Россия: национальный интерес, «небезусловные» друзья, ситуативные союзники и непримиримые враги
© РИА Новости
Нужно победить в этой битве. Бог с нами, потому что мы - русские.

Россия: национальный интерес, «небезусловные» друзья, ситуативные союзники и непримиримые враги

Двух лет, прошедших с начала украинской кампании, вполне достаточно, чтобы определиться, кто нам в мире друг, кто враг, а кто «так». C врагами всё ясно, о них столько всего сказано, что уже скучно слушать. Гораздо интереснее определиться с друзьями
15 марта 2024, 06:37
Реклама
Россия: национальный интерес, «небезусловные» друзья, ситуативные союзники и непримиримые враги
© РИА Новости
Нужно победить в этой битве. Бог с нами, потому что мы - русские.
Читайте нас на: 

Слово и дело

Белоруссия, Сирия, Абхазия и Южная Осетия вроде бы поддерживают все действия Москвы на Украине. Белоруссия даже предоставляла нашим ВС свою территорию и воздушное пространство, за что была наказана санкциями. Правда, та же Белоруссия до сих пор так и не признала изменение статуса Крыма, тем более - четырёх новых регионов.

Однако здесь необходима важная оговорка. Белоруссия с 2020 года, Сирия с 2015-го, а Абхазия и Южная Осетия вообще с начала 1990-х годов (весь период своей де-факто государственности) находятся в полной политической, экономической и военной зависимости от России, что объективно вроде бы снижает политическую ценность поддержки с их стороны. Но это не обвинение и даже не упрёк - просто констатация факта…

Единственная страна в мире, которая, не находясь в зависимости от нас, поддерживает Россию целиком и полностью, - это КНДР. Поддерживает как словом, так и делом, несмотря на позорнейшее голосование России в Совбезе ООН в 2017 году за санкции против Пхеньяна (никаких формальных и фактических оправданий тому голосованию нет, это просто полный позор). Получается, сегодня именно КНДР наш единственный и безоговорочный друг?

Ещё делом (словом - нет, но дело важнее) нас поддерживает Иран, который к тому же не играет ни в какие «параллельные» игры с Украиной. Это чрезвычайно сложная страна со своей особой позицией, но конкретно сегодня она нам «почти друг». Кроме того, региональные союзники Ирана существенно отвлекают внимание и силы Запада от Украины на Ближний Восток.

Может быть, ещё одним «почти другом» следует считать Кубу, учитывая очень серьёзное количество добровольцев, которые едут оттуда воевать за нас. Правда, их мотивация в основном финансовая, ибо зарплаты воюющих на Украине контрактников для кубинцев являются просто космическими. С другой стороны, кубинцы едут воевать на нашей стороне не только из-за денег, но и по старой памяти. Также надо отметить, что на нашей стороне воюют добровольцы из очень многих стран, включая западные, но не в массовом количестве, и практически всегда речь идёт о личном выборе человека, никак не связанном с политической позицией страны.

На этом обзор друзей можно считать законченным.

КНДР наш единственный и безоговорочный друг?
© РИА Новости
КНДР наш единственный и безоговорочный друг?

Следующая группа условно состоит из шести стран: остальные члены ЕврАзЭС (Казахстан, Армения, Киргизия), а также Китай, Турция и ОАЭ, которые в условиях санкций чрезвычайно прагматично делают хороший бизнес на наших потребностях и на глупости Запада, который эти санкции ввёл. Через эти страны к нам идёт параллельный импорт, и те, кто способен (в первую очередь Китай и Турция), занимают места на внутреннем российском рынке, который им любезно освободили западные компании. И нам это выгодно, поскольку внутреннее импортозамещение требует много времени и средств.

Но, разумеется, никто из этой шестёрки нашим «верным и преданным другом» ни в коей мере не является: каждый извлекает собственную выгоду из сложившейся ситуации, для определения которой лучше всего подходит вариант «и не друг, и не враг, а так».

На политическом уровне такие страны в лучшем случае нейтральны и поддерживают отношения как с Москвой, так и с Киевом. Например, Турция (член НАТО с 1952 года, если кто забыл) в большом количестве продает оружие Украине, доезжают до Украины и бронеавтомобили из ОАЭ, правда их не очень много. Китай в неограниченных масштабах продает как России, так и Украине коммерческие беспилотники, которые обе стороны используют в разведывательных и ударных целях. Нам Китай их продает примерно в три раза больше, чем Украине, но исключительно потому, что наши финансовые возможности примерно во столько же раз выше, чем у Украины.

Формально продажа беспилотников идёт вообще мимо государственных структур - российские и украинские благотворительные организации покупают их непосредственно у китайских производителей. То есть это чистая коммерция. Правда, в Китае, если партия скажет «Надо!», любая организация немедленно ответит «Есть!», будь она хоть трижды коммерческой. Такая же реакция последует и на официальный запрет. Но партия почему-то молчит, в отличие от властей КНДР и Ирана…

Вообще-то Пхеньяну и Тегерану деньги нужны гораздо больше, чем Пекину, но представить себе северокорейский снаряд или иранский беспилотник на вооружении украинской армии совершенно невозможно, а вот китайских беспилотников у ВСУ немало. Впрочем, с осени прошлого года Пекин решил ввести ограничения на поставки беспилотников и сопутствующего оборудования, если их можно использовать в военных целях, но эти ограничения в равной степени касаются как Украины, так и России.

Кстати, многие китайские коммерческие структуры де-факто выполняют западные антироссийские санкции, но и в этом случае КПК почему-то молчит. Нельзя не вспомнить и китайский мирный план по Украине годичной давности, одним из важнейших положений которого была обозначена территориальная целостность Украины - с китайской точки зрения, это без вариантов её границы 1992-2013 гг., тогда как о признании Пекином новых российских регионов (начиная с Крыма) речи как не шло, так и не идёт. Само появление этого мирного плана объясняется тем, что украинская война мешает Китаю вести бизнес, а отнюдь не тем, что его заботят чьи-то судьбы.

На российском предприятии, где производят беспилотные летательные аппараты. Обходимся без китайцев.
© РИА Новости
На российском предприятии, где производят беспилотные летательные аппараты. Обходимся без китайцев.

То, что при этом официальные лица в Пекине иногда отмечают «неблаговидную роль Запада в украинских событиях», не меняет ничего, похоже, это просто словесный ритуал и констатация очевидных фактов. И вообще, за два года сложилось мнение, что Китай применительно к событиям на Украине, скорее всего, заинтересован в максимальном военном и экономическом истощении как России, так и Запада. Хочется верить, что это не так. А вот судьба Украины заведомо не интересует никого.

Business as usual, и ничего личного

Абсолютное же большинство стран мира, которые принято называть Глобальным Югом, в основном пытаются вести с Россией business as usual, стараясь сохранить отношения, которые были до 2014 года, - не присоединяются к западным санкциям против России, хотя и не нарушают их в открытую. При этом Юг стремится эти санкции разными способами обходить, в том числе через шестёрку стран-«прагматиков» или через разнообразные «серые схемы», которые в нынешнем мире при наличии минимальных знаний и опыта выстроить вполне реально.

Что касается политического аспекта, то практически весь Глобальный Юг, несмотря на сильнейшее давление со стороны Запада, сохраняет нейтралитет в отношении украинского конфликта. И Запад даже на официальном уровне вынужден признать, что Москва на Глобальном Юге работает удивительно эффективно. Однако в западных столицах не говорят о том, насколько абсурдно звучит их фраза об «изоляции России» в этой ситуации.

Особенно следует обратить внимание на позицию арабских монархий, в первую очередь ОАЭ и, главное, Саудовской Аравии. Эр-Рияд на протяжении практически всей своей столетней истории (с момента обретения независимости от Османской империи) был открытым врагом как СССР, так и современной России. И ещё недавно мы с монархиями фактически находились в состоянии войны, только не на их территории, а, скажем, в Сирии.

Когда осенью 2015 года Россия начала свою кампанию в Сирии, министр обороны ОАЭ прямым текстом заявил, что, дескать, «мы выкинем русских из Сирии за три недели». Реальность оказалась иной: Россия военным и политическим путём добилась в Сирии почти всего, к чему стремилась, нанеся поражение коалиции этих самых монархий, Запада и Турции.

В результате коалиция развалилась, и внутри начались многочисленные конфликты. Кроме того, позиция Запада по множеству аспектов начала «утомлять» монархов Залива. В результате они даже примирились с Ираном, с которым находились в состоянии такой же «опосредованной войны», как и с нами.

У Владимира Путина и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда нормальные отношения.
© РИА Новости
У Владимира Путина и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда нормальные отношения.

Но сейчас отношения монархов с Москвой можно назвать почти идиллическими. Достаточно вспомнить, как в декабре прошлого года там принимали Владимира Путина. Дополнительным фактором, способствующим развитию этих отношений, является, конечно же, вопрос нефти. И Россия, и арабские страны заинтересованы в сохранении высокой цены на нефть и открыто согласовывают свою политику в этой сфере.

Впрочем, не только аравийским монархам, но практически всему Глобальному Югу стало всерьёз надоедать поведение Запада. Поэтому, когда Запад в феврале-марте 2022 года потребовал присоединиться к санкциям против России, Юг начал задавать Западу неудобные вопросы. Например, почему Запад так же яростно не осуждал свои собственные агрессии против Югославии в 1999 году, против Ирака в 2003 году (тут почти все вспомнили «пробирку Пауэлла»), против Ливии в 2011 году? Или почему Запад практически индифферентно отнёсся к «Первой мировой войне Африки» - войне 1996-2003 гг. в Заире/ДРК, в которой погибло несколько миллионов человек, и к другим африканским и азиатским войнам, тоже унёсшим очень много жизней?

На все эти вопросы у Запада вразумительного ответа не нашлось до сих пор.

Запад: сам себе враг

В годы прошлой холодной войны у Запада хватало ума проводить по отношению к развивающимся странам политику «кнута и пряника»: за дружбу с СССР стремились максимально наказать, а за дружбу с Западом старались хоть как-то поощрять в экономической и военной областях. Поэтому сфера влияния Запада в «третьем мире» была гораздо больше, чем советская. Но после крушения СССР на Западе решили, что наступил «конец истории», поэтому «пряник» больше не нужен, достаточно «кнута», то есть остальному миру можно просто приказывать, а он будет безоговорочно брать под козырёк.

В частности, применительно к ситуации на Украине, развивающимся странам в приказном порядке было предписано разорвать экономические и военно-политические связи с Россией, независимо от того, какие убытки они при этом понесут. Ни о какой компенсации Запад даже не заикался.

При этом сам Запад стал жить в соответствии с им же придуманной совершенно идиотской концепцией о «постиндустриальном информационном обществе». А поверив в свой же бред, сам себя успешно деиндустриализовал, и теперь гигантский западный ВВП почти полностью состоит из сферы услуг - в основном услуг финансовых, которые представляют собой гигантский денежный «мыльный пузырь».

У них если парад, то обязательно гей-парад.
© flickr.com/140989509@N06
У них если парад, то обязательно гей-парад.

В итоге почти вся индустрия, без которой невозможно не только «информационное общество», но и существование современной цивилизации, переехала в Азию, которая де-факто уже стала экономическим центром мира, а вслед за этим неизбежно станет центром политическим и военным. Кроме того, Запад впал в идеологический леволиберальный абсурд с политкорректностью, толерантностью, культом идентичностей и т.д., и т.п. Что изнутри разрушает западные общества в целом и их армии в частности.

«Политкорректные толерасты» принципиально не способны на героизм и самопожертвование, без которых невозможна даже очень высокотехнологичная война. Поэтому вслед за деиндустриализацией на Западе происходит демилитаризация, как физическая, так и моральная.

Таким образом, Запад сам себя лишил промышленной и военной мощи. Поэтому отказ от «пряника» по отношению к остальному миру, когда остался только «кнут», был не лучшей идеей. Но на Западе, похоже, не поняли этого до сих пор.

Правда, тут возникает дополнительный вопрос: а какой «пряник» Запад может предложить остальному миру теперь? Вот только найти ответ как-то не получается. На Глобальном Юге это уже хорошо видят и перестают не только ждать «пряника», но и бояться «кнута». Достаточно посмотреть, как откровенно сегодня издеваются над англосаксами йеменские хуситы, которые даже не являются страной, всего лишь - религиозно-политическая группировка.

Другие «полюса»

Только надо ясно понимать и отдавать себе отчёт, что нынешнее поведение Глобального Юга - это не наша заслуга, а главным образом провал Запада. И многие развивающиеся страны, сохраняя нейтралитет, желают поражения Западу: именно в такой формулировке - поражения Западу, а не победы России. Просто так получилось, что сейчас против Запада в первых рядах сражается именно Россия. При этом нашими искренними друзьями на все времена страны «третьего мира» от этого не становятся. На самом деле они хотят настоящего многополярного мира без диктата какой-либо одной страны или узкой группы её союзников.

В этом новом мире страны Глобального Юга, получив возможность свободно действовать, смогут более гибко маневрировать между «полюсами» и даже создавать свои собственные «полюса», не обязательно заменяя Вашингтон Москвой в качестве главного гегемона.

Впрочем, стать «главным гегемоном» Москва и сама вряд ли хочет. А чтобы всё-таки стать основным «полюсом», надо выполнить множество условий. Для начала, безусловно, необходимо безоговорочно выиграть войну.

Глобальному Югу Россия может предложить не только оружие.
© РИА Новости
Глобальному Югу Россия может предложить не только оружие.

Однако современное информационное пространство устроено таким образом, что по итогам практически любой войны каждая из сторон может объявить себя победителем. Более того, почти нет сомнений, что при любом исходе боевых действий Запад и Украина (или то, что от неё останется) обязательно объявят себя победителями. Поэтому, исход кампании должен быть таким, чтобы ни у кого в мире не возникало никаких сомнений, кто на самом деле поставил победную точку.

Но и это не всё. Необходимо всерьёз провести реиндустриализацию и ремилитаризацию страны. В этом плане украинская кампания оказывает на нас чрезвычайно благотворное воздействие, поэтому исключительно важно не снижать усилий после её завершения. И ни в коем случае не пытаться восстанавливать отношения с Западом по прежним схемам.

Наконец, желательно создать у себя привлекательную общественно-политическую модель. При этом слово «идеология» употреблять совершенно необязательно, и не только потому, что отказ от идеологии прописан в Конституции. Общее направление поиска этой модели в России уже определено, причём совершенно правильное - сохранение традиционных ценностей. Но тут принципиально важно не скатиться в крайность, в частности - ни в коем случае не превратить в некий идеальный образец ни Российскую империю, ни СССР (хотя отдельные элементы общественного устройства нужно взять у обоих предшествующих государств), поскольку необходим прогресс, а не возврат в прошлое.

Почему-то у нас мало кто замечает, что Запад сам уничтожает то, что ещё недавно делало его привлекательным для остального мира, - классическую демократию и классическую свободу слова. Единственно «верным учением» там практически стал леволиберальный маразм. Соответственно, реальная свободная борьба различных идеологий (естественно, в рамках закона) и реальная свобода слова и выражения мнения (в тех же рамках) превращаются в такие же традиционные ценности, как, например, «семья - союз мужчины и женщины». И, возможно, за эти ценности нам тоже придётся бороться.

В результате к нам, что не исключено, потянутся не только Глобальный Юг, но и ещё уцелевшие нормальные люди на Западе.

А пока что друзей у нас не более семи, и все были перечислены. Не так много, но страдать по этому поводу не стоит. Просто нужно побеждать. Carthago Delenda Est - «Карфаген должен быть разрушен». Сами найдите замену слову «Карфаген».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама