Foxhound - гроза вражеских самолётов и крылатых ракет
![Foxhound - гроза вражеских самолётов и крылатых ракет Foxhound - гроза вражеских самолётов и крылатых ракет](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/274ee41d69bc4897bcc4f6ef3816b734.jpg)
«Два стратегических ракетоносца Ту-95МС дальней авиации ВКС России выполнили плановый полёт над нейтральными водами Баренцева и Норвежского морей. Продолжительность полёта составила более 4 часов. Истребительное сопровождение обеспечивали экипажи самолётов МиГ-31 Воздушно-космических сил», - сообщило Минобороны РФ 4 февраля.
Наши «дальники» регулярно совершают полёты над водами Арктики, Северной Атлантики, Тихого океана, Чёрного и Балтийского морей. Столь же регулярно в ходе этих мероприятий истребительное сопровождение ракетоносцев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 обеспечивают экипажи «тридцать первых» - самых быстрых самолётов в ВКС.
Давайте сегодня познакомимся с этими машинами поближе. Уникальные МиГ-31 этого более, чем заслуживают.
Всевысотный комплекс перехвата
Опыт Второй мировой и войны в Корее, где ВВС США массово применяли тяжёлые бомбардировщики, а также разработка в Штатах бомбардировщиков Convair B-36, Boeing B-52 Stratofortress, Convair B-58 Hustler, высотного самолёта-разведчика Lockheed U-2 и стратегического сверхзвукового самолёта-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird, подвигли ВПК СССР к созданию целого семейства специализированных перехватчиков. Венцом развития этих самолётов во второй половине 60-х считался одноместный сверхзвуковой перехватчик МиГ-25П (по кодификации НАТО - Foxbat), совершивший первый полёт в 1966-м, разгонявшийся до 2,83 Маха и предназначенный бороться как с истребителями и бомбардировщиками вероятного противника, так и с американскими Blackbird (максимальная скорость SR-71 - 3 Маха, практический потолок - 25 910 м).
Также был создан вариант МиГ-25РБ - одноместный сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик оперативно-тактической разведки фронтовой авиации ВВС, носитель ядерного оружия.
Опытные экземпляры «двадцать пятого» ещё проходили испытания, когда в микояновском ОКБ-155 Московского машиностроительного завода «Зенит», создавшем МиГ-25, стали готовиться к проектированию нового истребителя-перехватчика. Причины для этого имелись вполне весомые.
![Советский учебно-боевой истребитель-перехватчик МиГ-25.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/0acb10205b824fe3aed95a05af917047.jpg)
После окончания войны в Корее, ВВС США делали ставку на высотный прорыв своих бомбардировщиков к цели. В рамках концепции противодействия такому прорыву в первую очередь и создавался МиГ-25П. Однако ЗУР ЗРК С-75 «Двина», сбившая 1 мая 1960-го над советской территорией на высоте 20 700 м «разведчик» U-2 пилота Гари Пауэрса, дала понять американцам, что их бомбардировщики на большой высоте проскочить сквозь ПВО СССР не смогут. Тогда военные США стали подумывать о преодолении советской ПВО на малых высотах, т.к. считалось, что ЗУР ЗРК того времени не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям, к тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению РЛС перехватчиков из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности.
Для реализации новой тактики в Соединённых Штатах были запущены программы по созданию сверхзвуковых самолётов с крылом изменяемой стреловидности - стратегического бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer и истребителя-бомбардировщика General Dynamics F-111. Позже эти программы дополнились проектом создания многоцелевой высокоточной дозвуковой крылатой ракеты большой дальности Tomahawk, способной совершать полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
Возможности МиГ-25П по противодействию низколетящим целям, даже с учётом будущих модернизаций машины, могли оказаться недостаточными. Плюс к этому, огромные пространства Советского Союза и нехватка в Вооружённых силах СССР самолётов-заправщиков делали критичной такую характеристику перехватчика, как дальность. У МиГ-25П на дозвуке она составляла 1730 км - удовлетворительно, но хотелось бы большего. Наиболее «дальнобойным» перехватчиком в советской авиации в описываемый период являлся тяжёлый двухместный барражирующий перехватчик ПВО Ту-128, имевший практическую дальность 2565 км. Это уже было хорошо, но прочие лётные характеристики «сто двадцать восьмого» на фоне таковых у «двадцать пятого» (максимальная скорость 1,3 Маха и практический потолок 15 600 м против 20 700 м у МиГ-25П) выглядели очень не очень...
С учётом суммы данных обстоятельств, у советских авиаконструкторов возник соблазн на основе наработок по МиГ-25П создать истребитель-перехватчик нового поколения, который, не уступая «двадцать пятому» по скорости, превзошёл бы его по возможностям обнаружения и поражения самолётов и крылатых ракет в широком диапазоне высот и скоростей как на фоне неба, так и подстилающей поверхности. Не забыли про пример МиГ-25РБ - машина нового поколения должна была стать многоцелевой, т.е. способной, в случае необходимости, поражать наземные цели. Ну и да, эта машина виделась коллективу ОКБ-155 как более «дальнобойная», чем Ту-128. По сути, речь шла о проектировании не просто нового самолёта, а целого авиационного всевысотного комплекса перехвата, способного на достаточно продолжительное время «закрыть» потребности отечественной ПВО. Эти соображения и послужили отправной точкой для начала работ над машиной, впоследствии получившей название МиГ-31.
Работы по созданию будущего «тридцать первого», чей прототип фигурировал в документах как самолёт Е-155МП, официально стартовали в ОКБ-155 в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 24 мая 1968 года. На разных этапах этими работами руководили такие выдающиеся конструкторы, как Александр Чумаченко, Глеб Лозино-Лозинский, Константин Васильченко, Анатолий Белосвет и Эдуард Кострубский. Процесс создания машины шёл непросто, что объяснялось как принципиальной новизной всевысотного комплекса перехвата, так и периодически меняющимися требованиями заказчика. Защита эскизного проекта Е-155МП состоялась в 1972-м.
![Тактический разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ ВВС России.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/52335e622b814236a8391070f6da5d2a.jpg)
Планер «сто пятьдесят пятого» разработали на основе планера МиГ-25П. Самолёт получился выполненным по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. В отличие от одноместного МиГ-25П, экипаж нового перехватчика состоял из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, расположенных тандемом. Обе кабины - герметичные, в них устанавливались катапультируемые кресла К-36ДМ. Управление самолёта двойное - в кабине штурмана имелись основные органы управления. Ещё одно отличие Е-155МП от МиГ-25П - передние створки ниш уборки основных стоек шасси «сто пятьдесят пятого» стали одновременно и тормозными щитками. Увеличилась ёмкость топливной системы.
Первый боевой четвёртого поколения
Фигурально выражаясь, проект истребителя-перехватчика нового поколения «стоял на трёх китах»:
- разработанных в Пермском МКБ двухконтурных двигателях Д-30Ф6 с тягой на форсаже 15 500 кгс (на МиГ-25П стояли двигатели Р15Б-300 - 10 980 кгс), разгонявших машину до 2,8 Маха, гарантировавших ей практический потолок 22 500 м, а динамический - до 30 000 м и, «в комплекте» с большим объёмом топливных баков, обеспечивавших перехватчику практическую дальность полёта без дозаправки до 3000 км;
- системе управления вооружением «Заслон» (головной разработчик - Конструкторское бюро радиостроения), включавшей впервые устанавливаемую на серийный истребитель РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой, а также аппаратуру для теплового обнаружения и сопровождения воздушных целей по угловым координатам, бортовую цифровую вычислительную машину, канал телевизионной индикации. СУВ первоначально обеспечивала обнаружение воздушной цели типа «бомбардировщик» в передней полусфере на дальности 200 км, автоматическое сопровождение на дальности 120 км, могла одновременно отслеживать 10 целей и сопровождать из них 4 приоритетные. У модернизированной СУВ эти значения выросли до 320 км, 280 км, 24 и 8 соответственно. Группа из четырёх самолётов с СУВ «Заслон» была способна сканировать воздушное пространство по фронту протяжённостью 1100 км, что было как нельзя более кстати при защите протяжённых северных рубежей страны, где наблюдался дефицит наземных РЛС;
- разработанных ГосМКБ «Вымпел» управляемых ракетах класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33, размещённых в полуутопленном положении под фюзеляжем на катапультных устройствах и имевших полуактивную радиолокационную головку самонаведения. Рассчитанные на многоканальное самонаведение, Р-33 создавались специально под СУО «Заслон» или её аналоги, также имевшие РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой и способные обеспечивать одновременное наведение нескольких УР на разные воздушные цели. Максимальная дальность пуска «тридцать третьих» постепенно была доведена со 120 до 160 км. Р-33 имели возможность поражать цели, летевшие на высотах до 28 000 метров со скоростью до 3700 км/ч (М=3,5). Вероятность уничтожения самолётов противника, маневрировавших с четырёхкратной перегрузкой, составляла 0,6-0,8.
Кроме УР Р-33, в состав вооружения нового перехватчика должны были входить УР класса «воздух-воздух» с тепловой ГСН: средней дальности Р-40Т (специально созданные для МиГ-25П), а также ближнего боя Р-60М и Р-73. Кроме того, в качестве вспомогательного вооружения предусматривалась 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (темп стрельбы 9000 выст./мин, боекомплект 260 снарядов), а для поражения наземных целей рассматривалась возможность размещения на внешних подвесках самолёта блоков неуправляемых реактивных снарядов, авиабомб и зажигательных баков.
В 1974-м на заводе «Сокол» в Горьком (сейчас Нижний Новгород) началась подготовка к серийному производству Е-155МП, а 6 сентября следующего года прототип будущего МиГ-31 впервые поднялся в воздух. Насыщенная программа испытаний и соответствующих доработок всевысотного комплекса перехвата завершилась с положительным результатом, что позволило 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик Е-155МП, переименованный в МиГ-31-33 (потом просто МиГ-31), с РЛС РП-31 в составе СУВ «Заслон» и УР Р-33 принять на вооружение.
![МиГ-31БМ взлетает на форсаже.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/4ac540efbb63407dba2a522707473351.jpg)
Если МиГ-25П считался выдающейся машиной, то «тридцать первый» с полным на то правом можно было отнести к самолётам революционным. Причём - не только из-за отличных лётных характеристик, весьма продвинутой СУВ и мощного вооружения самолёта.
Де-факто, истребитель-перехватчик МиГ-31 стал первым боевым самолётом четвёртого поколения в отечественной авиации и единственным серийным самолётом в мире, способным эффективно перехватывать малоразмерные низколетящие крылатые ракеты. Также он продемонстрировал способность выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий, одиночно, а также в составе группы из четырёх самолётов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивала автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км (для наземных пунктов дальность до 2000 км) и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (в этом случае «тридцать первый» выполнял роль пункта наведения или ретранслятора). Кроме того, оборудование МиГ-31 обеспечивало обмен данными о воздушной обстановке с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.
По сути, МиГ-31 объединил в одной машине функционал истребителя-перехватчика, воздушного командного пункта ВВС и ПВО, ретранслятора и самолёта ДРЛО. Однако, как известно, за всё хорошее надо платить: МиГ-31 считается едва ли не самым сложным в пилотировании из числа боевых самолётов, до сих пор стоящих на вооружении отечественной авиации…
Не Super Foxbat, а Foxhound!
Новые перехватчики стали поступать в части ПВО в 1983 году. Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП ПВО, дислоцирующийся в Правдинске, и филиал Липецкого центра боевого применения и подготовки лётного состава в Саваслейке (Горьковская область).
В НАТО новый советский перехватчик сперва посчитали вариантом глубокой модернизации МиГ-25П и присвоили МиГ-31 кодовое название Super Foxbat. Последующие «игры в догонялки» у границ СССР с участием «тридцать первых» и SR-71 Blackbird быстро доказали янки, что МиГ-31 хоть и похож на «двадцать пятый», но всё же является новой машиной. После чего МиГ-31 в НАТО переименовали в Foxhound («Лисья гончая»).
Процитирую авиационного инженера и историка Николая Якубовича: «Одна из первых встреч МиГ-31 и SR-71 произошла 8 марта 1984 года. Тогда пара МиГов "зажала" американца в нейтральных водах и он, не решив поставленную задачу, ушёл подальше от нашей границы. В следующем году по инициативе командующего авиацией ПВО на остров Сахалин в режиме радиомолчания перелетела четвёрка МиГ-31 во главе с лётчиком-инспектором полковником В. Ивлиевым. В последующие дни отряд выполнил несколько демонстративных полётов на высотах от предельно малых до 20 000 метров с разгоном до 2500 км/ч и радиообменом открытым текстом. Это произвело на японцев и их заокеанских партнёров сильное впечатление, в результате активность их авиации заметно снизилась…»
![Кабина перехватчика МиГ-31.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/e120a70ee34d40b282c79499319e899f.jpg)
В серийном производстве «тридцать первый» находился до первой половины 90-х годов, что позволило выпустить более 500 машин. МиГ-31 неоднократно подвергался модернизациям и выпускался в разных модификациях. Это дало возможность дооборудовать машину устройством дозаправки топливом в воздухе, оснастить её более продвинутой СУВ с модернизированной РЛС, дополнить комплекс вооружения перехватчика УР большой дальности Р-37 (скорость полёта - до 6 Махов, максимальная дальность пуска - до 200 км, а в варианте Р-37М - свыше 200 км. Система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории), УР средней дальности Р-77 с моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной ГСН, УР ближнего боя Р-60М, Р-73М и Р-74М.
Ещё в начале 90-х появилась опытная модификация МиГ-31Д, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт» для поражения низколетящих орбитальных объектов. Отталкиваясь от той же идеи использования МиГ-31 в качестве платформы для запуска ракет в космос, в начале XXI века родилась концепция МиГ-31И (изделие «Ишим») - самолёта, предназначенного для воздушного старта небольших космических аппаратов массой 120-160 кг на орбиты 600-300 км. После 2006 года проработка этой темы в публичном поле «заглохла». Однако обозначение МиГ-31И нам ещё встретится…
Для варианта модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31БМ была заявлена возможность эффективного взаимодействия с ЗРК ПВО. «За счёт модернизации бортового радиолокационного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2 раза», - указывают авторы двухтомника «МиГ»: полёт сквозь время».
Первая пара МиГ-31БМ появилась в Саваслейке весной 2008-го. С 2009 года началась поставка «тридцать первого БМ» в строевые части.
В 2014 году появилась информация о передаче части российских «тридцать первых» из ВВС в Морскую авиацию ВМФ.
26 марта 2016-го лётчики Центрального военного округа установили рекорд длительности беспосадочного перелёта на МиГ-31БМ, проведя в небе 7 часов 4 минуты и покрыв расстояние около 8000 километров. Осенью того же года наши «тридцать первые» появились в САР, где перехватчики предполагалось использовать для усиления ПВО российской авиабазы Хмеймим, а также для управления действиями авиации из состава российской авиагруппы и ВВС Сирии в воздушном пространстве страны.
«Мы назвали эту систему «Кинжал»
Если внушительный потенциал «тридцать первого» как истребителя-перехватчика всем был ясен и понятен, то возможности самолёта по поражению наземных целей долгое время рассматривались как «непрофильные», а значит - второстепенные. Коренным образом такой подход к оценке МиГ-31 изменило выступление Владимира Путина с посланием Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Пожалуй, следует привести цитату из этого выступления президента РФ полностью.
![МиГ-31 отрабатывает перехват крылатых ракет в небе над Камчаткой.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/c61e965346194374a2297bf18d480f55.jpg)
«Важнейшим этапом современных систем вооружений стало создание высокоточного гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса, также, как вы уже поняли наверняка, не имеющего мировых аналогов. Его испытания успешно завершены, и, более того, с 1 декабря прошлого года комплекс приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа. Уникальные лётно-технические характеристики высокоскоростного самолёта-носителя позволяют доставлять ракету в точку сброса за считанные минуты. При этом ракета, летящая с гиперзвуковой скоростью, превышающей скорость звука в 10 раз, ещё и осуществляет маневрирование на всех участках траектории полёта, что позволяет ей также гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны, доставляя к цели на дальность более 2 тыс. километров ядерные и обычные боезаряды. Мы назвали эту систему "Кинжал"», - сказал Путин.
Так мир узнал о существовании российского «Кинжала» - гиперзвукового авиационного ракетного комплекса, в котором МиГ-31 выполнял роль носителя и, одновременно, фактически первой (разгонной) ступени для «заимствованной» у ОТРК «Искандер-М» аэробаллистической ракеты.
Через неделю заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов пояснил, что «Кинжал» способен эффективно поражать не только стационарные наземные цели.
«Это класс высокоточного оружия, которое имеет многофункциональную боевую часть, позволяющую работать как по стационарным, так и по движущимся целям. В частности, авианосцы и корабли класса крейсер, эсминец, фрегат - потенциальные цели для этого оружия», - пояснил Борисов.
20 февраля 2019 года в Минобороны РФ заявили, что в течение 2018-го для подтверждения точностных характеристик комплекса «Кинжал» были выполнены практические пуски ракет в сложных метеорологических условиях по целям, расположенным на разных полигонах. Ракеты, пролетев более 1000 км, «поразили все цели, имевшие размер, сравнимый с легковым автомобилем».
«С апреля 2018 года самолёты МиГ-31 комплекса "Кинжал" осуществляют регулярные полёты над акваториями Чёрного и Каспийского морей. В ходе проводимых мероприятий личный состав закрепил навыки, необходимые для успешного выполнения поставленных задач, в том числе с оперативных аэродромов. Отрабатываются задачи по дозаправке топливом в воздухе, что даёт возможность увеличить дальность их применения почти в два раза», - добавили в российском военном ведомстве.
Любопытно, что МиГ-«кинжалоносец» в Минобороны РФ официально именовался и МиГ-31К, и МиГ-31И.
«В рамках учения на российскую авиабазу Хмеймим в Сирийской Арабской Республике с российских аэродромов осуществлён перелёт пары самолётов МиГ-31К, имеющих возможность применять новейшие гиперзвуковые ракеты из состава комплекса "Кинжал"», - объявили в российском военном ведомстве 25 июня 2021 года.
![Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/d8f9883d287545a6b4efd52e4e61d456.jpg)
20 января 2022-го тогда ещё министр обороны РФ Сергей Шойгу во время выступления в Национальном центре управления озвучил «промежуточный» вариант названия самолёта: «Сформирован отдельный авиационный полк, вооружённый самолётами МиГ-31И(К) с гиперзвуковой ракетой "Кинжал"».
Потом стало использоваться название МиГ-31И. Например, в том же 2022-м наше военное ведомство доложило: «Сегодня, 18 августа в рамках выполнения дополнительных мероприятий стратегического сдерживания осуществлено перебазирование трёх самолётов МиГ-31И с гиперзвуковыми ракетами "Кинжал" на аэродром Чкаловск Калининградской области».
«ПВО противника этой ракете не страшна»
Начало СВО дало старт активным действиям «тридцать первых» - и перехватчиков, и «кинжалоносцев» - на украинском ТВД.
На момент 24 февраля 2022 года самыми дальнобойными УР класса «воздух-воздух» воздушных сил Украины являлись советские Р-27ЭР и Р-7ЭТ с максимальной дальностью пуска 95 и 90 км, соответственно. Неудивительно, что российские МиГ-31БМ со своими УР большой дальности Р-33С и Р-37М оказались крайне опасными противниками для украинских МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25. Ну а появившиеся летом 2014 года у Киева немногочисленные F-16 Fighting Falcon, тоже проигрывавшие в максимальной дальности пуска своих УР ракетам МиГ-31БМ, те и вовсе старались не приближаться к районам, где имелся шанс угодить в прицел «тридцать первого». То есть даже не атаками, а только одним фактом своего возможного появления «тридцать первые» уже серьёзно осложняли жизнь вражеским лётчикам. Способность «тридцать первых» успешно обнаруживать и сбивать крылатые ракеты противника в ходе СВО тоже оказалась к месту.
Показательный момент: за время СВО украинской стороне ни разу не удалось сбить ни один из наших МиГ-31БМ, а вот те сумели «заземлить» десятки воздушных целей. 25 июня 2024 года к последним едва не присоединился американский стратегический разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk, когда над ним дважды на сверхзвуке прошёл российский истребитель-перехватчик. Этих демонстративных манёвров хватило для того, чтобы операторы находившегося над международными водами Чёрного моря беспилотника немедленно «передумали» мониторить крымское побережье и развернули RQ-4 «домой».
Что же до МиГов с гиперзвуковыми ракетами, то в среде западных военных экспертов на первых порах было модно крайне скептически относиться к возможностям «Кинжала». Мол, не такой уж он и гиперзвуковой, да и вообще… Эта оценка стала меняться только после боевой «премьеры» «Кинжала», состоявшейся 18 марта 2022-го, когда гиперзвуковые баллистические ракеты уничтожили крупное подземное хранилище боеприпасов ВСУ в населённом пункте Делятин Ивано-Франковской области.
В ночь на 20 марта «Кинжал» разнёс крупную базу ГСМ ВСУ в районе населённого пункта Константиновка Николаевской области.
Днём 11 апреля «Кинжал» в районе населённого пункта Часов Яр Донецкой области ударил по заглублённому, хорошо защищённому КП группировки украинских войск в Донбассе.
![Вылет на боевое задание с «Кинжалом».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/07/f40ca3ed31ae459faaa47a881917a8fd.jpg)
«Хорошо себя зарекомендовали по поражению объектов новейшие гиперзвуковые авиационные ракеты "Кинжал". Ни одна из систем ПВО противника этой ракете не страшна», - констатировал 18 октября 2022 года командующий Объединённой группировкой войск (сил) в районе проведения СВО генерал армии Сергей Суровикин.
Последние иллюзии у западных «знатоков» касательно эффективности «Кинжала» развеялись после 16 мая 2023 года, когда развёрнутый в Киеве ЗРК американского производства MIM-104 Patriot за 1 минуту 50 секунд выпустил в сторону приближавшейся гиперзвуковой аэробаллистической ракеты 32 своих ЗУР, но сбить её так и не смог.
«В результате удара гиперзвуковым ракетным комплексом "Кинжал" в городе Киев были поражены и полностью уничтожены многофункциональная радиолокационная станция, а также 5 пусковых установок зенитного ракетного комплекса Patriot производства США», - отрапортовало российское военное ведомство.
После этого случая любой взлёт нашего борта, опознанного противником как МиГ-31И, немедленно приводил к объявлению воздушной тревоги во всех без исключения областях Украины. При этом в ВСУ утверждали и утверждают, что MIM-104 успешно сбивают ракеты «Кинжала». Однако в Европе, да и в Штатах этим реляциям, мягко говоря, не очень доверяют - урок 16 мая 2023 года пошёл впрок.
Итак, славная история «Лисьих гончих» продолжается. Другой вопрос - какая машина придёт им на смену?
Создание в России истребителя-перехватчика шестого поколения, разрабатываемого в рамках программы перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, по данным Ростеха, в январе 2021-го находилось на стадии опытно-конструкторских работ. Как говорится - ждём…