На тропу войны выходят антидронные собаки
© РИА Новости
Никакая техника по поиску мин не заменит сапёра с его верным четвероногим другом.

На тропу войны выходят антидронные собаки

На всякого мудреца довольно простоты: даже высокотехнологичные средства могут спасовать перед природными инстинктами животных
19 января 2025, 08:43
Реклама
На тропу войны выходят антидронные собаки
© РИА Новости
Никакая техника по поиску мин не заменит сапёра с его верным четвероногим другом.
Читайте нас на: 

Служебные собаки, подготовка которых ведётся на базе 470-го учебного центра служебного собаководства Вооружённых сил Российской Федерации имени генерал-майора Г.П. Медведева, способны обнаруживать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на подлёте в воздухе. Об этом недавно сообщил заместитель начальника учебного центра по военно-политической работе майор Сергей Дегтярёв. Еженедельник «Звезда» выяснил подробности.

В защиту римских псов

История о том, что Рим спасли гуси, дошла до нас в изложении римского историка Тита Ливия. В его книге «История Рима от основания города» описано, что якобы в V веке до нашей эры осадившие Рим галлы попытались проникнуть в крепость на Капитолийском холме под покровом ночной темноты. Но жившие в храме Юноны гуси, услышав звон мечей агрессоров, встревожились и загоготали. Римляне проснулись и отразили атаку врага.

Тит Ливий, написавший свою «Историю» через пять веков после этого действительно произошедшего или выдуманного случая, видимо, очень любил гусей (или запечённую гусятину). В любом случае, он не любил собак, потому что попутно с восхвалением птиц заклеймил позором караульных псов, которые, по его словам, «не подали голоса». За это жители Вечного города распяли собак вместе с проспавшими ночную вылазку врага часовыми.

За 2000 лет, прошедших после окончания жизненного пути Тита Ливия (он умер в 17-м году н.э.), многие историки сходились во мнении, что древнеримского автора не особо интересовало исследование истинности описываемых событий. Ливий обычно выбирал наиболее правдоподобную версию из нескольких, а степень точности информации определялась им субъективно, о чём однажды написал он сам: «Раз дело касается столь древних событий, я буду считать достаточным признавать за истину то, что похоже на истину».

- Сказочником был этот римский историк, гусь собаке не товарищ, - уверен кавалер ордена Красной Звезды, ветеран боевых действий в Афганистане, подполковник в отставке Владимир Фёдоров. - Самая совершенная «боевая машина» в животном мире - обученная собака.

Кавалер ордена Красной Звезды, ветеран боевых действий в Афганистане, подполковник в отставке Владимир Фёдоров.
© Архив автора
Кавалер ордена Красной Звезды, ветеран боевых действий в Афганистане, подполковник в отставке Владимир Фёдоров.

После афганской войны Владимир Александрович долго служил в 470-м учебном центре служебного собаководства Вооружённых сил России. Выйдя в запас, остался в этой же воинской части в качестве преподавателя, где обучает молодых военных кинологов.

- Если перевести на современный язык, то служебная собака почует диверсанта за 100-600 метров, - рассказал офицер инженерных войск в отставке. - При этом лаять, поднимать шум пёс не будет. Молчаливым оповещением - рывок поводка, резкий подъём - он предупредит солдата-вожатого, который поднимет на ноги дежурное подразделение. Предупреждён - значит, вооружён, и служебных собак в борьбе с диверсионно-разведывательными группами (ДРГ) в полевых условиях пока не смогут заменить никакие технические средства охраны. Об этом мои ученики, приезжающие из зоны проведения специальной военной операции, мне рассказывают, и у меня нет причин им не верить.

Владимир Фёдоров подтвердил, что в 470-м учебном центре служебного собаководства действительно проходят экспериментальное обучение собаки, специально «натаскиваемые» на обнаружение дронов.

Stalin’s dog и космические первопроходцы

В 1924 году по приказу Реввоенсовета РККА была сформирована уникальная войсковая часть - 470-й учебный ордена Красной Звезды центр служебного собаководства Минобороны России. (Столетие этой собачьей «альма-матер» военные кинологи в августе 2024 года, конечно, отметили!) Целью создания Центрального учебно-опытного питомника-школы военных и спортивных собак было определено проведение опытов по применению служебных животных в военном деле.

Первый выпуск состоялся уже осенью 1925 года, а первое боевое крещение хвостатых «воспитанников» школы состоялось в 1939-м на Халхин-Голе. Затем четверолапые бойцы прошли через советско-финскую войну, в снегах которой были отшлифованы методики применения собак в минно-подрывном деле и борьбе с танками противника. В годы Великой Отечественной войны в военной школе служебного собаководства было обучено и отправлено на фронт 33 тыс. животных и около 20 тыс. военнослужащих-кинологов. На боевом счету кинологических расчётов более 300 танков и бронетранспортёров противника. Собаки вывезли с поля боя свыше 680 тыс. тяжелораненых бойцов, обнаружили более 4 млн мин, ими было подвезено на передний край свыше 3,7 тыс. тонн боеприпасов, продуктов и других грузов.

Кинологический боевой расчёт.
© Архив автора
Кинологический боевой расчёт.

Боевые задачи в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане выполняли 610 кинологических расчётов. Достойно показали себя военные кинологи и их питомцы и в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Но в военном кинологическом центре животных готовили не только для войны. Здесь перед полётом в космос «тренировались» знаменитые Белка и Стрелка. Также в центре были подготовлены первые в стране собаки-спасатели, которые участвовали в поиске людей после землетрясений в Спитаке и Ленинакане в 1988 году. В племенном питомнике части были выведены новые отечественные породы собак: чёрный терьер (за пределами России его называют не иначе как Stalin’s dog - «собака Сталина»), московская сторожевая и водолаз.

Не панацея, но и не бесполезность

В реалиях современных боевых действий военные кинологи пробуют обучить служебных собак ещё одной специализации. Первый этап противодействия вражескому беспилотнику - его своевременное обнаружение. Для этого сейчас используются различные технические средства. Во-первых, это комплексы радиолокационной разведки (РЛР), радио- и радиотехнической разведки (РРТР). Также используются средства оптико-электронной разведки (ОЭР) и разведки акустической. При этом «панацеи», «волшебной таблетки» от угрозы нет: у каждого из способов есть свои недостатки. Оптимальным считается комплексное использование различных средств обнаружения БПЛА. Есть ли в этой «линейке» приборов «собачье место»?

- На мой взгляд, современные технические способы совершеннее служебного животного, - считает подполковник в отставке Владимир Фёдоров. - «Железяка» не отвлекается ни на близкие разрывы, ни на запах пищи из полевой кухни. Но я не берусь категорически вычёркивать собак из списка средств антидронной борьбы. Служебный пёс всегда на страже - даже когда дремлет. Ему не нужно менять батарейки, и нет необходимости для обеспечения его работоспособности держать на подхвате высококлассного специалиста, человека с высшим военно-техническим образованием. К тому же постоянное изменение врагом частот, на которых работают их БПЛА, периодически делают аппаратуру обнаружения бесполезной, а собака «чует» дроны независимо от изменений их тактико-технических характеристик.

Собака чётко слышит дрон.
© РИА Новости
Собака чётко слышит дрон.

Справка

Собака обладает способностью слышать звуки очень высокой частоты. Если человек начинает различать звуки частотой примерно в 20 герц и перестаёт при частоте около 20 тыс. герц в секунду, то любая дворняжка тоже начинает слышать на частоте в 20 герц, но слышит в пределах до 75 тыс. герц. При этом собака улавливает разницу в звуках в 0,3-0,5 герца, в то время как человек - в 1-2 герца. То есть слух «четырёхлапого прибора» способен не только обнаружить летящий дрон на достаточно большом расстоянии, но и позволяет обученному животному чётко вычленить его в окружающих шумах.

«Универсальный солдат» современного ВНОС

Обучение служебной собаки обнаружению беспилотных летательных аппаратов, по словам Владимира Фёдорова, не представляет больших трудностей.

- Применяется мотивация на слух, реагирование животного поощряется лакомством, - рассказывает специалист. - В общем, всё точно так же, как при обучении собак минно-розыскной или караульной службы. Вероятно, результаты будут лучше, если к тому же у животного заблокировать обонятельные реакции.

По мнению подполковника в отставке Владимира Фёдорова, возможно, имеет смысл дополнительно обучать навыкам обнаружения беспилотников караульных собак. В Донбассе и на Украине противник активно использует диверсионно-разведывательные группы (ДРГ). Боевое охранение ближних тылов наших войск обеспечивают, в том числе, и обученные немецкие, восточноевропейские, среднеазиатские и южнорусские овчарки. Полевые ремонтные мастерские, склады горюче-смазочных материалов и боеприпасов, пункты управления беспилотниками и аппаратные связи, мобильные хлебозаводы - всё это нуждается в защитных барьерах. Служебные псы - одни из самых надёжных охранников.

Если собака караульной службы сможет ещё и о появлении в небе над охраняемым объектом вражеского механического разведчика сигнализировать и предупредить о подлёте дрона-камикадзе, то это будет «универсальный солдат» для современных сил и средств воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

Геройский пёс Джульбарс

Среди собак, как и среди людей, есть свои герои. В годы Великой Отечественной войны сумела обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов служебная овчарка Джульбарс. Пёс-сапёр помог спасти заминированные фашистами могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве, разминировать дворцы Будапешта, замки Праги и соборы Вены. 21 марта 1945 года Джульбарс был награждён «человеческой» медалью «За боевые заслуги».

Сапёры с собаками минно-розыскной службы на Параде Победы.
© waralbum.ru
Сапёры с собаками минно-розыскной службы на Параде Победы.

Пёс должен был пройти на Параде Победы в Москве, но в самом конце войны был ранен. Об этом доложили командовавшему парадом маршалу Рокоссовскому. Тот - Верховному Главнокомандующему. По легенде, Иосиф Сталин сказал: «Пусть эту героическую собаку пронесут на руках по Красной площади на моём кителе». Так, на поношенном сталинском кителе без погон, и пронесли Джульбарса мимо Мавзолея вслед за парадной «коробкой» сапёров с собаками минно-розыскной службы.

О, сколько нам открытий чудных…

Будут ли служебные собаки широко использоваться для обнаружения вражеских беспилотников, покажет время. Продолжающий учить российских военных кинологов в 470-м учебном ордена Красной Звезды центре служебного собаководства Минобороны России подполковник в отставке Владимир Фёдоров в прогнозах осторожен.

- На передовой, считаю, для животного слишком много отвлекающих от выполнения основной задачи факторов, - говорит он. - Но на охране объектов в тылу, наверное, имеет смысл иметь и собак для подстраховки. Кстати, не только на подведомственной Минобороны территории. Враг совершает варварские налёты на наши мирные города, атакует гражданские аэродромы, электростанции, нефтебазы, другие государственные и частные инфраструктурные объекты. Почему бы и там не поставить на довольствие служебных собак? Владельцев они не «объедят», а пользу могут принести большую.

Обучение псов антидронной борьбе - эксперимент, и, по мнению, Владимира Фёдорова, он может открыть у служебных животных такие «таланты», о которых мы сегодня и предположить не можем. В этой связи ветеран афганской войны припомнил случай из собственной военной биографии.

В 1981 году он, тогда старший лейтенант, принял в Кундузе командование взводом разминирования в 201-й мотострелковой дивизии. Вместе с бойцами и техникой молодой офицер инженерных войск получил под начало и четырёх служебных собак.

Сапёры в Афганистане всегда шли первыми. Практика быстро показала, что животные работают хорошо. Правда, недолго. Афганские жара и пыль наших восточно-европейских овчарок быстро выводили из готовности. От 15 до 45 минут поиском занималась одна собака, затем Фёдоров отправлял её в БТР, а оттуда бойцы доставали ему следующую. Когда собака находила на дороге или обочине мину, она садилась рядом с ней или подавала сигнал лаем. Офицер приказывал своим солдатам укрыться, а сам шёл и проверял, что же за «сюрприз» приготовили душманы. В зависимости от типа боеприпаса и способа его установки мину или сапёрной «кошкой» выдёргивали, или уничтожали накладным зарядом. Подрывов в зоне ответственности подразделения старшего лейтенанта Фёдорова не было, и всё шло штатно. Но неожиданно у одной из «боевых машин с хвостом», овчарки Дары, проснулся новый талант.

Советские сапёры с помощью собак проводят разминирование территории в Афганистане.
© РИА Новости
Советские сапёры с помощью собак проводят разминирование территории в Афганистане.

- Отдал я её однажды пехоте на боевой выход в горы, - рассказывает подполковник в отставке Владимир Фёдоров. - На марше БТР, на броне которого они с вожатым ехали, «духи» подорвали из противотанкового гранатомёта. Слетели они от разрыва на землю, побились оба. Месяц потом собака не могла работать по минам, затем, кажется, пришла в себя, но неожиданно у неё открылась новая способность…

…Военная колонна шла по уже проверенной с утра сапёрами трассе, и вдруг Дара прыгнула сверху в люк бронетранспортёра к механику-водителю, кинулась ему на ноги и буквально заблокировала работу. Солдат пытался её согнать, но собака рычала и огрызалась. Этот БТР был передовым. Он остановился, за ним встали и все другие. И вдруг по колонне началась стрельба. Хорошо, что душманы стреляли со значительного удаления, поэтому никто не пострадал. Но если бы колонна втянулась на участок, где противник устроил засаду, там бы всех пожгли и перестреляли.

- Как Дара на ходу бэтээра смогла издалека учуять запомнившуюся ей смесь запахов «духа» - немытого тела, оружейной смазки и сгоревшего пороха - никто не понял, - продолжил рассказ Владимир Фёдоров. - Но ведь сработала как! Вскоре эту овчарку у меня буквально «вымолил» командир разведбата нашей 201-й дивизии, и его разведчики эту собаку чуть ли не облизывали, потому что Дара ещё не раз спасала солдатские жизни, заранее предупреждая о засадах врага…

Возможно, и среди антидронных псов, если таковые станут на стражу нашего неба, появятся свои уникумы. Но даже простое спасение человеческих жизней уже будет огромным благом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама