«Добро пожаловать в воздушное пространство России», или Как отбиться от налётчиков?
В последнее время из-за пролётов дронов ВСУ к промышленным объектам и населённым пунктам в глубине территории России появилось немало критических высказываний диванных экспертов о плохой работе, низкой бдительности боевых расчётов нашей системы противовоздушной обороны при выполнении боевых задач по защите территории страны. Хочется напомнить, что подобную критику нужно было высказывать в первое десятилетие после распада СССР, когда во времена правления Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина происходил процесс уничтожения Вооружённых сил в целом и Войск противовоздушной обороны страны в частности.
Ситуация в армии и на флоте начала меняться к лучшему только после того, как президентом России был избран Владимир Путин. В части и соединения противовоздушной обороны стала поступать новейшая техника, которая отлично показала себя в ходе СВО, прикрыв войска и приграничье от ударов с воздуха. Прекрасно зарекомендовали себя зенитные ракетные комплексы С-400 и С-300, а в последнее время и С-350, ЗРПК «Панцирь-С» и «Тор-М2», «Стрела» и «Оса», ПЗРК «Игла» и «Верба». Конечно, быстро восстановить лучшую в мире систему противовоздушной обороны страны, которая создавалась десятилетиями, но была разрушена в одночасье, - задача не из лёгких.
Вспомним историю
Великая Отечественная война показала роль и значение противовоздушной обороны в защите важнейших промышленных и административных объектов. Так, если ПВО Москвы и Ленинграда были достаточно сильны, то слабая ПВО Сталинграда и Мурманска привели к практическому уничтожению этих городов.
18 июня 1942 года фашистская авиация в результате массированного налёта на город Мурманск, сбросив 12 тысяч бомб, практически уничтожила город. Город и порт не мог надёжно прикрыть 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, ставший впоследствии Краснознамённым. За годы войны на каждый квадратный метр Мурманска пришлось два килограмма взрывчатки.
По масштабам бомбардировок Мурманск уступает только Сталинграду, по которому авиацией 4-го воздушного флота с 23 августа по 14 сентября 1942 года было сброшено более 50 тысяч бомб. Согласно различным источникам, в Сталинграде от бомбовых ударов погибло от 40 до 180 тысяч человек, что соизмеримо с последствиями атомной бомбардировки Хиросимы.
Те налёты вражеской авиации показали необходимость надёжного противовоздушного прикрытия административных и промышленных центров, портов, военных объектов от ударов с воздуха. Однако после войны о ПВО вновь «забыли». Потребовались годы и безнаказанные полёты самолётов-разведчиков стран НАТО, чтобы руководство страны признало необходимость возрождения противовоздушной обороны на стратегическом Северо-Западном направлении.
8 мая 1954 года была осуществлена широкомасштабная провокация с нарушением воздушного пространства СССР: в 11 часов 20 минут два стратегических бомбардировщика B-47 Stratojet со стороны острова Медвежий вторглись в воздушное пространство СССР, долетели до Кандалакши, развернулись и без ответа нашего ПВО покинули воздушное пространство СССР.
По-видимому, эти события и стали поводом для принятия решения о создании соединения, способного защитить города и объекты Кольского полуострова, базы Северного флота от ударов с воздуха. 1 февраля 1957 года был создан Северный корпус ПВО, переименованный 4 апреля 1960 года в 21-й корпус ПВО.
В 1954 году был создан Беломорский корпус ПВО, в 1958 году была сформирована Северная армия ПВО, которая в 1960 году была переименована в 10-ю отдельную армию ПВО. В её задачи входило обеспечение безопасности Северо-Запада России - от границы с Финляндией и Норвегией на западе до полярного Урала на востоке, а также защита северных территорий, включая Землю Франца-Иосифа и Новую Землю, и центральных регионов страны.
Перестройка - дело гиблое
К сожалению, в эпоху перестройки и веры в сотрудничество со странами НАТО в рамках «партнёрства ради мира» были сокращены дивизии ПВО, а корпус ПВО стал вначале бригадой, а затем дивизией. В конце 1994 года была сокращена и 10-я Краснознамённая ОА ПВО, а в июле 1997 года не стало и такого вида Вооружённых сил России, как Войска ПВО страны.
Опрометчивость сокращения 10-й ОА ПВО показали события последних лет, когда Швеция и Финляндия стали членами НАТО. И Финляндия, и Норвегия проводят перевооружение своих ВВС на современные американские самолёты пятого поколения F-35, а в небе Скандинавских стран проводятся учения стран НАТО с участием американских стратегических бомбардировщиков B-52 и В-1.
И при этом вдоль границы между Россией и Финляндией можно вывешивать баннер со словами «Добро пожаловать в воздушное пространство России» («Welcome to Russian airspace»). Ведь от авиаполка в Бесовце, что под Петрозаводском, до Оленегорска огневые средства ПВО уничтожены в постсоветский период.
Не стало зенитного ракетного полка в Вилге, истребительных авиаполков в Подужемье, Африканде, Килпъявре, а гвардейский Краснознамённый имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова авиаполк, имевший на вооружении перехватчики МиГ-31, был также расформирован. Аэродромы брошены на произвол судьбы, и на их восстановление потребуются миллиарды рублей.
В советские годы лётчик капитан Поляков сбил американский самолёт-разведчик RB-47, капитан Босов принудил к посадке южнокорейский самолёт Боинг-707, капитан Цимбал предотвратил слежение за советскими подводными лодками норвежского противолодочного самолёта Р-3 «Орион».
О напряжённости боевой работы свидетельствуют данные, зафиксированные в истории 21-го корпуса ПВО: в 1987 году в готовность №1 зенитные ракетные дивизионы приводились 6 тысяч раз, истребители-перехватчики поднимались в воздух для недопущения нарушения воздушных границ СССР самолётами разведчиками SR-71, RC-135, «Нимрод», ДС-8, норвежскими Р-3, легкомоторной авиацией и автоматическими дрейфующими аэростатами полторы тысячи раз.
«Принцы» и «нищие»
В этот же период во Франции осуществил посадку на легкомоторном самолёте на Елисейских полях лётчик, прозванный «Чёрным принцем». ПВО Франции отказались по нему работать, заявив, что этим хулиганом должна заниматься полиция.
4 июля 1989 года неуправляемый МиГ-23 ВВС СССР после катапультирования лётчика пролетел 900 километров в воздушном пространстве Польши, ГДР, ФРГ, Нидерландов и упал в Бельгии. Ни один руководитель военного ведомства этих стран не пострадал, хотя можно было снимать с должности всё командование войск ПВО этих стран. Летел ведь не легкомоторный, а боевой самолёт.
12 сентября 1994 года в США «Сессна» пыталась приземлиться рядом с Белым домом, но разбилась, столкнувшись с деревом. Руководство Пентагона не пострадало.
Наш Ан-2, угнанный советским пилотом, без воздействия ПВО сел в Швеции. Никаких мер в отношении военного руководства Стокгольм не предпринял.
В СССР после пролёта Руста в мае 1987 года были сняты с должностей министр обороны СССР Соколов С.Л., главком ПВО Колдунов А.И, около трёхсот генералов и офицеров.
Ровно год спустя после пролёта Матиаса Руста в небе над Кольским полуостровом была совершена попытка ознаменовать то событие нарушением воздушного пространства СССР. 27 мая легкомоторный самолёт «Сессна-152», пилотируемый норвежцем Андреасом Сомерсом, взлетев с финского аэродрома в Ивало, углубился в воздушное пространство СССР, но после наведения на него истребителя-перехватчика Су-27 вернулся на свой аэродром.
После этого инцидента в 21-м корпусе ПВО на аэродроме Килпъявр появилась эскадрилья Ми-24, выведенная из Афганистана, которая с аэродрома подскока в Луостари могла оперативно перехватывать легкомоторную авиацию, а на одной из сопок над посёлком Никель был установлен зенитно-ракетный дивизион С-125, способный сбивать норвежские самолёты с момента взлёта в аэропорту Киркенеса. Теперь всё это в прошлом.
Автору этих строк довелось побывать на позициях ЗРВ в Гремихе, на Рыбачьем, в Беломорске, где был штаб радиотехнической бригады. О прошлом напоминают лишь руины, оставшиеся после перестройки.
Кроме сокращения управления 18-й Краснознамённой радиотехнической бригады, уничтожены приграничные маловысотные роты и сокращены радиотехнические батальоны, предназначенные для своевременного обнаружения воздушного противника. И не только вдоль границы с Финляндией, но и с Норвегией, на побережье Кольского полуострова, на арктических островах. Всё, что делалось для снижения нижней границы обнаружения воздушных целей на максимальной дальности, в том числе крылатых ракет, кануло в Лету.
В 21-м корпусе ПВО были перевооружены на ЗРК С-300 зенитные ракетные бригады на полуострове Рыбачий, в Гремихе, зенитный ракетный полк в Мурманске, и все они были сокращены. Уменьшилось количество ЗРДН в Полярнинской и Оленегорской бригадах.
Чёрным днём для ПВО страны стало 1 декабря 1994 года, когда была сокращена 10-я ОА ПВО.
Указом Президента Российской Федерации Б. Ельцина от 16 июля 1997 года №725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооружённых Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» было принято решение объединить Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в единый вид Вооружённых сил.
К 1 марта 1998 года два вида Вооружённых сил были объединены в ВВС и ПВО. Войска ПВО были лишены истребительной авиации. В 2010 году корпуса и дивизии ПВО были реорганизованы в бригады воздушно-космической обороны. Всё это негативно сказалось на боевых возможностях войск.
Как стать сильными
20 февраля 2012 года, за два года до ухудшения отношений с Западом, Владимир Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» подчеркнул, что у некоторых стран «в условиях мировых экономических и прочих потрясений всегда есть соблазн решить свои проблемы за чужой счёт путём силового давления. Вот таких даже гипотетических возможностей в отношении России быть не должно. Это значит - мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью. Именно поэтому мы ни при каких условиях не откажемся от потенциала стратегического сдерживания и будем его укреплять».
Эти слова в полной мере относятся и к ПВО. В 2015 году войска ВКО были объединены с ВВС и стали называться Воздушно-космическими силами. В последние годы в войска ПВО поступают новые ЗРК С-400, С-350, С-500, «Панцирь-С-1», новые РЛС и системы АСУ. Налажена боевая учёба войск, ракетчики стали выполнять практические стрельбы. На программу развития Вооружённых сил и модернизацию оборонно-промышленного комплекса России стали выделяться значительные средства. Поднялся престиж армии. В обществе, наконец, вернулось понимание простой истины: Вооружёнными силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе «придётся кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов.
За ошибки, допущенные при непоследовательных реформах, пришлось заплатить очень дорогую цену.
Осталось сделать ещё один важный шаг - возродить войска ПВО страны, как вид Вооружённых сил России, включив в его состав истребительную авиацию.
Этот вид вооружённых сил должен быть готов к борьбе с серьёзным противником, который уже сейчас обладает мощными средствами поражения. В их числе крылатые ракеты Storm Shadow, а также ракеты ATACMS и HIMARS. Кроме того, в арсенале противника есть БПЛА советского производства Ту-141 «Стриж» и различные современные беспилотники, включая «Байрактар». Используются и легкомоторные самолёты А-22 Foxbat, которые способны преодолевать значительные расстояния. Один из таких самолётов попытался нанести удар по аэродрому под Оленегорском на Кольском полуострове.
ВСУ могут использовать и оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром-М» и «Гром-2» с дальностью пуска 500 километров. Украина имеет возможность увеличить дальность пуска этих ракет в несколько раз. После распада Советского Союза на территории Украины осталось некоторое количество крылатых стратегических ракет воздушного базирования Х-55СМ с дальностью поражения 3500 километров. На вооружении ВСУ появился новый дрон-камикадзе собственной разработки - «Паляница».
В арсенале ВСУ есть противокорабельные ракеты «Нептун», ракетный комплекс «Ольха» и на подходе ракеты проекта «Сапсан». Также планируется создание крылатой ракеты «Коршун», которая по дальности полёта будет сопоставима с крылатой ракетой «Томагавк». В этой ракете установлен двигатель Р95-300, который используется в крылатых ракетах Х-55, Х-555 и Х-101, способных преодолевать тысячи километров.
Особое внимание стоит уделить укреплению системы противовоздушной обороны на северо-западе России. Наша граница с Финляндией оказалась незащищённой, а если учесть, что Финляндия планирует приобрести 55 истребителей F-35 и столько же Норвегия, то становится ясно, насколько серьёзной может быть угроза.
Определённую угрозу России представляет решение Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии использовать боевую авиацию как единый воздушный флот, а это 250 современных боевых самолётов. По этому поводу командующий ВВС Норвегии генерал-майор Рольф Фолланд сказал: «Будем сдерживать Путина с помощью грозных скандинавских ВВС. Дело движется к созданию совместного оперативного центра военно-воздушных сил в скандинавском регионе».
А мы будем сдерживать «горячих» скандинавских парней, совершенствуя систему противовоздушной обороны. Она будет использоваться не только для защиты войск в зоне СВО от ударов с воздуха во время оборонительных и наступательных боёв, но и для противовоздушной обороны тыловых экономических, политических, административных центров, мостов, заводов ОПК, аэродромов, населённых пунктов. Не повторим, а исправим ошибки прошлого.