«Рубеж-МЭ» - береговой, ракетный, тактический
На проходившем с 19 по 23 июня 2024 года в Кронштадте Международном военно-морском салоне (МВМС) «Флот-2024» было представлено немало интересных разработок отечественного ОПК. Одной из них стал натурный образец подвижного берегового ракетного комплекса (БРК) «Рубеж-МЭ».
«Ракетный катер на колёсах»
Прародителем этого комплекса можно считать советский подвижный БРК «Рубеж», появившийся в 1978 году. Его главными плюсами по сравнению с ранее принятым на вооружение БРК «Редут» считались следующие позиции:
- отказ от тяжёлых больших сверхзвуковых противокорабельных ракет (ПКР) в пользу сравнительно лёгких и малогабаритных дозвуковых ПКР П-15М. Помимо прочего, это снижало стоимость «Рубежа» по сравнению со стоимостью «Редута» и позволяло поставлять новый БРК союзникам СССР, в то время как «Редут» со сверхзвуковой ПКР П-35 был к экспорту запрещён;
- размещение на пусковой установке не одной ракеты, а двух (де-факто, заимствованных у ракетных катеров и несколько доработанных);
- размещение на той же пусковой установке РЛС и командного пункта с аппаратурой управления стрельбой (де-факто, тоже заимствованных у ракетных катеров).
«Рубеж» изрядно проигрывал «Редуту» в дальнобойности. Но от расчётов «Рубежа» никто и не требовал умения гвоздить по бродящим посреди океана американским авианосным ударным группам. Стихией нового БРК являлась оборона побережья и проливов, когда скрывающийся до поры до времени в складках местности «Рубеж» внезапно выкатывался на стартовую позицию, за пять минут готовился к стрельбе, устраивал «мясорубку» десантному соединению вероятного противника и вновь исчезал в никуда.
Главное - «Рубеж» практически не нуждался в «обозе» из дополнительных машин, несущих РЛС, командные пункты и узлы связи. Каждая боевая машина «Рубежа», по сути, являлась автономной и воплощала в себе концепцию «ракетного катера на колёсах». Это заметно повышало скрытность и живучесть нового подвижного берегового ракетного комплекса.
По совокупности своих тактико-технических характеристик «Рубеж» получился крайне удачным изделием. Он не только был принят на вооружение в ВС СССР, но и активно продавался за рубеж. Например, в 80-е «Рубежами» обзавелись Вьетнам, Сирия, Куба, Египет, Алжир, Ливия, Йемен, ГДР, Румыния, Болгария.
Отправляя «Рубеж» на экспорт, советские специалисты прекрасно осознавали, что используемая в составе этого БРК дозвуковая противокорабельная ракета уже не совсем соответствует современным требованиям. Это послужило предпосылкой для начала разработки в СССР «сменщицы» ПКР П-15М - малогабаритной дозвуковой маловысотной противокорабельной ракеты X-35. Испытания «тридцать пятой» стартовали в 1983-м и затянулись… аж до 2003 года, когда Х-35, наконец-то, была принята на вооружение.
Почему доводка Х-35 затянулась? Основных причин, собственно, было три:
- резкое сокращение финансирования отечественного ОПК после развала СССР, распад налаженных в советские времена производственных цепочек;
- трудности с разработкой для новой ПКР активной радиолокационной головки самонаведения с щелевой антенной решёткой;
- трудности с реализацией X-35 в качестве универсальной ПКР, пригодной для использования как морскими и воздушными носителями, так и БРК.
Тем не менее, в начале XXI века все проблемы с доводкой X-35 были успешно решены, что, в свою очередь, позволило в России запустить процесс создания подвижного БРК под новейшую дозвуковую ПКР. Разрабатываемый московским Конструкторским бюро машиностроения комплекс получил название «Бал». Уже в 2004 году он прошёл государственные стендовые испытания, а в 2008-м с минимальными доработками был принят на вооружение.
В отличие от ракет «Рубежа», ракеты «Бала» имели максимальную дальность пуска уже не 80, а 120 км. При этом каждая пусковая установка «Бала» несла не пару противокорабельных ракет, как это было у «Рубежа», а целых 8 ПКР. Способная уничтожать корабли водоизмещением до 5000 тонн, ПКР X-35 продолжала совершенствоваться и после своего принятия на вооружение. Так, представленная в 2009 году версия Х-35У получила вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, боевую часть массой 145 кг и новую комбинированную систему наведения. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволила новой версии «тридцать пятой» захватывать радиоконтрастные цели на дальности 50 км. Повышенный запас топлива дал возможность увеличить максимальную дальность Х-35У до 260 км.
Как и БРК «Рубеж», комплекс «Бал» был создан для охраны территориальных вод и проливных зон. Его задача - защищать военно-морские базы, другие береговые объекты и инфраструктуру побережья. Кроме того, он предназначен для обороны побережья в местах, где возможна высадка десанта. Типовой состав дивизиона БРК «Бал» выглядел так: 2 самоходных командных пункта управления и связи, 4 самоходные пусковые установки (СПУ) с 8 ПКР каждая, 4 транспортно-перегрузочных машин с 8 ПКР каждая, плюс пара самоходных загоризонтных РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б».
Суммарный боекомплект дивизиона БРК «Бал» составлял 64 ПКР. Интервал пуска ракет в залпе - не более 3 секунд. Скорость машин БРК на марше - до 60 км/ч. Запас хода (без дозаправки) - не менее 850 км.
С принятием в 2010 году на вооружение подвижного БРК «Бастион-П» со сверхзвуковыми ПКР П-800 «Оникс», «Бал» составил с «новичком» очень органичный тандем. На дальних подступах к нашему побережью противника должны были поражать сверхзвуковые «Ониксы». Если же враг не сворачивал с курса и продолжал приближаться к российскому берегу, «в игру вступали» дозвуковые, но более многочисленные, чем ПКР П-800, ПКР Х-35 и Х-35У «Балов».
«Эконом-вариант» «Бала»
Казалось бы, всё хорошо? И да, и нет. Почему да, понятно - смотри упомянутые выше преимущества «Бала» над «Рубежом». А почему нет? Потому что за всё приходится платить как в буквальном, так и в переносном смысле. «Бал» оказался куда дороже «Рубежа», а требование военных максимально увеличить количество ПКР на пусковой установке привело к тому, что на белорусском шасси МЗКТ-7930, используемом для «Бала», просто не осталось места для РЛС. Пришлось к новому БРК дополнительно «пристёгивать» самоходную загоризонтную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б», смонтированную на том же шасси МЗКТ-7930.
В общем, из «Бала» нового «ракетного катера на колёсах» не получилось. Впрочем, Береговые войска ВМФ РФ этот нюанс мало печалил, благо суммы на приобретение «Балов» из бюджета исправно выделялись, «Монолитов» на шасси МЗКТ-7930 тоже хватало, а понижение уровня автономности пусковых установок в глазах российских военных с лихвой перекрывалось увеличением ПКР на одной пусковой установке с 2 до 8 единиц.
Однако для значительной части потенциальных иностранных покупателей приобретение даже упрощённой и удешевлённой экспортной версии «Бала» оказалось не по карману. Идеальным вариантом для таких заказчиков стало бы появление «эконом-варианта» БРК, при котором ракеты «Бала», пусть и в меньшем количестве, устанавливались бы на более дешёвое и лёгкое шасси, чем МЗКТ-7930. Ну и да, неплохо было бы, чтобы самоходная пусковая установка «эконом-варианта» БРК, подобно «Рубежу», несла собственную РЛС. Пусть и не такую мощную, как «Монолит-Б».
Вероятно, такие или почти такие мысли подтолкнули в конце концов конструкторов Калужского приборостроительного завода «Тайфун» заняться в кооперации с коллегами из АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» разработкой нового варианта «ракетного катера на колёсах». Его облик совершенно не походил на БРК «Рубеж». Но название новинки - «Рубеж-МЭ» - прямо указывало на «источник вдохновения» разработчиков, а буква «Э» в названии комплекса не оставляла сомнений в том, что он ориентирован, в первую очередь, на экспорт.
Впервые данный БРК был публично представлен на МВМС-2019, где сразу привлёк внимание специалистов как отечественных, так и иностранных. Да и немудрено - выглядел «Рубеж-МЭ» крайне оригинально.
Огневую мощь «Бала» разработчики БРК «Рубежа-МЭ» урезали вдвое: на самоходной пусковой установке красовалось не 8 транспортно-пусковых контейнеров (ТПУ) с дозвуковыми ПКР X-35, а всего лишь 4. Но - с ПКР Х-35УЭ, имевшими заметно увеличенную по сравнению с базовым вариантом Х-35 дальность. К 4 ТПУ конструкторам удалось добавить РЛС загоризонтного обнаружения надводных целей, аппаратуру боевого управления и аппаратуру управления стрельбой, после чего всё это смонтировать на отечественном шасси - единой мобильной платформе повышенной проходимости КамАЗ-6560.
Любопытная деталь: если дивизион БРК «Бал» включал 4 самоходные пусковые установки, то дивизион БРК «Рубеж-МЭ» - 8 СПУ. То есть получалось, что, несмотря на разное количество транспортно-пусковых контейнеров, которые несли самоходные пусковые установки «Бала» и «Рубежа-МЭ», залп у дивизионов этих БРК был одинаковым - 32 ПКР. Правда, при этом у дивизиона «Бала» имелось ещё столько же ракет на транспортно-перегрузочных машинах для формирования повторного залпа. Зато интегрирование у «Рубежа-МЭ» на одной платформе средств поражения и целеуказания позволяло применять этот комплекс даже одиночными машинами, чем «Бал» похвастаться не мог.
Вместе с СПУ экспортноориентированного БРК заказчик приобретал комплекс наземного оборудования, предназначенный для проведения работ по техническому обслуживанию и подготовке к выдаче на пусковую установку ракет. Кроме того, стандартный состав дивизиона БРК «Рубеж-МЭ» опционально мог быть дополнен «переставленной» с МЗКТ-7930 на КамАЗ-6560 мощной РЛС «Монолит-Б» (после чего дальность обнаружения надводных целей пассивной РЛС увеличивалась до 450 км), модулем главного командного пункта, самоходным командным пунктом и учебно-тренировочным комплексом.
Приведу показательную цитату с официального сайта «Рособоронэкспорта»: «Состав комплекса позволяет формировать многовариантную конфигурацию используемого вооружения и технических средств, гибкую структуру управления стрельбой, с учётом текущей тактической обстановки и поставленной боевой задачи. Береговой ракетный комплекс «Рубеж-М» позволяет эффективно решать задачи борьбы с надводными кораблями в прибрежной зоне с использованием минимального состава боевых и технических средств».
Добавлю, что в любой своей комплектации «Рубеж-МЭ» обеспечивал загоризонтное обнаружение, сопровождение и поражение одиночных надводных целей, корабельных соединений и групп на дальности в 260 км.
«Облегчённый», но не «беззубый»
Важный момент: в боевом расчёте самоходной пусковой установки «Рубеж-МЭ» всего два человека - водитель и командир.
Помнится, решение разработчиков нового российского БРК отказаться от использования белорусского шасси МЗКТ-7930 в пользу отечественной платформы КамАЗ-6560 вызвало у «диванных экспертов» немало околополитических инсинуаций, увязываемых с неким «охлаждением отношений» между Москвой и Минском. Заместитель генерального директора АО «Тайфун» Дмитрий Кушнерев категорически опроверг эти предположения в нашей беседе на полях МВМС-2019. Он подчеркнул, что одной из основных причин создания «Рубежа-МЭ» именно на камазовском шасси являлось стремление разработчиков дать новому «облегчённому» БРК возможность свободно передвигаться по дорогам общего пользования.
СПУ «Рубежа-МЭ» весит заметно меньше, чем СПУ «Бала» и способна развивать на шоссе скорость 75 км/ч. Ну и, конечно, не стоит забывать о стоимости. КамАЗ-6560 стоит дешевле, чем МЗКТ-7930.
Да, «Рубеж-МЭ» - это «эконом-версия» «Бала». Но с бонусом в виде повышенной автономности СПУ. БРК «Рубеж-МЭ» будет востребован там, где у потенциального заказчика не хватает средств на приобретение дивизиона «Бала» или характеристики «Бала» являются банально избыточными. Важно отметить, что оба БРК используют семейство ПКР Х-35. Это означает, что постоянная модернизация Х-35 улучшает технические характеристики как «Бала», так и «Рубежа-МЭ». Более того, такая модернизация превращает оба БРК в универсальные ракетные комплексы тактического назначения, способные работать уже не только по надводным целям. И нет, это не мои фантазии.
«Проведённые на одном из флотов испытания новой ракеты БРК "Бал" подтвердили, что её дальность полёта превысила 500 км, а благодаря новой системе наведения она получила возможность поражать цели на земле», - такое сообщение источника в ОПК РФ опубликовали 19 октября 2021 года российские СМИ.
Иными словами, к началу СВО «Балы» получили ракеты с дальностью, значительно превышающей исходные параметры ПКР Х-35, и оптимизированные для поражения наземных (радиоконтрастных?) целей. Ну, а раз новые ракеты пополнили боекомплект «Балов», то, считай, такие же ракеты получил и «Рубеж-МЭ» - удешевлённый и «облегчённый» по сравнению с «Балом», но отнюдь не «беззубый»! Повышает это привлекательность БРК «Рубеж-МЭ» в глазах потенциальных покупателей? Безусловно. Тем более, что наши «Балы», начиная с 20 апреля 2022 года, уже неоднократно выполняли пуски ракет по объектам военной инфраструктуры ВСУ. То есть эффективность применения российскими БРК дозвуковых маловысотных высокоточных ракет по наземным целям доказана уже не только на полигонах, но и непосредственно в боевой обстановке.
Словом, экспортные перспективы у «Рубежа-МЭ» выглядят достаточно многообещающими. А уж такая группировка, как йеменские хуситы, наш новый «ракетный катер на колёсах» и вовсе «оторвёт с руками».
Кроме того, для перезарядки СПУ «Бала» необходима специальная транспортно-перегрузочная машина. А вот для перемещения ТПУ на пусковую установку «Рубежа-МЭ» подойдёт любой кран, грузоподъёмность которого соответствует требованиям.
К тому же, даже если противник обнаружит самоходную пусковую установку «Рубеж-МЭ», он может не сразу распознать её как цель. Использование платформы КамАЗ-6560 позволяет СПУ «Рубеж-МЭ» выглядеть достаточно «цивильно».
Впрочем, «хуситы и БРК российского производства» - это тема для отдельного разговора…