Трамп подталкивает Москву и Пекин к строительству военных баз у него же на «заднем дворе»
Был бы повод…
В конце декабря заждавшийся инаугурации американский лидер ни с того ни с сего пригрозил отобрать у независимого государства Панама важнейший водный путь искусственного происхождения - Панамский канал, приносящий этой стране львиную долю доходов. Отобрать потому, что страна-хозяйка канала якобы стала взимать непомерную плату за проход торговых судов под звёздно-полосатым флагом из Тихого океана в Атлантический. И обратно.
«Нас грабят на Панамском канале, как нас грабят везде, - заявил Трамп своим сторонникам на конференции республиканцев в Финиксе. - Сборы, взимаемые Панамой (с экипажей американских торговых судов. - Авт.), смехотворно велики и в высшей степени несправедливы».
Попутно Трамп пригрозил, что не допустит, чтобы Панамский канал хоть когда-нибудь попал в «неправильные руки». Со всей очевидностью имея в виду Китай, который в последние годы немало инвестировал в ключевые порты по обеим оконечностям этой водной артерии (город Колон в заливе Лимон у берегов Атлантики и гавань Бальбоа на тихоокеанском побережье). И вообще, с точки зрения США, Китай слишком активно продвигает свои экономические интересы в Центральной и Латинской Америке. Эти регионы Вашингтон издавна считает своим «задним двором», куда, по его мнению, не должно быть доступа у посторонних.
Ответ панамского лидера Хосе Рауля Мулино на этот недружественный выпад Трампа не заставил себя ждать. Уже на следующий день он в гневе обратился к соотечественникам с телевизионного экрана с таким заявлением: «Каждый квадратный метр Панамского канала и прилегающих к нему территорий принадлежит Панаме и будет принадлежать ей и впредь. Канал не имеет никакого контроля, прямого или косвенного, ни со стороны Китая, ни со стороны Европейского сообщества, ни со стороны США или какой-либо другой державы».
«Канал является панамским и принадлежит панамцам. Нет никакой возможности начать какой-либо разговор вокруг этой реальности, которая стоила стране крови, пота и слёз», - добавил он.
«Посмотрим», - с явной угрозой мгновенно парировал заявление оппонента Трамп в собственной социальной сети Truth Social. И, видимо, для самых бестолковых сопроводил эту загадочную фразу фотографией развёрнутого флага США на фоне русла Панамского канала.
По мнению Трампа, шанс избежать горькой участи у властей Панамы единственный: они должны немедленно отрегулировать «смехотворно» высокие тарифы и прекратить продолжающийся «обман США». Естественно, после столь ожесточённой перепалки в самых властных верхах над очень обширным центральноамериканским регионом повисло серьёзное военно-политическое напряжение.
Все же помнят, чем как раз для Панамы обернулись предыдущие угрозы Вашингтона в её адрес под предлогом восстановления демократии? Крупной воздушно-десантной операцией Пентагона под названием «Правое дело», прогремевшей в этих краях с декабря 1989-го по январь 1990-го года. Непосредственное руководство тем давним вторжением осуществляли лично министр обороны США Ричард Чейни и председатель Объединённого комитета начальников штабов Колин Пауэлл.
С обеих сторон в ту пору погибло немало народу, а тогдашний глава Панамы Мануэль Норьега был арестован, вывезен в США и там посажен в тюрьму. Что касается движения по каналу, то на некоторое время оно вообще прекратилось, а 20 декабря в Панаме уже много лет отмечается в качестве национального Дня памяти жертв американского вторжения.
Не в тарифах дело
Что произойдёт с Панамой на этот раз?.. Казалось бы: как просто! Стоит малость откорректировать в сторону понижения тарифы на проход американских торговых судов по каналу, и дело в шляпе? Если в этой ситуации для Хосе Рауля Мулино и вправду существует столь простой и верный выход, возможно, президенту маленькой, но гордой центральноамериканской страны всё-таки стоит пойти, что и говорить, на разорительные для государства финансовые потери? Всё дешевле, чем столкнуться с гневом Трампа, который может привести к полному разгрому страны. Так ведь?
Увы. Очень похоже, что одними лишь экономическими уступками в адрес Вашингтона Панама уже не спасётся. Американцам в любом случае необходим полный и безоговорочный контроль над каналом. И как можно скорее! Будьте уверены, они будут добиваться его, что бы ни предпринимал Мулино для своего спасения.
Всё дело в непрерывно возрастающем в последние годы геополитическом значении этой транспортной магистрали. На сегодня она - единственный короткий, а потому и самый рациональный путь из Тихого в Атлантический океан и обратно. Поэтому канал крайне важен торговцам всего мира. Но куда более - американским военным. Которые именно сейчас лихорадочно и неприкрыто готовятся к войне с Китаем. Если представить, что в ближайшие годы такая война разразится (допустим, вокруг Тайваня), то оперативный манёвр силами и средствами ВМС США, несущими сейчас службу в Атлантическом и Тихом океанах, приобретёт первостепенное значение для Пентагона.
Боевая ситуация на театре военных действий может потребовать от американских адмиралов срочного наращивания боевой мощи своих корабельных группировок вокруг Тайваня, Японии, Южной Кореи, в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Не говоря уже об острове Гуам или Гавайях, где находятся крупнейшие военно-морские базы Соединённых Штатов на Тихом океане.
Быстро произвести такое наращивание сил Штаты способны, главным образом, за счёт трёх своих флотов, операционные зоны которых лежат к востоку от побережья США. А именно - за счёт 2-го (Северная Атлантика), 4-го (Южная Атлантика, Карибское море) и 6-го (Средиземное море) флотов ВМС США.
Однако существует проблема: чтобы быстро перебросить эти эскадры из Атлантического в Тихий океан, американцам необходимо воспользоваться Панамским каналом. Если же подобный вариант по каким-то причинам военно-политического характера в условиях войны для них окажется заблокирован, альтернатива для «звёздно-полосатых» единственная: топать вокруг всей Латинской Америки. Проливом Дрейка, мимо мыса Горн, крайней южной точки архипелага Огненная Земля.
Ну, или отправляться транзитом через Индийский океан. Но на такое «хождение за три моря» понадобятся месяцы. Которых, конечно, при подобном развитии событий китайцы своим врагам ни за что не подарят.
Иными словами, в любом случае придётся атлантическим флотам ВМС США отправляться за семь вёрст киселя хлебать. Но так на войну с Китаем можно и вовсе не поспеть… И ломать голову по этому горестному поводу Вашингтону точно приходится заранее. Пока первые выстрелы вокруг Тайваня ещё не зазвучали.
Недавно на эти обстоятельства геополитического свойства на страницах американского интернет-издания 19FortyFive обратил внимание доктор Роберт Э. Келли, профессор кафедры политологии Пусанского национального университета. По мнению профессора, гарантированный доступ к Панамскому каналу с каждым днём всё более и более стратегически важен для США в их долгосрочном военно-морском соперничестве с Китаем. Естественно, это понимают и в Пекине.
«Китай может повредить или даже разрушить Панамский канал ракетными ударами. Вероятно, с подводных лодок. И, возможно, с использованием ядерного оружия. Это правдоподобное обстоятельство США должны учитывать при планировании полномасштабного китайско-американского конфликта», - рассуждает мистер Келли.
Таким образом, считает автор, для его страны логично было бы попытаться ещё в мирное время взять Панамский канал под свой полный контроль. И начать выстраивать по его берегам мощную противовоздушную и противоракетную оборону.
В связи с этим он вспоминает, как во время Второй мировой войны британцы и американцы совместным десантом морской пехоты предусмотрительно захватили нейтральную до той поры Исландию. Операция под командованием полковника Роберта Стерджеса была направлена на предотвращение установления жёсткого контроля над этим малонаселённым островным государством со стороны нацистской Германии. В 1940 году Лондон и Вашингтон пришли к выводу, что только таким образом можно снизить риск нападения немецких подводных лодок и крейсеров-рейдеров на их океанские конвои, которые на протяжении всей войны непрерывно перевозили грузы через Атлантику в обоих направлениях.
«В тяжёлых китайско-американских обстоятельствах США могли бы проделать нечто подобное и с Панамой», - весьма прозрачно предлагает своим военным заокеанский политолог. Не слишком, как водится, в столь серьёзных вопросах заморачиваясь проблемами международного права, правами человека, интересами демократии, гуманности и прочей «общечеловеческой» белибердой.
Российско-китайский интерес
Возникает вопрос: если события, инициированные Трампом, действительно примут опасный оборот, что делать не только Панаме, но и Китаю и России, которые всё более решительно противостоят Соединённым Штатам? А ещё нашим общим достаточно близким политическим и экономическим партнёрам на том континенте - Никарагуа. Чьи геополитические интересы в Латинской и Центральной Америке тоже будут неизбежно попраны?
Дело в том, что с весны 2023 года, к большому и всё возрастающему негодованию США, названные государства активно работают над созданием реальной альтернативы Панамскому каналу - Никарагуанского канала.
По проекту новый канал будет чуть протяжённее своего логистического конкурента (278 километров против 82 километров в Панаме). Однако для никарагуанцев существенно упрощает ситуацию тот факт, что примерно 105 километров им и прокапывать не придётся - они пройдут прямо по акватории огромного пресноводного озера, также называемого Никарагуа, которое имеет тектоническое происхождение. И то, что получится, в итоге тоже соединит Атлантику с Тихим океаном. Только чуть севернее Панамского канала.
19 ноября 2024 года на саммите Латинская Америка - Китай в Манагуа президент Никарагуа Даниэль Ортега представил международному бизнес-сообществу активно лоббируемый им новый логистический маршрут. А недавно спецпредставитель Ортеги по вопросам взаимодействия с РФ Лауреано Ортега Мурильо рассказал ТАСС, что «необходимый порт со стороны Тихого океана давно существует, так что мы проводим лишь работы по увеличению его пропускной способности. Начато строительство нового порта и со стороны Карибского моря».
При этом, уверяет Ортега Мурильо, его страна очень рассчитывает и на участие России в этом крупнейшем международном проекте. Словом, состав участников проекта строительства таков, что в текущей политической ситуации американскому бизнесу точно не найдётся места в процессе строительства и эксплуатации Никарагуанского канала. Огромные доходы тоже будут поделены без участия соотечественников президента Трампа.
Поэтому легко спрогнозировать, что США кинутся во все тяжкие, чтобы не допустить реализации задуманного злейшими своими геополитическими конкурентами. Несомненно, готовыми ради защиты собственных миллиардных инвестиций превратиться и в противников на поле реального боя. Стало быть, и со стороны Вашингтона в ход пойдёт всё, что возможно, - от политического шантажа до военных угроз и всех мыслимых экономических санкций.
Но кого это пугает? Россию, которая в американских санкциях и без того, как бродячая собака в колючем репейнике? Китай? Однако мощь его армии и флота прямо сегодня растёт столь внушительными темпами, что бояться впору начинать американцам. Никарагуа? Против которой американцы ещё в 1985 году ввели жесточайшее эмбарго на любую торговлю и установили жёсткую морскую блокаду этой крохотной страны?
А то, что в случае необходимости и Россия, и Китай не остановятся перед использованием своих вооружённых сил для защиты будущего канала от штатовских посягательств, сомнений никаких. Поскольку речь точно пойдёт о гигантских капиталах, которые придётся вложить в эту стройку. Главным образом, естественно, китайских. У России в этом деле на никарагуанской земле и труба пониже, и дым пожиже.
Что касается Пекина, то ему только моргни насчёт усиления военного присутствия где угодно. Причём это не только моё мнение по этому поводу. Недавно Пентагон представил Конгрессу 182-страничный доклад о вооружённых силах КНР, который не был засекречен. В этом докладе подчёркивается, что в последние годы военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая неуклонно расширяют своё присутствие в мире. И выводят свои эскадры всё дальше и дальше за пределы Тихого океана.
Их корабли, отмечает Пентагон, стали частыми гостями в Аденском заливе, где опираются на первую китайскую зарубежную военно-морскую базу в Джибути. Оперативная группа китайского флота начала действовать в Средиземном море ещё в июле 2017 года. Следом другая китайская корабельная группировка принимала участие в совместных манёврах с российскими моряками и в море Балтийском.
«Расширяющийся флот ВМС НОАК из крупных современных десантных кораблей позволяет проводить широкий спектр экспедиционных операций везде, где интересы КНР находятся под угрозой или в поддержку участия КНР в санкционированных на международном уровне операциях», - с видимым опасением написано в свежайшем пентагоновском докладе.
Помимо своей постоянной базы в Джибути, командование НОАК «вероятно, уже рассматривает и планирует дополнительные военные логистические объекты для поддержки проекции военно-морских, воздушных и сухопутных сил», говорится в документе.
И далее там же: «Страны, рассматриваемые для таких центров, включают Бирму, Таиланд, Индонезию, Пакистан, Шри-Ланку, Объединённые Арабские Эмираты, Кубу, Кению, Экваториальную Гвинею, Сейшельские Острова, Танзанию, Анголу, Нигерию, Намибию, Мозамбик, Габон, Бангладеш, Папуа-Новую Гвинею, Соломоновы Острова и Таджикистан».
Как видите, в этом внушительном перечне Никарагуа пока не значится. Но, как представляется, только потому, что названную страну США ещё не успели превратить в обжигающую «горячую точку» в связи с начинающимся возведением на её земле нового канала. В который американским судам вход если и не будет заказан, то, скорее всего, сильно затруднён. Что просто обречено не понравиться не только Трампу.
В таком контексте легко спрогнозировать, что плечом к плечу с китайцами в Никарагуа, вполне возможно, вскоре встанет и российский Военно-морской флот. Допустим, в виде пары развёрнутых на выходах в Атлантический и Тихий океаны пунктов материально-технического снабжения наших ракетных подводных лодок и надводных кораблей. Наподобие того, что пока ещё имеем в сирийском Тартусе.
Что это даст? А считайте! Кратчайшее расстояние из пределов Никарагуа до Штатов - 2880 километров. Сущий пустяк для нашего ставшего знаменитым «Орешника», который способен из наземных пусковых установок бить вдвое дальше. Примерно такая же дальность полёта и у отечественных стратегических крылатых ракет авиационного базирования типа Х-101. В первом приближении это же верно и для корабельных «Калибров».
Каждый же прекрасно понимает, что с учётом подобных обстоятельств заиметь на постоянной основе стартовые площадки для подобных ракет в обычном или ядерном снаряжении прямиком в «мягком подбрюшье» Штатов - давняя «голубая» мечта российских генералов и политиков. Именно поэтому наши боевые корабли и самолёты в последние годы демонстративно не раз навещали Никарагуа.
Как, например, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в 2008 году. Или как гвардейский ракетный крейсер «Москва» в 2013-м. Как, наконец, наши стратегические ракетоносцы Ту-160, в ноябре 2013-го садившиеся на аэродром Манагуа близ столицы этой латиноамериканской страны.
Теперь, когда с подачи Трампа вокруг не только Панамского, но и строящегося Никарагуанского канала, вероятно, вот-вот разразится новая глобальная геополитическая «драка», эти воспоминания могут оказаться весьма актуальными для всего мира.