Трамп спасает доллар и угрожает БРИКС
Не угрожай, и не будешь бояться
Похоже, что Трамп повышает ставки, чтобы сесть за стол торговых переговоров. «Идее о том, что страны БРИКС пытаются отказаться от доллара, пока мы стоим и смотрим на это, пришёл конец. Мы требуем обязательства от этих стран, что они не создадут новую валюту БРИКС и не станут поддерживать другую валюту, чтобы заменить могучий доллар США, иначе они столкнутся со 100-процентными пошлинами и должны будут распрощаться с идеей продаж замечательной американской экономике», - написал избранный президент США Дональд Трамп в сети Truth Social.
Он утверждает, что «любая страна», которая попытается найти замену доллару для осуществления международной торговли, «распрощается с Америкой». В том смысле, что американский рынок для неё будет закрыт.
Трамп ещё не в Белом доме, но уже приступил к шантажу. Это и понятно: на кону не просто судьба американской валюты, а судьба самого гегемона, чья мощь основана на доминировании доллара. Не будет доллара как мирового инструмента поощрения и наказания - не будет и самих США в их нынешнем виде. Никакой реализации тезиса о «великой Америке» не будет, если США лишатся своего основного инструмента контроля мировых финансов, а главное, основного инструмента собственного обогащения - доллара.
Трамп - бизнесмен. Он видит, что БРИКС, независимо от того, хочет кто-то этого или нет, становится могильщиком доллара, а значит, и всего современного однополярного мироустройства, основанного на Бреттон-Вудской системе и на её продолжении в форме Ямайской валютной системы. Доллар как главная мировая резервная валюта, как преобладающее средство международных расчётов и, главное, как инструмент мирового политического шантажа со стороны США сдувается до размера обычной национальной валюты. Вот в чём причина нервозности Трампа.
Так хочется выжить!
США втянулись в мировую борьбу за собственное выживание. По их мнению, главным торгово-экономическим соперником является Китай - член БРИКС. При этом ведущую политическую роль в БРИКС играет Россия с её незыблемым моральным авторитетом. БРИКС напоминает маяк среди бушующего или, как сказали бы экономисты, волатильного мира. БРИКС стал блоком притяжения других стран.
Логика стремящихся в БРИКС стран понятна. На заре своего существования БРИКС представлял собой довольно аморфное объединение с неясными перспективами. Однако со временем он превратился в реальную силу и стал альтернативой системе, созданной Западом и функционирующей исключительно по его правилам. Совокупный ВВП объединения составляет более 60 триллионов долларов, а общая доля в мировом ВВП уверенно превышает соответствующий показатель «Группы семи» и продолжает расти.
Для наглядности приведём некоторые данные. В 1992 году на долю «Группы семи» приходилось 45,5% мирового ВВП. В то же время страны, которые позже вошли в БРИКС, занимали лишь 16,7%. В 2023 году доля стран БРИКС в мировом ВВП достигла 37,4%, в то время как «Большая семёрка» контролировала лишь 29,3%.
«Разрыв увеличивается, и он будет увеличиваться, это неизбежно. Это уже абсолютно понятная динамика. Причём в последнее десятилетие свыше 40 процентов прироста глобального ВВП всей мировой экономической динамики приходилось именно на государства БРИКС», - сказал президент Путин на недавнем саммите БРИКС в Казани.
По итогам текущего года средние темпы экономического роста в БРИКС прогнозируются на уровне 4%. Это выше темпов в странах «семёрки», там всего 1,7%. Общемировые темпы экономического роста, по прогнозу, составят 3,2%. Ожидается, что к 2030 году БРИКС будет обеспечивать более 50% мирового ВВП, а дальнейшее расширение БРИКС почти наверняка ускорит этот процесс.
Борьба за глобальные институты
При этом всё идёт к тому, что БРИКС будет более настойчиво требовать реформ многочисленных глобальных институтов, в которых члены БРИКС недостаточно представлены и которые сейчас де-факто контролируются Соединёнными Штатами и их союзниками. К этим структурам относятся ООН, Всемирный банк, МВФ, ВТО и ВОЗ.
Многие эксперты сходятся во мнении, что «геополитическое поле битвы до конца этого десятилетия будет становиться всё более пристрастным, и возникнет опасность глобального раскола, если Запад не сможет найти способы приспособиться как к Китаю, так и к России, а также к новому глобальному порядку, который формируется в настоящее время». Это мнение, в частности, высказывает издание Silk Road Briefing.
А если к этому прибавить ослабление доллара как американского инструмента давления, шантажа и контроля, то становится ясно, что США стоят на пороге потери своей гегемонии. И никакая военная мощь США уже не поможет им решить задачу, поскольку воевать придётся с половиной мира.
Разрушит ли Трамп БРИКС? В ближайшее время, вскоре после инаугурации, станет ясно, насколько правдивы угрозы Трампа и насколько жизнеспособен БРИКС.
Идея единой валюты
Откажутся ли страны блока от идеи единой валюты? Сомнительно. Перспективы ослабления США в связи с внутренней политической нестабильностью, потерей морального авторитета и беспардонностью внешней политики, которая использует торговые санкции направо и налево, неминуемо ведут к потере доверия к доллару и постепенному, но уверенному переходу мировой торговли на расчёты в национальных валютах. Действуя таким образом, страны исключают себя из сферы, где имеют силу американские санкции, основанные на долларе.
Чем больше страны БРИКС ведут товарный обмен в национальных валютах, тем быстрее они приближают падение доллара. Сами США, выдавливая Россию из долларовой зоны международной торговли, вынуждают страны, торгующие с Россией, прибегать к взаиморасчётам в национальных валютах.
И в этом контексте для России стратегическое значение приобретают её энергоресурсы, которые являются главным востребованным товаром на внешних рынках. Не имея их, Россия в её нынешнем состоянии не смогла бы ничего противопоставить политике Трампа. Однако сейчас складывается ситуация, когда США, ограничивая доступ России к использованию доллара, сами себе создают проблемы.
Пока у России есть нефть и газ, она может относительно спокойно торговать даже в условиях санкций. Парадоксально, но чем дольше Россия торгует своими энергоресурсами в национальных валютах, тем глубже становится интеграция российской экономики с экономиками стран, которые импортируют нашу нефть и газ. В результате влияние доллара уменьшается, и создаются объективные предпосылки для появления единой валюты БРИКС.
Торговые войны лучше горячих?
Если угроза Трампа будет реализована, это может привести к торговой войне между странами БРИКС и США. Кроме того, Трамп «в целях борьбы с контрабандой наркотиков» также угрожает ввести 25-процентные пошлины на товары из Мексики и Канады и дополнительные 10-процентные пошлины на китайские товары. Всё это происходит на фоне того, что США сами зависят от экспортных товаров, особенно от китайских. Многие американские промышленные предприятия тесно связаны с поставками из Канады и Мексики. Торговый дефицит США оценивается примерно в 1 триллион долларов.
Что это, рассматриваемое в совокупности, означает? А то, что при запретительных пошлинах, о которых говорит Трамп, Штатам грозит частичный паралич промышленного производства и товарный дефицит. К такому американцы, привыкшие к безудержному потреблению, оказались не готовы. Поэтому существует риск, что действия Трампа приведут к недовольству среди американских потребителей. Пойдёт ли он на это? Думается, что Трамп, будучи верен себе, повышает ставки и накаляет атмосферу, чтобы сесть за стол переговоров, в ходе которых он снова будет и грозить, и сулить пряники. Но время США уходит…