«Брэдли» завяз на украинских чернозёмах

Боевые действия на территории бывшей Украины стали серьёзным испытанием для всей без исключения бронетехники, столкнувшейся с массированным применением противотанковых средств, включая новинки - FPV-дроны. Результаты сдачи этого непростого экзамена различны, и надо признать, что не вся неприятельская «броня» его провалила. Так, если танки западного блока показали себя, мягко говоря, скромно, то, например, БМП M2 Bradley, поставленная бандеровцам в значительном количестве, в целом проявила себя весьма неплохо и стала, по некоторым оценкам, важным фактором активной обороны и контрнаступлений ВСУ.
Генерал армии, человек и БМП
Согласно американской традиции, БМП получила своё наименование в честь американского военачальника Второй мировой войны генерала армии США Омара Нельсона Брэдли, между прочим, кавалера советских орденов Кутузова и Суворова 1-й степени.
Как известно, первой в истории боевой машиной пехоты стала советская БМП-1, принятая на вооружение Советской армии в 1966 году. За два года до этого, в 1964 году, в США стартовала программа MICV-70 (Mechanized Infantry Combat Vehicle - боевая машина механизированной пехоты), в рамках которой создавалась замена БТР М-113, основной «рабочей лошадке» американской инфантерии (тоже широко применяемого в ВСУ). Результатом этой программы, длившейся 17 лет, и стала M-2 Bradley, начавшая поступать в войска в 1981 году. При её разработке широко использовался опыт советской БМП-1, успевшей к тому времени уже поучаствовать в ряде конфликтов, причём в техзадании Пентагона закладывалось требование успешной борьбы с советской бронемашиной. Впрочем, на разработчиков оказала влияние и концепция израильского танка «Меркава Мк-1», имеющего десантное отделение и совмещающего функции основного боевого танка и бронетранспортёра.
Изначально «Брэдли» рассматривалась как универсальная платформа, способная выполнять задачи не только БМП, но и боевой разведывательной машины и даже лёгкого танка.

Моторно-трансмиссионное отделение находится в правой передней части БМП, слева отделение управления с местом механика-водителя, в боевом отделении находится вращающаяся башня, в которой размещены места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). В единой маске башни размещена 25-мм автоматическая нарезная пушка M242 «Бушмайстер» и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт M240С, стабилизированные в двух плоскостях. Подача снарядов селективная - с использованием двух лент, что позволяет быстро менять тип используемого боеприпаса, значительное возвышение пушки позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям. Для борьбы с живой силой и укреплениями противника используется осколочно-фугасный снаряд M792 (общая масса - 185 г, масса ВВ - 34 г, начальная скорость - 1100 м/с).
Для борьбы с бронетехникой применяется подкалиберный снаряд с отделяемым поддоном M791 с вольфрамовым сердечником массой 102 г, который способен пробить броню толщиной до 60 мм, и снаряды M919 с сердечником из обеднённого урана, способные пробивать не менее 70 мм гомогенной или 100 мм обычной брони.
Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт М240С является модернизацией бельгийского пулемёта FN MAG 58 с правосторонней подачей патронной ленты. Боекомплект пушки составляет 900 снарядов, пулемёта - 2340 патронов, при стрельбе гильзы пушки и пулемёта выбрасываются за пределы башни. На башне размещена пусковая установка ПТУР «ТОУ», его перезарядка осуществляется вручную, через специальный люк. Стрельба из него исключена в движении, поскольку оператор должен удерживать прицельную марку ракеты на цели до момента её поражения. Боекомплект - 7 ракет.
Система управления огнём включает перископический тепловизионный и многоканальный прицел наводчика 4-12-кратного увеличения с возможностью наблюдения для командира. Начиная с модификации M2A2, система управления огнём получила встроенный лазерный дальномер с автоматическим определением дальности от 200 до 9990 м, дискретностью до 5 м и автоматическим вводом поправки. В последних модификациях предусмотрена система ситуационной осведомлённости.

В кормовой части БМП находится десантное отделение, от боевого оно изолировано герметичной перегородкой с проходом.
Корпус машины сварной из алюминиевой брони. Бронирование БМП M2 «Брэдли» - многослойное разнесённое, состоит из алюминиевой брони корпуса и стальных экранов, в первоначальной версии толщиной 6,35 мм, которые должны максимально разрушить и замедлить пробивающий их сердечник снаряда до встречи с основной бронёй. Промежуток между ней и экранами заполнен полиуретановой пеной. В последующих модификациях толщина бронеэкранов увеличена, а также защита усилена кевларовыми листами.
Боевой дебют
Боевое крещение «Брэдли» состоялось во время первой войны США против Ирака, и в целом машина показала себя неплохо. Даже сообщалось, что БМП уничтожили больше иракских танков, чем ОБТ M1A1 «Абрамс». Но этот «феномен» можно объяснить и тем, что «Брэдли», действующие в разведывательных дозорах, просто имели больше боестолкновений с танками противника, в то время как большую часть потерь иракская бронетехника понесла от штурмовой авиации коалиции.
Но по результатам боевого применения при всех плюсах была отмечена недостаточная защищённость боевой машины. Поскольку в контексте геополитических реалий начала 90-х боевые действия на европейском ТВД, изобилующем водными преградами, стали маловероятными, было решено, пожертвовав амфибийностью «Брэдли», усилить её защищённость, пренебрегая значительным повышением веса, который вырос с 21 тонны до 34, а затем и 36 в последних модификациях. Для сравнения, именно такой вес имеет ОБТ Т-54.
БМП, модифицированная по результатам Иракской кампании, получила наименование M2A2 ODS (Operation Desert Storm, англ. - операция «Буря в пустыне»), эти модификации преобладают среди поставленных ВСУ. Те «Брэдли», что оборудованы системой ситуационной осведомлённости, имеют дополнительно аббревиатуру SA (situational awareness). Эта система позволяет командиру машины иметь доступ к данным всего подразделения и передавать в общую информационную систему собственные данные, осуществлять GPS-позиционирование и защищённый обмен информацией. Благодаря таким факторам экипаж получает на поле боя высокий уровень информированности о составе и расположении противника, в том числе и скрытого противника вне поля видимости, а также избежать «дружественного огня». Наличие этой опции вплотную приближает M2A2 ODS SA к следующей модификации - M2AЗ.
«Брэдли» на украинских степях
Полномасштабные боевые действия на Украине стали для американской БМП куда более серьёзным испытанием, чем ближневосточные кампании. Но и они подтвердили хорошую защищённость и боевую устойчивость «Брэдли». По мнению украинских боевиков, эти машины оказались во многом эффективнее танков и перекрывали практически все функции бронетехники, обеспечивая мобильность и огневую поддержку пехоты, а также борьбу с танками.

Также отмечена относительная простота в техобслуживании и ремонте в сравнении с другой западной техникой. Особой похвалы заслужили современные средства наблюдения, прежде всего тепловизоры, позволяющие обнаружить неприятельскую технику на дистанции до 8 км. Также подчёркивалось удобство размещения десанта и его высадки благодаря большому пространству десантного отделения и широкой аппарели.
Несмотря на более чем серьёзную штатную бронезащиту, украинские условия потребовали её усиления. БМП дооснащались динамической защитой (из США машины поставлялись без неё), а также оборудовались сетчатыми экранами, прозванными в войсках «мангалами».
Нарекания к «Брэдли» связаны, главным образом, с недостаточной проходимостью и манёвренностью, особенно в межсезонье, - ходовая американских БМП плохо справляется с украинским чернозёмом.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов, комментируя боевое применение этих машин, связал значительную часть их потерь именно с недостаточной проходимостью, снижающей манёвренность и подвижность.
Кто кого: «Брэдли» против БМП-3
Именно фактор недостаточной проходимости позволил нашим военным захватить в качестве трофеев несколько единиц «Брэдли» практически не повреждённых, в том числе и M2A2 ODS SA, что позволило детально изучить эту машину. В частности, такие работы проводились в 38-м НИИИ Бронетехники Минобороны РФ. Данные испытания и проведённые на их основе сравнения с российской БМП-3 оказались по ряду параметров не в пользу нашей машины. Так, M2A2 ODS SA превосходит БМП-3 в защищённости - как в противоснарядной и противопульной, так и противоминной - за счёт двух дополнительных бронелистов, один из алюминиевого сплава, установленный на днище, другой из бронестали, смонтированный под противоминным полимерным ковриком в отсеке. Также десант от травм в случае подрыва защищает особое амортизирующее устройство кресел. Бортовая проекция «американки» обеспечивает защиту от 30-мм снаряда выстрела 3УБР6, но не выдерживает попадания от 30-мм снаряда выстрела 3УБР8. Лобовая проекция не пробивается и этим снарядом, что указывает на лучшую защиту, чем у БМП-3.
Броня «Брэдли», усиленная блоками «активной брони», обеспечивает защиту от кумулятивных гранат типа ПГ-9ВС и ПГ-7ВЛ в лобовой проекции, в бортовой - только от ПГ-9ВС.

По вооружённости в целом M2A2 уступает БМП-3 за счёт 100-мм пушки нашей машины, но при этом американская 25-мм автоматическая пушка М242 превосходит по кучности (что говорит о большей дальности действительной стрельбы) 30-мм автоматические пушки 2А42 и 2А72. Также бронепробиваемость 25-мм американского БПОС для М242 с обеднённым ураном в два раза превосходит 30-мм БПС выстрела 3УБР8.
Очевидно преимущество российской БМП в скоростных, манёвренных характеристиках. Она имеет лучшую проходимость и способна преодолевать своим ходом водные преграды без подготовки.
Также у нашей машины есть такое не бесспорное преимущество, как более низкий, чем у «американки», силуэт (на 700 мм), что гипотетически позволяет легче укрываться в складках местности. Однако за счёт массового использования дронов это не столь важно, зато большая высота обеспечивает большее удобство для высадки десанта и, например, для загрузки раненых.
«Брэдли», конечно, не является вундерваффе и не может радикально повлиять на ход боевых действий, но именно она обеспечивала дополнительную устойчивость ВСУ в обороне и способность к контрнаступлению. Прекращение их поставок, а также ЗиПа к ним, стало серьёзным разочарованием для бандеровского командования.
Украинские уроки
В свою очередь американцы получили бесценный опыт боевого применения этой машины, позволяющий сформировать развёрнутое техзадание для последующей модернизации БМП.
На его основе идёт работа над модификацией M2A4E1, в которой должны быть преодолены все выявленные недостатки. Собственно, проблемы, связанные с недостаточной проходимостью и манёвренностью, решались уже на уровне M2A4, в которой были серьёзно изменены двигатель, трансмиссия и подвески, обеспечив даже при возросшей массе лучшие скоростные и манёвренные характеристики. Также была полностью заменена электросистема, чтобы новые цифровые и электрические модули можно было бы смело интегрировать, не опасаясь перегрузки.
Главной особенностью M2A4E1 должна стать ещё более мощная и эффективная защита. В частности, принимаются дополнительные меры по усилению защиты днища для повышения устойчивости к минам и самодельным взрывным устройствам, и, кроме того, кибербезопасности, обеспечивающие цифровые системы БМП от электронных угроз. Особое внимание уделено противодействию современным ПТУРам и ударным дронам, ставшим главной угрозой для бронетехники. При этом очевидно, что дальнейшее усиление пассивной защиты не только не эффективно, но и, снижая мобильность конструкции, делает её более уязвимой.
То есть усилить защищённость БМП предполагается за счёт комплекса активной защиты (КАЗ) Iron Fist Light, разработанный израильской компанией Elbit Systems. Этот КАЗ включает в себя четыре блока сенсоров, размещённых по периметру башни, и два пусковых устройства для запуска «противоракет». Каждый сенсорный блок состоит из активной радиолокационной антенны с электронным сканированием и инфракрасной камеры, обеспечивающей обнаружение приближающихся снарядов. При появлении угрозы система автоматически рассчитывает траекторию и активирует соответствующее пусковое устройство, отстреливающее небольшой снаряд с осколочно-фугасной боевой частью. Этот снаряд взрывается на безопасном расстоянии от машины, уничтожая или дестабилизируя ударной волной и осколками неприятельский боеприпас. При этом КАЗ способен различать типы угроз и использовать для их нейтрализации наиболее подходящий способ.

Предполагается, что Iron Fist значительно повышает живучесть «Брэдли» в условиях современного боя, характерного массированным применением ПТРК и дронов. Трудно сказать, сумеют ли КАЗы вернуть бронетехнике её значение на поле боя, с учётом того, что в самое ближайшее время ей придётся столкнуться с управляемыми ИИ роями дронов, способными «разрядить» любую активную защиту.
В заключение можно отметить, что «Брэдли» также обогатили и наших разработчиков бронетехники. Которые благодаря их использованию ВСУ не только познакомились с теми или иными применёнными в них техническими решениями, но и смогли проанализировать, насколько они соответствуют современным требованиям. В России также идёт интенсивная работа над созданием новых БМП.