Воздушные наёмники в небе Украины?
Самолёт «перемоги»
Провал прошлогоднего наступления ВСУ мог удивить только полного дилетанта в военной сфере или человека, тяжело контуженного пропагандой. Украинская армия не имела преимущества на суше, а в воздухе превосходство вообще оставалось на стороне России. К тому же, российские войска выстроили мощные укрепления вдоль всей линии фронта, а также в глубине обороны. Каким образом в этих условиях украинцы могли победить, понять, мягко говоря, сложно.
Наткнувшись на суровую реальность, на Украине и на Западе вновь заговорили о поставках Киеву боевых самолётов. Наиболее естественным претендентом на роль очередного «чудо-оружия» стал, конечно же, истребитель-бомбардировщик F-16.
На самом деле, этот самолёт является таким же Wunderwaffe, как, например, немецкий танк «Леопард-2» - то есть никаким. «Чудо-оружия» вообще не существует в природе, если, конечно, не считать таковым ядерное. А боевые успехи F-16 весьма скромны, особенно если вспомнить длительность его боевого пути (с начала 1980-х).
Главное преимущество этой машины - массовость. По этому показателю F-16 на голову превосходит любой истребитель четвёртого поколения, а за массовостью естественным образом следует распространённость. Вполне вероятно, что к числу обладателей этой машины успеет добавиться и Украина. При этом не исключено, что сначала Запад задействует в деле авиационные ЧВК.
Применение ЧВК для западных стран давно стало мейнстримом. Военные частники имеют массу плюсов - государство не отвечает ни за их преступления, ни за их потери, при этом в ЧВК служат настоящие профессионалы, психологически готовые на любой смертельный риск. Этим они кардинально отличаются от «официальных» военнослужащих-контрактников, которые числятся «профессионалами», но в полной мере таковыми не являются, поскольку к потерям совершенно не готовы. А вот недостатком ЧВК, причём серьёзным, является высокая цена оказываемых ими услуг, но западные страны готовы нести эти издержки, ибо лучше платить деньгами, чем кровью.
В силу указанной специфики частники чаще всего используются в контактной наземной войне, к которой совершенно не готовы «профессиональные» армии западных стран. Соответственно, вооружены они в основном стрелковым оружием, оснащены лёгкой бронетехникой. Но постепенно сфера их охвата расширяется, в том числе на авиацию. Сейчас в США существует, по крайней мере, две частные компании, оснащённые полноценными боевыми самолётами, причём в значительных количествах.
Авиационные ЧВК
Первой стала Airborne Tactical Advantage Company (АТАС, ныне контролируется корпорацией Textron). Она была создана в 1994 году с целью предоставления «услуг» ВВС и морской авиации США. Эти услуги состояли в имитации авиации противника на учениях, то есть в исполнении роли «агрессора». Компания начала с двух очень старых шведских истребителей J-35 из состава ВВС Дании. Затем были приобретены в Швейцарии и Великобритании столь же старые британские «Хантеры», потом в Израиле были куплены немного более новые истребители «Кфир-С2», в Румынии - чешские лёгкие штурмовики L-39ZA. В самих США были арендованы старые штурмовики А-4 «Скайхок».
В настоящее время АТАС имеет 11 «Хантеров», 6 «Кфиров», 2-4 L-39 и, возможно, 1 «Скайхок». В дополнение к этому летом 2017 года компания приобрела сразу 63 истребителя-бомбардировщика «Мираж-F1B/CR/CT» из состава ВВС Франции (один из них разбился в феврале 2022 года). Таким образом, сегодня АТАС имеет свыше 80 боевых самолётов.
В 2011 году была создана компания Draken International с той же целью - имитировать противника на учениях американской авиации. Начала она с нескольких американских А-4 и чешских чисто учебных L-39С. В 2013 году были куплены три десятка советских истребителей МиГ-21бис/УМ из состава ВВС Польши, а также почти вся боевая авиация ВВС Новой Зеландии (штурмовики А-4 и итальянские учебно-боевые самолёты МВ339СВ).
В 2016-2017 гг. были приобретены чешские штурмовики L-159, те же «Мираж-F1», только не из Франции, а из состава ВВС Испании, а также истребители «Чита-С/D» (модификация «Кфиров») из состава ВВС ЮАР. В 2022 году начались закупки американских истребителей-бомбардировщиков F-16 из наличия ВВС Нидерландов.
Всего сейчас «Дракен» имеет 13 А-4К (в том числе 1 учебно-боевой ТА-4К), 9 МВ339СВ, 21 L-159 и 5-6 L-39, 25-30 МиГ-21, 21 «Мираж-F1М/ВМ», 12 «Чита» (9 С, 3 D), 12 F-16 (6 А, 6 В), то есть более 100 боевых самолётов. Именно бывшие голландские F-16 из Draken International уже отправились в Румынию, где создан объединённый Европейский учебный центр для обучения украинских лётчиков. Так что процесс перевооружения украинской армии начался именно с ЧВК.
Кроме американских авиационных ЧВК существует основанная в 2000 году канадская Тор Асеs, которая предоставляет «официальным» ВВС (в первую очередь - американским, а не канадским) те же услуги, что АТАС и «Дракен». Возможно, в её распоряжении имеется до 8 А-4 и до 30 франко-немецких учебно-боевых самолётов «Альфа Джет». В 2021 году началось поступление F-16 с хранения ВВС Израиля. Сейчас на вооружении Тор Асеs состоят 30 F-16 (26 А, 4 В), которые несут на килях красные звёзды и надписи по-русски «Опыт важен».
Тем не менее одними ЧВК дело не обойдётся, поскольку их потенциал всё-таки весьма ограничен - техника слишком старая, хотя лётчики, как правило, хорошие. Соответственно, целесообразно рассмотреть весь потенциал ВВС стран НАТО, и не только.
До последней единицы
Разумеется, больше всего F-16 имеют те, кто и создал этот самолёт - США. Всего американские воздушные силы получили 2265 серийных машин данного типа, ещё 14 было конфисковано у Пакистана в рамках короткого эмбарго, наложенного на Исламабад из-за ядерных испытаний 1998 года. Сейчас в строю ВВС США находится 889 F-16 (747 С, 142 D), на хранении - ещё 372-377 (182-184 A, 28-30 B, 141-142 C, 21 D).
В морской авиации США числятся эскадрильи «агрессор», которые на учениях имитируют действия вероятных противников. Изначально специально для этих эскадрилий были построены 22 F-16N и 4 учебно-боевых TF-16N, из которых сейчас осталось 5 (3 F-16N, 2 TF-16N), все они находятся на хранении. На вооружении морской эскадрильи «агрессор» в настоящий момент имеется 14 тех самых пакистанских F-16 (10 А, 4 В), а также 16 самолётов (13 С, 3 D), переданных из состава ВВС.
Дополнительным ресурсом являются беспилотные мишени QF-16, переделанные из старых F-16А и F-16С ранних серий. Всего предполагается переделать в мишени 126 самолётов. В настоящее время в строю находятся 80 QF-16 (13 А, 67 С), ещё 8 (7 А, 1 С) находятся в процессе переоборудования, а 21 самолёт (12 А, 9 С) уже уничтожен на учениях. Данные машины, по сути, являются полноценными боевыми БПЛА, которые несут почти ту же номенклатуру вооружений, что и пилотируемый самолёт, то есть гораздо большую, чем какой-либо «настоящий» боевой БПЛА.
При этом любой QF-16 практически выработал ресурс, а на борту у него нет лётчика, поэтому потеря данной машины не является болезненной (мишень ведь и рассчитана на уничтожение). Для прорыва ПВО эти машины подходят идеально, поскольку даже в худшем случае, то есть, не поразив вражеский ЗРК, QF-16 всё равно «поглотит» дорогостоящую современную зенитную ракету, тем самым облегчив жизнь «нормальной» пилотируемой авиации.
Если сложить все самолёты, находящиеся в строю и на хранении ВВС, морской авиации и во всех упомянутых ЧВК, а также «живые» и потенциальные воздушные мишени в роли боевых БПЛА, максимальный потенциал США составляет 1431 (Q)F-16A/B/C/D. Правда, в жестокой реальности Киеву нет оснований рассчитывать даже на 10% от этой величины.
Как в количественном, так и в качественном отношении второе и третье места в НАТО после США занимают Турция и Греция. У Турции 235-237 F-16 (178-180 С, 57 D), у Греции - 153 (114 С, 39 D; ещё 1 С повреждён и находится на хранении). Однако эти страны слишком зациклены на войне между собой, поэтому делиться своими наиболее современными самолётами совершенно точно ни с кем не станут. Это же относится к Польше, имеющей 48 F-16 (36 C, 12 D), которая тоже зациклена на возможной войне с Россией и не отдаст Киеву столь современные машины. Польша и так уже передала Украине часть своих МиГ-29.
Словакия отдала Украине вообще все МиГ-29, зато 2 её F-16 (1 C, 1 D) на сегодняшний день являются самыми новыми машинами этого типа в мире. Их Киев абсолютно точно не получит, тем более что в Словакии недавно сменилось правительство, которое весьма скептически смотрит на проблему помощи Украине.
К группе потенциальных спонсоров Украины примыкает Румыния, но её F-16 - не новые специальной постройки, а старые, подержанные. Сейчас у Бухареста 20 F-16 (16 А, 4 В), купленных в Португалии и Норвегии, причём закупки в Норвегии продолжатся. И Румыния не для того прямо сейчас покупает самолёты, чтобы отдавать их Киеву. Но именно в Румынии, как было сказано выше, открылся центр обучения украинских лётчиков.
Нидерланды, Бельгия, Норвегия и Дания начали получать F-16 ещё в конце 1970-х - начале 1980-х, почти одновременно с США, причём частично самолёты производились в этих же странах по лицензии. Обратной стороной такой привилегии стало то, что у североевропейских стран на вооружении оказались старые модификации F-16, хотя и прошедшие модернизацию по программе MLU. Вот почему сегодня эти страны оказались, судя по всему, в авангарде помощи Украине.
Возможно, именно отсюда Киев получит истребители F-16 даже раньше, чем из США. К тому же Нидерланды, Бельгия, Норвегия и Дания должны приобрести новейшие американские F-35А, а старые F-16 им как бы уже и не нужны. В значимых количествах F-35 уже поступают в ВВС Нидерландов и Норвегии, бельгийские и датские машины только начали строиться, но, видимо, это не помешает Брюсселю и Копенгагену отдать свои F-16 Украине.
ВВС Нидерландов сейчас имеют в строю 24 F-16A (ещё от 14 до 25 А и 4 F-16В находятся на хранении), которые, как было сказано выше, через американские ЧВК уже «перетекают» к Украине. Все 46 норвежских F-16 (38 А, 8 В) находятся на хранении, но они, в основном, уйдут в Румынию (процесс уже начался). В строю бельгийских ВВС сейчас 55 F-16 (47 А, 8 В), у Дании - 44 F-16 (33 А, 11 В). Возможно, именно датские машины первыми официально сменят красно-белые эмблемы на украинские трезубы.
К этой группе стран примыкает Португалия, которая старые F-16 получила из наличия ВВС США позже. Сейчас у неё 25 F-16 (21 А, 4 В; ещё 3А на хранении как источники запчастей). Ранее Лиссабон передал Румынии 17 таких машин, возможно, не пожалеет и для Украины.
Что же касается стран, не входящих в НАТО, то Израиль современные F-16C/D/I Украине, конечно же, не отдаст (самому нужны), но вот остающиеся на хранении 66 старых машин (52 А, 14 В) вполне могут вслед за переданными в Тор Асеs «перетечь» в американские ЧВК, а оттуда их путь с очень высокой вероятностью - на Украину. На этом, по всей видимости, ненатовский ресурс F-16 для Украины исчерпывается.
Даже ближайшим восточноазиатским союзникам Вашингтона - Сеулу и Тайбэю - F-16 слишком нужны самим, Тайвань ещё и докупает новые машины этого типа и модернизирует старые. Других владельцев F-16 в мире много - Сингапур, Таиланд, Индонезия, Пакистан, ОАЭ, Бахрейн, Оман, Иордания, Ирак, Египет, Марокко, Чили, Венесуэла.
Но всем им эти самолёты нужны самим, к тому же ни одну из этих стран нельзя считать настолько бессловесным вассалом Вашингтона, чтобы они послушно отдали машины Украине (Венесуэла так вообще почти прямой враг США). Как минимум, потребуют компенсацию (деньгами или другими самолётами), а это значит, что американцам проще отдать Киеву собственные F-16, чем выстраивать столь сложные схемы.
У последней черты
Таким образом, реальными источниками F-16 для Украины могут быть США (с учётом самолётов ЧВК и QF-16), Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания и, возможно, Португалия и Израиль. Их совместный ресурс может составить по максимуму одну-две сотни (Q)F-16А/В/С.
Под развёртывание F-16 на Украине нужно создавать мощную наземную инфраструктуру (включая современную ПВО аэродромов), подготовить лётный и технический персонал, и всё это в условиях войны, что потребует значительных финансовых затрат и времени. Впрочем, если задействовать авиационные ЧВК, то вместо украинских лётчиков можно использовать западных, причём весьма опытных. Но и здесь есть нюанс.
Дело в том, что ни один даже самый подготовленный западный боевой лётчик (как «официальный», так и частник) не имеет опыта борьбы ни с современной наземной ПВО, ни, тем более, с современными истребителями. Последний раз с сильной ПВО западные лётчики встречались более 30 лет назад во время «Бури в пустыне». Тогда, не имея ни С-300, ни «Буков», ни «Торов», ни «Панцирей» и вообще воюя крайне плохо и пассивно, иракцы сбили более 50 самолётов противника.
В силу возраста среди действующих лётчиков на Западе участников тех событий уже не осталось, а у нынешних либо отсутствует боевой опыт, либо имеется опыт исключительно «войн-избиений» - когда ПВО у противника или крайне слабая, или её вообще нет. Поскольку в небе над Украиной ситуация, если что, априори будет другая, то опытные лётчики могут «закончиться» быстрее, чем самолёты, причём не обязательно в результате гибели или плена. Даже после успешного катапультирования не факт, что частник, пусть за большие деньги, снова захочет отправиться в боевой вылет.
Есть ещё один момент. Чтобы не попасть под избиение российской ПВО и истребительной авиацией, самолёты ЧВК должны быть вооружены современными ракеты классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Парадоксально, но именно такие ракеты могут оказаться бóльшим дефицитом, чем самолёты. Поэтому американцам гораздо проще отдать частникам, причём без шансов на возврат, например, сотню F-16А/С (сейчас они, по сути, уже ничего не стоят), чем несколько десятков AGM-158 или AIM-120. И это притом, что применение современных авиационных ракет никаких гарантий на успех не даёт. Тем не менее отсутствие авиационного вооружения - стопроцентная гарантия разгрома авиационных «частников».
С учётом упомянутых проблем у Запада, не исключено, может возникнуть сильный соблазн организовать базирование украинских F-16 не на самой Украине, а в Польше или, скажем, в Румынии. И тогда возникнет проблема так называемых «красных линий»…
Как известно, за два года боевых действий Запад и Украина пересекли достаточно российских «красных линий», но при этом ни разу не получив ощутимого ответа. В России такое поведение считается «разумной умеренностью», которую противник якобы должен оценить и в конце концов одуматься. Но противник в ста процентов случаев рассматривает такое поведение Москвы как слабость и приглашение пересечь следующую «красную линию». Но всё когда-нибудь кончается, в том числе и терпение.
Вполне вероятно, что последней «красной линией» может стать именно базирование украинских F-16 за пределами Украины и их боевые вылеты с польских и румынских аэродромов. И тогда с большой вероятностью на эти аэродромы в ответ прилетят «Калибры», «Кинжалы» и «Искандеры». И тогда Вашингтону вместе с руководством НАТО придётся сделать, пожалуй, самый трудный в выбор: или перейти в режим взаимного гарантированного ядерного уничтожения с Россией, или наконец-то свернуть украинскую авантюру.
Поскольку нынешняя западная элита глупа, труслива и неадекватна, выбор непредсказуем. Вот только после ядерной разборки накопленные ими триллионы будут уже ни к чему. Мертвым деньги не нужны.