США пытаются продать грекам свои «маленькие паршивые кораблики»
Государственный секретарь США Энтони Блинкен обратился к греческому премьер-министру Греции Кириакосу Мицотакису с предложением о передаче Греции по программе Excess Defense Articles до четырёх боевых кораблей прибрежной зоны (Littoral combat ship, сокращённо - LCS). Государственный департамент США опубликовал информацию об этом 27 февраля 2024 года.
«Щедрое» предложение Блинкена является логическим продолжением новости от 24 апреля 2023 г., опубликованной в американском онлайн-журнале The War Zone. Со ссылкой на документ под названием «Доклад Конгрессу о ежегодном долгосрочном плане строительства военно-морских кораблей на 2024 финансовый год», The War Zone сообщил о намерении ВМС США продать за границу шесть своих LCS, один из которых - USS St. Louis (LCS-19) - был введён в эксплуатацию совсем недавно - летом 2020-го.
В чём причины того, что у адмиралов United States Navy пропал энтузиазм в отношении своих новейших кораблей, построенных по программе Littoral combat ship? Давайте в этом разберёмся.
Адмиралы, корабли и лоббисты
Началась данная история в конце девяностых - начале двухтысячных годов, когда командование ВМС США решило избавиться от своих старых фрегатов типа Oliver Hazard Perry в пользу постройки новых многоцелевых единиц, получивших название «боевые корабли прибрежной зоны». В понимании американских адмиралов, изначально Littoral combat ship должен был представлять собой небольшой, но очень скоростной корабль, построенный с использованием стелс-технологий и способный за счёт замены модулей с вооружением/оборудованием выполнять крайне широкий спектр задач - от оперативной доставки спецназа к побережью противника до борьбы с минами, подлодками и надводными вражескими кораблями.
Командующий ВМС Гордон Ингланд назвал Littoral combat ship «маленьким, быстрым, манёвренным и относительно недорогим». Однако на деле LCS получился совсем другим. Стремление оснастить небольшой корабль мощной энергетической установкой, а также «воткнуть» в него обозначенные в техзадании модули, привело к заметному росту водоизмещения и стоимости LCS. Ещё больше увеличило стоимость реализации программы Littoral combat ship то обстоятельство, что в междоусобной борьбе Lockheed Martin и General Dynamics за право «протолкнуть» Пентагону свой проект LCS победила… дружба. В смысле - дружба лоббистов обеих американских корпораций с Пентагоном. Поэтому, вместо закладки серии кораблей LCS одного унифицированного проекта, в Пентагоне решили строить боевые корабли прибрежной зоны сразу по двум весьма различающимся проектам.
Lockheed Martin сконструировала USS Freedom - стальной однокорпусный корабль с алюминиевой надстройкой, а General Dynamics создала USS Independence - тримаран, полностью выполненный из алюминия. USS Freedom вошёл в строй в 2008 году, а USS Independence - в 2010-м.
«Маленький паршивый кораблик»
Американские адмиралы рассчитывали получить до 60 боевых кораблей прибрежной зоны. Но испытания головных LCS и их, появившихся позже, «систершипов» заставили Пентагон ограничить программу Littoral combat ship строительством всего 38 вымпелов. Почему? Потому что широко распиаренные на стадии проектирования, на деле LCS оказались слишком заметными, слишком слабовооружёнными (с реализацией модульной концепции вооружения у американцев возникли большие проблемы) и слишком дорогими единицами. Причём дорогими не только в смысле стоимости постройки инновационных LCS, но и с точки зрения последующих трат на обеспечение эксплуатации этих боевых кораблей прибрежной зоны.
Так, например, ежегодная эксплуатация «нафаршированного» десятками противокорабельных и крылатых ракет, а также многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis эсминца УРО типа Arleigh Burke, являвшегося элементом системы ПРО и имевшего стандартное водоизмещение в 7 тыс. тонн, обходилась американским налогоплательщикам в 81 млн долларов. При этом та же годичная эксплуатация LCS, нёсшего лишь 57-мм артиллерийскую «пукалку», 4 пулемёта и ЗРК малой дальности, а также имевшего стандартное водоизмещение порядка 3 тыс. тонн, стоила целых 70 млн долларов!
В качестве своеобразного бонуса к вышеописанным проблемам LCS прилагалась ещё и выявившаяся у «Фридомов» неизлечимая «детская болезнь» - постоянные поломки редуктора главной энергетической установки. Неудивительно, что к 2018 году остряки в ВМС США стали расшифровывать аббревиатуру LCS как Little Crappy Ship, то есть «маленький паршивый кораблик». Надо сказать, что LCS с завидным постоянством оправдывали сие нелестное прозвище, поглощая фантасмагорические суммы на свою постройку и эксплуатацию, часто выходя из строя и демонстрируя откровенную неспособность решать поставленные перед ними командованием ВМС США задачи.
Иногда у американских моряков возникало странное чувство, что «маленькие кораблики» просто прокляты. Например, корабль USS Cleveland (LCS-31), последний из серии «Фридомов», едва не утопил буксир, который оказался слишком близко во время его спуска на воду 15 апреля 2023 года в Маринетте, штат Висконсин.
На тебе, Боже, что нам негоже
Самое печальное заключалось в том, что полностью остановить постройку оказавшихся откровенно неудачными «литорашек» было нельзя. Для этого уже были «выбиты» в Конгрессе соответствующие средства, а сама постройка LCS уже была законтрактована. Наконец, готового проекта корабля, способного выступить альтернативой Littoral combat ship, не существовало. Когда же тот появился - фрегат УРО типа Constellation водоизмещением 6700 тонн - и американские адмиралы в 2020-м объявили о своём намерении списать четыре первых LCS, дабы высвободить средства на постройку новейших и не столь «уникальных», как Littoral combat ship, фрегатов, то злопамятный Конгресс разрешил отправить «в запас» только USS Freedom и USS Independence. Прочие же LCS конгрессмены обязали моряков использовать дальше, а также достраивать уже законтрактованные американским флотом боевые корабли прибрежной зоны.
Адмиралам United States Navy не оставалось ничего иного, как взять под козырёк и начать искать иные способы избавиться хотя бы от части «поголовья» LCS. Судя по уже упоминавшейся прошлогодней новости в The War Zone, одним из таких способов могла стать попытка продажи шестёрки «литорашек» (4 типа Freedom и 2 типа Independence) по линии программы Foreign Military Sales (FMS). Главной проблемой при этом становится поиск потенциальных покупателей продукции ВПК США, выкладываемой на прилавок под откровенным девизом «На тебе, Боже, что нам негоже».
Ещё в мае 2022 года начальник управления военно-морских операций адмирал Марк Гилдей предлагал всучить выведенные из состава ВМС США «Фридомы» странам Южной Америки. Из этой затеи ничего не вышло. Причина случившегося лежала на поверхности. Даже сам Гилдей не смог придумать, чем таким важным станут заниматься сверхдорогие «литорашки» у новых владельцев, кроме как «бороться с наркотрафиком», то есть выполнять задачи, с которыми вполне могли справиться куда более дешёвые, чем LCS, патрульные единицы!
Не сбылись и «мрии» украинских патриотов о передаче «ненужных» американцам LCS военно-морским силам Украины. Более того, о возможной реализации столь радикального варианта избавления ВМС США от бремени «литорашек» американские адмиралы даже не заикались. Видимо, потому, что, в отличие от украинских патриотов, адмиралы United States Navy всё же находились в трезвом уме и твёрдой памяти.
Словом, к началу февраля 2024 года вопрос, как быстро и законно избавиться хотя бы от части «маленьких паршивых корабликов», у комсостава ВМС США продолжал стоять на повестке дня. Тем временем Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству направило Конгрессу США уведомление о планируемой продаже Греции по линии программы FMS до 40 истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35А Lightning II и 35 многоцелевых вертолётов UH-60M Black Hawk. Общая стоимость предполагаемой поставки должна была составить до 10,55 млрд долларов, включая вооружение и пакеты обучения/технической поддержки. Видимо, это событие и натолкнуло Пентагон на идею попробовать «загнать» грекам, помимо американских истребителей и вертолётов, ещё и четвёрку боевых кораблей прибрежной зоны. Так сказать, «в нагрузку».
Вот только согласятся ли греки на то самое «щедрое» предложение Блинкена, с которого мы начали этот текст?
To be continued
30 января текущего года, то есть сразу после предложения Блинкена, министр обороны Греции Николаос Дендиас заявил следующее: «Мы активно ведём переговоры с США о совместном проектировании и строительстве фрегатов типа Constellation. ВМС США уже подтвердили нашу заинтересованность в письме, полученном 16 января 2024 года, что открывает путь к проектированию и совместному строительству до семи фрегатов на греческих верфях».
Иными словами, Дендиас дал понять: Греция не заинтересована в приобретении «литорашек». Куда более симпатичным вариантом Афинам представляется адаптация под требования ВМС Греции проекта американского фрегата УРО типа Constellation с последующей постройкой семи таких кораблей на греческих верфях.
Действительно, если разочаровавшиеся в LCS американские адмиралы хотят получить вместо них «нормальные» фрегаты УРО типа Constellation, то почему греческие адмиралы должны «донашивать» за своими заокеанскими коллегами б/у «маленькие паршивые кораблики»? Правильный ответ - не должны!
Раз так, то United States Navy придётся продолжать нянчиться со своими боевыми кораблями прибрежной зоны, утешая себя их «уникальностью». Это, конечно, не означает того, что американские адмиралы не попробуют продать LCS кому-то ещё. Ну, за исключением Украины, разумеется. В общем, как любят писать в титрах создатели англоязычных киносериалов, to be continued - «продолжение следует», хотя Littoral combat ship явно продолжает терять в цене.