Венесуэла сделала выбор, который Штатам не понравился.

Выборы в Венесуэле: их человек в Каракасе не прошёл

Действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро победил на президентских выборах. Вашингтон поставлен перед дилеммой: что важнее - венесуэльская нефть даже из рук «авторитарного президента» или сомнительная эскалация конфликта ради победы сомнительной оппозиции
Реклама
Выборы в Венесуэле: их человек в Каракасе не прошёл
© globallookpress.com
Венесуэла сделала выбор, который Штатам не понравился.
Читайте нас на: 

Ожидаемая реакция

На президентских выборах в Венесуэле сенсации не случилось. Победил баллотирующийся на третий срок действующий президент страны Николас Мадуро, который представляет Объединённую социалистическую партию Венесуэлы. Он оставил позади кандидата от правых партий, входящих в так называемую Унитарную платформу, отставного дипломата Эдмундо Гонсалеса.

По данным Национального избирательного совета (НИС), из почти 9,6 млн избирателей за Мадуро отдали свои голоса 51,2% венесуэльцев, за Гонсалеса - 44,2%. Остальные несколько процентов голосов распределились среди ещё восьми кандидатов, которые были явными аутсайдерами. Дальнейший подсчёт голосов никак не повлияет на общий расклад.

Реакция на победу Мадуро была вполне предсказуемой. В Латинской Америке её приветствовали Куба, Никарагуа и Боливия - те страны, которые не признают за США роль гегемона, которую Вашингтон возложил на себя ещё 200 лет назад в соответствии с доктриной президента Джеймса Монро.

С другой стороны, результаты выборов не признали ни оппозиция, находящаяся под влиянием Вашингтона, ни сами США, ни их союзники в Европе и Латинской Америке. Аргентина, Чили, Перу, Коста-Рика, Эквадор, Гватемала, Панама, Парагвай, Перу, Доминиканская Республика и Уругвай «осудили» признание Николаса Мадуро победителем выборов.

Николас Мадуро победил.
© globallookpress.com
Николас Мадуро победил.

Квинтэссенцией позиции латиноамериканских сателлитов США стало заявление президента Аргентины Хавьера Милея. Он, как отпетый хам, потребовал от венесуэльских военных выступить против президента Мадуро. «Данные свидетельствуют о победе оппозиции <...> Аргентина не признаёт мошенничества и надеется, что вооружённые силы защитят демократию и волю народа», - написал Милей в соцсети X.

Предварительная подготовка

Итак, ситуация в Венесуэле, которая будет развиваться после выборов, вполне предсказуема, хотя и могут быть варианты. Проамериканская оппозиция к ней начала готовиться заранее, используя соцопросы как инструмент манипуляции и давления на избирателей.

Прозападные социологические компании буквально атаковали Венесуэлу своими соцопросами, результаты которых однозначно предрекали победу Гонсалеса. Он якобы должен был победить «с большим перевесом в 20-40 процентных пунктов». Например, социологическая компания Delphos «предсказала», что за Гонсалеса проголосуют 52% избирателей, в то время как за Мадуро «стабильно готовы голосовать» 25% венесуэльцев.

Это было зомбирование электората и фактически предварительный акт уже стартовавшей кампании дискредитации и выборов, и Мадуро. Расчёт ясен. Всех убеждали, что Гонсалес «в любом случае» победит, но если Национальный избирательный совет объявит победителем Николаса Мадуро, то, значит, итоги выборов сфальсифицированы.

Главный игрок

Надо отметить, что главный игрок, которому США предписали роль лидера оппозиции, - это отнюдь не Эдмундо Гонсадес, а Мария Корина Мачадо, которая поражена в правах на 15 лет в связи с тем, что открыто призывала ввести международные санкции против Венесуэлы и выступала за иностранную вооружённую интервенцию.

Первоначально именно на неё США делали ставку. Несмотря на дисквалификацию, Мачадо участвовала в октябре прошлого года в так называемых оппозиционных «праймериз», которые якобы выиграла. После этого шоу курируемая Штатами оппозиция ещё долго искала первое лицо на роль кандидата в президенты и остановилась на совершенно нехаризматичном 74-летнем экс-дипломате Эдмундо Гонсалесе, пытаясь слепить из него «светоч венесуэльской демократии».

Лидер оппозиции Мария Корина Мачадо (справа) и Эдмундо Гонсалес не признали официальные результаты выборов и объявили Гонсалеса президентом страны.
© globallookpress.com
Лидер оппозиции Мария Корина Мачадо (справа) и Эдмундо Гонсалес не признали официальные результаты выборов и объявили Гонсалеса президентом страны.

После оглашения результатов выборов Мария Корина Мачадо заявила, что команда Гонсалеса не признаёт его поражение на выборах. «Мы хотим сказать всем венесуэльцам и миру, что у Венесуэлы есть новый избранный президент, и это Эдмунд Гонсалес», - сказала она на пресс-конференции после оглашения результатов подсчёта голосов. Мачадо призвала всех наблюдателей в центрах подсчёта голосов оставаться на местах.

Сценарии известны

Нет никакого секрета в том, что США в очередной раз, как и шесть лет назад после очередных выборов, попытаются предпринять попытку цветной революции в Венесуэле.

Всё начнётся с уличных беспорядков, которые должны привести к дестабилизации обстановки в стране. По такой же схеме Вашингтон действовал в Боливии в ходе президентских выборов в 2019 году. Тогда Штаты, опираясь на полностью подконтрольную им Организацию американских государств, поставили под сомнение итог голосования, в котором явно побеждал действующий президент Эво Моралес. Американцам удалось спровоцировать социальный кризис в Боливии и, главное, подтолкнуть армию к выступлению против президента Моралеса, который, опасаясь за свою жизнь, был вынужден покинуть страну.

Не исключено, что в этот раз в ход может пойти уже испытанный американцами сценарий вроде того, который они использовали в 2019 году. Тогда, не признав победы Мадуро, США назначили «временным президентом» Венесуэлы Хуана Гуайдо, бывшего на тот момент спикером парламента Венесуэлы. При этом Вашингтон принудил ещё 50 стран признать Гуайдо в качестве «временного президента» Венесуэлы. Из слов Марии Корины Мачадо можно сделать вывод, что теперь «президентом» Венесуэлы США могут назначить Эдмундо Гонсалеса, и его также признают сателлиты Вашингтона.

Ставка на военных

В Венесуэле американцы также пытаются сделать ставку на местных военных, подталкивая их к перевороту. Вашингтон уже предпринимал попытки подкупа высших армейских чинов, которые должны были бы стать «лидерами нации». Но все эти интриги потерпели провал. Венесуэльская армия до сего момента оставалась на стороне законно избранной власти.

Более того, военные активно подавили несколько попыток мятежа. 3 мая 2020 года армейский спецназ Венесуэлы сорвал вторжение наёмников, которые на быстроходных катерах подошли к побережью Венесуэлы со стороны Колумбии.

Эта интервенция, по замыслам США, должна была стать началом «народного восстания». Насколько оно могло быть «народным», следует судить по тому, что среди тех, кто пытался проникнуть на территорию Венесуэлы, были американцы - сотрудники личной охраны президента США Дональда Трампа. Восемь нападавших были убиты, десять - задержаны.

Вторжения не будет?

И сегодня, говоря о сценариях развития ситуации, не следует сбрасывать со счетов и прямое вооружённое вторжение США в Венесуэлу, хотя оно и маловероятно.

Напомню, что всеми сегодня забытый Хуан Гуайдо рассматривался Штатами как персонаж, который должен был взять власть в свои руки после готовившегося при президенте Трампе вооружённого вторжения США в Венесуэлу. Сторонником вооружённой интервенции в Венесуэлу был советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, которого либеральный журнал The Nation назвал «террористом» и «ещё более безумным, чем президент Дональд Трамп».

Однако затея с «временным президентом» полностью провалилась, что признал даже Трамп. Позже он отказался и от вооружённого вторжения в Венесуэлу.

Думается, и администрация Байдена тоже не осмелится пойти на прямое вмешательство в дела Венесуэлы с целью насильственной смены режима. Американские военные, в отличие от Болтона, осознают, что военная операция может привести к большим потерям, если она не гарантирует успеха Вашингтону.

В нынешней ситуации расклад аналогичный. США не выдержат третьей войны - в Венесуэле - после войны на Украине и Ближнем Востоке. А поток погибших американских солдат из Венесуэлы перечеркнёт все шансы демократов на победу в президентских выборах, которые пройдут в ноябре.

На следующий день после выборов оппозиция всё же вывела своих сторонников на улицы.
© globallookpress.com
На следующий день после выборов оппозиция всё же вывела своих сторонников на улицы.

Американцы также не могут не понимать, что открытие войны против Венесуэлы может повлечь интернациональную помощь Кубы, армия которой считается одной из самых обученных и эффективных. А в этом случае вообще невозможно просчитать последствия конфликта, который будет разгораться в непосредственной близости от США и к тому же с участием союзников России. И не факт, что в стороне останутся другие страны региона.

Самое любопытное: с кем иметь дело?

Самое интересное в противостоянии между Западом и Венесуэлой - это то, что, официально не признавая правительство президента Мадуро, США и страны Европы в течение последних лет продолжали закулисно поддерживать с ним отношения. Это было чистым воплощением провозглашённой ещё Бисмарком «реальной политики». Никто в Венесуэле не принимает решения, кроме правительства Мадуро. Так с кем иметь дело?

Напомню, что в октябре 2023 года правительство Венесуэлы подписало с местной оппозицией так называемое «Барбадосское соглашение». В нём стороны договорились о «работе над проведением свободных и справедливых президентских выборов», которые и состоялись 28 июля.

Вследствие этого соглашения администрация США «в поощрение демократического процесса в Венесуэле» смягчила санкции, касающиеся нефтяного сектора Венесуэлы. Страна получила возможность экспортировать свою нефть и, соответственно, предпринять меры по смягчению экономического кризиса, спровоцированного теми же Соединёнными Штатами. При этом всем было ясно, что смягчение санкций против Венесуэлы на тот момент было выгодно прежде всего администрации Байдена, которая стремилась за счёт венесуэльской нефти обуздать рост цен на энергетическом рынке США.

Однако позже, решив свои проблемы, США вновь ввели санкции под предлогом того, что власти Венесуэлы зажимают оппозицию, хотя очевидно, что оппозиция в Венесуэле действует свободно и без притеснений. История с ужесточением и смягчением санкций США в отношении Венесуэлы демонстрирует, что основной интерес США в этой стране связан с нефтью - главным природным богатством Венесуэлы.

Главная цель США - не демократизация Венесуэлы, а получение контроля над её нефтяными запасами. Это возможно только при изменении политического режима в стране, будь то выборы или госпереворот.

«Чисто американский прагматизм»

Но если ни то, ни другое не получается, то можно просто снова покупать нефть у Венесуэлы, как будто и не было никаких дипломатических перепалок. «Не цинизм, а прагматизм», - скажут американцы. Вот какой интересный пассаж был в недавней публикации в американской The Wall Street Journal: «Некоторые американские бизнесмены, которые в прошлом году вели закулисные переговоры с Мадуро и лоббировали отмену экономических санкций администрацией Байдена, говорят, что они предпочитают "негодяя, которого они знают", потому что видят в режиме Мадуро более стабильный вариант для инвестиций».

Санкции санкциями, а нефть нужна Соединённым Штатам.
© globallookpress.com
Санкции санкциями, а нефть нужна Соединённым Штатам.

Венесуэльской оппозиции достаточно звонка из Вашингтона, чтобы выразить недовольство результатами выборов, которые оказались для них неблагоприятными. Однако они также могут и не высказывать своего недовольства, если в Вашингтоне решат, что венесуэльская нефть, даже в руках Мадуро, сейчас важнее, чем победа оппозиции. Поэтому можно сделать вывод, что её «стройные ряды» формируются в прямом смысле по разнарядке из США.

Но в данный момент есть основания полагать, что в ближайшее время в Венесуэле будет раскручиваться маховик социально-политической напряжённости. У США есть для этого, как говорится, информационный повод - победа президента Мадуро на выборах. Надо ждать массовые уличные беспорядки, которые будут подогреваться и спонсироваться американцами. Это излюбленная тактика американских стратегов для взрыва ситуации в той стране, где они планируют сменить власть.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама