Новый Папа Римский - сторонник «особой ереси», республиканской

Избрание первого североамериканского кардинала папой в Ватикане не вызвало в Штатах особого удивления или шока. В массе своей интеллектуально недалёкие американцы знали, что кардинал Роберт Превост, имеющий французские и итальянские корни, является убеждённым и зарегистрированным республиканцем (что официально зафиксировано) и участвовавший в республиканских праймериз США, голосовал на республиканских праймериз с 2012 по 2016 год, согласно записям о выборах в округе Уилл, свидетельствует британская Daily Mail.
Эти факты вызвали подозрения, что Превост - ставленник Трампа, а его кандидатура могла быть куплена.
С первых слов всё стало ясно
В Ватикане бытует поговорка: «Кто входит на конклав понтификом, тот выходит из него по-прежнему кардиналом». От западных журналистов, которые считаются знатоками ватиканских интриг, исходило много вполне аргументированных предположений о том, кто из кардиналов станет новым папой римским. Но никто не угадал, никто не назвал имя американского кардинала Роберта Превоста. И всё же главное не это. Главное то, что при новом папе консервативные ценности католицизма, похоже, будут и дальше размываться, как это было при папе Франциске.
В своей первой проповеди на площади Святого Петра в качестве Папы Римского Лев XIV подчеркнул преемственность с правлением покойного Папы Франциска. Это были не дежурные слова, сказанные, как могло показаться, ради памяти ушедшего в вечность понтифика. Это была декларация курса нового папы. Консервативно настроенные католики, которые видели в покойном папе Франциске чуть ли не вероотступника за его благосклонное отношение к гражданским однополым союзам, сильно напряглись.
Судя по публикациям в западной консервативной печати, их напугало не столько то, что новый глава Римско-католической церкви тоже пойдёт по пути религиозной толерантности к нетрадиционным половым отношениям, сколько то, что папа Лев XIV - почти открытый сторонник так называемой «теологии освобождения», которая в католицизме называется «религией для бедных» и к которой благоволил папа Франциск.

Кто есть Who
Роберт Фрэнсис Прево или Роберто Франциско Прево Мартинес - полное имя американского кардинала Роберта Прево, с 8 мая 2025 года - Папа Римский Лев XIV. Родился в 1955 году, вырос в Долтоне, штат Иллинойс, пригород Чикаго. Был рукоположен в священники в 1982 году, затем переехал в Перу, где с 1988 по 1998 год служил пастором, а с 2015 по 2023 год был епископом Чиклайо. Папа Франциск возвёл его в сан кардинала на консистории 30 сентября 2023 года. Во время госпитализации своего предшественника в больнице «Джемелли» Прево 3 марта возглавил чтение Розария за здоровье Папы Франциска на площади Святого Петра. По смерти Папы Франциска избран Папой Римским.
Вернёт ли Лев XIV католическую церковь к традиционной христианской морали или продолжит путь, начатый Франциском? Этот вопрос является экзистенциальным не только для западного христианства, но и для западной цивилизации в целом.
Что такое «теология освобождения»?
На Западе есть немало публикаций, в которых утверждается, что внедрение в среду католического духовенства «теологии освобождения» является «самой разрушительной» операцией советского КГБ в 60-е годы прошлого столетия. Ареной этой операции будто бы была Латинская Америка, в которой как ни на каком другом континенте сильна и влиятельна католическая церковь. К тому же Латинская Америка отличается крайним расслоением общества и социальной несправедливостью. И, мол, КГБ путём работы с католическими пасторами попытался «наложить марксизм на христианство» и тем самым подорвать всю католическую (западную, как ещё говорят богословы) церковь и весь западный мир путём провоцирования революционных движений и смены капиталистических режимов на социалистические.
Суть «теологии освобождения» - если просто и без глубоких богословских выкладок - заключается в том, что она проповедует установление социальной справедливости на земле для «сирых и убогих» и борьбу с богатыми. Её ещё называют «теологией бедных». Этому-то и противостоял во время своего понтификата Иоанн Павел II. Он говорил, что если проповедовать только бедным, то богатые лишатся Слова Божьего, и это усугубит жестокость общества. Если сосредоточиться только на физическом голоде людей, говорил он, то «их жажда Бога останется неутолённой».
В западной печати утверждается, что «теология освобождения» была и остаётся «угрозой, намеренно направленной на подрыв Церкви и дестабилизацию Запада путём подчинения религии атеистической политической идеологии ради геополитической выгоды».

Папа Иоанн Павел II предпринял массированное наступление на «теологию освобождения». В Ватикане увидели, что левый радикализм в католицизме «носит плотскую маску библейских ценностей» и потому опасен. В 1983 году доверенное лицо Иоанна Павла II кардинал Ратцингер (впоследствии папа Бенедикт XVI), который в то время был главой ватиканской Конгрегации доктрины веры, отверг как «марксистскую» идею «теологии освобождения» о том, что классовая борьба является основополагающей для истории. Кардинал назвал «теологию освобождения» «особой ересью» и раскритиковал её как «фундаментальную угрозу» церкви.
Чистка в церкви
Ватикан либо отстранил от должности, либо перевёл на менее влиятельные посты тех латиноамериканских священников, которых считали сторонниками «теологии освобождения». Папа Иоанн Павел II наложил «епитимью молчания» на ряд священнослужителей, в том числе на бразильского богослова Леонардо Боффа - одного из важнейших теоретиков «теологии освобождения». Ему было приказано не редактировать, не писать и не выступать публично.
Особым притеснениям подвергся перуанский пастор Густаво Гутьеррес, придумавший термин «теология освобождения». Грег Грандин, профессор истории Йельского университета, в своей недавно вышедшей книге «Америка, Америка: новая история Нового Света» («America, América: A New History of the New World») пишет:
«Ратцингер поручил перуанским священнослужителям внимательно изучить труды Гутьерреса на предмет доктринальных отклонений, а также того, как он использовал современные идеи, почерпнутые из марксизма <…>, для искажения церковного учения. Ратцингер хотел получить доказательства того, что Гутьеррес выборочно читал Евангелия, чтобы подчеркнуть добродетели бедных. В какой-то момент Гутьерреса вызвали защищать свои идеи перед судом из восьми инквизиторов. Расследование зашло в тупик из-за разногласий среди перуанского духовенства, и Гутьерреса подвергли цензуре».
Мы не ставим перед собой задачи доказать или опровергнуть версию о том, что советская разведка имела отношение к возникновению «теологии освобождения». Но только Латинская Америка на самом деле является благодатной почвой для любых левых политических или религиозно-политических движений, направленных на восстановление социальной справедливости. Подавляющая часть населения континента, на самом деле обездоленная, воспринимает идеи «теологии освобождения» как свои собственные.
Социальная несправедливость объективно питает очень сильное левое движение в Латинской Америке, которое видит много общего между социалистическими идеями и христианством. Получается некое взаимодополнение между политическим течением и религиозной верой. И сейчас уже никто не скажет, что было первым импульсом такого симбиоза - вероятная работа советских спецслужб или объективные социально-экономические условия.

Кстати, тот факт, что покойный папа Франциск был аргентинцем по национальности, во многом объясняет, почему он был сторонником «теологии освобождения». А у нынешнего папы римского кроме американского гражданства есть ещё и гражданство Перу. Он был там миссионером в течение 38 лет.
Кроме того, папа Лев XIV попал в Ватикан по решению ныне покойного папы Франциска, который в 2023 году возвёл его в сан кардинала. Таким образом, понятно, что новый папа многим обязан своему предшественнику именно в силу того, что был последователем «теологии освобождения».
Протеже Трампа?
Этот факт ставит под сомнение то предположение, что на выбор недавно состоявшегося конклава мог как-то повлиять президент США Трамп или вице-президент Вэнс, который, как утверждается, посетил в Ватикане ещё живого папу Франциска за день до его кончины. Как уже сказано, «теология освобождения» - это христианство, смешанное с марксизмом (или марксизм с христианским оттенком). А вот марксизм Трамп точно не приемлет, и потому приписывать Трампу протекцию в пользу кардинала Роберта Превоста, как минимум, нелогично.
Папа Франциск критиковал жёсткий подход президента Трампа к иммиграции. В феврале этого года он написал послание американским епископам, в котором раскритиковал иммиграционную политику администрации Трампа, назвав её «серьёзным кризисом». «Депортация людей, которые во многих случаях покинули свои родные земли из-за крайней нищеты, отсутствия безопасности, эксплуатации, преследований или серьёзного ухудшения условий окружающей среды, наносит ущерб достоинству многих мужчин и женщин, а также целых семей и ставит их в особо уязвимое и беззащитное положение», - написал он в письме.
Того же мнения придерживается и папа Лев XIV. Он среди тех, кто призывает игнорировать иммиграционные постановления Трампа, высказывается за приём нелегальных иммигрантов и требует не депортировать их.
Есть несовместимость и по другим вопросам. Папа Франциск жёстко критиковал Израиль за «варварство» в Газе. Он призвал «мировое сообщество изучить, является ли военная кампания Израиля в Газе геноцидом палестинского народа». Новый понтифик следует той же дорогой.

В своей первой воскресной проповеди в качестве понтифика папа Лев XIV призвал к немедленному прекращению огня в секторе Газа и доставке туда гуманитарной помощи. Это в корне противоречит позиции Трампа, которого называют самым произраильским президентом США за всю историю американо-израильских отношений.
Так какой же папа Лев XIV - протеже Трампа? Если и говорить о неких политических предпочтениях нового папы, то он скорее протеже глобального либерального истеблишмента, который борется с Трампом. Так что нам ещё предстоит увидеть противостояние нынешнего президента США и нового главы Римско-католической церкви. В каких формах это проявится - покажет время.