Кузница офицеров флота: от Навигацкой школы до академии
© РИА Новости
Начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» адмирал Николай Евменов.

Кузница офицеров флота: от Навигацкой школы до академии

Важнейшие аспекты деятельности ВМФ не обходятся без педагогов Военно-морской академии, которые участвуют в конструировании подводных лодок и современных надводных кораблей, в разработках перспективных комплексов оружия и боевой техники. О научном потенциале академии, её традициях, педагогах и выпускниках еженедельнику «Звезда» рассказал начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» адмирал Николай Евменов
Реклама
Кузница офицеров флота: от Навигацкой школы до академии
© РИА Новости
Начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» адмирал Николай Евменов.
Читайте нас на: 

Научный комплекс университетского типа

- Знаменитый лозунг «Кадры решают всё!» применительно к флоту требует принципиально важного дополнения: высококлассные кадры. Николай Анатольевич, сложившаяся на сегодняшний день структура подготовки специалистов для ВМФ отвечает этим требованиям? И какое место в этой системе занимает Военно-морская академия?

- Развитие структуры военно-морских учебных заведений строилось на основе национальных интересов, на опыте вооружённой борьбы на море и соответствовало кадровым потребностям Военно-Морского Флота. Например, создание флотов по периметру морских границ СССР перед Великой Отечественной войной и увеличение численности корабельного и личного состава, расширение и рассредоточение базы кораблестроения, особых мер в подготовке руководящих, командных и инженерных кадров.

Для этого совершенствовались уже существующие и открывались новые военно-морские учебные заведения. К началу войны в нашей стране уже функционировало 14 военно-морских учебных заведений, значительная часть которых в том или ином виде сохранилась до наших дней и является на современном этапе основой системы подготовки кадров ВМФ.

Основным системообразующим элементом в обеспечении кадровых потребностей Военно-Морского Флота был и остаётся ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». С его созданием в 2009 году путём присоединения к Военно-морской академии всех военно-морских учебных заведений и научно-исследовательских институтов ВМФ в военно-морском образовании и науке образовался уникальный, не имеющий до сих пор аналогов в Вооружённых Силах, многопрофильный, многоуровневый комплекс университетского типа, который позволил исключить ранее существовавшую разобщённость образовательных и научно-исследовательских организаций флота.

Реорганизация была проведена в рамках единого подхода, что позволило сохранить в качестве структурных подразделений все военно-морские вузы и ядро руководящих и научно-педагогических кадров. При этом Военно-морская академия стала главным источником интеллектуальных, кадровых, а иногда и материальных ресурсов для структурных преобразований сети военно-морских учебных заведений, обусловленных рядом геополитических изменений и ростом напряжённости на рубежах нашей Родины.

Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова в Санкт-Петербурге.
© wikipedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова в Санкт-Петербурге.

Так, после воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией было возрождено Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова, костяк профессорско-преподавательского состава которого был сформирован из педагогов нашей академии. В том же году было воссоздано Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. В 2023 году на базе филиала академии в Калининграде было возрождено Балтийское высшее военно-морское училище имени Ф.Ф. Ушакова.

При этом Военно-морская академия продолжает оставаться безусловным флагманом в подготовке кадров для ВМФ, обеспечивая более 80% кадрового заказа в части подготовки офицеров и мичманов, реализуя все уровни подготовки - от средней военно-специальной до высшей военной оперативно-тактической (магистратуры) по 53 военным специальностям и 193 программам дополнительного профессионального образования.

- В лихие времена мы чуть было не потеряли флот, который нам достался от СССР. А это был океанский ракетно-ядерный флот. Опыт подготовки советских военных моряков учитывается, нет идеологических препятствий?

- Вопросы обеспечения разумной преемственности системы всегда занимали особое место. Как и в предшествующие годы, сегодня крайне важно сохранить баланс между накопленным опытом и необходимостью опережающего внедрения инноваций. Мы не только помним о достижениях советского периода подготовки военно-морских кадров, но и стараемся совершенствовать их в соответствии с требованиями нынешнего дня.

Как известно, в середине 50-х годов прошлого века было принято решение о строительстве океанского ракетно-ядерного флота. Флот из так называемого «помощника» других видов Вооружённых Сил превратился в самостоятельный и важнейший инструмент внешней политики нашей страны. Преподавателям академии в тот период пришлось осваивать абсолютно новые научные знания по атомной энергетике и оружию, собирать по крупицам первый опыт испытаний головных атомных подводных лодок, проходить обучение на прототипах ядерных энергетических установок, в конструкторских бюро и исследовательских институтах.

Штурманская подготовка.
© РИА Новости
Штурманская подготовка.

Немногие знают, что первый в высшей школе действующий ядерный реактор (ИР-100) был введён в действие в Севастопольском ВВМИУ в 1967 году. В основу общеинженерной подготовки курсантов в те годы положили программы ведущих технических вузов страны, например, МВТУ им. Баумана. Тогда же последовало масштабное внедрение в образовательный процесс военно-морских учебных заведений теории вероятности и математических методов исследования на основе первых образцов электронно-вычислительной техники.

Иначе говоря, военно-морское образование в советский период развивалось в тесной кооперации с наукой и флотской практикой. Этот опыт позволяет нам более чётко видеть проблемы в подготовке военно-морских кадров сегодня, в том числе применительно к любому театру военных действий.

Продиктовано СВО

- Но время не стоит на месте. Появляется новый опыт, который надо учитывать в новом году, не так ли?

- Особенности подготовки курсантов и слушателей определяются требованиями министра обороны и указаниями главнокомандующего ВМФ на новый учебный год, которые отражают степень геополитического напряжения в современном мире, влияющую, в том числе, и на образовательную обстановку. Поэтому главными в новом учебном году считаю вопросы, связанные с учётом в образовательном процессе особенностей боевого применения и обеспечения боевых действий сил и войск ВМФ при выполнении задач в ходе специальной военной операции.

Актуальными для изучения и исследований являются формы и способы применения в СВО объединений, группировок разнородных сил (войск) и тактических групп ВМФ, опыт развёртывания системы управления силами (войсками), применения образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе применяемых в СВО, но не принятых на вооружение.

Отработка выхода с затонувшей подводной лодки.
© РИА Новости
Отработка выхода с затонувшей подводной лодки.

Только за 2023 год в Военно-морской академии было разработано около 40 руководящих, научных и учебно-методических изданий, учитывающих опыт, полученный в ходе специальной военной операции. Из них два тактических руководства, в том числе и по такой новой для флота задаче, как боевое применение подразделений речных катеров Военно-Морского Флота.

В 2024 году планируется завершить разработку ещё около 30 изданий, предназначенных как для органов военного управления, сил и войск ВМФ, так и для обучающихся, и для научно-педагогических работников.

- Специальная военная операция показала, что психологическая подготовка не менее важна, чем профессиональная. А силу духа, как известно, в немалой степени формирует спорт. Как с этим направлением в академии?

- С детских лет любимыми видами спорта были хоккей и баскетбол. С призывом на срочную службу и поступлением в Высшее военно-морское училище подводного плавания больше внимания стал уделять развитию физических качеств и навыков, необходимых для службы в ВМФ. Уже будучи офицером, регулярно занимался в тренажёрном зале. Но хоккей остаётся любимым видом спорта.

Личный опыт, конечно же, помогает выстраивать ориентиры и приоритеты в организации физической подготовки и спортивно-массовой работы в академии. В то же время в этой работе я опираюсь на высокий профессиональный уровень педагогического коллектива кафедры физической подготовки академии, среди которых четыре преподавателя имеют звание мастера спорта международного класса, один является заслуженным мастером спорта и ещё 15 преподавателей являются мастерами по различным видам спорта.

В академии сейчас культивируются 12 видов спорта. Это армейский рукопашный бой, самбо, гиревой спорт, плавание, военное пятиборье, гребно-парусный спорт, лыжные гонки, лёгкая атлетика, регби, волейбол, баскетбол и, конечно, хоккей. Спектр предоставляемых в физической подготовке и спортивно-массовой работе возможностей даёт свои результаты и в реализации повышенных требований к физической готовности военных моряков, и в спорте высоких достижений.

Так, более 65% выпускников сдают физическую подготовку на «отлично», более 60% имеют высшие квалификационные уровни по физической подготовленности. Только за последний год в стенах нашей образовательной организации присвоено одно звание мастера спорта международного класса, 24 звания мастера спорта и более 500 массовых спортивных разрядов.

Команда ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» стала чемпионом Спартакиады Военно-Морского Флота.
© vma.mil.ru
Команда ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» стала чемпионом Спартакиады Военно-Морского Флота.

В конце 2023 года представитель академии майор Андрей Викторович Родионов стал чемпионом мира по парусному двоеборью, капитан Леонид Игоревич Балашов - чемпионом мира по универсальному бою.
 
- Русофобия сегодня достигла апогея. Да и геополитическая ситуация в мире не из простых. Как вы считаете, российское военно-морское образование в этих условиях сохранило привлекательность?

- Даже в исключительных геополитических условиях подготовка кадров для военно-морских сил дружественных государств продолжает оставаться одним из приоритетов деятельности Военно-морской академии. Профильное взаимодействие осуществляется со странами-участницами БРИКС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Шанхайской организации сотрудничества и Африканского союза.

Государства из состава этих трансконтинентальных объединений рассматривают Российскую Федерацию как суверенный центр мирового развития, способный поддерживать глобальный баланс сил и выстраивать многополярную международную систему на основе учёта взаимных интересов и равноправия. Для достижения этих общих целей активно развиваются национальные военно-морские силы и повышаются потребности в высококвалифицированных специалистах, чему мы надёжно и ответственно способствуем.

ВУНЦ ВМФ «ВМА» имеет богатый опыт в сфере обучения иностранных военных и военно-технических кадров. Подготовка выстроена как скоординированный, многоуровневый и высокотехнологичный процесс. Акцент - на качественное усвоение теоретических знаний за счёт разработки и применения профессорско-преподавательским составом передовых педагогических методик, а также на максимальное использование развитой учебно-материальной базы.

Непосредственно для организации обучения иностранных военных специалистов в структуре ВУНЦ ВМФ «ВМА» сформирован центр подготовки иностранных военнослужащих. Военные специалисты иностранных флотов получают подготовку более чем по 30 специальностям командного и командно-инженерного профилей, охватывающих наиболее важные направления военно-морского профессионального образования. Кроме того, центр осуществляет подготовку личного состава экипажей надводных кораблей и подводных лодок, расчётов береговых ракетных комплексов иностранных государств.

Курсанты гидрографического факультета ВУНЦ ВМФ «ВМА» монтируют и налаживают гидрометеорологическое оборудование.
© РИА Новости
Курсанты гидрографического факультета ВУНЦ ВМФ «ВМА» монтируют и налаживают гидрометеорологическое оборудование.

Мы уделяем повышенное внимание условиям пребывания иностранных военнослужащих в России, их всестороннему обеспечению и поддержке. С учётом их нахождения в Санкт-Петербурге, городе с богатейшим перечнем объектов культурного и исторического наследия, организуем посещение мероприятий конгрессно-выставочной деятельности, музеев и театров, поощряем занятие спортом. Хочу подчеркнуть, что совокупность этих мер вызывает со стороны самих иностранных военнослужащих и их национальных командований адекватную позитивную реакцию, укрепляет связи с нашей страной.

Своим курсом

- Вы сказали, что к качеству военного образования сегодня предъявляются повышенные требования. Но требования предполагают определённые критерии и «механизмы» оценки качества, не так ли?

- Последние десятилетия система управления качеством подменялась слепым следованием моде, господствующей в гражданской высшей школе, с её стремлением войти в зону европейского пространства высшего образования, заявленную в Болонской декларации. Поэтому все так называемые новые стандарты в сфере управления качеством, в том числе в образовании, были переводными аналогами образовательных стандартов зарубежных стран и никак не учитывали наших национальных, научных и культурных особенностей функционирования и развития профессионального, в том числе и военного образования.

Сегодня такая постановка вопроса абсолютно не согласуется с вектором развития российского общества и государства, в основу которого заложены российские социокультурные, духовно-нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы. А основным ориентиром становятся лучшие образцы отечественного педагогического опыта, обеспечивающего связь поколений, приверженность нашим национальным традициям и самостоятельность в определении пути.

Траектория возвращения в национальное образовательное пространство для системы подготовки военных кадров уже выстраивается с учётом особенностей функционирования системы военного образования. Особый статус военно-учебных заведений требует и особого внимания к проблемам качества подготовки военных кадров.

Торжественный выпуск офицеров.
© vma.mil.ru
Торжественный выпуск офицеров.

Именно поэтому сегодня в академии мы сосредоточили усилия не на системах, процессах и услугах из «менеджмента качества», а на решении в первоочередном порядке проблем и стоящих перед вузами первоочередных задач. Впервые мы перешли от фрагментарного сбора сведений к системному анализу и представлению результатов в интересах прогноза развития военно-морского образования и выработки соответствующих решений. Для нас становятся важны, например, не только конечные значения, характеризующие качество подготовки обучающихся, но и их соответствие друг другу в динамике освоения обучающимися образовательных программ и прохождения службы в первый год после выпуска.

При этом основополагающая триада «образование, наука и военно-морская практика» как и раньше остаётся залогом качества подготовки военных кадров для Военно-Морского Флота России! А в заключение нашего разговора хотелось напомнить, что всегда военно-морское образование позиционируется как первооснова всего светского образования в России. Наше структурное подразделение Морской корпус Петра Великого - вырос из основанной в 1701 году Петром I Школы математических и навигацких наук. И мы горды этим фактом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама