Бесцветная сербская революция

«Студенты пойдут до конца»
По всей Сербии проходят самые массовые за последние месяцы акции протеста против президента страны Александра Вучича. Это новая волна манифестаций, не прекращающихся уже девятый месяц. Студенты высших и средних учебных заведений, к которым присоединились жители Белграда и близлежащих городов, требуют роспуска Скупщины (парламента) Сербии, проведения внеочередных парламентских выборов и отставки президента Вучича.
Манифестанты обвиняют действующую власть, включая главу государства, правительство и парламент, в тотальной коррупции. Митингующие недовольны политикой властей в отношении Косова, утверждая, что правительство готово отказаться от национального суверенитета над этим краем в обмен на членство Сербии в Евросоюзе и НАТО. Люди протестуют также против планов президента Вучича отдать рудные богатства Сербии западным компаниям.
Демонстранты выдвинули ультиматум с требованием назначить дату досрочных парламентских выборов. Президент Вучич отверг ультиматум, и дело переросло в массовые потасовки демонстрантов с полицией. В Белграде и практически во всех других городах Сербии на улицах возведены баррикады из мусорных баков. Студенты, члены профсоюзов и различных политических организаций, простые граждане заблокировали перекрёстки улиц и автомагистрали. Полиция пытается по ночам растаскивать баррикады, а к утру транспортные пути снова оказываются перегороженными. Идут аресты митингующих, что ещё более накаляет ситуацию.

Хоть власти и говорят, что ситуация в стране под контролем, до спокойствия в Белграде и других городах ещё далеко. Студенческий штаб утверждает, что «студенты пойдут до конца». Они призвали население к продолжению гражданского неповиновения и блокаде ключевых транспортных магистралей в Белграде и других частях Сербии.
На вопросы нет ответа
Вучич не раз называл подобные манифестации «цветной революцией», которая якобы подогревается извне. Вопрос о том, существуют ли внешние кураторы и спонсоры сербских протестов и кто они, является ключевым для Сербии.
Некоторые персонажи из окружения Вучича в кулуарах ряда международных встреч говорили, что эти акции инспирируются Москвой. В этом, в частности, был замечен министр иностранных дел Сербии Марко Джурич. Другие деятели правительства Вучича утверждали, что в этих акциях якобы виноват Запад, которому, мол, не нравятся «дружеские отношения» Белграда и Москвы, и потому Запад пытается добиться ухода президента Вучича. Ни тем, ни другим утверждениям власти Сербии доказательства не представили.
Сами участники антиправительственных акций, мнение которых широко известно посредством соцсетей, а также из выступлений на многочисленных митингах, утверждают, что это совсем не «цветная революция». Они высказываются против любого иностранного вмешательства в дела Сербии и утверждают, что выступают исключительно против «коррумпированного режима президента Вучича, который ради сохранения власти намерен распродать иностранному капиталу всю Сербию».
Оппозиция отвергает заявление Вучича о том, что Запад хочет спровоцировать его отставку. Более того, сербы, подавляющее большинство которых считает себя русофилами, обвиняют Вучича в предательстве России и в том, что он на самом деле стоит на службе Запада, но пытается показать себя «другом Москвы». Вучич, мол, и остаётся у власти, потому что западные страны видят в нём инструмент для продвижения своих интересов на Балканах.
Хорошо известно, что президент Вучич активно выступает за членство Сербии в Евросоюзе. А сербские военные предприятия поставляют оружие киевскому режиму, о чём уже дважды, в мае и июне, официально заявляла Служба внешней разведки России.
Уличная оппозиция, которая отнюдь не ассоциирует себя с парламентской оппозицией, высказывается против дестабилизации в стране и утверждает, что причиной национальных настроений являются не народные протесты, а установленный президентом Вучичем и его окружением режим тотальной коррупции, что подрывает национальную экономику и ставит Сербию в политическую и экономическую зависимость от Европы и США.

Митингующие критикуют своего президента за то, что он подчинил себе судебную власть и прессу, установив в стране личную диктатуру. Они называют его «лидером транснационального наркокартеля», нити которого расползлись по всем Балканам. Любой мало-мальски доходный бизнес Вучич и его окружение взяли под контроль. Звучат обвинения в патологическом казнокрадстве, в том, что он смотрит на Сербию, как на личную вотчину, с которой обогащается он и его «преступный клан». Иными словами, сербы хотят видеть президентом честного политика, который будет ставить интересы страны и народа выше собственных.
Чего хотят западные кураторы?
Таким образом, общенациональный протест студентов является выражением общего недовольства сербов правлением президента Вучича, ведущего явно прозападный курс. При этом многим в Сербии понятно, что поднявшееся из народной глубины недовольство может быть использовано Западом для смены верхушки сербской власти, которая этому Западу служит верой и правдой.
В этой ситуации задача Запада состоит в том, чтобы сохранить в Сербии режим, который с виду казался бы национальным и даже прорусским, но по сути, так же, как и при Вучиче, вёл бы дело к вступлению Сербии в ЕС и НАТО. Суть момента заключается в том, решатся ли Брюссель и Вашингтон сменить Вучича на менее одиозную в глазах сербов фигуру с целью сбить волну протеста. Оставив Вучича у власти, Запад рискует потерять Сербию как свою вотчину и потенциальный источник природных ресурсов.
А личная задача Вучича в таких условиях заключается в том, чтобы удержаться в своём кресле и показать западным партнёрам, что он держит ситуацию под контролем и для их интересов нет угроз. При этом Вучич осознаёт, что американские и европейские кураторы могут его списать в утиль как расходный материал, который исполнил свою работу и нуждается в замене. Если события в Сербии приведут к отставке Вучича, нынешний президент и многие из его окружения могут оказаться на скамье подсудимых за многочисленные факты коррупции и другие чисто уголовные преступления.
Потому поведение Вучича похоже на истерику в условиях нависшей над ним большой личной опасности. По сути, он в безвыходном положении: студенты и поддержавшее их население не собираются отступать, а Запад, глядя на опасность смены режима не в своих интересах, может принудить Вучича уйти и даже публично признать правоту протестующих.
В пронатовском русле
У Вучича перед глазами пример того, как Европа и США легко сдают тех, кто служил им верой и правдой, - в частности, судьба бывших косовско-албанских головорезов Хашима Тачи, который занимал пост косовского «президента», и «спикера» косовского парламента Кадри Весели.

В 2020 году прокуратура специального суда по преступлениям в Косове выдвинула против них и ряда их подельников обвинения в совершении преступлений против человечности и военных преступлениях, включая убийство, насильственное исчезновение людей, преследование и пытки. Тачи и Весели были выданы Специальному суду в Гааге. И никто на Западе не вспомнил, что именно они сослужили ему большую службу - оторвали Косово от Сербии и передали этот край в руки Вашингтона и Брюсселя. В результате в Косово была построена крупнейшая на Балканах военная база США «Кэмп-Бондстил» (Camp Bondsteel), с которой США осуществляют военный контроль за всей юго-восточной Европой.
Точно так же никто на Западе не вспомнит, что при Вучиче сербские военные компании продавали оружие Украине и помогали убивать русских солдат. Никто не вспомнит, что Вучич подписал множество деклараций в пользу нацистского режима на Украине и действовал в общем пронатовском русле подчинённых Вашингтону балканских государств. Никто ему за это спасибо не скажет, Запад его просто спишет как сопутствующий ущерб. И Вучич это понимает.
И в случае отставки уйдёт он не на покой в своём особняке на берегу моря, но окажется на тюремных нарах, как и всё его окружение. И всё это в совокупности заставляет Вучича изворачиваться, лгать своим согражданам, лгать «другу Владимиру Путину» и «другу Сергею Лаврову» и даже пытаться влиять в своих корыстных интересах на информационное поле в России, представляя себя «знатным русофилом», а события в своей стране - западной провокацией против него, такого «честного», «неподкупного» и радеющего за народ.
Москва слезам не верит? Или верит?
Обращает на себя внимание, что официальная Москва, пожалуй, впервые не назвала последние волнения в Сербии «цветной революцией», но призвала Запад не использовать события в Сербии для организации «цветной революции». И что самое главное, глава МИД России Сергей Лавров предложил решать проблему путём диалога.
Обратим внимание: Лавров отметил готовность сербского руководства к диалогу с протестующими. Если отбросить политес и вывести сухой остаток: Москва говорит официальному Белграду о необходимости разговора с недовольными и отказа от силового давления на них. Москва де-факто признаёт, что участники антиправительственных выступлений в Сербии заслуживают того, чтобы президент Вучич по крайней мере услышал их требования. Это новое в позиции Москвы.
При этом Вучич снова поставил всё с ног на голову, заявив своим соотечественникам, что, мол, Москва его поддерживает. Он врёт как дышит. «Спасибо моим российским друзьям», - сказал Вучич, и все в Сербии должны были поверить, что Москва «поддерживает» его в контексте массовых протестов по всей стране.

Уже всем внешним наблюдателям понятно, что многомесячный протест против президента Вучича не прекратится. Силовое давление властей на студентов и поддерживающее их население только усиливает недовольство. Ситуация может выйти из-под контроля.
Свято место пусто не бывает
Хотя и сейчас есть серьёзные сомнения в том, что Вучич рулит обстановкой. В таких условиях преимущество на стороне тех, кто обладает моральным превосходством. Но у Вучича его нет. Протесты против коррупции чиновничьего аппарата и тотального контроля за прессой, установленного властями, против очевидно лживых заявлений Вучича по многим поводам вызывают естественное сочувствие и поддержку со стороны простых сербов. Те, кто не видит этого, не понимают, что происходит в Сербии.
Если уж и говорить о вмешательстве Запада в события в Сербии, то оно реально может завершиться свержением Вучича - но только для того, чтобы поставить вместо него другую такую же западную марионетку, которая сохранит курс официального Белграда на сближение с ЕС и НАТО и на предательство России. А это вовсе не «цветная революция», о которой твердит и которую боится Вучич, а смена вывески на старом фасаде.
Именно этого простые сербы пытаются не допустить. Но как это сделать, надо честно признать, они точно не знают. Лидера, способного заменить Вучича, у них нет. Раздробленность оппозиции, реальное отсутствие её политической организации и, главное, успешные манёвры нынешней власти по «быстрой покупке» регулярно выходящих на авансцену оппозиционных лидеров весьма затрудняют перспективы изменения статус-кво в Сербии.
Впрочем, есть и другая причина. В Сербии любой, кто заявит о себе как лидер, готовый взять на себя ответственность за страну и провести её независимый от Запада курс, моментально подвергнется шельмованию в прессе и политическим провокациям со стороны нынешней власти. Его могут даже арестовать. Кому на Западе нужен национально ориентированный сербский лидер?