Ослабило ли «Хезболлу» убийство Хасана Насраллы?
Говорят, что бывший госсекретарь США Генри Киссинджер после трёх лет челночной дипломатии на Ближнем Востоке заявил, что теперь он может руководить психиатрической лечебницей, поскольку у него в этой области большой опыт. Время доказало его правоту: даже самые искушённые аналитики не берутся предугадать развитие событий в этом регионе, потому что действия разворачиваются по какой-то извращённой логике и - исключительно в сторону эскалации.
Для Израиля границ не существует
По последней информации, Израиль-таки готовит «ограниченное наземное вторжение» в Ливан, об этом сообщает американский телеканал ABC News. А новостной сайт Axios пишет, что США стремятся предотвратить и эти действия Израиля, и прямое участие в конфликте Ирана, которое, скорее всего, последует в случае, если ЦАХАЛ вторгнется в южный Ливан.
Судя по тому, что за последние несколько недель ликвидировано около 30 членов высшего руководства ливанской шиитской группировки «Хезболла», действительно, идёт подготовка чего-то масштабного. И - зловещего. Тем более, что 27 сентября в результате израильского удара по Бейруту погиб многолетний лидер «Хезболлы» Хасан Насралла. Группировка подтвердила его гибель и пообещала «продолжить джихад». Кроме Насраллы, были убиты генерал-майор иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Аббас Нилфорушан и командир южного командования «Хезболлы» Али Караки.
После этого ЦАХАЛ продолжил наносить удары по ливанской территории и объявил о ликвидации члена разведуправления «Хезболлы» Хасана Халиля Ясина. То, что во время этих операций страдают мирные жители, в том числе женщины и дети, Израиль не волнует.
Сразу же возникает ряд вопросов: действительно ли ликвидация всей верхушки «Хезболлы» ослабила организацию так, что она утратила боеспособность? Готов ли Израиль вторгнуться в южный Ливан, рискуя вступить в открытое противостояние с Ираном и государствами Ближнего Востока, которые могут вспомнить про «арабскую солидарность»? И главное, не окажется ли Россия прямо или опосредованно втянута в расползающийся региональный конфликт, ведь подразделения «Хезболлы» базируются не только на юге Ливана, но и в Сирии, а в этой стране у нас авиабаза «Хмеймим» и военно-морская база в Тартусе.
Американская история ужасов
Известный востоковед, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов полагает, что устранение Хасана Насраллы - история неоднозначная и даже загадочная. «Во-первых, американцы сразу от неё отмежевались и утверждают, что Израиль не сообщал им о подготовке этой операции. Во-вторых, известие об этой операции застало Нетаньяху в Нью-Йорке, он экстренно покинул Штаты и вылетел в Израиль. Это опровергает мнение многих, в том числе и российских экспертов, о том, что ликвидация Насраллы и ослабляет "Хезболлу". Кроме того, важно, что происходит внутри самой этой структуры. Потому что, скорее всего, израильская разведка имела своего осведомителя внутри руководства "Хезболлы", ведь удар последовал, когда Насралла проводил совещание со своими командирами».
Станислав Тарасов обратил внимание на то, что американцы с самого начала конфликта в Газе, с одной стороны, возобновили контакты с Тегераном под предлогом переговоров по ядерному досье. С другой, выступили с инициативой провести мирные переговоры между Израилем и «Хезболлой», чтобы не допустить объединения сил «Хезболлы» и ХАМАС в борьбе с Израилем. И покойный Хасан Насралла был вполне договороспособен.
«Посмотрите, как вела себя "Хезболла" в предыдущие пару месяцев. Она ведь стала дистанцироваться от Ирана и хотела проводить самостоятельную политику. Складывается ощущение, что на смену Насралле может прийти лидер с новым сценарием, который будет "планом Б". И "Хезболла" начнёт действовать без оглядки на Иран. Собственно, это и перепугало израильское руководство, именно поэтому Нетаньяху вылетел в Нью-Йорк, а американцы начали передислокацию своих войск в Ближневосточный регион. Они явно к чему-то готовятся», - считает Станислав Тарасов.
Большая чужая игра
В целом ситуация складывается весьма тревожная. Уходящий в отставку глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что американцы полностью обанкротились и нужна новая посредническая миссия. Саудовская Аравия выступила с идеей создания коалиции из арабских государств и их европейских партнёров, чтобы начать, в конце концов, реализацию проекта создания двух государств: Израиля и Палестины. При этом есть вероятность отторжения южного Ливана в пользу Израиля, а сам Израиль уже начал размахивать планом «Иудея», который заключается в переходе под израильский контроль сектора Газа, Западного берега реки Иордан и южной части Ливана. А если отторгнуть от Ливана его юг, то от этой страны останется одно воспоминание! И это может стать первым этапом фрагментации всего Ближнего Востока.
То, что делегации арабских и ряда других стран покинули зал заседания Генассамблеи ООН во время выступления Нетаньяху, на самом деле не оказывает никакого влияния на ситуацию. Израиль уже давно переступил все «красные линии» и решает свои задачи без оглядки на мировое сообщество. Отчасти потому, что американцы убедили всех, что три главных противника Израиля: это хуситы, ХАМАС и «Хезболла» вообще тут сбоку-припёку, дескать, это произраильские группировки, а палестино-израильская проблема - исключительно арабская, Ирану тут ловить нечего. Конечно, Тегеран может в разумных пределах проявлять исламскую солидарность, но должен иметь в виду, что арабские страны будут держаться в стороне от его инициатив.
То же самое касается Турции. Турки считают, что они имеют все основания принимать участие в решении палестино-израильской проблемы, поскольку Палестина некогда была частью Османской империи, и у Турции там есть свои исторические, политические и национальные интересы. Но и её на палестинскую поляну тоже не пускают.
А дальше сценарии могут быть разные, и все - очень опасные. Понятно, что Израиль самостоятельно ввязываться в большую войну не будет, ему потребуется поддержка США, но там на носу президентские выборы, и администрация Байдена не рискнёт ввязываться в новую военную авантюру. При этом новое руководство «Хезболлы» может начать активные действия против Израиля, используя свои силы не только в Ливане, но и в Сирии, где присутствуют и протурецкие военные формирования, и курдские. А Дамаск эти территории не контролирует.
Израиль уже атаковал Сирию, но как раз ту её часть, где находятся проиранские группировки.
Россия пока на эти атаки не реагирует - нет повода: попытки договориться с Ираном об общей защите не увенчались успехом. А правительственные силы, подчиняющиеся Дамаску, Израиль не трогает. Кроме того, военное присутствие России в Сирии мотивировано борьбой с ИГИЛ (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ), а не возможным арабо-израильским конфликтом. К тому же американцы на данном этапе фактически отсекли Россию от участия в решении палестинского вопроса, хотя Россия является ко-спонсором ближневосточного урегулирования.
Кстати, турецкая армия тоже избегает столкновений с подразделениями, верными Асаду. Потому что турки очень беспокоятся, что если «ливанизация» захлестнёт и Сирию, то Дамаск поддержит курдов Сирии, поддержит «Рабочую партию Курдистана», которую в Турции объявили террористической.
«На территории Ирака уже существует курдская автономия, и если только Асад разыграет курдскую карту и предоставит сирийским курдам в благодарность за борьбу с ИГИЛ автономию, то активизируются курды в Ираке и в Иране - на западе Ирана курдов проживает не меньше, чем в Ираке. И тут как в русской сказке: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - процесс "ливанизации" может охватить ряд других государств Ближнего Востока», - считает Станислав Тарасов.
Конфликт интересов
Олег Блохин, военный эксперт, служивший на Ближнем Востоке, также считает, что устранение руководящего состава «Хезболлы» не сильно ослабит эту организацию.
«Это, скажем так, палка о двух концах. Сейчас вообще непонятно, кто предпочтительнее для Израиля: авторитетный вальяжный Хасан Насралла или более деятельный, более дерзкий новый лидер. Свято место пусто не бывает! А сама организация никуда не денется. Я вижу единственную проблему для "Хезболлы", с которой она сейчас столкнулась. Это временная потеря управления. В этом плане их выбили серьёзно. К тому же ни "Хезболла", ни Иран не готовы к прямым столкновениям с Израилем. Поэтому на какое-то время Израиль будет в выигрыше. Но как дальше будут развиваться события - непонятно. В целом для "Хезболлы" война с Израилем носит национально-освободительный характер. Такую войну надо выигрывать, захватывая территорию и изгоняя тех, кто оказывает сопротивление. Израиль этого делать сейчас не будет. А "Хезболла", ставящая своей конечной целью уничтожение Израиля, не имеет возможности этого добиться», - полагает эксперт.
Арабские страны, может, и рады бы были вмешаться, но для этого у них нет ни сил, ни средств. К тому же им есть что терять в конфликте с Израилем. Однако последние события в Ливане усугубили неприязнь арабского мира к еврейскому государству.
Отношение ухудшилось, когда ЦАХАЛ начал операцию в секторе Газа, причём не только в глазах арабского мира, но и многих неарабских стран. А уж сейчас, после ударов по Ливану, и подавно. К тому же все увидели, чего стоят так называемые международные институты, которые являются не более чем профанацией и абсолютно никак не способны остановить Израиль. Даже санкций никаких на него не наложили. И это несмотря на то, что ЦАХАЛ действует очень жёстко.
«Допустим операцию с пейджерами можно было где-то назвать ювелирной, но последующая бомбёжка, при которой погибло много гражданских лиц, отношение к Израилю очень сильно усугубила. Я думаю, что не только арабский мир, но и весь глобальный Юг будет сейчас на стороне и Ливана, и палестинцев. Естественно, можно в чём-то восхищаться работой израильских спецслужб, потому что они смогли такое провернуть. Но чисто в человеческом плане, там сплошные минусы», - считает Олег Блохин.
Повторение пройденного
Есть у проблемы и ещё один аспект: беженцы. Как и десятилетия назад, в настоящее время люди, вынужденные из-за обстрелов ЦАХАЛ покидать свои дома, устремляются к границе с Сирией. Пока число вынужденных переселенцев оценивается минимум в 25 тысяч человек, но в ближайшее время оно может возрасти вдвое. Поскольку растущий поток вынужденных переселенцев вполне может парализовать или даже прорвать границу с Сирией, не исключено, что в ситуацию вынуждена будет вмешаться сирийская армия. А это уже будет совершенно другой расклад.