«Мини-НАТО» готовит вооружённый конфликт в АТР
© flickr.com/secdef
Министры обороны после подписания Меморандума о сотрудничестве по трёхсторонней рамочной программе сотрудничества в области безопасности в Токио, 28 июля 2024 г.

«Мини-НАТО» готовит вооружённый конфликт в АТР

США, Южная Корея и Япония создают азиатскую группу ядерного планирования, зеркально отражающую формат такой же натовской структуры
06 августа 2024, 06:43
Реклама
«Мини-НАТО» готовит вооружённый конфликт в АТР
© flickr.com/secdef
Министры обороны после подписания Меморандума о сотрудничестве по трёхсторонней рамочной программе сотрудничества в области безопасности в Токио, 28 июля 2024 г.
Читайте нас на: 

Военный альянс США, Японии и Южной Кореи, получивший неофициальное название «Азиатское мини-НАТО», активно наращивает конфронтационные действия. Очередным подтверждением тому стало соглашение в сфере безопасности, которое подписали 28 июля в Токио министры обороны трёх стран и которое направлено на выдвижение альянса на передовую линию отстаивания американских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Трёхсторонний пакт

В совместном заявлении в связи с заключением соглашения утверждается, что решение об углублении военного сотрудничества продиктовано озабоченностью США, Японии и Южной Кореи вызывающим поведением Китая, России и Северной Кореи в регионе и необходимостью соответственного реагирования на него. Однако всё это от лукавого. В действительности же, Соединённые Штаты, которые стремятся удержать своё мировое господство и пытаются сдержать и даже подавить препятствующие тому страны, а ими являются, как известно, Китай, Россия и Северная Корея, объявленные Вашингтоном главными и основными противниками США, сколачивают различные альянсы и готовят их к силовым действиям.

Именно с этой целью в августе 2023 года в Кэмп-Дэвиде на саммите лидеров США, Японии и Южной Кореи был заключён «пакт о коллективной обороне в стиле НАТО». Согласно ему, стороны взяли на себя обязательства интегрировать свои военные усилия, что должно выражаться в проведении совместных учений в воздухе, на суше, в море, под водой и в киберпространстве, а также в обмене разведданными и координации общей деятельности трёх стран.

За прошедший с тех пор год США, Япония и Южная Корея, ведомые Вашингтоном, значительно повысили военную активность у границ Китая и Северной Кореи. Практически регулярными стали проводимые здесь двусторонние и трёхсторонние учения, в том числе с отработкой вопросов применения ядерного оружия. США также осуществили несколько крайне провокационных визитов на Корейский полуостров стратегических бомбардировщиков B-52 и подводной лодки типа «Огайо» с баллистическими ракетами. Шло укрепление военных связей трёх стран и по другим направлениям.

Бомбардировщик США B-52H Stratofortress из состава бомбардировочной оперативной группы на авиабазе «Андерсен», Гуам.
© flickr.com/us-pacific-command
Бомбардировщик США B-52H Stratofortress из состава бомбардировочной оперативной группы на авиабазе «Андерсен», Гуам.

Однако участникам «мини-НАТО» этого, очевидно, оказалось мало, и они заключили в Токио ещё одно соглашение в сфере безопасности, которое стало «беспрецедентным шагом», как оценил его министр обороны США Ллойд Остин, в продвижении трёхстороннего партнёрства. Соглашение предусматривает, как явствует из сообщений информагентств, регулярные политические консультации, обмен разведывательной информацией, проведение трёхсторонних учений, включая Freedom Edge, а также другие мероприятия, направленные на расширение взаимодействия стран-участниц в военной сфере. В нём также подчёркивается приверженность принципу «расширенного сдерживания», под которым понимается обязательство Вашингтона использовать всю свою военную мощь, включая ядерное оружие, в случае необходимости, для защиты своих союзников.

Успеть до прихода Трампа в Белый дом

Интересно, что, по мнению многих аналитиков, в том числе и американских, Вашингтон, Токио и Сеул, принимая новое соглашение, явно торопились институционализировать созданный ранее альянс, связать трёхсторонние отношения настолько прочно, чтобы их было трудно разорвать. Причиной этого является, прежде всего, возможность возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Во время своего предыдущего срока на этом посту он требовал значительного увеличения расходов на размещение американских военных. Это вызвало серьёзные трения с Токио и Сеулом.

В этой связи можно также напомнить, что при Трампе Пхеньян, чьи усилия по укреплению безопасности Северной Кореи являются чуть ли не основным аргументом в наращивании военных возможностей «мини-НАТО», не только сел за стол переговоров с США, чтобы «преодолеть напряжённость и враждебность, имевших место между странами в течение десятилетий». Северная Корея даже заявила о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне при условии ответных шагов со стороны США.

Однако в Вашингтоне не только не пошли на это, но и с уходом Трампа активизировали военную деятельность вокруг Корейского полуострова, всё больше втягивая в неё Токио и Сеул.

Встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына, 27 февраля 2019 г.
© flickr.com/whitehouse45
Встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына, 27 февраля 2019 г.

Политическая неопределённость существует также в Японии и Южной Корее. И премьер-министр Фумио Кисида, и президент Юн Сок Ёль столкнулись со скандалами и низкими рейтингами одобрения их политики, в том числе и относительно «мини-НАТО». Кроме того, Кисиде предстоит трудное переизбрание на пост председателя правящей либерально-демократической партии - и, следовательно, премьер-министра - в сентябре. А в Южной Корее растёт число граждан, которые выступают за импичмент президенту Юн Сок Ёлю. Уже более 800 тысяч южнокорейцев подписали онлайн-петицию с призывом к депутатам парламента внести законопроект об отстранении президента от должности из-за его «непригодности к работе». 

Хорошими делами прославиться нельзя

Всё это и подтолкнуло участников «мини-НАТО» к более активным действиям по укреплению альянса. В какой-то мере это признал и министр обороны Японии Минору Кихара, заявив, что новое соглашение сделает трёхстороннее сотрудничество более прочным и надёжным, даже если международная ситуация будет меняться.

Следует отметить, что помимо трёхсторонней встречи в Токио прошли и отдельные переговоры - сначала американо-японские, а затем и американо-южнокорейские. Причём первые состоялись в формате «два плюс два», то есть с участием министров обороны и иностранных дел США и Японии.

Ключевой темой этих переговоров стало обсуждение вопросов по совершенствованию координации командования и контроля между силами самообороны Японии и вооружёнными силами США в Японии для «повышения американо-японских возможностей сдерживания и реагирования».

В частности, было объявлено, что Пентагон воссоздаст объединённый штаб вооружённых сил США в Японии, чтобы «способствовать более глубокой оперативной совместимости и сотрудничеству в совместных двусторонних операциях в мирное время и во время непредвиденных обстоятельств». Необходимость создания такой структуры объясняется тем, что нынешний штаб, который находится на авиабазе «Йокота», расположенной в пригороде Токио, выполняет только административные функции. Командование и контроль за группировкой американских войск, дислоцированных в Японии (численность - 55 тысяч человек), осуществляет Индо-Тихоокеанское командование США, расположенное на Гавайях. Гавайи находятся на расстоянии более 6000 километров от Токио, а разница во времени составляет 19 часов. Япония неоднократно высказывала свою обеспокоенность тем, что такое расстояние может стать препятствием для принятия решений в случае любой чрезвычайной ситуации, включая стихийные бедствия.

Авиабаза «Йокота» в пригороде Токио.
© flickr.com/ta152eagle
Авиабаза «Йокота» в пригороде Токио.

По словам Ллойда Остина, повышение статуса американских вооружённых сил в Японии до штаба объединённых сил с расширенными миссиями и оперативными обязанностями будет самым значительным изменением с момента их создания и одним из сильнейших улучшений в военных связях США с Японией за 70 лет.

Правда, многие детали этих изменений ещё не ясны. Например, неизвестно, во сколько обойдётся новая структура и сколько людей потребуется для её работы. Пентагон только начал информировать законодателей об этих планах. Министерство обороны также подтвердило, что перебазирование морской пехоты США с Окинавы на Гуам начнётся в этом году, как и планировалось, и этот шаг является частью давно согласованного японо-американского плана реорганизации вооружённых сил, направленного на снижение нагрузки на Окинаву по размещению базы.

Кроме того, было сказано, что новая структура командования вооружённых сил США в Японии будет внедряться параллельно с собственными планами Токио по созданию объединённого командования силами самообороны к марту 2025 года. Две страны будут тесно консультироваться и создадут рабочие группы для дальнейшей проработки двусторонних аспектов этого предложения.

Украину не забыли

На встрече также шла речь и о том, чтобы активизировать сотрудничество в военной промышленности. Обе стороны уже создали рабочие группы по совместному производству ракет, а также по техническому обслуживанию и ремонту кораблей ВМС США и самолётов ВВС в регионе. В частности, обсуждался вопрос о производстве усовершенствованной ракеты средней дальности «воздух-воздух» AMRAAM и усовершенствованного сегмента ракет Patriot PAC-3. Цель состоит в том, как было заявлено, чтобы «восполнить нехватку материальных средств в Соединённых Штатах, которые продолжают оказывать военную поддержку Украине в условиях российской агрессии».

PAC-3 производится в Японии Mitsubishi Heavy Industries Group, которая является основным подрядчиком по лицензионному производству, выплачивая патентные пошлины американским компаниям. В декабре прошлого года японское правительство пересмотрело оперативные рекомендации по трём принципам передачи военного оборудования и технологий, полностью сняв ограничения на экспорт лицензионной продукции в страну, предоставившую лицензию.

Пусковая установка противоракет Patriot Advanced Capability (PAC-3) Японии.
© globallookpress.com
Пусковая установка противоракет Patriot Advanced Capability (PAC-3) Японии.

28 июля министерство обороны в Токио объявило, что подписало контракт на продажу PAC-3 военно-воздушным силам США. Сумма контракта составляет около 3 млрд иен (19,4 млн долларов). Количество ракет, которые будут экспортированы Японией, не уточняется. Тем не менее считается, что, пополнив свои запасы, США смогут легче поставлять Украине новые ракеты американского производства. Таким образом, японский экспорт косвенно обеспечит поддержку Украины вооружением.

Министерство обороны Японии также подчеркнуло, что эта сделка будет способствовать укреплению национальной безопасности, мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе.

В совместном заявлении, принятом по итогам встречи, подчёркивается, что укрепление американо-японского военного союза является необходимой мерой, учитывая «незаконные» ядерные и ракетные программы Северной Кореи, «ускоряющееся и непрозрачное расширение Китаем своего ядерного арсенала» и «подрыв Россией контроля над вооружениями и глобального режима нераспространения».

Решительный отпор воздушным шарам

В этом же ключе прошла и отдельная встреча министров обороны США и Южной Кореи. Она началась с обвинения Пхеньяна в нагнетании напряжённости на Корейском полуострове. Как заявил министр обороны Кореи Син Вон Сик, особую угрозу безопасности в регионе создаёт кампания по запуску шаров с мусором из КНДР. С конца мая КНДР запустила на юг тысячи мусорных шаров, объяснив это ответом на запуск Южной Кореей шаров с листовками, критикующими руководство страны. В ответ на эти действия Южная Корея возобновила трансляции из рупоров вдоль границы.

Недавно один из шаров с мусором, запущенных из КНДР, упал на территории правительственного комплекса в центре Сеула. В этом комплексе расположены администрация президента и министерство обороны Республики Корея.

«Упавший мусор был обнаружен на территории правительственного комплекса в районе Йонсан в ходе мониторинга ситуации с запущенными из Северной Кореи шарами с мусором, который проводился вместе с комитетом начальников штабов вооружённых сил Республики Корея», - заявили в службе, занимающейся охраной президента.

Солдаты армии Южной Кореи на месте падения одного из воздушных шаров с мусором.
© globallookpress.com
Солдаты армии Южной Кореи на месте падения одного из воздушных шаров с мусором.

На своей встрече руководители военных ведомств США и Южной Кореи призвали Пхеньян немедленно прекратить запуски воздушных шаров, а также подтвердили свою готовность дать решительный отпор провокациям Северной Кореи. Касаясь недавнего подписания Вашингтоном и Сеулом «Руководящих принципов по ядерному сдерживанию и ядерным операциям на Корейском полуострове», оба министра заявили, что эти принципы обеспечат «прочную основу» для укрепления их расширенного сотрудничества в области сдерживания комплексным образом.

Напомним, что этот документ был подписан на полях саммита НАТО, который прошёл 9-11 июля в Вашингтоне. В соответствии с ним США и Южная Корея будут стремиться увеличить частоту и уровень развёртывания стратегических средств США на Корейском полуострове. Документ также открывает союзникам путь к совершенствованию их практических возможностей в борьбе с ядерными угрозами посредством совместного обмена разведданными, планирования, подготовки и осуществления операций. По сути, США значительно расширят свои возможности по размещению стратегических вооружений на Корейском полуострове вплоть до «постоянного» уровня, как было заявлено министерством обороны Южной Кореи.

При этом Сеул, как ожидается, будет играть большую роль по сравнению с прошлым. «Интеграция в области обычного ядерного оружия между Южной Кореей и США знаменует собой первый и единственный случай, когда неядерная нация напрямую обсуждает ядерные операции с США», - заявили в министерстве обороны Южной Кореи.

Азиатский ядерный центр 

Документ предполагает создание азиатской группы ядерного планирования, зеркально отражающей формат группы ядерного планирования НАТО. По мнению американцев, такая группа стала бы платформой для Южной Кореи, Японии и Австралии в реализации ядерной политики США в регионе.

Что касается Южной Кореи, то за интеграцию её вооружённых сил с ядерным потенциалом США будет отвечать новое военное командование, решение о создании которого принял 30 июля кабинет министров. Оно должно начать работу примерно в октябре на юге Сеула, осуществляя надзор за ракетными, кибернетическими подразделениями, подразделениями беспилотных летательных аппаратов и подразделениями специальных операций, а также некоторыми активами ВМС и ВВС.

Такие же БПЛА MQ-9A США, расквартированные на Тихом океане, сейчас помогают наводить ракеты на Крым.
© flickr.com/us-pacific-command
Такие же БПЛА MQ-9A США, расквартированные на Тихом океане, сейчас помогают наводить ракеты на Крым.

Представитель министерства обороны Южной Кореи заявил, согласно сообщению агентства «Рёнхап», что новое командование будет служить аналогом стратегического командования США, отвечающего за ядерный арсенал Америки, для совместной работы в усилиях союзников по сдерживанию. При этом командование также «сосредоточится на разработке корейского массированного наказания и возмездия, оперативного плана по выведению из строя руководства Севера в крупном конфликте и платформы для нанесения упреждающего удара».

Нет необходимости особо подчёркивать, что за всеми этими заявлениями и действиями внимательно наблюдают и реагируют в Пекине, Москве и Пхеньяне. В северокорейской столице личный состав вооружённых сил страны поклялся и впредь повышать боевую готовность, чтобы «в любой момент и без промедления нанести сокрушительный удар по врагу и полностью уничтожить его, как только уважаемый верховный главнокомандующий лидер Ким Чен Ын отдаст приказ».

Совершенно очевидно, что накачивание военных мускулов «мини-НАТО», прикрываемое угрозами якобы исходящими от КНДР, Китая и России, не только нагнетает напряжённость в регионе, но и напрямую ведёт к масштабному вооружённому конфликту в АТР.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама