Экспедиция корабля «Аполлон-15», четвёртая высадка на Луну. Первый полёт с лунным ровером, июль-август 1971 г.

Военный космос и «космическая бюрократия»

Давно пора забыть про цветущие яблони на Марсе и лунные города. Наиболее актуальная задача - не проиграть гонку вооружений на околоземной орбите
29 февраля 2024, 11:00
Реклама
Военный космос и «космическая бюрократия»
© wikipedia.org
Экспедиция корабля «Аполлон-15», четвёртая высадка на Луну. Первый полёт с лунным ровером, июль-август 1971 г.
Читайте нас на: 

Роботы нам помогут

Если бы после окончания американской лунной программы «Аполлон» в 1972 году любому землянину сказали, что в следующие полвека ни один человек не ступит на лунную поверхность, не говоря уже о других телах Солнечной системы, он бы даже не засмеялся, настолько абсурдно это прозвучало бы. В 1970-е годы не только фантасты, но и учёные считали, что в 2020-х годах люди точно доберутся до спутников планет-гигантов. Между тем даже срок «без Луны», как уже ясно, растянется гораздо больше, чем на полвека.

Очевидно, что без искусственных спутников Земли, обеспечивающих связь, навигацию, разведку погоды и наблюдение за земной поверхностью, цивилизация не может обойтись так же, как без автомобилей, электростанций или водопровода. Однако смысл в существовании орбитальной станции может быть не так очевиден. Создаётся впечатление, что Международная космическая станция (МКС) была создана исключительно для того, чтобы обеспечить комфортную жизнь космической бюрократии из США, России и Европы. Ведь задачи, которые выполняют космонавты на орбите, могут быть решены и без их участия, и даже более эффективно и экономично.

Более того, в некоторых случаях люди даже мешают. Например, считается, что в космосе в условиях невесомости можно создавать сверхчистые материалы (в частности, лекарства). Эта самая «сверхчистота» обеспечивается благодаря почти нулевой гравитации. Однако на той же МКС делать это не очень удобно. Во-первых, станция достаточно велика, поэтому сама по себе становится источником дополнительной гравитации, хоть и небольшой, но заметной. Более того, станция имеет очень сложную пространственную конфигурацию, из-за чего её гравитация ещё и действует неравномерно. Во-вторых, сами космонавты становятся источником гравитации, к тому же они постоянно перемещаются внутри станции, усиливая неравномерность.

Поэтому материалы гораздо проще создать на искусственном спутнике в соответствии с заранее заданной программой. В целом набор специализированных спутников будет стоить гораздо дешевле, чем одна МКС, и научный результат будет таким же.

Учебный модуль российского сегмента МКС в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке.
© М.Гродецкий/zvezdaweekly.ru
Учебный модуль российского сегмента МКС в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке.

Единственное, для чего человек необходим на орбите, - это проведение биологических экспериментов на самом себе. Впрочем, здесь уже накоплен гигантский материал, и непонятно, что ещё нового можно узнать (по крайней мере, на орбите Земли). Ещё одна сфера, где роботы пока что не могут заменить людей, - ремонт космических объектов. Орбитальный телескоп «Хаббл», работая в автоматическом режиме, сделал колоссальное количество открытий, но вот ремонтировать его пришлось астронавтам.

Билет в один конец

Ещё более сомнительными кажутся перспективы исследования объектов Солнечной системы. Будут ли там добываться полезные ископаемые? Во-первых, какие именно? И, во-вторых, при нынешних средствах передвижения в космосе, которые не сильно продвинулись с 4 октября 1957 года, когда на орбиту был отправлен первый спутник, разведка, обустройство месторождений, добыча этих мифических ископаемых и транспортировка добытого на Землю, даже с близкой Луны, остаются настолько затратными, что не окупятся ни при каких обстоятельствах. Необходим колоссальный прорыв, переход к новым методам передвижения в космосе, а также кардинальное улучшение условий жизни людей в космосе и создание роботов нового поколения, чтобы разговоры на тему ископаемых имели хоть какой-то смысл.

И уж тем более исключается освоение планет с целью создать там постоянные поселения, чтобы «разгрузить» Землю от перенаселения. Такие поселения должны быть обеспечены мощнейшей защитой от агрессивных условий окружающей среды, системами обеспечения воздухом, водой, продовольствием, а это сложнейшая задача. Кроме того, время полётов к планетам (точнее, между планетами) должно исчисляться не годами и десятилетиями, а максимум месяцами, но ещё лучше - днями и неделями.

Допустим, лет через сто всё это станет реальностью. Но есть ведь ещё физиология и психология потенциальных поселенцев. До Луны, даже при нынешнем уровне развития космической техники, можно сказать, рукой подать, вот только гравитация там в шесть раз меньше земной. Человек, который постоянно живёт на Луне хотя бы несколько лет, не сможет вернуться на Землю даже ненадолго, поскольку земная сила тяжести сломает ему кости. И будет он сидеть всю жизнь в комфортабельном железном ящике, зарытом под лунной поверхностью, и смотреть на родную планету, понимая, что ему не попасть туда никогда, хотя лететь всего несколько часов. Многие ли согласятся на такую судьбу?

На Марсе сила тяжести втрое меньше нашей, поэтому с «земными марсианами» произойдёт то же самое, только немного медленнее. Хотя формально эта планета относительно удобна для создания постоянных поселений. Марс находится достаточно близко от Земли, на его поверхности комфортные по космическим меркам климатические условия (примерно как зимой в Антарктиде) и ничтожное атмосферное давление (0,6% земного).

Макет посадочной платформы миссии «ЭкзоМарс-2022» на выставке Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.
© РИА Новости
Макет посадочной платформы миссии «ЭкзоМарс-2022» на выставке Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.

Все остальные тела Солнечной системы, как места для жизни, тем более исключаются. Кто готов жить на Венере? Да, гравитация там почти такая же, как на Земле, но температура у поверхности превышает 400 градусов, давление достигает 90 земных атмосфер, а над поверхностью находится слой облаков, состоящий из концентрированной серной кислоты. А кто хочет построить дом на берегу метанового озера на крупнейшем спутнике Сатурна Титане, в полутора миллиардах километров от Солнца?

По идее, космические поселения можно построить практически везде (кроме планет-гигантов, у которых нет твёрдой поверхности). При этом затраты будут огромными, независимо от уровня научно-технического прогресса. И даже если найдётся некоторое количество добровольцев, то на значительном расстоянии от Земли вырастут совершенно обособленные социумы, которые будут отличаться от человечества как психологически, так и физиологически. Перспектива этого развития кажется малоприятной.

Даже если проблема перенаселения Земли станет серьёзной, любой здравомыслящий человек предпочтёт поселиться в Антарктиде, Гренландии или Сахаре, где хотя бы гравитация и воздух нормальные. Кроме того, тем странам, которые способны осваивать космос, перенаселение не грозит, скорее, наоборот. А грозит оно тем, кто не способен освоить даже свою родную землю. И что же, мы освободим место для них и улетим в космос?

Так в чём же цель строительства сверхдорогих обитаемых баз (например, типа полярных станций) на других телах Солнечной системы? Что за исследования или работы должны будут проводить там космические поселенцы, с какими не справятся роботы (тем более речь идёт об отдалённом будущем, когда автоматы достигнут гораздо более высокой степени совершенства)? Такое впечатление, что единственной функцией человека будет опять же ремонт роботов. Но если применительно к операциям на орбите Земли это приемлемо (близко лететь, риск относительно невелик), то для работы на планетах и спутниках это, пожалуй, будет слишком большой роскошью. Причём речь идёт не только о материальных затратах, но и о том колоссальном стрессе, который будут испытывать обитатели этих станций.

Любая катастрофа на станции в Арктике или Антарктике с высокой вероятностью ведёт к гибели людей, а ведь до такой станции самолёт с «большой земли» может долететь за несколько часов, и нет проблем с воздухом. На космической станции, находящейся в сотнях миллионов километров от Земли, катастрофа почти гарантированно означает гибель её обитателей, а вероятность такой катастрофы всегда будет на порядки выше, чем на Земле. Поэтому проще и дешевле создать роботов-ремонтников либо просто смириться с неизбежными потерями некоторой части техники.

Необходимость исследований космоса не вызывает сомнений. Отчасти такие исследования самоценны: без стремления к познанию природы человечество деградирует, и признаки такой деградации заметны уже сегодня. Отчасти космические исследования двигают научно-технический прогресс на самой Земле. Но в систематическом плане пилотируемая космонавтика, на мой взгляд, не имеет серьёзных перспектив.

Космонавты Сергей Волков и Юрий Маленченко совершают выход в открытый космос, 3 февраля 2016 г.
© РИА Новости
Космонавты Сергей Волков и Юрий Маленченко совершают выход в открытый космос, 3 февраля 2016 г.

В настоящее время межзвёздные перелёты и этически бессмысленны, поскольку они станут для человека полётами в один конец, даже если будут созданы двигатели, обеспечивающие околосветовую скорость. Если, конечно, наука не сделает принципиально новых открытий, позволяющих перемещаться в пространстве быстрее скорости света. Действительно, последние достижения в исследовании космоса дают основания полагать, что существуют экзопланеты (за пределами Солнечной системы), пригодные для жизни. И полёт к ним будет иметь не только научный интерес, но при нашей жизни всего этого мы уж точно не увидим и не узнаем.

Космический ТВД

Однако использование космоса в военных целях может случиться на наших глазах. Собственно, это уже происходит и довольно давно. Всё то, что обеспечивают спутники (связь, навигация, разведка погоды, наблюдение за земной поверхностью), военные используют гораздо раньше гражданских.

Как известно, Вооружённые силы США в настоящее время претерпевают радикальные изменения. Это связано с тем, что после 1991 года американцы вели войны против значительно более слабых противников, что привело к искажению структуры и оснащения ВС, характера боевой подготовки и психологического состояния войск. В результате США практически разучились воевать против соперника, равного по силам.

При этом нынешние ВС США чрезвычайно сильно зависят от своих ИСЗ. По сути, концепция сетецентрической войны, в соответствие с которой сейчас ведётся американское военное строительство, полностью основана на космосе. Все, против кого воевали США в последние тридцать лет, не имели даже теоретической возможности помешать действию космических систем США.

Начиная с крымских событий 2014 года, военное руководство США пересматривает ситуацию и постепенно переориентируется на войну против равных противников, таких как Россия и Китай. В этом контексте космос имеет для американских военных большое значение, но есть некоторые нюансы.

Как в России, так и в Китае прекрасно знают, насколько велико значение космических систем для США. Соответственно, оба потенциальных противника Соединённых Штатов уже в самом начале военного конфликта будут стремиться эти системы выбить, сделав американских военных буквально «слепыми» и «глухими». Лишившись своих ИСЗ, ВС США фактически превращаются в армию времён Второй мировой, что почти автоматически означает поражение в современной войне или переход на завершающем этапе к ядерной стадии с взаимным гарантированным уничтожением. Таким образом, США должны обеспечить абсолютную защиту своих ИСЗ от воздействия российских и китайских средств поражения. Но проблема гораздо шире.

На самом деле все три главные военные сверхдержавы - США, КНР и РФ - применительно к традиционной войне в пределах планеты находятся сегодня в состоянии стратегического пата по отношению друг к другу. В случае ядерной войны противоборствующие стороны могут гарантированно взаимно уничтожиться, но в случае обычной войны ни одна из этих стран не сможет добиться решительной победы, гарантируя себя при этом практически от решительного поражения.

Иллюстрация ВВС США гипотетического космического оружия советских Вооружённых сил.
© wikipedia.org
Иллюстрация ВВС США гипотетического космического оружия советских Вооружённых сил.

Выйти из ситуации сложившегося стратегического пата можно попробовать путём достижения превосходства в космосе. Например, имеющимися в ВВС и ВМС средствами США ни сейчас, ни в обозримом будущем не смогут нанести ни по России, ни по Китаю обезглавливающий обезоруживающий удар (как ядерный, так и неядерный), не получив гарантированного полномасштабного ядерного ответа.

Однако можно попытаться разместить на околоземной орбите средства поражения, замаскированные под обычные ИСЗ, которые, получив соответствующую команду, сойдут с орбиты и поразят приоритетные цели (объекты СЯС, пункты государственного и военного управления) противника. Такая операция занимает всего несколько минут (полёт обычной МБР - не менее получаса, КРМБ/КРВБ - до двух часов), к тому же сходящие с орбиты аппараты весьма сложно поразить силами ПВО/ПРО. И это даёт больше шансов на победу.

В настоящее время человечество уверенно приближается к ситуации, когда ведение боевых действий в космосе (по крайней мере, в околоземном пространстве) станет технически возможным. Именно поэтому страны, которые имеют возможность создавать космические системы, формируют космические войска или преобразуют ВВС в ВКС. Кроме упомянутой «большой тройки», в число таких стран могут войти Великобритания, Франция, при условии объединения усилий, даже Евросоюз, Индия, Япония, обе Кореи, в более отдалённом будущем - Израиль, Австралия, Бразилия, а также, не исключено, Иран и Турция.

Конечно, всерьёз конкурировать с Китаем, США и Россией будет крайне сложно. Следует отметить, что, хотя европейские страны и обладают финансовыми и технологическими возможностями, реальное участие в развитии космических боевых систем, скорее всего, примут азиатские страны, поскольку именно они находятся на подъёме, а Европа медленно, но уверенно уходит в прошлое.

Как можно предположить, в техническом плане принципиальным прорывом станет создание воздушно-космического самолёта, т.е. аппарата, способного взлетать и садиться, как обычный самолёт, но при этом выходить в космос. Важно отметить, что такой полёт не требует специальной подготовки и может быть осуществлён в ежедневном режиме. Однако ни одна страна пока что не приблизилась к созданию подобного аппарата, даже наиболее продвинутый американский Х-37 крайне сложно считать его прототипом.

В плане военного строительства в космосе успехи у нас не такие значительные, как на земле, а экономические возможности ниже, чем у США и Китая. Поэтому так важно перестать выбрасывать огромные деньги на бессмысленные проекты. Нам не нужны ни МКС, ни её национальный «заменитель», не нужны сверхдорогие проекты только для престижа - такие как полёт человека на Луну, - чтобы повторить американский успех полувековой давности.

Другой разговор, если такой полёт нам оплатит Китай, но здесь возникает проблема утечки технологий, что весьма значимо в аспекте всё той же гонки космических вооружений.

X-37B на взлётно-посадочной полосе.
© US Space Force/Boeing
X-37B на взлётно-посадочной полосе.

Никто не утверждает, будто нет необходимости исследовать дальний космос, но этим должны заниматься астрономические ИСЗ, а также автоматические межпланетные станции. Но ещё важнее развивать и совершенствовать спутниковую группировку, наращивая её численность, повышать качество и устойчивость на случай войны. Военное освоение космоса может оказаться слишком жёстким и скоротечным, чтобы позволить себе отставание.

…И тут в Вашингтоне внезапно заявили, будто Россия собирается вывести на орбиту ядерное оружие для борьбы с ИСЗ, поэтому необходимо срочно начать диалог с Москвой. И хотя Владимир Путин заявил, что это полная чушь, теоретически у России такие возможности, разумеется, существуют, но есть подозрение, что космос здесь вообще ни при чём. Скорее всего, заявление сделано для того, чтобы начать диалог с Москвой, в ходе которого будет обсуждаться вполне земная война на Украине.

Официальные лица США уже неоднократно заявляли о необходимости стратегического поражения России и о том, что любые решения об Украине должны приниматься, следуя принципу «ни слова об Украине без Украины». Отказаться от всего этого было бы для американцев сильным ударом по репутации. Поэтому и было необходимо придумать возвышенные, в прямом и переносном смысле, способы маскировки. Обсуждать ядерное оружие в космосе намного более прилично и солидно, чем ползучую сдачу Украины. Хотя этого, возможно, и не избежать.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама