Русские «чистильщики» ближнего космоса: «Тирада», «Нудоль» и «Контакт»
Идея создания такого оружия возникла 60 лет назад - одновременно с появлением первых образцов космических аппаратов (КА). Впрочем, пока в космосе не было ударных средств, не было и жизненно важной необходимости их уничтожения. Но 15 марта 2018 года Дональд Трамп объявил о создании в США Космических войск, а из бюджета Пентагона на эти цели было выделено 13 млрд долларов. В Америке открыто заговорили о «готовности вести войну в космосе, если это понадобится».
Есть ли в России чем ответить на агрессивные планы США в космосе?
О том, что у нас работают над созданием оружия для подавления спутников, 30 ноября прошлого года агентству «Интерфакс» сообщил заместитель начальника ФГБУ «46 Центральный научно-исследовательский институт» Олег Ачасов. В частности, он заявил о разработке ударного противоспутникового комплекса и мобильного комплекса радиоэлектронного поражения спутников связи «Тирада-2С». В августе этого года на форуме «Армия-2018» был подписан контракт на поставку Минобороны России новейшего сверхмощного комплекса РЭБ для подавления спутниковой связи «Тирада-2.3».
«Официально руководство нашей страны не объявляло о наличии противоспутникового оружия. Однако, судя по утечкам в СМИ, разработка ряда перспективных образцов стартовала в 2000-е годы. Причем, видимо, за основу некоторых проектов были взяты наработки советского периода. Это означает, что труд наших ученых не пропал зря и будет служить новым поколениям», - рассказал еженедельнику «Звезда» военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Что ж ты, Boeing, вьешься в небе?
Вывод из строя даже части орбитальной группировки может нанести колоссальный военный и экономический ущерб. Иными словами, армия «ослепнет», а почти вся хозяйственная деятельность будет парализована. Например, в России от орбитальной группировки зависит эффективность космического эшелона Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и функционирование навигационной системы ГЛОНАСС.
Поэтому большую настороженность у Москвы вызывают регулярные полеты американского многоразового орбитального самолета Boeing X-37 (X-37B Orbital Test Vehicle или OTV). Машина выводится в космос с помощью ракеты-носителя, а приземляется на обычную взлетно-посадочную полосу. Корабль совершил уже пять полетов, причем предыдущий продолжался 718 суток. Пентагон засекретил проект Boeing X-37 и не отчитывается о его задачах.
Как полагает Дмитрий Корнев, молчание американцев может быть вызвано тем, что проект OTV направлен на защиту орбитальной группировки США и отработку задач по поражению спутников России и Китая.
«Большая часть наших ИСЗ военного назначения, работающих на нужды разведки, располагаются на низкой орбите (до 500 км). Именно они наиболее уязвимы. На геостационарной орбите (свыше 35.000 км) в основном находятся коммуникационные платформы, которые обеспечивают связь и навигацию», – рассказал Дмитрий Корнев.
«Истребитель спутников»
Научно-исследовательские работы по теме «Истребитель спутников» стартовали в СССР в конце 1950-х годах, а первые эксперименты начались в 1960-х. Советские ученые взялись за создание системы противокосмической обороны (ПКО), которую сейчас отождествляют с космическим эшелоном СПРН. В решении этой сложнейшей задачи участвовали научные коллективы, которые возглавляли блестящие конструкторы - начальник ОКБ-41 (будущий ЦНИИ «Комета») академик Анатолий Савин, генерал-майор авиации Константин Власко-Власов и генеральный конструктор ОКБ-52 (ЦКБМ) Владимир Челомей.
Идея советских ученых состояла в том, чтобы создать космический аппарат (по сути, тот же спутник), который выводил бы из строя или уничтожал взрывом вражеский ИСЗ. Программа получила название «Истребитель спутников» (ИС). Опытный комплекс был оснащен маневрирующими двигателями, радиоэлектронной и вычислительной аппаратурой, боевым зарядом, а несколько позже - радиолокационной (по другим данным - инфракрасной) головкой самонаведения.
Запуск ИС осуществлялся со стартовой площадки №90 полигона Байконур. На орбиту аппарат выводился ракетой-носителем (в основном использовался 11К69 «Циклон-2») и поражал мишень на втором или третьем витке. Первый перехват мишени состоялся 1 ноября 1968 года. Более половины испытаний оказались удачными.
В конце 1970-х годов наши ученые начали работы по модернизации этого оружия. Обновленный комплекс вошел в историю под название ИС-МУ. В его задачи входил перехват маневрирующих спутников противника менее чем за один виток («довитковый перехват»).
Часть экспертов полагает, что ИС-МУ был способен перехватывать несколько целей с использованием ракет класса «космос-космос». При этом маневры советского КА проходили незаметно для наземных станций США, которые могли бы «предупредить» спутник о грозящей ему опасности. Масса ИС-МУ составляла 1,4 тонны, масса осколочно-фугасной части - порядка 300 кг, высота поражения цели - до 500 км.
Но 18 августа 1983 года генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов распорядился работы по ИС-МУ прекратить. В открытой печати появлялись сведения, что проект «попал на стык» двух ведомств: Космических войск и войск ПВО. Первые занимались запуском КА, а вторые отвечали за их управление.
Впрочем, после смерти Андропова работы по ИС-МУ продолжились. ИС-МУ был принят на вооружение незадолго до распада СССР в 1991 году, но спустя два года первый президент РФ Борис Ельцин приказал снять комплекс с боевого дежурства. Примерно в это же время испытания противоспутникового оружия были прекращены и в США.
Считается, что более совершенным вариантом ИС-МУ являлся комплекс ИС-МД «Наряд» разработки «НПО машиностроения» (Реутов). Его особенность заключалась в том, что он мог перехватывать спутники на геостационарной орбите, то есть на высоте до 40.000 км. Работы по этому проекту стартовали в 1988 году и были заморожены в 1993 году.
Малозаметный «Контакт»
Помимо спутников-перехватчиков, в СССР реализовывался и проект авиационного противоспутникового комплекса. С 1978 года специалисты МКБ «Факел» (Химки) начали разработку ракеты 79М6 «Контакт» с осколочной боевой частью. Ее носителем стал прототип истребителя МиГ-31Д. Испытания системы стартовали в 1985 году.
Длина ракеты 79М6 составляла 10 м, масса - 4,5 кг, диаметр - 74 см, полезная нагрузка - 20 кг. Дальность действия «Контакта» оценивалась в 600 км, скорость - в 2,5 Маха, высота точки пуска - 15-18 км.
«МиГ-31 неслучайно был выбран в качестве носителя «Контакта». Он обладает подходящими для этого высотными характеристиками и боевым радиусом. Тем не менее истребитель все равно пришлось дорабатывать. Судьба комплекса после распада СССР неизвестна. Из обрывочных сообщений следует, что летные испытания в 1990-х годах не происходили», - рассказал военный эксперт Дмитрий Корнев.
В 2003 году в СМИ появились сообщения о возможном создании российскими и казахстанскими учеными авиационно-ракетного комплекса «Ишим» для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов. Речь шла о разработке модифицированной версии МиГ-31 под шифром «И» и ракеты-носителя, которая могла бы запускаться с борта самолета.
11 августа 2009 года главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заявил о реанимации проекта самолета противокосмической обороны на базе МиГ-31. В сентябре 2018 года в Сети появились фотографии с подвешенным массогабаритным макетом, предположительно, противоспутниковой ракеты.
«Скорее всего, это и есть ракета «Контакт», однако очевидно, что ракета выполнена на новой технологичной основе и обладает более серьезными характеристиками, чем советский вариант. Это жизнеспособный и перспективный проект. Если он будет доведен до ума, то у России появится весьма эффективное и недорогое противоспутниковое оружие», - отметил Дмитрий Корнев.
К главному преимуществу «Контакта» эксперт отнес малую заметность, ведь пуск противоспутниковой ракеты с земли может быть зафиксирован разведкой противника. Еще одним достоинством отечественного проекта Корнев назвал широкую географию его развертывания. «Не думаю, что вероятный противник сможет каким-либо образом отследить перемещения МиГ-31 и транспортировку ракет», - пояснил Корнев.
Новое поколение
Для запуска с наземных носителей в ближайшие годы Россия может получить как минимум две ракеты, способные сбивать КА. В частности, речь идет о двухступенчатой твердотопливной зенитной ракете 40Н6 дальностью до 380-400 км, которая пополнит арсенал ЗРС С-400 «Триумф» и перспективной системы ПВО-ПРО С-500 «Прометей». Считается, что новейшая ЗУР сможет перехватывать спутники, орбитальные корабли и, возможно, гиперзвуковые баллистические цели, то есть боевые блоки МБР.
Также в последние годы проходят испытания «ракеты космического назначения» ПЛ-19 «Нудоль», которая, предположительно, войдет в состав системы ПРО А-235. По данным западных СМИ, на космодроме в Плесецке уже было совершено шесть экспериментальных пусков. Говорится, что ракета сможет осуществлять заатмосферный перехват цели на дальности до 500-1.500 км.
Из нелетальных средств противодействия ИСЗ в зарубежных СМИ можно найти немало информации о российских спутниках-инспекторах. По данным аналитического агентства Jane's, с 2013 года Москва осуществила несколько запусков аппарата «Космос-2519», который способен совершать маневры на орбите, перемещаясь на десятки и сотни километров. На Западе уверены, что данный образец - результат совершенствования советской программы «Истребитель спутников».
Еще одним достижением отечественных специалистов называют новейший комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Тирада-2.3». Опытно-конструкторские работы по проекту начались в 2001 году и сейчас находятся в завершающей стадии. Разработкой уникального оружия занимаются специалисты Московского научно-исследовательского радиотехнического института (МНИРТИ) и АО «НИИМА «Прогресс» (Москва).
«Облик этой системы радиоэлектронного поражения нам неизвестен. Однако мы знаем, что «Тирада» будет представлять собой наземную установку. Скорее всего, она будет получать целеуказание от нашей СПРН, подавляя импульсом аппаратуру вражеского ИСЗ», - пояснил Корнев.
По словам собеседника еженедельника «Звезда», к противоспутниковому оружию вполне можно отнести и некоторые образцы боевых лазеров. Например, для «ослепления» спутников подходит комплекс «Пересвет», о разработке которого объявил 1 марта президент России Владимир Путин.