Черноморский спецназ. Подвиг разведчиков
© РИА Новости
Десант морской пехоты Черноморского флота высаживается на берег.

Черноморский спецназ. Подвиг разведчиков

У морских разведчиков, которых война застала на Чёрном море, оказался очень длинный боевой путь. Добивали врага они уже на Дальнем Востоке
09 ноября 2024, 09:08
Реклама
Черноморский спецназ. Подвиг разведчиков
© РИА Новости
Десант морской пехоты Черноморского флота высаживается на берег.
Читайте нас на: 

Отряд «Бороды» в действии

Разведывательный отряд штаба Черноморского флота, которым командовал капитан Василий Топчиев, геройски погиб в 1942 году во время Евпаторийского десанта. Не выжил никто. Им на смену из Ленинграда в Туапсе был направлен взвод разведчиков из состава разведотряда Балтийского флота под командованием лейтенанта Виктора Калганова. На основе этого взвода, переброшенного затем в Севастополь, создали новый флотский разведотряд. 

В ночь на 18 июня 1942 года 22 морских разведчика под командованием старшего лейтенанта Фёдорова вышли из осаждённого Севастополя на двух судах, тащивших на буксире шлюпки. Группа должна была высадиться в районе Алупки. Насколько успешно было выполнено задание, сведения не сохранились, зато на обратном пути разведчикам пришлось вести бой с итальянской флотилией MAS. И вот советская версия этого события:

«На рассвете 18 июня 1942 года на траверзе Ялты возвращавшиеся самостоятельно в Севастополь шлюпки с разведчиками перехватили два лёгких итальянских торпедных катера с пулемётным вооружением. Завязался неравный морской бой, в ходе которого один итальянский катер был повреждён, а второй продолжал обстрел шлюпок ещё полчаса, после чего взял на буксир повреждённый катер и ушёл в Ялту».

А вот версия командира 10-й флотилии МАС князя Валерио Боргезе:

«В ту же ночь были замечены две русские военно-морские шлюпки к югу от мыса Кикинеиз, с которыми экипажи двух катеров, т.е. Ленци - Монтанари и Тодаро - Пасколо, завязали бой, обстреляв их из ручных пулемётов. Русские на шлюпках были вооружены пулемётами и автоматами. Бой на дистанции 200 метров длился около 20 минут Наши катера получили небольшие повреждения, а сержант Пасколо потерял при этом левую руку».

Итальянская сверхмалая подводная лодка типа CB в Крыму.
© wikipedia.org
Итальянская сверхмалая подводная лодка типа CB в Крыму.

Но это ещё не все подробности:

«При подходе к Севастополю, на траверзе мыса Сарыч, шлюпки с разведчиками были обнаружены итальянской сверхмалой подводной лодкой. Разведчики открыли по всплывшей субмарине огонь из ручных пулемётов и автоматов, и лодка ушла под воду. После этого находившаяся в районе мыса Сарыч немецкая береговая батарея открыла огонь по шлюпкам, но высланный на подмогу катер увёл шлюпки из-под огня в Севастополь».

По данным германского морского историка Юргена Роувера, 18 июня из Ялты в боевой поход вышла итальянская сверхмалая подводная лодка СВ-2. Её командир Руссо доложил о потоплении советской подводной лодки Щ-208. Однако он тактично умолчал о том, как разведчики гранатами вынудили его погрузиться на глубину. А может, ему «Щука» со страху пригрезилась? Или он её со шлюпкой перепутал? Во всяком случае, Щ-208 ушла в свой последний поход только 23 августа 1942 года и, судя по всему, погибла на мине.

Черноморские разведчики действовали по всему побережью Крыма и Кавказа. Так, 15 июня 1942 года девять разведчиков под командованием младшего лейтенанта Цыганкова с катера МО-0106 высадились на полузатопленных ещё осенью 1941 года пароходах «Горняк» и «Черноморец», стоявших в полутора километрах от входа в Керченский порт. Радист группы передал в штаб флота много ценной информации о движении германских кораблей и самолётов.

10 января 1943 года разведотряд вошёл на усиление 305-го отдельного батальона морской пехоты Цезаря Куникова и принял участие в боях на Малой Земле. Там же, при штурме дзота на высоте Долгая под Новороссийском, получил ранения старший лейтенант Калганов, но продолжал руководить боем, за что и был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Однако получил орден Александра Невского - одним из первых на Черноморском флоте.

Советские малые охотники типа МО-4 Черноморского флота с морским десантом на борту следуют к месту высадки в районе Новороссийска.
© waralbum.ru
Советские малые охотники типа МО-4 Черноморского флота с морским десантом на борту следуют к месту высадки в районе Новороссийска.

Кстати, своего двадцатитрёхлетнего командира разведчики называли «Бородой». Ещё в 1941 году на Балтике Калганов отпустил бороду и поклялся не сбривать её до победы. Считалось, что это был его талисман. За войну мать Калганова получила шесть похоронок на сына, и ни одна не подтвердилась...

В апреле 1943 года разведотдел штаба флота приступил к формированию отряда дальней разведки «Сокол», которому предписывалось вести регулярное наблюдение за германскими портами и аэродромами на полуострове. В августе, после трёх месяцев интенсивной подготовки, отряд по воздуху был переброшен в горный Крым к подножию горы Чатыр-Даг. А группа Калганова действовала в горах возле Ялты, что давало ей возможность следить за ситуацией не только в порту Ялты, но и в Феодосии и Алуште. «Соколы» получали информацию о движении кораблей в Севастопольском порту от местного подполья.

Через два дня после освобождения Ялты к Приморской армии присоединились и бойцы отряда дальней разведки «Сокол», которые принимали участие и в освобождении Севастополя. А в начале августа 1944 года разведотряд Черноморского флота под командованием Калганова был передан в распоряжение Дунайской флотилии, командующим которой был назначен сорокачетырёхлетний контр-адмирал Сергей Горшков.

На голубом Дунае

В состав флотилии вошли монитор «Железняков», бригады бронекатеров (36 единиц) проектов 1124 и 1125, 12 минных катеров, оснащённых 82-мм ракетами М-8, 22 катера-тральщика и 15 полуглиссеров. Румыны имели на Дунае довольно мощную флотилию, но она капитулировала без боя. А 6 октября 1944 года трофейные корабли - речные мониторы «Ардял», «Бессарабия», «Буковина», «Братиану» и «Лаховари», три речных тральщика, четыре катера-тральщика, три сторожевых катера № 1, 3 и 4, речной штабной корабль, вооружённый понтон и несамоходные плавучие батареи № 1, 2 и 3 - вошли в состав нашей флотилии.

К этому времени немцы и их союзники на Дунае имели десятки вооружённых судов, но по своей огневой мощи они серьёзно уступали советской флотилии. Поэтому немцы старались не вступать в речные сражения и предпочитали ставить заграждения из затопленных судов. Однако наибольшую опасность для нашей флотилии на Дунае представляли мины, особенно английские и американские.

Речной монитор Дунайской военной флотилии «Бердянск» (трофейный румынский «Ардял») на переходе.
© waralbum.ru
Речной монитор Дунайской военной флотилии «Бердянск» (трофейный румынский «Ардял») на переходе.

По каким-то причинам авиация союзников не ставила минных заграждений на Дунае до апреля 1944 года, пока по коммуникации Дунай - Чёрное море - Крым - Анапа шло интенсивное снабжение немецких войск в Крыму и на Кавказе. Но когда Красная Армия взяла Крым и стало очевидным, что Румыния вскоре выйдет из войны, с аэродромов в Африке и Италии сотни «летающих крепостей» поставили на Дунае свыше двух тысяч магнитных донных мин. Немцы вытралили 405 мин, а остальными пришлось заниматься морякам Дунайской флотилии.

С первых дней боёв на Дунае разведчикам, помимо диверсионной деятельности, приходилось заниматься гидрографией, в том числе изучением фарватера реки, судовых и минных заграждений. Командование выделило шесть полуглиссеров с осадкой всего 55 сантиметров, что позволяло передвигаться по мелководью. Кроме того, наши разведчики захватили у Браилова большой пассажирский катер и сделали его своим штабным кораблём. Официально он даже не был включён в состав флотилии, а разведчики окрестили его «Жучкой».

В конце сентября 1944 года немцы установили на реке в районе Прахово два ряда заграждений из полузатопленных барж и пароходов. Разведчикам было поручено найти проходы в заграждениях. Лейтенант Калганов попытался форсировать заграждения на «Жучке». Не удалось. Тогда разведчики двинулись на полуглиссере - тоже неудача. Наконец взяли маленькую рыбацкую лодку и начали осмотр заграждения.

В одном месте немцы перестарались: слишком сильно загрузили камнями большую баржу. В итоге со временем её нос глубоко зарылся в ил, и образовался проход шириной в 6 метров и глубиной 1,5 метра, что было вполне достаточным для прохода бронекатеров. Затем разведчики нашли «дырки» и во втором ряду заграждения. 30 сентября Калганов на «Жучке» повёл сквозь «дырки» четыре бронекатера, которые после артподготовки высадили десант в Прахово.

Советские катера высаживают десант в районе Будапешта.
© waralbum.ru
Советские катера высаживают десант в районе Будапешта.

Самым опасным в навигационном отношении местом на Дунае было ущелье Железные ворота на границе Румынии и Сербии. Для прохода судов вверх по Дунаю ещё в XIX веке параллельно реке был прорыт канал, а рядом проложена железнодорожная линия. Пароходы и баржи тянули вверх паровозы.

Немецкие войска покинули район Железных ворот ещё в начале сентября. Однако ситуация в этом районе оставалась неясной. И, естественно, туда отправили разведчиков. Они захватили канал, принудили к сотрудничеству весь обслуживающий персонал, ввели в строй паровозы. В результате Дунайская флотилия прошла Железные ворота почти без потерь.

В начале декабря 1944 года войска 2-го Украинского фронта окружили будапештскую группировку германских и венгерских войск общей численностью 180 тысяч человек. Бои за город длились два с половиной месяца. В это время штаб флотилии поставил перед разведчиками задачу проникнуть в занятую противником часть Будапешта и выкрасть из здания Дунайского пароходства секретные карты и лоции, на которых были обозначены минные заграждения, - накануне венгерские подпольщики сообщили, в какой комнате находится документация. А студентка Мари Кочиш проводила разведчиков до здания пароходства...

10 февраля 1945 года морские разведчики в составе 83-й бригады морской пехоты участвовали в бою за королевский дворец на Замковой горе в Будапеште. В ходе штурма Виктор Калганов получил тяжёлое ранение, поэтому 9 мая встретил в госпитале. В этот же день, как и обещал, сбрил бороду. А его сослуживцы из разведотряда Дунайской флотилии встретили День Победы в поезде, который шёл на восток.

Амурские волны

По прибытии на Амур разведотряд Дунайской флотилии в середине июня 1945 года был переименован в 71-й разведотряд разведывательного отдела штаба Амурской флотилии. Причём войну с японцами разведчики начали на двенадцать часов раньше установленного времени, когда захватили на Амуре японский рейсовый пароход с подробными картами и лоциями. За ночь их перевели на русский, размножили и отправили на корабли Амурской флотилии.

Монитор «Свердлов» Амурской флотилии высаживает десант на реке Сунгари.
© waralbum.ru
Монитор «Свердлов» Амурской флотилии высаживает десант на реке Сунгари.

В ночь на 9 августа группа разведчиков скрытно высадилась в районе погранично-полицейского поста Могонхо, который контролировал вход в устье Сунгари. Без единого выстрела они захватили этот пост. В результате наши части без боя заняли город Тунцзян, расположенный на Сунгари, недалеко от места впадения её в Амур. 15 августа группа разведчиков на бронекатерах была переброшена в район селения Мынгали. Там они участвовали в разоружении и пленении капитулировавшей 7-й смешанной японско-маньчжурской пехотной бригады, насчитывавшей более 3500 человек.

Свой боевой путь разведчики завершили в Харбине. В 8 часов утра 20 августа восемь бронекатеров Амурской флотилии с ходу пришвартовались к пристани у здания штаба японской Сунгарийской флотилии. Естественно, в первых рядах десантников были разведчики. Они ворвались в здание штаба и вскоре привели на борт бронекатера БК-13 командира японской флотилии - пожилого капитан-лейтенанта, для которого в тот момент война закончилась.

Осенью 1945 года Вторая мировая война закончилась для всех.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама