На грани: в полушаге до войны Турции с Израилем

Есть «бородатый» анекдот: «Скорпион просит лягушку переправить его через оросительный канал. Лягушка отвечает, что боится, как бы он её не ужалил. На что скорпион заверяет её в обратном, и лягушка на спине перевозит его на другой берег. После этого скорпион жалит её. - За что?! - спрашивает лягушка. - Ты же обещал! - Извини, - отвечает скорпион. - Ты что, забыла, что мы живём на Ближнем Востоке?»
Большой Ближний Восток - это, пожалуй, самый проблемный регион в мире. Он расположен буквально под боком у Европы, поэтому любой местечковый конфликт может потенциально создать для Старого Света массу проблем: от перебоев с поставками энергоносителей до потоков беженцев. А когда начинает потряхивать Европу, то проявления кризиса волнами начинают расходиться по всему свету, затрагивая и Штаты, и Китай, и Россию. Поэтому приходится бдительно отслеживать, какая муха кого из ближневосточных лидеров укусила. Чтобы потом не удивляться.
Например, силовой перекрой Сирийской Арабской Республики ожидаемо привёл к нарастанию напряжения между двумя самыми мощными странами региона - Израилем и Турцией.
Израильская армия уже объявила массовую мобилизацию резервистов. Формальный повод - операция в секторе Газа. Но ХАМАС ослаблен. От «Хезболлы» в Ливане тоже остались рожки да ножки. Так что закономерно возникает вопрос: не готовится ли израильская армия к другому сценарию? Например, к конфликту с Турцией.

При этом Турция является полноправным членом НАТО, а Израиль хоть и не входит в альянс, но имеет статус страны-партнёра. И если они друг с другом сцепятся - полетят клочки по закоулочкам.
На ножах
Израиль мало того, что оккупировал сирийскую часть Голанских высот и стал заигрывать с проживающими в приграничье друзами, чтобы обосноваться на их землях в обмен на защиту от новых хозяев Сирии, так ещё практически сразу после падения режима Асада начал разносить военные объекты, оставленные Сирийской арабской армией. Вроде бы с благой целью - чтобы оружие не попало в руки террористов. Но вот проблема: на некоторые виды вооружений претендовала Турция. Она активно участвовала в свержении законного президента САР и надеялась усилить своё влияние в этой стране, в том числе за счёт увеличения военного присутствия. Но в результате израильских ударов была, например, полностью уничтожена крупнейшая сирийская авиабаза Тияс (она же - Т4), которая находится между городами Хомс и Пальмира.
Армия Израиля разнесла эту базу аккурат после того, как Анкара заявила о намерении разместить здесь свои войска и приобретённый у России ЗРК С-400 «Триумф», чтобы создать «зону воспрещения доступа». Кто-нибудь верит в то, что это просто совпадение?
Глава МИД Турции Хакан Фидан ранее отмечал, что вторжение израильских войск в Сирию и их продвижение вглубь страны представляют серьёзную угрозу.
«Стратегия по ослаблению своих соседей неприемлема», - подчеркнул господин Фидан.
Коварные планы и суровая реальность
Свержение Башара Асада и полный разгром Сирийской арабской армии турецкими прокси стало моментом наивысшего геополитического триумфа президента Турции Реджепа Эрдогана. А вот у Израиля это вызвало обоснованное беспокойство, потому что Асад, конечно же, был противником непримиримым, но вполне рукопожатным, да к тому же неоднократно побеждённым. А теперь, с подачи Турции, его сменили те, кто ещё недавно играл в футбол отрезанными головами (в соцсетях таких кадров предостаточно). Ну а новый сирийский лидер Ахмед аш-Шараа вообще разыскивается Госдепом США по обвинению в терроризме. Понятное дело, что Израилю агрессивные фанатики по соседству - как кость в горле.
Есть и ещё одна проблема - неоосманские амбиции президента Турции, которые дестабилизируют весь Большой Ближний Восток. В настоящее время Турция выдвигает территориальные претензии почти ко всем соседям, умудряется вести прокси-войны от Ливии до Карабаха, да ещё претендует на то, чтобы выступать на мировой арене от лица всего исламского мира.

В последние несколько лет риторика Анкары стала предельно агрессивной. Президент Эрдоган называет Иерусалим, который Израиль считает своей столицей, турецким городом, открыто угрожает израильтянам вооружённым вторжением, обсуждает ввод войск в Сирию.
Ранее он огорошил мировую общественность угрозой, что Анкара может «войти» в Израиль так же, как когда-то в Ливию и Карабах. Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац в ответ заявил, что Эрдоган следует по пути Саддама Хусейна и угрожает атаковать Израиль, но ему следует помнить о судьбе Хусейна.
И это вовсе не эмоциональные выпады (на Ближнем Востоке традиция такая - костерить политических противников во все тяжкие).
Эрдоган явно выстраивает новую ось - неоосманскую, антиизраильскую и даже во многом антизападную. А Израиль демонстрирует готовность играть на опережение.
Руководство Израиля к возможной агрессии со стороны Турции относится предельно серьёзно: в январе этого года Комитет Нагеля (структура, созданная израильским правительством в августе 2024-го для анализа оборонного бюджета и стратегии безопасности) прямо рекомендовал начать подготовку к войне с Турцией.
«Мы наблюдаем фундаментальные изменения на Ближнем Востоке. Иран долгое время был нашей величайшей угрозой, но на арену выходят новые силы, и мы должны быть готовы к неожиданностям. Этот доклад даёт нам дорожную карту для обеспечения будущего Израиля», - сообщил премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, ознакомившись с этим документом.
Впрочем, в глазах Турции Израиль тоже не выглядит белым и пушистым. Анкара обвиняет израильтян в геноциде палестинцев в секторе Газа.
«Экспансионистская программа Израиля, движимая религиозным фанатизмом, не останавливается на Газе. Их следующей целью вполне может стать наша Родина», - заявлял Эрдоган и сравнивал израильского премьера Нетаньяху с Гитлером.

И тут у турецкого лидера на руках много козырей. Все крупные мировые телеканалы транслируют, как ЦАХАЛ буквально ровняет с землёй сектор Газа. Весь мир видит, как израильская авиация и артиллерия крушат жилые кварталы, школы и больницы, как массово погибают палестинские женщины и дети. А премьер Нетаньяху заявляет, что так и надо, чем даёт повод для ненависти к еврейскому государству.
Немножко арифметики
На первый взгляд возможное столкновение Турции и Израиля выглядит как битва удава с кроликом. Турки израильтян могут просто шапками закидать. На конец 2024 года население Израиля составляло чуть более 10 миллионов человек, тогда как в Турции насчитывалось около 85 миллионов жителей. К тому же в случае конфликта Анкара может рассчитывать на поддержку радикальных элементов из многих исламских стран. Но всё не так однозначно.
Вооружённые силы Турции насчитывают 883 900 человек, из которых 355 200 - кадровые военные. В сухопутных войсках служит около 500 тысяч, в ВВС - 100 тысяч, а в военно-морском флоте - 115 тысяч. В распоряжении Турции более трёх тысяч танков. Её ВВС, насчитывающие 245 американских истребителей F-16 и около 700 вертолётов, являются реально боеспособными.
Также Турция самостоятельно производит около 70% вооружений, необходимых турецкой армии, и является одним из лидеров в создании беспилотников.
Что до Израиля, то в ЦАХАЛ в прошлом году насчитывалось 170 тысяч военнослужащих плюс 465 тысяч резервистов. ВВС Израиля насчитывают 340 боевых самолётов, из которых около 280 - истребители. В то же время танков у израильской армии меньше, чем у Турции - примерно 2200 единиц. При этом в боевых подразделениях находятся только 400 бронемашин, остальные в резерве, но часть моделей - устаревшие.
Короче говоря, ЦАХАЛ имеет некоторое преимущество в воздухе, а турецкая армия - существенное превосходство на земле. К тому же турки, плотно обосновавшиеся в северных сирийских провинциях, могут добраться до границы Израиля буквально пешком.

Конечно, Израиль имеет ядерное оружие и средства его доставки (это уже не секрет), а Турция - нет, тогда как в современном мире ядерная дубинка - весьма весомый аргумент в пользу миролюбия. Но ядерный конфликт под боком у партнёров по НАТО - не самый лучший способ отстаивать свои интересы.
Страдающий альянс
И раз уж заговорили про НАТО: Турция уже заблокировала участие Израиля в запланированных на сентябрь учениях альянса по реагированию на чрезвычайные ситуации, которые пройдут в Болгарии. Такая вот мелкая пакость, от которой натовцев немножко залихорадило.
Впрочем, Эрдоган вовсе не собирается испытывать терпение партнёров и на всякий случай запасся китайскими и российскими системами ПВО.
«Используя системы ПВО НАТО, Турция может столкнуться с определёнными ограничениями, особенно на фоне ухудшения её отношений с Израилем. В случае конфликта с ним НАТО может дистанционно заблокировать доступ к своим ЗРК. Поэтому Анкара и предпочла систему ПВО, которую можно использовать в соответствии с собственными представлениями о безопасности и ни от кого не зависеть», - считает президент Центра стратегических исследований Bilgesam Атилла Сандыклы.
Дело ясное, что дело тёмное
Турецкий неоосманизм и агрессивная израильская доктрина сдерживания, на первый взгляд, неумолимо толкают Турцию и Израиль к конфликту, но эксперты считают, что война между ними - событие непрогнозируемое.
Начнём с того, что в самом Израиле далеко не все разделяют алармистские настроения руководства страны.
«Израилю нужно сделать всё, чтобы не превратить Турцию в активного врага, потому что Турция - это не Иран. Это более сильная страна, с более современной армией и гораздо более важным стратегическим положением, чем Иран. Не тот, с кем вы хотели бы оказаться в состоянии войны», - отмечал недавно доктор Хай Эйтан Коэн Янарочак, эксперт по Турции.
Турция, несмотря на антиизраильские выпады своего президента, к ещё одной войне с достаточно сильным противником на самом деле не очень готова. «Вы на турецкие демонстрации против Эрдогана посмотрите. Там ситуация 50 на 50: скинут или не скинут Эрдогана. Опять же: кто придёт? Сможет ли он поставить кого-то из своих? Или не поставит? Тут диапазон возможного - какой угодно, вплоть до "позвонил Трамп, наехал и объяснил, что Турция останется без копейки денег"», - отметил востоковед Евгений Сатановский.

Но он также считает, что если дело дойдёт до альянса Ирана, Турции и террористических группировок, обосновавшихся на территории Сирии, то Израилю воевать точно придётся.
Реальное столкновение Турции, члена НАТО, и Израиля, ближайшего союзника США на Ближнем Востоке, это что-то «из разряда фантастики», полагает специалист по ближневосточной тематике Алексей Хлебников. Ведь Анкара уже давно является крупным региональным игроком на Ближнем Востоке и давно отличается жёсткой риторикой в отношении Тель-Авива.
«Поэтому продолжение такой риторики не удивительно. Другой вопрос, что конфликт члена НАТО с ближайшим союзником США на Ближнем Востоке - это что-то из разряда фантастики», - полагает эксперт.
Надо учитывать и ещё такой момент: временами Израиль и Турция успешно сотрудничали - в том числе в вопросе курдского сопротивления. Именно израильская разведка в своё время помогла Анкаре задержать Абдуллу Оджалана в Кении.
Если Турция смягчит свою риторику, то и Израиль, скорее всего, отыграет назад. Но для этого надо, чтобы в одной из стран, а ещё лучше в обеих, к власти пришли более миролюбивые лидеры.