Ближний Восток: от спецоперации в Газе до Третьей мировой
Большая ближневосточная война неизбежна, считает главный редактор Forbes Стив Форбс.
По его мнению, назревает серьёзный вооружённый конфликт между Израилем, «Хезболлой» и Ираном. Он может вспыхнуть в любой момент и разгореться, вовлекая в себя США и Россию. И подтолкнуть Китай «к ещё более агрессивным действиям», что вполне может спровоцировать новый виток конфронтации между Вашингтоном и Пекином.
«Единственный вопрос, который остаётся, - это время взрыва», уверен Стив Форбс.
Статья была опубликована в конце июля, и, надо признать, главред Forbes как в воду глядел (или был очень хорошо информирован о грядущих событиях, что более вероятно). Потому как ситуация на Ближнем Востоке начала стремительно накаляться.
А часики всё тикают…
Недавний удар «Хезболлы» по Голанским высотам вызвал новый виток эскалации.
Израильский премьер Нетаньяху пообещал «небывалые ответные меры», а МИД Израиля предупредил о близости полномасштабного конфликта. Президент Турции Эрдоган пригрозил, что его страна может ввести войска в Израиль «точно так же, как в Карабах и Ливию». На что Нетаньяху напомнил избранному на третий срок «султану» про участь лидера Ирака Саддама Хусейна, который был свергнут и повешен.
Этот эмоциональный «обмен любезностями» оказался только цветочками. Ягодки созрели прямо-таки стремительно: Израиль ударил ракетами по южному пригороду Бейрута, формально - по одной из штаб-квартир «Хезболлы», которая - вот незадача - находилась неподалёку от больницы. Не менее двадцати человек погибло и шестьдесят получили ранения.
На улицы Бейрута вышли сторонники «Хезболлы», требующие возмездия. Ряд израильских населённых пунктов с территории Ливана был атакован дронами, а министерство здравоохранения Израиля приказало больницам на севере страны подготовиться к дальнейшей эскалации ситуации.
Также был нанесён ракетный удар по тегеранской резиденции главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании (по другой версии - приведено в действие ранее заложенное взрывное устройство). Палестинский политик погиб. Иран обвинил в произошедшей трагедии Израиль.
По Тегерану прокатилась волна антиизраильских митингов. Над мечетью «Джамкаран» в городе Кум, который иранцы считают священным, был поднят красный флаг. В шиитской традиции красный цвет символизирует как несправедливо пролитую кровь, так и призыв к мести за убитого человека.
Но и это ещё не всё: как будто специально, чтобы ещё больше раскачать ситуацию, Армия обороны Израиля распространила видео атаки 13 июля, в результате которой был убит лидер боевого крыла ХАМАС Мухаммад Дейф.
Погибший был вторым лицом в руководстве палестинского движения в секторе Газа, и именно на него Израиль возложил ответственность за нападение 7 октября.
Разумеется, смерти Хании и Дейфа без ответа не останутся. Но в данном случае важно не то, кто нанесёт удар: ливанская «Хезболла», ХАМАС, Иран или Турция, которая давно уже обзавелась хорошо вооружёнными и обученными прокси-группировками в Сирии и Ираке, а то, будут ли это разовые мощные атаки или дойдёт до полномасштабных боевых действий «на земле, в небесах и на море». То есть до «большой войны», которую прогнозирует Forbes.
«Красные линии» и здравый смысл
Наиболее очевидным очагом напряжённости в настоящее время является граница между северным Израилем и южным Ливаном, где обстрелы с обеих сторон продолжаются с октября прошлого года. К настоящему времени примерно 80 тысяч израильтян были вынуждены эвакуироваться. Такая ситуация является недопустимой для любого суверенного государства, потому как фактически оно утрачивает контроль над частью своей территории. Третирует север Израиля базирующаяся в Ливане проиранская «Хезболла». Одна из наиболее вероятных причин такой активности - желание принудить Тель-Авив к сделке: «Хезболла» отступает и прекращает ракетные обстрелы в обмен на прекращение огня в Газе. Но Нетаньяху никогда не рискнёт подписать такое соглашение, поскольку это бы подорвало имидж страны. А уж для него самого подобный шаг явился бы политическим самоубийством.
При этом ЦАХАЛ с «Хезболлой» справиться не в состоянии: её ряды многочисленны и боеспособны. Кроме того, у боевиков есть современное вооружение, включая 150 тысяч ракет различных типов. Уже были прецеденты, когда хорошо спланированные ракетные атаки пробивали израильский «Железный купол». Имеющегося у «Хезболлы» ракетного арсенала вполне хватит, чтобы превратить многие густонаселённые израильские города в руины.
Иран также может запустить свои ракеты по своему давнему врагу. К тому же, учитывая общую ситуацию в регионе, он может ускорить разработку ядерного оружия, которого, предположительно, пока нет у страны.
Кроме того, The New York Times со ссылкой на иранских чиновников сообщила о том, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи приказал ударить по Израилю в ответ на убийство Исмаила Хании. И то, что удара пока не последовало, настораживает. Либо американцы запустили «утку», и такой приказ не отдавался, либо иранцы готовятся к чему-то очень и очень серьёзному. И пугающему, поскольку эти две страны между собой не граничат.
Но в том, что иранцы не оставят гибель одного из палестинских лидеров безнаказанной, сомневаться не приходится, потому что отвечать на вызов врага для них - дело принципа.
Единственное, что может удержать Тегеран от войны с Израилем, - это понимание того, что на стороне противника окажутся и США, и Великобритания, и многие европейские страны. А такой сильный коллективный противник Ирану не по зубам. Кроме того, Иран по-прежнему является бельмом в глазу ближневосточных монархий, находящихся к тому же под сильным влиянием США. И, несмотря на присущую этим монархиям стойкую антипатию к Израилю, они вряд ли в данном случае вспомнят про исламскую солидарность.
Грёзы «султана»
А что Турция? Про обмен угрозами Эрдогана и Нетаньяху мы писали выше. Но на Ближнем Востоке подобная агрессивная риторика - в порядке вещей. И хотя Анкара уже давно является крупным региональным игроком на Ближнем Востоке и отличается жёсткой антиизраильской риторикой, но большинство экспертов считает, что вооружённый конфликт члена НАТО с ближайшим союзником США на Ближнем Востоке вряд ли возможен.
Скорее всего, Эрдоган не собирается разыгрывать описанный им воинственный сценарий. Да, Вооружённые силы Турции считаются самыми мощными на Ближнем Востоке. Плюс к этому, если рассматривать турецкий мобилизационный ресурс, то он значительно выше, чем у Израиля, ведь турок почти в девять раз больше, чем израильтян. Однако у Израиля, в отличие от Турции, имеется ядерное оружие (чего израильтяне официально не подтверждают, но весь мир считает, что ЯО у них есть), которое он вполне может применить в случае агрессии извне.
При этом сам факт заявления турецкой стороны о возможности ввода войск демонстрирует, насколько взрывоопасная ситуация сложилась на Ближнем Востоке.
Ливанская рапсодия
Остаётся ещё Ливан. Формально страна не ведёт боевых действий против Израиля. Это делает расквартированная там «Хезболла». Но Тель-Авив возлагает ответственность за обстрелы израильской территории не только на эту группировку, но и на Ливан в целом. Это связано с активным участием «Хезболлы» в политической и общественной жизни ливанского государства. Вооружённая группировка давно уже стала частью политической системы республики, она представлена в парламенте и принимает участие во всех аспектах жизни этой страны. Хотя у правительства Ливана выбора тут не было: раз возможности уничтожить или выставить боевиков из страны нет (а её действительно нет), то надо их как-то легитимно интегрировать в окружающую реальность.
Очевидно, что Ливан не двинет свою армию против Израиля, поскольку это было бы для Бейрута равносильно самоубийству. Военный бюджет Ливана составляет всего лишь 1 миллиард долларов, в то время как военный бюджет Израиля - 24,4 миллиарда долларов. Остальные показатели даже не стоит сравнивать.
А вот Израиль вполне может вторгнуться в южный Ливан, чтобы сместить акценты с текущего положения дел в секторе Газа, которые продвигаются не так успешно, как хотелось бы. Тут Тель-Авиву действительно крыть нечем. ЦАХАЛ уже десятый месяц методично разносит в щепы жилые кварталы в палестинском анклаве, но ХАМАС продолжает сопротивление. Кроме того, каждый удар приводит к гибели мирных жителей Газы, что смущает даже ближайших израильских союзников.
Вот только вторжение в Ливан - не то же самое, что военная операция в палестинском анклаве. Ливанская республика - суверенное государство, имеющее крепкие связи с влиятельными государствами Ближнего Востока, а также странами ЕС и США. И без стопроцентной гарантии, что все они отнесутся к действиям Израиля с пониманием, израильское руководство вряд ли рискнёт перейти от планов к действиям.
И другие заинтересованные лица…
Кроме юга Ливана, «горячей точкой», где может разгореться война, являются Голанские высоты. Израиль оккупировал эти земли в ходе Шестидневной войны 1967 года, а де-факто аннексировал в 1981-м. Мало того, что Голаны имеют важное стратегическое и военное значение, так там ещё находятся крупнейшие запасы пресной воды, которая необходима сопредельным странам. Спорная территория находится между четырьмя государствами: Израилем, Иорданией, Сирией и Ливаном.
Иордания, будучи в хороших отношениях с США, понятно, будет наблюдать за происходящим со стороны. А вот Сирия теоретически могла бы воспользоваться моментом, чтобы вернуть себе Голаны. Тем более, что повод давно уже имеется: израильские самолёты регулярно атакуют цели на сирийской территории. К тому же Дамаск и Тель-Авив и так находятся в состоянии войны, потому как после 1967 года мирный договор они так и не подписали. Но Асаду, мягко говоря, сейчас не до реванша на Голанах. Ему бы порядок в собственной стране навести.
При всём при том, на территории Сирии сейчас присутствует контингент ВС РФ, так что, нанося удары по целям в Сирии, Тель-Авив играет на нервах не только Дамаска, но и Москвы. Это, безусловно, является дестабилизирующим фактором в и без того неспокойной ситуации на Ближнем Востоке.
Впрочем, ещё в 2015 году, начиная сирийскую кампанию, Россия понимала, что вероятность обострения сирийско-израильских отношений существует. Тогда же проводились консультации с Тель-Авивом по тематике возможных вариантов деэскалации. Другое дело, что положение вещей в 2024-м существенно отличается от того, что имело место в 2015-м, как минимум, в части modus operandi руководства Израиля.
Что до США… Белый дом, конечно, всемерно поддерживает Израиль, настолько, что Нетаньяху почти прощают репутацию «лучшего друга Путина». Но действующий президент Джо Байден явно не в той кондиции, чтобы начинать войну, которая вряд ли будет молниеносной и победоносной.
К тому же у американцев на носу президентские выборы. Если победят республиканцы, то они, скорее всего, из принципа подвергнут критике все действия своих соперников, выискивая в их политической стратегии недочёты и промахи. В том числе на Ближнем Востоке. К тому же Трампу придётся, в первую очередь, заняться конфликтом на Украине, он же не раз обещал решить его миром. И демократы будут тыкать его носом в СВО при каждом удобном случае.
Ну, а если победят демократы… То тут тоже не всё гладко. Дедушка Байден умудрился рассориться с региональным лидером - Саудовской Аравией - настолько, что наследный принц Салман не считает нужным отвечать на его звонки. И если Штаты решат повторить «Бурю в пустыне» под предлогом помощи Израилю, то КСА вполне способно вставлять им палки в колёса. Поиграть со стоимостью нефти, например. Такие потрясения американской экономике не нужны совершенно. К тому же, во время недавнего визита Нетаньяху в Вашингтон, оба кандидата в президенты встретили его, мягко говоря, прохладно. Харрис отсутствовала во время его выступления в Конгрессе, а Трамп отказался жать руку.
Да ещё новый учебный год скоро начнётся! А значит, не за горами новые антиизраильские студенческие протесты. Которые в ряде американских университетов были настолько серьёзными, что полиции пришлось брать кампусы штурмом, чтобы навести порядок.
Правда, уже поступила информация, что власти США для защиты Израиля направляют в Ближневосточный регион дополнительные силы и повышают готовность к развёртыванию средств противоракетной обороны. Но здесь ключевые слова: «для защиты», и оснований полагать, что Вашингтон готов пойти дальше, пока нет.
И вишенка на торте: Лига арабских государств сняла статус террористической организации с «Хезболлы». Это может означать, что арабы, в принципе, готовы поддержать «Хезболлу», если Израиль введёт войска на юг Ливана.
Война вполне вероятна
Пока Израиль не ввязался в обмен массированными ракетными ударами с Ираном и/или не начал Третью ливанскую войну, регионального конфликта, имеющего ненулевые шансы на втягивание в него других игроков, способных совместными усилиями «доиграться» до Третьей мировой, можно избежать. Опять же, сохраняется надежда, что Тель-Авив кто-нибудь да образумит. Например - Соединённые Штаты, которым, положа руку на сердце, масштабная и малоуправляемая «мясорубка» на Ближнем Востоке именно сейчас совершенно не нужна. Вместе с тем, надеясь на лучшее, всегда следует быть готовым к худшему. Таковы реалии третьего десятилетия XXI века. Причём не только на Ближнем Востоке. Большая ближневосточная война если и не неизбежна, то, увы, вполне вероятна. Слишком уж «горячо» ныне в регионе. Слишком.