«Уроки хуситского»: почему военно-морские силы НАТО с трудом отбиваются даже от феллахов в тапочках?
© globallookpress.com
Немецкое командование отрядило фрегат ВМС ФРГ «Гессен» в Красное море для защиты торговых судов от атак хуситов, февраль 2024 г.

«Уроки хуситского»: почему военно-морские силы НАТО с трудом отбиваются даже от феллахов в тапочках?

Вдруг обнаружилось, что флот коллективного Запада вместо козыря в рукаве стал чёрной дырой, которая высасывает кучу денег и вовсе не окупается в военном и геополитическом плане
12 апреля 2024, 06:33
Реклама
«Уроки хуситского»: почему военно-морские силы НАТО с трудом отбиваются даже от феллахов в тапочках?
© globallookpress.com
Немецкое командование отрядило фрегат ВМС ФРГ «Гессен» в Красное море для защиты торговых судов от атак хуситов, февраль 2024 г.
Читайте нас на: 

Последнее время бряцание оружием со стороны европейских членов НАТО стало напрягать даже их собственное общественное мнение, которое справедливо усмотрело в такого рода телодвижениях своих правительств плохо скрываемое намерение на свой страх и риск попытать счастья в Третьей мировой войне с ядерной державой. Однако на взгляд более опытных и, главное, менее политизированных военных экспертов, в странах альянса, в том числе у главных атлантистов, реальных ресурсов и необходимого военного перевеса над Китаем и Россией не имеется. Мальбрук, может, и рвётся в поход, но его боевой конь дышит на ладан, а броня заржавела.

«Ивер Хюитфельд» к морскому бою не готов

Йеменское повстанческое движение «Ансар Аллах» (от имени его основателя Хусейна аль-Хуси происходит название «хуситы») ультимативно заявило, что не позволит связанным с Израилем судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива до тех пор, пока Тель-Авив не прекратит карательную операцию на территории палестинского анклава.

США и их союзники объявили о начале операции Prosperity Guardian по охране судов в Красном море, но хуситы не прекратили атаковать связанные с Израилем торговые суда. Западные СМИ дружно высмеивали воинов «в тапках», однако судоходство в регионе резко сократилось, а мировая торговля несёт колоссальные убытки.

Хотя представитель Евросоюза Жозеп Боррель и похвалил высокую эффективность военной миссии Запада по охране судов, де-факто выяснилось, что военные корабли не всегда могут защитить себя от пиратских ракет. Фрегат королевских военно-морских сил Дании Iver Huitfeldt экстренно вернулся в базу из Красного моря, поскольку столкнулся с непреодолимыми проблемами в ходе операции «Страж процветания» против йеменских хуситов.

Фрегат королевских военно-морских сил Дании Iver Huitfeldt.
© flickr.com/30053705@N00
Фрегат королевских военно-морских сил Дании Iver Huitfeldt.

Высокотехнологичный Iver Huitfeldt имеет мощную электронику: РЛС наблюдения и наведения, гидролокатор. Есть площадка для вертолёта. Вооружён автоматическими пушками ОТО Меlаrа 76 мм и ПВО-установками Mk56 с ракетами RIM-162 ESSM. Словом, гроза морей!

Так вот, 9 марта датский корабль вступил в полуторачасовой бой с простенькими дронами-камикадзе, запущенными йеменскими партизанами из «Ансар Аллах». Только сам корабль в итоге схватки оказался беззащитен, поскольку у него вышла из строя зенитно-ракетная система - электронный блок управления противовоздушной обороной фрегата показывал «ошибку загрузки»! В разгар боя датчане за целые полчаса не смогли осуществить пуск ни одной ракеты «корабль-воздух». «Ракетный комплекс заблокировался», - признался командир Суне Лунд.

Экипажу фрегата всё же удалось сбить с помощью скорострельной пушки четыре БПЛА. Но и там всё прошло не совсем гладко. Офицеры «офигели» от того, что в боекомплекте фрегата содержалось большое количество бракованных снарядов. Боеприпасы, выпущенные тридцать лет назад, с тех пор ни разу не проверялись.

Многие снаряды взрывались сразу после вылета из ствола, не достигнув объекта поражения. Красиво! Очевидно, вышестоящее командование не должно было отправлять дорогой фрегат только ради фейерверка в Красном море и подвергать датских моряков риску, зная о состоянии арсенала.

Обозлённый министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен вызвал на ковёр всё военное командование. Там же было принято решение об отставке начальника Генштаба ВС Дании генерала Флемминга Лентфера. Пока его обязанности временно исполняет генерал-майор Михаэль Хильдгаард, командовавший силами спецопераций. Так хуситы, хоть и не попав в корабль за треть миллиарда евро, навели шороху в датской армии.

«Королеву Елизавету» сняли с пробега

Конфуз с участием крайне боевитых в украинском вопросе датчан в реальных боях не снизил пока уровня их русофобии, но кому-то всё же вправил мозги и показал реальную кондицию ВС страны. Впрочем, такого рода проблемы носят системный характер и, как оказалось, типичны не только для датчан, но и для других стран альянса. Сейчас проходят учения Steadfast Defender 2024 - крупнейшие манёвры НАТО с момента окончания холодной войны, с помощью которых альянс планирует обкатать на практике новую стратегическую концепцию.

Авианосец Queen Elizabeth британских ВМС.
© flickr.com/113339808@N08
Авианосец Queen Elizabeth британских ВМС.

Кроме того, сверхзадача Атлантического блока - поиграть мускулами на виду у России, оказав тем самым моральную поддержку Украине, несколько дезориентированной из-за ситуации на полях сражения СВО, а также отказом в ускоренном вступлении в НАТО.

Вместо триумфа и наглядной демонстрации неодолимой технологической мощи некоторые члены НАТО на самом деле опозорились, не сумев прибыть к началу эпического военного шоу во всеоружии.

Для начала у британского авианосца HMS Queen Elizabeth, который должен был «блистать» на масштабных учениях, возникли серьёзные неисправности, из-за чего он был отстранён от участия в Steadfast Defender 2024 - накануне выхода на «оперативный простор» у корабля вышел из строя гребной вал. Британская газета Daily Mail язвительно прокомментировала неявку, написав, что в связи с вынужденным отказом от участия в манёврах ведущий авианосец ВМС страны стал «мишенью для насмешек». Согласно анализу Financial Times, ко всему прочему Британия должна была демонстрировать флаг в Красном море, а отмена в последнюю минуту отправки авианосца смотрелась крайне неловко, давая повод подозревать англичан в уклонении от противоборства с хуситами. Так что рассчитывать на «Владычицу морей» в бою вряд ли стоит.

Справка

HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales - авианосцы нового типа, в создание которых военная промышленность Великобритании вложила самые современные разработки. Авианосцы были приняты на вооружение в 2017 и 2019 годах, но, несмотря на короткий срок службы, у обоих регулярно возникают технические проблемы. Хуже всего, что попытка заменить на учениях один авианосец другим тоже публично провалилась: HMS Prince of Wales 11 февраля также не смог своевременно выйти в море. Причину задержки командование британских ВМС так и не раскрыло, но признало неготовность корабля к выполнению задач.

А ведь эти «жемчужины кораблестроения» надо было разработать, построить, при необходимости модернизировать, обкатать и вообще обеспечить надлежащее содержание. Что крайне сложно, если нет квалифицированного персонала, который формируется десятилетиями.

Крах американского кораблестроения

Британский The Telegraph пишет, что и Соединённые Штаты переживают настоящий крах кораблестроения. На верфях не хватает квалифицированных рабочих, и в нынешних условиях нарастить численность ВМС США нет никакой возможности. При этом американский флот уже меньше, чем у Китая. А тут ещё приходится держать корабли в опасной зоне - под огнём дронов и ракет, не получая стратегических выгод или политических дивидендов. Нельзя исключать вероятность того, что рано или поздно хуситы смогут поразить одну из целей.

Строительство кораблей ВМС США идёт медленно и тяжело.
© flickr.com/143371902@N04
Строительство кораблей ВМС США идёт медленно и тяжело.

А тем временем

ВМС США, которые по ключевым параметрам пока что располагают самым мощным в мире флотом, предпринимают попытки увеличить численность боевых кораблей и вспомогательных судов с 293 единиц до 350. Поскольку большинство кораблей отслужило примерно 30 лет и более, ежегодно вводить в строй необходимо дюжину новых. Но бюджет Пентагона на 2025 год позволит закупить лишь половину от требуемого количества. Такой вывод следует из комплексной проверки кораблестроительной отрасли, которая была проведена по распоряжению министра ВМС США Карлоса Дель Торо в январе 2024 года. 

Как и в Соединённом Королевстве, главная проблема - кадры. Судоверфи теряют квалифицированных работников быстрее, чем могут нанять новых. А сами ВМС испытывают трудности с комплектованием штата конструкторских бюро, которые готовят проекты и чертежи для кораблестроителей. Рынок труда в кораблестроении «во многих регионах движется в отрицательном направлении», подтвердил один из руководителей отрасли. В итоге из-за дефицита рабочих заводы фатально отстают от графика строительства 88 кораблей, которые ВМС заказали, но пока так и не получили. Сократился и портфель заказов, ещё и поэтому флот США неуклонно сдувается...

Авианосцы уже не котируются?

Не секрет, что современный флот - не только престижный, но и крайне дорогой вид вооружённых сил, который могут себе позволить только крупнейшие мировые игроки. Но со временем вдруг обнаружилось, что флот вместо козыря в рукаве стал чёрной дырой, которая высасывает кучу денег налогоплательщика и вовсе не окупается в военном и геополитическом плане. А регулярное применение сил и средств флота высасывает ресурсы развития у страны, отпугивает щепетильного избирателя и потенциальных союзников, а главное, не даёт никаких гарантий безопасности даже в конфликтах средней интенсивности.

Аналитик американского The National Interest приходит к выводу, что изменение боевых стратегий, прокачанное на Украине и Йемене, грозит превратить авианосцы в плавучие кладбища! Распространение новых «систем ограничения и воспрещения доступа и манёвра» (A2/D2) среди малых государств и негосударственных субъектов предвещает переломный этап для американской военной стратегии, пишет TNI.

Недорогие, но эффективные средства глубоко эшелонированной ПВО-ПРО и гиперзвуковые ракетные системы ставят под сомнение целесообразность использования таких дорогущих наступательных платформ, как авианосцы, и делают их уязвимыми, а потому бесполезными, когда те же США пытаются провести демонстрацию силы в глобальном масштабе. Тем более что даже такие противники, как хуситы, сегодня могут получить доступ к новым технологиям, например, через Иран или Китай, и уравнять шансы в противостоянии с американцами.

Такие гиганты, как USS Gerald R. Ford, вероятно, уйдут в прошлое, как динозавры.
© flickr.com/68498610@N03
Такие гиганты, как USS Gerald R. Ford, вероятно, уйдут в прошлое, как динозавры.

TNI цитирует эксперта Стивена Стэшвика, который ещё в 2016 году выдвинул гипотезу, что США уже платят гораздо больше за пропорционально меньшее улучшение боевых характеристик и получают постоянно уменьшающуюся оперативную выгоду от наращивания военных расходов. Приведя в пример авианосец класса Gerald R. Ford и истребитель F-35, Стэшвик предложил Пентагону отказаться от концепции «решительной военной победы над соперником сопоставимой силы». Вместо этого, считает военспец, достаточно просто не дать противнику победить. Главные соперники Америки (в частности, Китай) настолько усовершенствовали системы A2/D2, что даже попытка развернуть несколько групп авианосцев в радиусе их действия обернётся разве что потерей безумно дорогой матчасти, личного состава и фатальным расточительством боевого ресурса.

«Бич мирового судоходства»

Издание исследует феномен йеменских повстанцев-хуситов - этого «подлинного бича мирового судоходства». В Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе они с октября 2023 года в буквальном смысле терроризируют международное судоходство, а ВМС США, несмотря на весьма представительное присутствие в регионе, так и не решились вступить с ними в решительную схватку. Более того, хуситы уже предприняли попытку атаковать корабли ВМС США с использованием 21 ударного дрона. Американцы легко справились с роем БПЛА, но, как подозревают военные эксперты, это была всего лишь разведка боем. При каждом столкновении хуситы идут на эскалацию и в каждом бою собирают бесценную информацию об американских возможностях.

И вполне возможно, что рано или поздно даже феллахи в тапочках смогут взять под контроль путь в Красное море и Персидский залив, Средиземное и Чёрное моря, а то и в Тайваньский пролив.

Эрозия абсолюта «сверхдержавности»

У ослабления военной проекции США в глобальном масштабе есть и геополитическое следствие. Другой эксперт TNI, анализируя итоги американской экспансии за 30 лет, приходит к выводу, что в многополярном мире наступила пора средних держав. Геополитический ландшафт мира разительно изменился: например, расширился БРИКС, к которому подключились Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет и Эфиопия. Это событие - юридическое закрепление многополярности и крепнущей роли средних держав. Хотя их возможности по сравнению со сверхдержавами ограничены, средние державы стратегически используют глобальный передел власти, чтобы заручиться новыми возможностями. Уход США из Афганистана, Франции из Африки - яркая демонстрация эрозии абсолюта сверхдержавности, как и навязанный ЦРУ кризис на Украине.

Люди «в шлёпках и с
© globallookpress.com
Люди «в шлёпках и с "калашами"» заставили весь мир изменить транспортные пути.

Очевидно, уступая в прямом столкновении с тяжеловесами, середняки втягивают в споры их конкурентов для повышения издержек экспансии против себя и так сохраняют суверенность. Они окрепли по всему земному шару и проявляют повышенный интерес к региональной гегемонии. Средние державы получают всё больше рычагов влияния в выборе партнёров, что потенциально чревато для США новыми трудностями. И эти игроки наверняка станут ещё настойчивее в своих требованиях и устремлениях.

Эпоха, когда США могли без особых усилий добиться единогласия и поддержки в международных организациях, уходит, что, например, подтверждается результатами голосования в ООН. И им придётся научиться уважать интересы более слабых экономик и зависимых режимов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама