Есть ли средство от морских дронов?
© РИА Новости
Крупнокалиберный пулемёт «Утёс» на палубе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый».

Есть ли средство от морских дронов?

Проблему борьбы с безэкипажными катерами придётся решать в условиях военного времени. Здесь и сейчас
Реклама
Есть ли средство от морских дронов?
© РИА Новости
Крупнокалиберный пулемёт «Утёс» на палубе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый».
Читайте нас на: 

Проектом не предусмотрено

Посетив КП Черноморского флота, генерал армии Сергей Шойгу распорядился установить на корабли для отражения ударов воздушных и морских дронов-камикадзе крупнокалиберные пулемёты. Как нетрудно догадаться, решение было принято с учётом не всегда оправданных потерь. Тем более что противник уже не раз применял безэкипажные катера, одной из жертв которых стал БДК «Цезарь Куников».

При этом западные СМИ утверждают, что это была лёгкая цель, поскольку экипаж БДК не имел достаточно оружия, чтобы отбиться от десяти дронов, которые атаковали его, а две спаренные артиллерийские установки не в счёт, так как они не отличаются высокой скорострельностью. Спасти ситуацию могли бы пулемёты КПВТ или «Утёсы», но они не были предусмотрены на вооружении БДК проекта 775. Тем не менее, экипаж вёл бой почти 20 минут, отстреливаясь из всего, что было на борту, что говорит о том, что корабль не был лёгкой мишенью для противника.

Например, в прошлом году в районе газопровода «Турецкий поток» безэкипажными катерами ВСУ были атакованы корабли Черноморского флота «Иван Хурс» и «Приазовье», и оба нападения удалось отразить - дроны-камикадзе были уничтожены огнём из штатного оружия, при этом наши корабли не пострадали.

Во-первых, эти корабли имели собственные средства радиотехнической разведки, поэтому смогли вовремя обнаружить угрозу. Во-вторых, они были оснащены соответствующим вооружением: два тумбовых пулемёта КПВТ калибром 14,5 мм на «Иване Хурсе» и два шестиствольных автомата АК-306 калибром 30 мм на «Приазовье», которые могли распилить пополам любой катер.

Огонь из КПВТ по морской цели. Сторожевой корабль «Дагестан».
© РИА Новости
Огонь из КПВТ по морской цели. Сторожевой корабль «Дагестан».

Как известно, команда «Сергея Котова», тоже погибшего, сумела отбиться от 10 из 15 атаковавших корвет безэкипажных катеров противника. И для меня, как оружейника, нет секрета, почему не удалось уничтожить остальные 5 дронов. Дело в том, что тумбовые пулемётные установки имеют ленточное питание - по 50 патронов в коробке. Но, поскольку полагающееся по штату количество коробок и лент ограничено, в интенсивном бою все ранее снаряжённые ленты были стремительно опустошены. И команде пришлось торопливо набивать  патронами новые. А счёт времени шёл на секунды, вот и не успели. Хотя проблемы могло и не быть, если бы боезапас был подготовлен заранее.

И это не бином Ньютона. Когда я служил на морском тральщике проекта 266М «Артиллерист», боезапас для двух артустановок АК-230 (30 мм, 2 ствола, 1000 выстр./мин.) хранился в подбашенном отделении, снаряжённый в ленты по 500 снарядов. Для двух артустановок 2М-3М (25 мм, 2 ствола) боезапас хранился в 16 магазинах с лентой на 65 снарядов, но большая часть оставалась в заводской укупорке в погребах боезапаса и не могла быстро извлекаться при острой необходимости.

Поэтому сейчас, когда возникла угроза применения малозаметных высокоскоростных безэкипажных катеров, система вооружения кораблей должна быть пересмотрена в сторону увеличения боезапаса в подбашенных отделениях АУ АК-306 - как минимум до 4 тыс. снарядов, а не по 500, как в настоящее время. Не исключено, что для этого придётся вносить изменения в конструкцию самих башен. Но потребуется время.

На будущее специалисты рекомендуют руководствоваться модульными принципами вооружений современных кораблей, на основе которых были спроектированы и построены корветы пр. 20386 и патрульные катера пр. 22160 типа «Сергей Котов». Правда, его героическая гибель в неравном бою с дронами противника заставила говорить о недостаточном вооружении кораблей такого проекта и вызвала обсуждение достоинств и недостатков модульной концепции.

Патрульный корабль «Сергей Котов», июль 2022 г.
© РИА Новости
Патрульный корабль «Сергей Котов», июль 2022 г.

Можно ли увеличить защитные возможности кораблей, не прибегая к серьёзным изменениям в конструкции. Например, установкой вдоль бортов тумб с крупнокалиберными пулемётами, как это сделано на плавбазе «Шахид Махдави» иранских ВМС? А что, собственно говоря, мешает?.. К тому же «Шахид Махдави» не военный корабль, а всего лишь модернизированный контейнеровоз Sarvin, со всех сторон защищённый от морских дронов многоствольными установками на дистанционном управлении. 

Контейнерный вариант

Кстати, к идее создания модульных систем вооружения для судов Министерства морского флота пришли ещё в Советском Союзе в начале 1950-х годов, когда танкеры и торговые суда многих стран стали подвергаться нападениям пиратов. Удивительно, но торговый флот великой державы, обладавшей ядерным оружием и самой сильной армией на планете, тоже  подвергался пиратским нападениям то в Тихом океане, то в водах Красного моря, то в Южно-Китайском море. Так, возле берегов Ганы в 1968 году были захвачены два советских траулера вместе с экипажем. Моряков обвинили в невообразимых нарушениях и бросили в тюрьму, откуда вытащить их, прилагая дипломатические усилия, не получалось более полугода. И только когда напротив берегов Ганы на рейде встала советская эскадра и направила орудия на местную гавань, траулеры с экипажем моментально освободили.

Но всякий раз прибегать к исключительным мерам было бы не совсем рационально. Поэтому руководство страны приняло решение о дооснащении наиболее важных гражданских судов бортовым вооружением, таким как спаренные артиллерийские установки и зенитные пулемёты с высокой скорострельностью. Огневая мощь этого вооружения многократно превосходила стрелковое оружие пиратов. В порядке эксперимента в 1990 году на ледоколе финской постройки «Капитан Драницын» были установлены четыре артиллерийские установки АК-230, смонтированные на базе стандартных 20-футовых морских контейнеров.

На крыше каждого размещалась одна артиллерийская установка (АУ) с наведением от визирной колонки (ВК). Внутри контейнера было оборудовано подбашенное отделение, установлена аппаратура управления стрельбой от ВК, системы внутреннего и наружного жидкостного охлаждения, компрессор высокого давления и элементы пневматической системы АУ. Сами контейнеры были установлены на специальные фундаменты: два на баке, один на вертолётной площадке и ещё один на надстройке в районе трубы. Когда всё было готово, под руководством специалистов Управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ состоялись практические стрельбы. Испытания подтвердили возможность использования модульного вооружения на гражданских судах.

«Резак» для брони

После массированных атак надводных безэкипажных катеров (БЭК) на корабли Черноморского флота пересмотр комплекса оборонительных возможностей от возникших угроз необходим. В первую очередь следует обратить внимание на увеличение боевой мощи кораблей не только за счёт калибра, но и плотности огня. Например, у тральщика «Артиллерист» пр. 266М (шифр «Аквамарин»), на котором мне довелось служить, на носу и корме было установлено два двуствольных артиллерийских комплекса АК-230, выпускавших в секунду 32 снаряда. Комплексы были способны, как нож масло, перерезать пополам борт любого корабля на дальности до 5 километров. Поэтому я могу легко представить, в какую труху превратилась бы стая безэкипажных катеров типа тех, что атаковали корвет «Сергей Котов».

Двуствольный артиллерийский комплекс АК-230.
© Архив автора
Двуствольный артиллерийский комплекс АК-230.

Однако комплексы АК-230 уже 40 лет не производят, вместо них АО «Туламашзавод» делает артустановки АК-306 с улучшенными характеристиками. С помощью этих «резаков брони», на мой взгляд, можно значительно увеличить возможности кораблей Черноморского флота успешно отражать атаки противника как с воздуха, так и со стороны моря. Для чего, вероятно, потребуется наладить на Средне-Невском судостроительном заводе серийное производство композитных модулей с их последующим оснащением системами обнаружения и уничтожения надводных целей.

Но перед этим Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» должно подготовить проект модуля, вписав подбашенное отделение противоминного корабля с боевым постом управления стрельбой в габариты новой конструкции.

Установка таких модулей на невооружённые суда флота (буксиры, суда обеспечения и др.) не только позволит обезопасить их от нападения дронов-камикадзе в открытом море, но и даст возможность использовать вспомогательные суда для охраны внешних рейдов и мест якорных стоянок. Реализация данной программы могла бы создать эффективную и сравнительно недорогую систему противодействия террористическим атакам беспилотных катеров ВСУ, освободив корабли Черноморского флота и Береговой охраны, задействованные в несении брандвахты, для решения других боевых задач.

В настоящее время вход в бухту Севастополя охраняют артустановки 2М-3М, разработанные ещё в 40-х годах прошлого века, и охраняют вполне успешно. Такие же модули, на мой взгляд, следовало бы установить на молах всех портов Черноморского бассейна, через которые идёт поток экспортных грузов. Не будет лишним разместить артустановки и у арок Крымского моста, что позволило бы снизить нагрузку на подразделения Росгвардии.

Есть и другой вариант повышения боевых возможностей - оснащение кораблей пулемётами. Отражение атак морских беспилотников экипажем разведывательного корабля «Иван Хурс» продемонстрировало высокую эффективность пулемётов КПВТ калибра 14,5 мм, установленных на МТПУ. Правда, данный вариант, как уже отмечалось, имеет недостаток - ёмкость стандартной ленты в магазине КПВТ всего 50 патронов, что в случае массированной атаки дронами недостаточно. Но имеется весьма простой выход из ситуации: устанавливать максимально возможное количество пулемётов и заранее снаряжать максимально возможное количество пулемётных лент.

Автор с пулемётом «Утёс» на борту тральщика «Артиллерист».
© Архив автора
Автор с пулемётом «Утёс» на борту тральщика «Артиллерист».

Помимо КПВТ, считаю допустимым установку на кораблях пулемётов калибра 12,7 мм - НСВ «Утёс», которыми вооружены вертолёты Ми-8 для стрельбы по наземным целям, которая во многом схожа со стрельбой по БЭК в условиях морской качки. Кстати, ещё в советские времена «Утёсами» дополнительно вооружались корабли при выполнении задач боевой службы.

По заявкам флота

В 70-е годы прошлого века на вооружение армейской авиации были приняты четырёхствольные пулемёты: ЯкБ-12,7 (индекс УВ ВВС - 9-А-624) и ГШГ-7,62 (индекс УВ ВВС - 9-А-622), разработанные Конструкторским бюро приборостроения для оснащения вертолётов Ми-24. Применение многоствольной конструкции позволило повысить скорострельность этих пулемётов до 4500 выстр./мин. для калибра 12,7 мм и 6000 выстр./мин. для калибра 7,62 мм. Столь высокая скорострельность считается избыточной для поражения морских целей типа дрейфующих мин, но может пригодиться для уничтожения малоразмерных воздушных целей и безэкипажных катеров.

Если говорить о калибрах помельче, то для защиты от морских дронов можно порекомендовать пулемёт ГШГ-7,62, который применяется в армейской авиации на подвесных гондолах ГУВ-8700. За счёт высокого темпа стрельбы этого оружия (6000 выстр./мин.) значительно повышается вероятность поражения скоростных маневрирующих целей. Однако надо иметь в виду, что из-за высокого темпа стрельбы быстро наступает перегрев стволов и требуется охлаждение. Но если вместо газового двигателя установить электрический привод, это позволит оператору менять темп стрельбы от 300 выстрелов до 6000 выстрелов в минуту. 

По моему мнению, АО «Конструкторское бюро приборостроения» вполне может разработать морские многоствольные пулемётные установки калибром 12,7 мм на базе авиационных вариантов с большим боекомплектом, электроприводом блока стволов и переменной скоростью стрельбы. Благодаря малым габаритным и весовым параметрам многоствольных пулемётных систем, их можно установить на все надводные корабли ВМФ без значительных изменений в конструкции. Кроме того, модификации многоствольных пулемётных установок могут быть использованы и сухопутными войсками, которым также приходится бороться с малогабаритными воздушными дронами, стоящими на вооружении стран НАТО.

Ледокол «Капитан Драницын».
© wikipedia.org/Stef-rmp
Ледокол «Капитан Драницын».

Но если в чистом поле простор, то на корабле каждый метр на учёте. И всё-таки «свободное» место под спецконтейнер, как на ледоколе «Капитан Драницын», на мой взгляд, найти можно. Например, на патрульных кораблях 3-го ранга проекта 22160 типа «Василий Быков» можно, казалось бы, легко найти место сразу под два контейнера - по одному модулю с каждого борта. Однако сразу возникает проблема: установить контейнеры с АУ можно только вместо вертолёта Ка-27, лишая корвет возможности поиска подводных лодок противника или тех же самых безэкипажных катеров. Такая же проблема возникает при размещении артустановки на многоцелевых корветах 2-го ранга проекта 20386 типа «Стерегущий», в кормовой части которого находится ВПП и хранилище топлива для вертолёта.

Поэтому некоторые считают, что установка на корабли ВМФ торговых контейнеров, переоборудованных под модули артиллерийских установок, не является оптимальным решением. Но когда речь идёт об ускоренной модернизации кораблей в условиях войны, времени на поиск других вариантов и возможностей, как правило, нет. Ведь сухопутные войска смогли защитить свои танки и бронетранспортёры от ударов воздушных дронов, наварив сверху решётки из арматуры. Это не очень красиво, но очень надёжно. Чтобы не терять время и корабли, флоту тоже придётся чем-то пожертвовать.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама