«Лавровый венок» Трампа слеплен из пластилина

Тройной удар по ядерным объектам Ирана поставил президента США, перешедшего в лагерь традиционных империалистов американского архетипа, в уязвимое положение. На поверхности лежит разноголосица в оценках результативности военной операции, но куда важнее спровоцированные им процессы как внутри США, так и в мире.
Слово и дело плохо стыкуются
Дональд Трамп безапелляционно объявил, что «ключевые объекты Ирана по обогащению урана были целиком и полностью уничтожены». Более нюансированным оказалось заключение разведсообщества США: обогащённый уран, находившийся на глубине 30-35 этажей под землёй, ныне фактически замурован (как сказано в докладной записке, «погребён под гранитом, бетоном и сталью»). Теоретически, если это соответствует действительности, уран может быть извлечён.
В Израиле Комиссия по атомной энергии сделала смелый вывод, что американская бомбардировка «отбросила способность Ирана разработать ядерное оружие на много лет назад». Иная точка зрения у британской газеты The Financial Times, которая также со ссылкой на разведданные утверждает, что на момент ракетно-бомбового удара запасы урана не были сосредоточены на объекте в Фордо.
Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в обращении к нации высказался честнее: американцы «не смогли добиться многого», чем признал наличие частичного ущерба. Ряд западных экспертов полагают, что если ядерную программу Ирана и притормозили, то не на несколько лет, а на несколько месяцев.

Затем последовало откровение председателя Объединённого комитета начальников штабов генерала Дэна Кейна на секретном брифинге в Конгрессе США: бункерные бомбы не были применены против одного из крупнейших ядерных объектов в Исфахане. Ограничились крылатыми ракетами «Томагавк» для поражения наземной инфраструктуры.
В итоге хвалебная ода Трампа самому себе звучит диссонансом. Но иного варианта и не было, поскольку нужно было обосновать вмешательство, к которому прикреплён внушительный ценник. Помимо дюжины сброшенных на иранские объекты противобункерных бомб GBU-57, американцы израсходовали пятую часть всех имеющихся у них на вооружении систем ПРО THAAD, что обошлось им в 800 млн долларов.
Можно не сомневаться, что свойственное рядовым американцам триумфалистское восприятие своей страны и её «прогрессивной» роли в мировой истории будет способствовать утверждению мифа о Трампе-миротворце. Однако в среде думающих индивидуумов, а они ещё не перевелись во всё более конформистском обществе, Трамп сейчас предстал без пририсованного нимба.
Поставил на кон своё президентство
Пропагандистская формула, использованная Белым домом, что неспровоцированная агрессия США мотивирована стратегией осуществить «эскалацию для деэскалации», даже если в итоге стороны согласились на перемирие, не произвела должного впечатления.
Не впечатлялись ни набравшие силу левые политики в Демпартии, где Берни Сандерс формирует по всей стране низовые ячейки для перехвата инициативы у политиков-старожилов. Не примкнули к трампистским ура-патриотам правые консерваторы, условные изоляционисты в стане республиканцев. Среди них даже раздался голос за начало процедуры импичмента Трампа. Аргумент - президент вступил де-факто в войну без одобрения Конгресса США. Подготовлен был и законопроект, запрещавший Трампу продолжать военные действия против Ирана.
Когда Трамп объяснялся с нацией, зачитывая заявление о том, почему он примкнул к партии войны, за его правым плечом стоял Джей Ди Вэнс, критиковавший идею ввязаться в конфликт между Израилем и Ираном. Трамп явно хотел продемонстрировать, что больше никаких диссидентов в его окружении нет. Но!
Если Трампу не удастся доказать, что он тот самый миротворец, который погасил конфликт между извечными врагами и заслуживает Нобелевской премии мира, то спонсоры республиканцев и избиратели начнут больше доверять вице-президенту. Его считают наиболее вероятным кандидатом на Белый дом в 2028 году.

На сайте интернет-блога ZeroHedge 22 июня приводилось предупреждение, с которым выступил бывший репортёр The Wall Street Journal Асра Номани: «Следите за улицами Америки. "Разбуженная (воук) армия" перенесёт войну от имени Исламской Республики Иран на улицы Америки». В составе этой «армии» будут активисты порядка 1500 левацких и происламистских организаций, а также около 500 объединений, которые проводили протесты против Трампа, «Теслы», Илона Маска (led anti-Trump, anti-Tesla, anti-Elon protests).
По мнению Номани, закулисными дирижёрами будут не стратеги глубинного государства, а персидские муллы. Это выглядит как дешёвый вариант теории заговора с целью отвести подозрение от глобалистов и неолибералов, но свидетельствует о том, что недруги Трампа готовятся масштабировать калифорнийский майдан.
Нельзя недооценивать все внутриполитические риски для Трампа. Госсекретарь США Марко Рубио призвал персов не блокировать Ормузский пролив - через него 7-10% нефти от Саудовской Аравии прямиком следует на американский рынок. Если бы Иран закупорил Ормузское бутылочное горлышко, то не удалось бы избежать ценового шока, как в 2022 году, когда стоимость галлона бензина в среднем взлетела до 5 долларов, а в Калифорнии почти достигла двузначных значений. В этом случае оправдался бы алармистский прогноз о снижении роста ВВП до уровня стагнации.
Обладающий немалыми талантами великого коммуникатора, почти как в своё время голливудский ковбой-президент Рональд Рейган, Трамп сейчас рискует растерять ядерный электорат. И тогда бензобак, равно как и холодильник, победят телевизор, откуда размашистый на язык президент США вещает, обещая вернуть Америке величие.
Геополитика просчётов не прощает
Лжемиротворец, сам того не подозревая, одним лишь фактом ракетно-бомбового удара по Ирану, пусть даже с низким коэффициентом разрушительного действия, послал мощный сигнал о потенциальной опасности на ближайшую перспективу для целого ряда весомых игроков в происходящей сейчас геополитической шахматной партии.
Для отечественных военных аналитиков полезным будет разбор полётов с акцентом на разведывательно-диверсионную работу израильских спецслужб на территории Ирана. Нужно будет учесть опыт внедрения как агентов под прикрытием, так и покупки агентов влияния внутри коррумпированных правящих кланов в Тегеране и разработку отдельных фигур внутри оппозиции для подготовки операции по смене режима. А также обезглавливающий удар по военному руководству.
Использованная методика нуждается в изучении, поскольку многое указывает на то, что эти приёмы обкатывали с прицелом на применение против России. Однако неудача израильского блицкрига, на который только и мог рассчитывать Тель-Авив ввиду отсутствия у страны «стратегической глубины» (территория Израиля: длина - 470 км, ширина - 135 км) и потенциала для войны на истощение, позволяет заранее учесть опробованную им небезуспешную тактику.

В итоге же стратеги Пентагона теряют преимущество в случае повторения израильских «лучших практик» (best practices), пущенных в ход во время краткосрочной военной кампании. Предупреждён, как водится, - значит вооружён.
Весьма пагубными для попыток Трампа сохранить для имперской по духу и послужному списку Америки статус гегемона во внешнеполитических делах станут и практические выводы, которые неизбежно сделают из вооружённого вмешательства США в региональный конфликт страны, находящиеся в зонах риска.
К этой категории стран следует отнести рассматриваемые Вашингтоном в качестве стратегических соперников или просто недругов («изгоев») - Китай, Россию, Иран и КНДР, находящиеся в уязвимом положении в силу незатухающей стародавней вражды Индию и Пакистан, а также зависимых от исправно функционирующих товарно-сбытовых цепочек нефтегазовых экспортёров - Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ.
Кто знает, что решат аятоллы, подвергшись полномасштабному нападению тандема Израиль-США, будут ли и дальше придерживаться фетвы Али Хаменеи, провозглашающей ядерное оружие «оружием шайтана», или, напротив, начнут переводить мирный атом в военный?
Ответ едва ли кроется в словах министра иностранных дел Ирана Сейеда Аббаса Аракчи: «Мы упорно трудились, чтобы достичь этой технологии. Наши учёные пожертвовали своими жизнями ради неё. Наша страна выдержала санкции за неё, и даже война была навязана нам из-за этого вопроса. Поэтому никто в Иране не готов отказаться от этой технологии».
И всё же нельзя исключать, что ценность запрещающей иметь ядерное оружие фетвы прагматика-миролюба Али Хаменеи ныне девальвирована противобункерными бомбами GBU-57.
После неосуществлённой угрозы Тегерана заблокировать Ормузский пролив, через который транспортируют на внешние рынки 15-20% мировой нефти, конденсата и нефтепродуктов и более 30% сжиженного природного газа (СПГ), в Китае, как пишет The Wall Street Journal, задумались о реанимации проекта газопровода «Сила Сибири-2». Напомним: двустороннее соглашение, подписанное в 2015 году, предполагает поставку по этому трубопроводу природного газа с месторождений Западной Сибири в Китай через Монголию объёмом 50 миллиардов кубометров в год.
В настоящее время 30% всего газа в виде СПГ ввозится в Китай из ОАЭ и Катара специальными танкерами через Ормузский пролив. Как объясняет ситуацию с подмороженным проектом «Сила Сибири-2» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, «китайское руководство, чтобы проект заработал, должно либо резко повысить оценку внутреннего спроса на газ в 2030-е годы, либо пересмотреть свои подходы к безопасности морской транспортировки СПГ».
«Если кто-то хочет убить тебя, убей его первым»
Поскольку война Израиля и Ирана завершилась не миром, а перемирием, и ни одна из враждебных сторон полностью не удовлетворена итогом, то это лишь вопрос времени, когда боевые действия возобновятся. В Пекине знают любимый тезис Еврокомиссии, когда та вела информационно-санкционную войну с Газпромом для вытеснения сибирского газа из Европы, - «диверсификация». Дополнительные поставки газпромовского газа сухопутным путём по трубопроводу «Сила Сибири-2» исключат возможность шантажа и энергетического удушения, если последняя из англо-саксонских империй заблокирует морскую логистику и прервёт поставки СПГ в Китай.

Пекин остался верен своей изначально выбранной стратагеме - не появляться на линии боевого соприкосновения (ЛБС). Тройка военно-транспортных самолётов, отправленная им в Иран, служила, скорее всего, символическим жестом поддержки аятолл и заодно сигналом, что в случае перехода военных действий на один уровень выше Китай будет вынужден вмешаться, чтобы не дать сокрушить поставщика чёрного золота (90% персидской нефти уходит в Поднебесную).
С учётом интенсивного флирта США с Индией, начавшегося ещё до пришествия Дональда Трампа, с долгосрочной целью взрастить прокси-союзника для войны с Китаем, в Пекине активизируют военно-техническое сотрудничество с Исламабадом.
За несколько дней до вероломного нападения Израиля на Иран (накануне очередного раунда переговоров персов с американцами) Пакистан заключил с Китаем соглашения о приобретении 40 истребителей пятого поколения J-35, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Shaanxi KJ-500 и систем противоракетной обороны HQ-19. Предполагаемым сроком поставок называют август 2025 года. Пакистанские военные пилоты уже проходят обучение на китайских авиабазах.
Наконец, обслуживающий Демократическую партию и её спонсоров телеканал CNN со ссылкой на экспертов спрогнозировал: в Пхеньяне сделают выводы из 12-дневной войны и решат ускорить программу перевооружения и углубить сотрудничество с Россией. Северокорейский лидер Ким Чен Ын, резонно полагают американские аналитики, только укрепится в убеждении, что ядерное оружие является основным сдерживающим фактором против навязываемой США смены режима в КНДР.
В свою очередь, Лим Ыль Чхоль, профессор северокорейских исследований в Университете Кённам в Южной Корее, справедливо резюмирует: «Удар президента Трампа по ядерным объектам Ирана, несомненно, ещё больше укрепит легитимность давней политики Северной Кореи по выживанию режима и разработке ядерного оружия». В Пхеньяне убедились в том, что Трамп в любой момент может возглавить партию войны, а потому нужно держать порох сухим.
Не удостоился Трамп лаврового венка и от израильтян, поскольку, согласно опросу TOP NEWS, 71,6% резидентов Земли Обетованной отвергали прекращение огня и требовали продолжения военных действий. Газета The Jerusalem Post вскрыла корни этих настроений: «Эта война не будет по-настоящему закончена до тех пор, пока Израиль не сможет объявить о своей победе путём смены режима. Высказывание "если кто-то хочет убить тебя, убей его первым" - это перифраз принципа из главной книги иудаизма (Талмуда)».
Таким образом, Трамп своей демонстративной атакой с воздуха, пусть даже тщательно выверенной и скоротечной, пренебрёг не только предвыборным обещанием - никогда не начинать войны, но и нарушил и без того разбалансированную систему международных отношений.

Если бомбардировки Сербии в марте 1999 года самолётами НАТО ради дальнейшего раздробления бывшей Югославии стали свидетельством, что Запад не признаёт итоги Второй мировой войны и готов силовыми методами перекраивать границы в Европе, то удар США по ядерным объектам в Иране подтвердил худшие опасения. Государство, которое с момента своего основания в 1776 году не воевало только 21 год, может в любой момент перейти любые красные черты и пустить в ход оружие. Мировой жандарм бывшим не бывает.