На северном фланге НАТО без перемен: прогрессирует политическая шизофрения

«Размытая» реальность
«Грань между войной и миром полностью размыта» - так, со ссылкой на национальную разведку, комментирует ситуацию в регионе норвежская газета High North News. И это похоже на правду, но с серьёзной поправкой: обстановка вышла из-под контроля не по вине России, как утверждает спецслужба Осло, а в результате деструктивных действий политических кругов той же Норвегии, Швеции, Финляндии, да и всего Запада, направленных на продолжение конфликта на Украине любой ценой.
Что так неймётся воинственным потомкам викингов, другой вопрос, но ещё не было дня, чтобы из Осло и других столиц Северной Европы не раздавались призывы к поддержке киевского режима. Вот и 6 марта Норвегия объявила о намерении более чем удвоить финансовую помощь Украине, доведя её до 7,8 миллиарда долларов в год. При этом премьер-министр Йонас Гар Сторе не скрывает: Норвегия рассчитывает, что эта поддержка «поможет Украине противостоять России», агрессивность которой якобы угрожает всему миру.
По его словам, Норвегия сталкивается с самой серьёзной угрозой безопасности за последние восемьдесят лет - получается, с той самой поры, когда норвежцы воевали в рядах вермахта и ваффен СС, но были разбиты Красной армией. Правда, в ту пору события назывались иначе - «освобождением Норвегии от гитлеровской оккупации», а официальный Осло рассыпался в благодарностях в адрес Советского Союза…
Теперь же Норвегия, Швеция и Финляндия изъявляют готовность войти в «коалицию желающих», которую активно сбивают Франция и Великобритания для отправки на Украину в качестве так называемых миротворческих сил. Причём это делается вопреки предупреждению Москвы, что она не допустит размещения западных войск на украинской территории и что это может привести к прямому столкновению между Россией и НАТО.

Параллельно Норвегия, Швеция и Финляндия под знамёнами НАТО готовят, и это нельзя не заметить, свои страны под ещё один возможный плацдарм противостояния с Россией - самый северный. Причём подготовка идёт сразу по нескольким направлениям. Прежде всего за счёт наращивания военных возможностей стран Северной Европы. Например, Финляндия, несмотря на наличие огромного государственного долга и не самую радужную экономическую ситуацию, намерена выделить в нынешнем году на военные расходы 6,5 миллиарда евро, что на 536 миллионов евро больше по сравнению с 2024 годом и составляет примерно 2,5% ВВП страны.
Значительная часть этих средств - 1,9 миллиарда евро - предназначена для приобретения 64 многоцелевых истребителей F-35A. Финляндия планирует получить первые машины к концу 2025 года. На развитие военной разведки, береговых сил и борьбы с БПЛА будет выделено 498 миллионов евро. Ещё 348 миллионов евро планируется направить на совершенствование инфраструктуры. Более 300 миллионов пойдут на оперативную подготовку национальных вооружённых сил, в том числе и на проведения ряда учений, о которых финские военные не спешат поставить в известность общественность.
Речь, в частности, о состоявшихся в начале февраля учениях Ruske-2025/1, в которых приняли участие егерская бригада высокой готовности «Лаппи», отдельный егерский полк специального назначения «Утти», а также пограничные силы. Как стало известно, учения, которые проходили на территории почти всей Лапландии, были направлены на отработку навыков скрытого передвижения в условиях тундры, десантирования с вертолётов на территорию противника, то есть России, и организации взаимодействия с «группами сопротивления».
Чтобы справиться с «ситуацией военного времени», и это весьма откровенное признание главы Минобороны Швеции Пола Йонсона об остановке в стране, которую, напомним, создали её же правящие элиты, Швеция увеличивает в 2025 году военные расходы на 13 млрд крон (1,3 млрд долларов), доведя их до 138 млрд, что составит 2,4% от ВВП. Эти средства пойдут на приобретение бронетехники, новых береговых ракетных комплексов, реактивной артиллерии, разведывательных самолётов, новейших истребителей и др.
Кроме того, Швеция намерена увеличить число призывников до 10 тысяч человек к 2030 году, при этом общая численность армии увеличится примерно на 27 тысяч «штыков» и составит около 115 тысяч военнослужащих. К 2030 году планируется сформировать четыре новые бригады.
Особенно примечательно, что с недавних пор вооружённые силы Швеции намерены уделять больше внимания арктическому региону, где ранее обходились ограниченным присутствием. Объяснение простое: таким образом Швеция намеревается оправдать своё членство в НАТО, которое отводит этому региону значительную роль в противостоянии с Россией. С недавних пор Швеция направляет значительные инвестиции в развитие военных объектов и улучшение логистики, необходимой для проведения операций на Крайнем Севере. Швеция не только активно участвует в различных учениях, которые регулярно проводятся в регионе, но и возглавляет натовские войска в Финляндии, штаб-квартира которых разместится в северной Лапландии.

Вместе с тем Стокгольм не снижает военную активность в Балтийском регионе. В начале 2025 года Швеция объявила о планах развёртывания экспедиционных сил, в том числе военных кораблей, для проведения в составе сил НАТО операции «Балтийский часовой». Шведское правительство сообщило, что выделит до трёх военных кораблей, разведывательный самолёт ASC 890 и ресурсы береговой охраны для усиления присутствия сил альянса на Балтике. Причём четыре корабля береговой охраны будут развёрнуты немедленно, а семь дополнительных останутся в резерве на случай обострения обстановки.
Стокгольм также усилил свои военные подразделения на острове Готланд, переместив на туда тяжёлую технику. Кроме того, в первых числах января 2025 года Швеция направила батальон численностью 550 человек в состав передовых сухопутных сил НАТО в Латвии, расположенных на военной базе Camp Valdemar. А вместе с Данией Швеция формирует в этой балтийской стране экспедиционный контингент в составе бригады, которая будет дислоцироваться в Риге.
Варяги и их «гости»
Вторым направлением подготовки Северной Европы в качестве ещё одного антироссийского фронта стало наращивание военного присутствия в регионе сил Североатлантического альянса. Это проявляется как в размещении здесь натовских войск и баз, так и в проведении различных манёвров и учений, направленных на освоение возможного района боевых действий.
Взять ту же Финляндию. Не прошло и двух лет, как страна стала членом НАТО, а уже все лучшие военные базы отданы в распоряжение альянса и США. Пентагону разрешено пользоваться четырьмя базами ВВС, пятью военными хранилищами, штаб-квартирой погранслужбы, базой на острове Руссаре, позволяющей контролировать весь Финский залив.
Ещё в августе прошлого года стало известно, что в городе Миккели, это всего в 140 километрах от границы с Россией, разместится штаб сухопутных войск НАТО, который на случай войны будет управлять наземными операциями альянса в Северной Европе, а в мирное время планировать и проводить в регионе учения. Этот же город выбран для размещения натовской бронетанковой бригады.
Казалось бы, ещё недавно Норвегия, которая является членом НАТО с момента создания блока, избегала присутствия войск альянса на севере страны. Более того, королевство само установило себе запрет на проведение учений НАТО и на военное присутствие армий других государств восточнее 24-го меридиана восточной долготы. Правда, негласно этот запрет само же и нарушало.
В 1988 году около города Вардё, откуда в хорошую погоду виден российский берег, появилась радиолокационная станция. Её основной задачей было следить за действиями вооружённых сил сначала СССР, а затем и РФ в интересах НАТО. Со временем станция совершенствовалась и стала составной частью глобальной системы противоракетной обороны США. «Главный отель Вардё переполнен американскими специалистами и шпионами, маскирующимися под орнитологов», - иронизировала по этому поводу ещё более десяти лет назад газета Norway Today.

В настоящее время Пентагон использует 12 военных объектов на территории Норвегии. Из них шесть расположены на севере страны: аэродромы Андёйя, Бардуфосс, Рюгге, Сула и Эвенес, база и полигон Сетермоен. Известно также, что к 2026 году в населённом пункте Сёррейста в провинции Тромс планируется разместить тренировочный центр для отработки десантных операций НАТО в арктических условиях. А в Будё, скорее всего, разместится Объединённый центр управления воздушными операциями (CAOC), который сможет координировать действия военно-воздушных сил НАТО на очень большой территории, поддерживая ситуационную осведомлённость.
Сейчас Норвегия и США в спешном порядке восстанавливают подземную базу атомных подводных лодок времён холодной войны Олафсверн, расположенную на севере Норвегии. Это всего лишь в 350 км от границы с Россией. Объект предполагается использовать для базирования американских подлодок, в том числе оснащённых ядерным оружием. При этом норвежцы не могут проверять, есть или нет на американских субмаринах и стратегических бомбардировщиках, прибывающих к ним, спецоружие.
Примечательно, что ещё в декабре прошлого года в интервью RTVI посол Норвегии в России Роберт Квиле утверждал, будто королевство не собирается отказываться от самоограничений, которые предполагают неразмещение иностранного ядерного оружия на норвежской территории. Но это было очевидное лукавство, поскольку накануне, в октябре, норвежцы впервые приняли участие в натовских учениях Steadfast Noon («Стойкий полдень»), на которых отрабатываются вопросы применения ядерного оружия.
А совсем недавно, когда валять дурака в информационном пространстве стало глупо, норвежские власти официально отказались и от самоограничения на военное присутствие восточнее 24-го меридиана восточной долготы. Об этом, в частности, свидетельствует решение о создании новой бригады «Финнмарк», которая будет базироваться в Порсангермуэне (недалеко от Лаксельва) - в самом северном регионе Норвегии. Согласно обнародованному плану, это мощное формирование, включающее мотопехотные и танковые батальоны, артиллерийский дивизион и ряд других подразделений, должно быть полностью боеготовым к 2032 году. Также рассматривается возможность размещения дополнительных сил быстрого реагирования в провинции Финнмарк.
Кроме того, норвежские власти обсуждают возможность усиления военного присутствия, в том числе и натовских сил, в районе архипелага Шпицберген, который Норвегия делит с Россией. Как известно, архипелаг ещё в средние века был известен русским поморам, которые вели там промысел. В России его называли Грумант. Неопределённое положение о принадлежности архипелага продолжалось до 1872 года, когда объединённое правительство Швеции и Норвегии заключило с Российской империей соглашение, в котором признавались равные права всех стран, эксплуатирующих природные богатства Шпицбергена.
Однако в 1920 году, уже после распада Российской империи и с учётом «слабости» молодого Советского государства, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже так называемый Шпицбергенский трактат, где закрепили спорные земли за Норвегией. По соглашению все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к соглашению присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков.

До самого последнего времени на Шпицбергене поддерживался международно-правовой режим, предусматривающий исключительно мирное развитие архипелага и запрет на использование этой территории в военных целях. Но сегодня Шпицберген всё в большей степени вовлекается в орбиту военно-политического планирования Норвегии с участием США и НАТО. По этой причине МИД России призвал Норвегию отказаться от милитаризации Шпицбергена.
Всякое добро наказуемо...
Однако маловероятно, что норвежские власти прислушаются. Причиной тому - махровая русофобия, которая охватила Северную Европу. И это ещё одна причина, послужившая превращению региона в антироссийский фронт. Тут же вспомнилось, что когда-то Шведское королевство вместе с входившей в его состав Финляндией было военной сверхдержавой Европы. Всё изменилось после появления на берегах Балтийского моря России. В ходе Великой Северной войны 1700-1721 годов Швеция потерпела унизительное поражение от России, а затем и вовсе превратилась в заштатное государство.
Но фантомные боли, насколько можно судить, никуда не делись, даже через века дают о себе знать. Поэтому любой мало-мальский повод Стокгольм всегда использовал для того, чтобы насолить Москве. Зачастую действовал и без всякого повода. Вспомним, например, ту компанию, которую развернули шведы в 2014 году вокруг российской подводной лодки, якобы потерпевшей аварию у фьордов Швеции. И хотя Стокгольм так и не смог подтвердить свои «подозрения», Россия была обвинена в «вызывающих действиях на Балтике» и в «нарушениях территориальной целостности стран» региона. А также был сделан вывод о необходимости принятия мер «для скорейшего усиления обороноспособности Швеции».
У финской русофобии также есть исторические корни. Однако без России эта страна, возможно, не появилась бы на карте мира. Например, в 1714 году, когда русские войска заняли Финляндию, именно временная военная администрация создала финскую лоцманскую службу, национальную финскую почту, построила почтовые тракты и научила финнов бизнесу. Несколько позже русские помогали финнам сформировать администрацию - как гражданскую, так и церковную. Наконец, именно Россия создала финскую национальную государственность вместо шведского, фактически колониального управления.
Тем не менее западная пропаганда сделала своё чёрное дело, и теперь даже люди науки (финская научная элита) на симпозиумах открыто заявляют, что «для Финляндии существует только три угрозы - это Россия, Россия и Россия».
А вот у Норвегии, казалось бы, не было исторических причин ненавидеть русских. Так их придумали, и теперь норвежцев запугивают то нашествием русской горбуши, якобы специально «засланной» для истребления исконно норвежского лосося, то специально обученной белугой, которую снабдили специальной аппаратурой с надписью «Сделано в Санкт-Петербурге», чтобы она следила за норвежскими ВМС. Поэтому неудивительно, что ещё до начала специальной военной операции более 2/3 норвежцев в соцопросах называли Россию главной угрозой своему будущему.

Одним словом, Финляндия, Швеция и Норвегия сегодня оказались в ситуации, где действительно полностью размыта психологическая грань между войной и миром. Можно сказать больше - в обстановке военной истерии. Результат вполне предсказуем: на днях, точнее 12 марта, в муниципалитете Нарвик местные жители, в том числе и дети, в спешном порядке - кто-то с чемоданами, а кто всё побросав - покидали свои дома и квартиры и стремглав бежали к транспортным средствам, чтобы выехать в другой регион. Это происходило во время учений Joint Viking, на которых отрабатывалась эвакуация населения на случай войны с русскими.
Кстати, на этих учениях были задействованы 10 тысяч военнослужащих из девяти стран, в том числе морские пехотинцы США. Но теперь в странах Северной Европы, которые прежде безропотно следовали за США и НАТО, усилилась растерянность по поводу дальнейших действий своего главного союзника. Особенно из-за заметно обострившихся отношений между США и Европой. В этой связи в посвящённом вопросам обороны обзоре на 2025 год научно-исследовательского института вооружённых сил Норвегии впервые отметили, что «США больше нельзя считать надёжным союзником».
Более того, был сделан вывод, что долгосрочное планирование вооружённых сил королевства «должно учитывать и американскую угрозу». А это уже похоже на политическую шизофрению.