Ставка США на крылатые ракеты не гарантирует успеха в войне
© raytheon.com
"Томагавк" в полете

Ставка США на крылатые ракеты не гарантирует успеха в войне

Внезапное массированное применение "Томагавков" представляет реальную угрозу только для стран со слабыми ВВС и ПВО
Реклама
Ставка США на крылатые ракеты не гарантирует успеха в войне
© raytheon.com
"Томагавк" в полете
Читайте нас на: 

Армия США во всех крупномасштабных военных конфликтах современности использовала массированное применение крылатых ракет морского (КРМБ) и авиационного (воздушного) базирования (КРВБ). С 1991 года КРБМ "Томагавк" по результатам боевого применения претерпела множество модификаций, и заняла важную нишу в планировании и проведении боевых операций. Крылатые ракеты действуют в авангарде атакующих сил, могут поражать территорию противника на глубину до 2500 километров, являются разновидностью высокоточного оружия и сложными целями для большинства комплексов ПВО.

Естественно, такие преимущества послужили лучшей рекомендацией для того, чтобы КРМБ были включены в Новую ядерную доктрину (НЯД) США, по которой Пентагон планирует "использовать ядерные боеголовки малой мощности, а в более долгосрочной перспективе перейти к использованию крылатых ракет морского базирования (SLCM)".

Крылатый "инструмент демократии"

В 1991 году устранение основного оппонента - СССР - позволило США заняться переделкой мироустройства под свой образец. У тех стран, которые согласились с такими правилами, переделка проходила мирно, путем реформ, в результате которых они оказывались в вассальной зависимости от США. К тем государствам, которые выбрали независимый путь развития, "демократия" прилетала буквально на крыльях боевой авиации США и стран НАТО.

Пострадали Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия, Гаити, Йемен и Сомали. По численности и составу своих вооруженных сил эти страны значительно уступали вооруженным контингентам, стянутым к их границам. Стоит отметить, что не все эти страны сдались без боя - Югославия и Ирак, несмотря на превосходство агрессора, смогли уничтожать как наземные, так и воздушные силы противника.

F-16 над Багдадом во время операции
© af.mil
F-16 над Багдадом во время операции "Иракская свобода" (2003).

Против Ирака масштабные боевые операции проводились четырежды: "Война в Персидском заливе" (1991 год), "Удар в пустыне" (1996), "Лис пустыни" (1998) и "Иракская свобода" (2003). В войне против Югославии (операция "Союзническая сила" 1999 года) американская коалиция в основном работала силами авиации и флота, не проводя наземную кампанию.

Во всех этих локальных конфликтах основными ударными силами были - боевая авиация и крылатые ракеты (КР), последние применялись массово. Причем количество используемых ракет год от года только увеличивалось.

Так, в 1991 году для поражения важных целей военной инфраструктуры Ирака (ЗРК ПВО, командные пункты, военные аэродромы) было использовано 297 КРМБ типа "Томагавк", из них свыше 100 - в первые сутки войны. В 1996-м было применено уже более 420 крылатых ракет, в том числе 90 КРВБ. В операции "Союзническая сила" в Югославии было использовано уже 870 крылатых ракет (792 КРМБ и 78 КРВБ), из них только по объектам в Косово применили 375 КРМБ.

Запуск
© navy.mil
Запуск "Томогавка" с подводной лодки

Массовое применение КР позволило американцам получить реальную статистику их эффективности, с целью последующей модернизации этого оружия. Так, если результативность применения КР во время войны в Персидском заливе была достаточно высокой (из 297 КРМБ цели поразили 282), то в Югославии цели поразили лишь 65% стартовавших КР. Такое снижение результата было вызвано эффективностью работы югославских ВВС и ПВО, а также мероприятий по созданию ложных позиций ЗРК и авиации.

После войны в Югославии для выявления реальных позиций иракской ПВО командование войск коалиции при планировании операции "Иракская свобода" привлекло силы подчиненные DIA (Разведывательное управление МО США). По результатам проведенной разведки и доразведки во время боевых действий результативность применения КР приблизилась к отметке в 100%: из 800 КРМБ цели поразили 790!

На эффективности КР также сказалась и проведенная модернизация (Block III) в 1994 году, по которой "Томагавк" получил новые боеголовки, новую систему оптико-электронного распознавания DSMAC IIA и корректирующие навигационные системы TERCOM и GPS. Эти новшества позволили увеличить дальность полета КР до 1600 км и снизить показатель отклонения от точки цели до 5 метров.

None
© wikimedia.com
None

В настоящее время, с 2004 года,  на вооружении в армии США стоит новая модификация КР "Томагавк" - Tactical Tomahawk. КР получила дополнительные возможности: перенацеливание в полете на любую из заранее запрограммированных целей, увеличение дальности полета - до 2500 км. Tactical Tomahawk теперь является основной модификацией, которую компания Raytheon поставляет для ВМФ США (по 440 ракет в год). Общее количество КР типа "Томагавк" в вооруженных силах США колеблется от 5500 до 7500. Такая разница в цифрах вызвана тем, что в США одновременно действуют несколько программ по КР: по продлению ресурса «Томагавк» (Block III) и закупкам новых Tactical Tomahawk.

Накопленный практический опыт тактики боевого применения, эффективность поражения целей, способность нести различные виды боевой части сделали КР "Томагавк" ключевым элементом доктрины "Глобального мгновенного удара". Руководство Пентагона считает, что массовыми ударами КР можно подорвать военный и экономический потенциал противника, дезорганизовать управление государством и его вооруженными силами. Ради повышения эффективности первого удара военные аналитики США настояли на том, чтобы в Новой ядерной доктрине была сделана ставка на ядерные заряды малой мощности.

Первые модификации КР "Томогавк" уже имели в своем арсенале ядерные боеголовки W80 (сняты с вооружения по договору СНВ-1), т.е. оснастить существующие и строящиеся "Томагавки" ядерным зарядом - это всего лишь вопрос технологии и времени. США даже не скрывают, кто получит первыми такие КР. За упоминаемой в НЯД аббревиатурой SLCM скрываются подводные лодки. Новая атомная подлодка типа Virginia может нести 20 КРМБ "Томагавк", атомная подводная лодка типа Ohio - до 154 КРМБ, а идущая ей на смену Columbia может быть переоборудована под носитель 96 КРМБ с ядерными боеголовками.

Схема вооружения эсминца типа Arleigh Burke
© wikimedia.com
Схема вооружения эсминца типа Arleigh Burke

В программе по увеличению ВМС США до 355 кораблей и подводных лодок особой статьей расходов заложены закупки и модернизация эсминцев УРО типа Arleigh Burke ("Арли Берк"), которые, помимо 45 КРМБ "Томагавк", несут и противоракеты БИУС "Иджис". Эскадра таких эсминцев к 2020 году должна быть доведена до 70 вымпелов, а это, навскидку, 3150 КРМБ "Томагавк". Важно понимать, что часть из них (если не все) могут оказаться тактическими ядерными крылатыми ракетами (ТЯКР) среднего радиуса действия.

Новая тактика применения

Чтобы окончательно прояснить стратегическую ставку США на ядерные заряды малой мощности, которые они пытаются оправдать с точки зрения экологии, необходимо разобраться с вероятной тактикой применения ТЯКР в будущих конфликтах.

Наиболее вероятным сейчас, по мнению американских аналитиков, выглядит конфликт между КНДР и США. До публикации НЯД президент США Дональд Трамп, угрожая КНДР применением ядерного оружия, скорее всего, имел в виду МБР типа "Минитмен-3" и "Трайдент-2". Но команда главы Пентагона Джеймса Мэттиса вовремя остановила Трампа на этапе споров "чья ядерная кнопка больше". Видимо, Трампу сообщили, что есть и "план Б", который позволит увеличить не только военный бюджет до рекордных размеров, но и показать "обнаглевшим" русским и китайцам, что их надежды на мировое доминирование не останутся без ответа.

По мнению Мэттиса и его окружения, сбрасывать на КНДР мощные ядерные боеголовки МБР затратно и неэффективно. Большинство северокорейских стратегически важных объектов расположены в глубине скальных пород. На пробитие скального щита можно израсходовать половину ядерного арсенала США и не получить результата. Ракетные войска КНДР, выведя из убежищ мобильные пусковые установки МБР "Хвансон-15", смогут нанести по США ответный удар. Армия КНДР готовится вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия с 1953 года.

Мобильный комплекс
© wikimedia.com
Мобильный комплекс "Хвансон-15"

Другое дело, когда высокоточная КР с ядерной боеголовкой найдет вход в такое убежище и завалит его взрывом в 5-10 килотонн. При этом заражение территории будет минимальным, а, значит, Россию и Китай удастся уговорить, не вмешиваться в наведение "демократического порядка".

Для того чтобы разоружить КНДР, США надо 800 - 1000 КРМБ. Крылатые ракеты будут выполнять различные задачи. КРМБ и КРВБ будут уничтожать узлы связи и управления, позиции комплексов ПВО, аэродромы и базы северокорейского ВМФ, а ТЯКР работать по защищенным стратегическим объектам. Параллельно с пуском КР палубная авиация США будет атаковать комплексы ПВО ракетами класса "воздух - РЛС", а стратегические бомбардировщики В-52 запустят до 200 КРВБ. Одновременно на узлы управления и связи будут воздействовать комплексы РЭБ авиационного базирования.

Запуск крылатой ракеты с В-52
© af.mil
Запуск крылатой ракеты с В-52

Осуществление такой операции США пока останавливает фактор непредсказуемости применения МБР со стороны КНДР. Американцы до сих пор не знают точные координаты позиционных районов старта мобильных комплексов ракет "Хвансон-15" и даже не могут определить их реальное количество.

Универсальность - не означает безупречность

Ставка США на крылатые ракеты все же небезупречна. По мнению российских военных экспертов, возможность ведения борьбы с КР вполне реальна. Помимо разрекламированных американцами преимуществ, у КР есть и существенные недостатки. Например, КР свое боевое задание выполняют только по программе, которая не обеспечивает уклонение от огня средств ПВО. Американские аналитики не учитывают, что в России давно разрабатывают средства поражения КР на всех этапах их применения.

Неудобные для США факты свидетельствуют о том, что и во время "успешных" боевых конфликтов с массовым применением КР, их сбивали переносные ЗРК типа "Стрела" и "Игла". Иракская армия организовала посты воздушного наблюдения, которые обнаруживали КР визуально и сообщали об их появлении расчетам ПЗРК. Свою эффективность против КР показал и ЗРК  "Оса-АК".

Иракский ЗРК
© wikimedia.com
Иракский ЗРК "Оса-АК"

Конечно, внезапное массированное применение КР - в ядерном и неядерном исполнении - представляет реальную угрозу для стран со слабыми ВВС и ПВО. Да и промышленно развитым государствам необходимо разрабатывать современные тактики по борьбе с КР, грамотно сочетая возможности своих средств ВВС, ПВО, РТР и БЛА.

Безусловно, все это известно российским военачальникам, поэтому большинство комплексов вооружения, поставляемых сейчас в ВКС, сразу включаются в состав автоматизированных разведывательно-ударных контуров. Именно автоматизация обеспечивает слаженную и согласованную работу всех уровней управления, позволяет быстро реагировать на изменение боевой обстановки и отражать массированные атаки со стороны вероятного противника.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама