся известные ракеты AIM-9L «Сайдуайндер» - США и Р-60М - СССР. Советская ракета Р-73 (кодификация в НАТО AA-11 Archer - «Лучник»), принятая на вооружение в 1983 году, стала первой ракетой малой дальности четвёртого поколения, обладающей инфракрасной ГСН с аналоговым устройством сканирования в фокальной плоскости. ГСН такого типа имеет лучшую защиту от создаваемых тепловыми ловушками помех и угол обзора более 60°.

В середине 1950-х годов возобладало мнение, что будущий воздушный бой сведётся лишь к обмену ракетными ударами на расстояниях, превышающих дальность видимости цели, поэтому созданные в начале 1960-х годов истребители (в США - это F-4) получили на вооружение только ракеты. Успешное применение устаревших истребителей с пушечным вооружением против новейших самолётов во время войны во Вьетнаме заставили пересмотреть взгляды на воздушный бой и вернуть в состав вооружения истребителей пушку. Однако ракеты «воздух-воздух» так и остались основным оружием.

Первые ракеты с инфракрасными ГСН могли брать цель на автосопровождение только в задней полусфере, где тепловое излучение от двигателей наиболее сильное. Но уже в Фолклендской войне дозвуковые британские «Харриеры», оснащённые американскими всеракурсными ракетами с инфракрасной ГСН AIM-9L, одержали ряд побед над сверхзвуковыми истребителями «Мираж III» и «Даггер» аргентинских ВВС. Современные ракеты класса «воздух-воздух», независимо от используемой ГСН, обладают всеракурсностью и являются основным вооружением истребителей.

Американская всеракурсная высокоманёвренная ракета AIM-9L.
© wikipedia.org
Американская всеракурсная высокоманёвренная ракета AIM-9L.

В настоящее время Россия входит в число ведущих стран по производству авиационного ракетного вооружения наряду с США, Китаем, Великобританией, Францией и Израилем. Более того, российские Воздушно-космические силы обладают самыми эффективными дальнобойными авиационными ракетами в мире. Этот приоритет был завоеван ещё в 1980-х годах.

Самые быстрые и самые точные

В мае 1981 года на вооружение авиации ПВО СССР в составе комплекса МиГ-31П была принята ракета Р-33 (по классификации НАТО AA-9 Amos - «Ветхозаветный пророк») с дальностью пуска до 120 км (более поздние модификации Р-33С и Р-33Э - до 160 км). Ракета обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, на скорости до 3000 км/ч. Вероятность поражения - 0,65. Система наведения ракеты - комбинированная, инерциальная на среднем участке полёта и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке. Р-33 до сих пор стоит на вооружении российских ВКС.

В 1984-1985 годах на полигоне Сары-Шаган были проведены войсковые испытания авиационного комплекса перехвата (АКП) МиГ-31-33, в ходе которых строевой лётчик полковник Геннадий Гоголев впервые одновременно обстрелял четыре мишени (две Ла-17 и две МиГ-21М), причём три были поражены, что подтвердило возможности АКП МиГ-31-33 по многоканальному обстрелу и уничтожению воздушных целей.

В результате, когда четвёрка МиГ-31 появилась на Сахалине, американские сверхзвуковые самолёты-разведчики SR-71, которые базировались на Японских островах, от греха подальше прекратили нарушать наше воздушное пространство. А раньше это случалось регулярно, порой до 8-12 раз в день.

Пока идёт специальная военная операция, главным «действующим лицом» в небе Украины остаётся российский многоцелевой истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ Су-35С. Машина была разработана в ОКБ Сухого в 2008 году и считается как бы «переходным звеном» между истребителями Су-27 и Су-57. Дальность полёта Су-35 у земли (высота - 200 м, скорость - М=0,7) составляет 1580 км. На высоте без ПТБ (подвесных топливных баков) - 3600 км, с 2 ПТБ по 2000 литров - 4500 км. Практический потолок истребителя - 20 000 м. Согласитесь, впечатляет.

Но сегодня речь о вооружении истребителя, а конкретнее - о ракетах «воздух-воздух», которые позволяют Су-35 солировать в воздухе. Су-35 может использовать ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности - 6 ракет Р-73, средней дальности - до 12 ракет Р-77-1, до 2 ракет Р-27ЭТ, а также 4 ракеты большой дальности Р-37.

Техники подвешивают на пилон ракету Х-3. Рядом находится ракета класса «воздух-воздух» Р-73.
© РИА Новости
Техники подвешивают на пилон ракету Х-3. Рядом находится ракета класса «воздух-воздух» Р-73.

Ракета большой дальности советско-российского производства Р-37 (по кодификации НАТО AA-13 Arrow, буквально «Стрела») способна поражать цели на дальности до 300 км (в экспортном варианте - до 200 км). Применялся с борта Су-35 и модернизированный вариант - Р-37М, с двухрежимным РДТТ, усовершенствованной ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба», с гарантийным сроком службы 8 лет. В настоящее время Р-37 является наиболее дальнодействующей управляемой ракетой «воздух-воздух» в мире и может применяться также с истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

По сообщениям печати, в 2020 году модификация Р-37М была интегрирована в комплекс вооружения истребителя 5-го поколения Су-57.

Разработка ракеты началась в начале 1980-х годов для вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31М, причём за основу была взята Р-33. Вести разработку ракеты постановлением Совета Министров СССР было поручено ГМКБ «Вымпел». В том же 1983 году был защищён эскизный проект ракеты, а в 1988-м начались испытания.

В марте 1992 года Р-33 впервые представили общественности в рамках Минского показа новой авиационной техники. Ракеты демонстрировались на подфюзеляжной подвеске перехватчиков МиГ-31М. В 1994 году создатели ракеты добились попадания в цель на рекордной дальности в 304 км. В 1997 году испытания ракеты завершились, тогда же было принято решение отказаться от украинских компонентов и разработать систему наведения с использованием исключительно российской элементной базы.

В процессе модернизации ракета получила новое обозначение - Р-37М (в экспортном исполнении - РВВ-БД). В качестве экспортного варианта была впервые продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2011.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-37

  • Максимальная дальность пуска в ППС - 200 км (300 км у Р-37М);
  • минимальная дальность пуска в ЗПС - 1 км;
  • скорость полёта - 6М (гиперзвуковая);
  • скорость полёта поражаемых целей - до 2500 км/ч;
  • высота поражаемых целей - 0,015-25 км;
  • перегрузка поражаемых целей - до 8g;
  • аэродинамическая схема - нормальная с крылом малого удлинения и большой хордой;
  • длина ракеты - 4,2 м (РВВ-БД и Р-37М - 4,06 м);
  • диаметр фюзеляжа - 0,38 м;
  • стартовая масса - не более 510 кг;
  • боевая часть - осколочно-фугасная массой 60 кг;
  • система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории, головка наведения 9Б-1388;
  • углы целеуказания - ±60°;
  • дальность захвата ГСН (в ППС) - 30 км.

Ракета уже имеет свою боевую историю. 28 июля 2024 года появились данные о поражении ракетой Р-37 самолёта МиГ-29 ВСУ с расстояния 213 км. Это рекорд поражения ракетой «воздух-воздух» в реальных боевых условиях. Напомним, однако, что заявленная дальность полёта Р-37 составляет 300 км, максимальная скорость - 6 скоростей звука, ракета фактически - гиперзвуковая.

Ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37М.
© fsvts.gov.ru
Ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37М.

Кроме Су-35, Р-37 применяют истребители МиГ-31, Су-30СМ и Су-57, а вероятность поражения целей этой ракетой составляет почти единицу. Р-37 в ходе специальной военной операции уже поражали украинские истребители Су-27 и МиГ-29, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24М и БПЛА «Байрактары». Причём истребители, вооружённые этой ракетой, могут смело работать, не заходя в зону поражения средств ПВО.

Современные истребители способны осуществлять одновременный пуск нескольких ракет за одну атаку. То есть речь идёт о массированном применении. При этом истребитель Су-35С может нести 10-14 ракет, но их количество может быть увеличено за счёт использования сдвоенных пилонов подвеса. Истребитель 5-го поколения Су-57 имеет 14 точек подвески (с учётом внешних). Увеличить количество ракет «воздух-воздух» в залпе и приблизить их к атакуемому самолёту можно, используя в связке с боевым самолётом недорогой малозаметный беспилотный летательный аппарат.

К новинкам относится и возможность захвата цели на траектории полёта после пуска ракеты; возможность применения ракет ночью и в неблагоприятных метеоусловиях; высокая точность наведения в условиях естественных и искусственных помех; использование ракет «воздух-воздух» для перехвата ракет «воздух-воздух» или зенитно-управляемых ракет противника.

В любом случае российский авиапром должен постоянно отслеживать все наработки ведущих концернов-производителей авиационного вооружения в мире и вовремя реагировать на каждое ноу-хау. Но лучше всего, как говорилось, быть впереди планеты всей. Потому что успех в бою - это не только мастерство лётчика, но и техническое превосходство.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама