В других СМИ
Загрузка...
Генерал-лейтенант Сергей Баканеев.

Генерал-лейтенант Сергей Баканеев: «Невозможно представить систему современного образования без опоры на принцип опережающего обучения»

О том, почему ракетно-артиллерийское образование должно быть всегда на высоте, об искусственном интеллекте в современном бою и математической культуре артиллеристов, о сирийском опыте и о том, как применение ударных дронов и «джихад-мобилей», влияет на «картину» боевых действий, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Михайловской военной артиллерийской академии
Реклама
Генерал-лейтенант Сергей Баканеев: «Невозможно  представить систему современного образования  без опоры на принцип опережающего обучения»
© mvaa.mil.ru
Генерал-лейтенант Сергей Баканеев.

В учении и в бою

- Сергей Анатольевич, вы, конечно же, в курсе, что мы находимся на пороге очередной революции в военном деле, -  так, по крайней мере,  утверждают специалисты. Насколько тема обновления актуальна для Михайловской военной артиллерийской академии?

- В истории академии, насчитывающей без малого 200 лет, достаточно примеров, когда коллектив ввуза с успехом отвечал на вызовы времени. Но есть и обратные примеры.

- Как-то быстро вы перешли к недостаткам...

- На ошибках тоже учатся. Наиболее поучительные из них относятся к рубежу ХIХ-ХХ веков. В то переломное для военной теории и практики время в академии не сумели своевременно оценить значимость подготовки командных кадров оперативно-тактического звена.

Досье: Сергей Анатольевич Баканеев

Родился в 1960 г. на хуторе Батальщиковский Верхнедонского района Ростовской области. В 1982 г. с отличием окончил Одесское высшее артиллерийское командное училище. В 1982-1987 гг. проходил службу в Группе советских войск в Германии на должности командира взвода, батареи. В 1987-1990-х годах проходил службу в Забайкальском военном округе, последняя должность - командир дивизиона. В 1993 г., по окончании Военной артиллерийской академии, продолжил службу в Приволжском военном округе на должностях начальника штаба полка, командира самоходно-артиллерийского полка, командира артиллерийской бригады. В 2001-2003 гг. - слушатель Академии Генерального штаба. С 2003-го по 2013 г. проходил службу в Дальневосточном и Восточном военных округах в должности заместителя, начальника штаба - первого заместителя начальника РВиА ДВО, командира отдельной мотострелковой бригады, начальника РВиА Восточного военного округа. С 2013 г. - начальник Михайловской военной артиллерийской академии.

Заслуженный военный специалист, кандидат военных наук. Награжден орденами Почета, «За военные заслуги» и медалями.

Анализ войсковой практики тех лет, особенно времени Первой мировой войны, заставил также говорить о неподготовленности офицеров к работе с личным составом в условиях информационно-психологического противоборства и социальных потрясений. Мы внимательно изучаем исторический опыт, но дважды войти в одну и ту же реку невозможно. Мир изменился, как и военная сфера. Причем темпы изменений таковы, что система образования обречена на деградацию, если застынет в развитии.

Сегодня на части и подразделения ракетных войск и артиллерии возлагается до 70% объема огневых задач в оперативно-тактической глубине.

Однако за этим показателем стоят принципиально новые возможности рода войск. Современный бой характеризуется скоротечностью, огневой и тактической самостоятельностью, высокой маневренностью, и успеха достигает сторона, обладающая оружием, которое возможно применять в режиме реального времени, измеряемого даже не минутами, а секундами.

В этих условиях ключевой тенденцией, меняющей облик РВиА, является автоматизация управления огнем артиллерии и ударами ракетных войск. В ближней и дальней перспективе - использование оружия, основанного на новых физических принципах с опорой на искусственный интеллект.

Однако автоматизация боевой работы не умаляет роли человеческого фактора. Поэтому акцент у нас делается на качество подготовки выпускников, на высокий уровень ракетно-артиллерийского образования.

- И чем же достигается этот уровень?

- Возможно, мой ответ покажется не очень оригинальным - это формирование педагога нового типа. Формируя педагогический коллектив, мало добиться единого понимания целей и задач образовательного процесса. В условиях обновления системы образования военному педагогу уже недостаточно только глубокого знания военного дела, высокого уровня научной квалификации и войскового опыта. Опыт быстро устаревает. Поэтому важны желание и потребность постоянно работать над собой. Сегодня это ведущее требование к постоянному составу академии, который, кстати, по уровню научной квалификации - в числе лидеров в Вооруженных силах: 37 докторов наук, 234 кандидата, 40 имеют звание профессора, 99 - доцента.

Почти 70% офицеров академии обрели боевой опыт в различных военных конфликтах, в том числе и в Сирии. 82% офицеров награждены либо представлены к наградам за отличия и отвагу в ходе боевых действий.

И вот что примечательно: таких компетентных и ответственных специалистов не приходится подстегивать. У них другая мотивация - чувство воинского долга и чести, увлеченность работой, инициативность.

- А можно поподробнее о взаимосвязи образовательного процесса и боевого опыта?

- Учения и боевые действия наиболее объективно выявляют реальную компетентность военного специалиста. Офицеры академии регулярно привлекаются на учения различного масштаба. Особенно хотелось бы остановиться на участии слушателей в командно-штабных учениях, где появляется возможность критически оценить широту собственного военного кругозора. А для преподавателей такие учения стали удобной площадкой экспертной апробации руководящих документов. Примечательно, что, по мнению педагогов, «кулуарное» общение на таких учениях оказалось даже более продуктивным, чем по официальным каналам. Заметное влияние на образовательный процесс оказывает и опыт боевых действий.

Например, участие наших офицеров-советников в специальных операциях в Сирии расширило наши представления о психологии поведения военнослужащих в условиях применения новых средств вооруженной борьбы - тех самых ударных дронов и «джихад-мобилей». Кроме того, непосредственное общение с сирийскими военнослужащими в боевой обстановке и в быту оказалось полезным для понимания боевой психологии народов арабского мира - нам становится легче работать с иностранными военнослужащими, обучающимися в России.

Также заслуживает внимания опыт формирования в сирийской армии группировок артиллерии в условиях горно-пустынной местности и высокой мобильности отрядов боевиков. Все это представляет большую ценность для войсковой теории и практики, учитывается в учебно-методических комплексах.

Поиск талантов

 - Тезис о готовности к обновлению высшей школы напрямую ассоциируется с научными исследованиями. Насколько успешно реализуется в Михайловской академии принцип интеграции образования, науки и практики?

- Трудно представить систему современного образования без опоры на принцип опережающего обучения. Опережать - значит глубоко понимать закономерности текущих процессов, видеть перспективу развития рода войск и формировать ее контуры. Ежегодно специалисты академии выполняют около 90 научно-исследовательских работ различной проблематики и степени сложности.

В нашем учебном заведении сложились 10 научных школ, определяющих, если можно так сказать, интеллектуальный портрет РВиА. И надо отметить, что нашим преподавателям удалось организовать плодотворное сотрудничество со слушателями и курсантами, занимающимися в секциях Военно-научного общества. Немало примеров, когда в атмосфере научного творчества обучающиеся начинают видеть свое будущее в научной деятельности.

В академии работают три диссертационных совета, адъюнктура и докторантура. Кстати, на съезде Российского союза ректоров прошла информация, будто в гражданских вузах только 14% аспирантов выходят на защиту диссертаций своевременно. У нас этот показатель составляет 75-80%.

В академии дорожат плодотворными деловыми научными связями не только с войсками, но и с оборонно-промышленным комплексом. Они формируют важные условия для реализации идей опережающего обучения. В частности, этот принцип предполагает освоение обучающимися нового вооружения до его массового поступления в войска. Обучать боевой работе на новом вооружении педагогам академии помогает сотрудничество с ОПК. Ведущей формой такого взаимодействия является участие офицеров академии в разработке и обосновании оперативно-тактических и тактико-технических требований к вооружению, в проведении испытаний вооружения. Наши офицеры регулярно стажируются в должности научных сотрудников на предприятиях ОПК, расширяется практика рецензирования специалистами ОПК научных трудов адъюнктов по технической тематике.

- Современная система образования нацелена на поиск, поддержку и развитие талантливых молодых людей. Как в академии решается эта задача?

- Поиск талантов, безусловно, необходим. В будущем одаренные курсанты и слушатели могут войти в неформальный союз интеллектуальной и управленческой элиты РВиА. При этом важно своевременно раскрыть способности обучающихся. У офицера, который пойдет по стезе специалиста военного управления, - свой путь к успеху, у будущего ученого - иная дорога. Польза от индивидуального подхода к каждому обучающемуся несомненна. Об этом отчасти свидетельствуют результаты участия курсантов-михайловцев в олимпиадах и международных состязаниях. Начиная с 2014 года, команды наших курсантов, как минимум, - в десятке лучших. Михайловцы выходили в лидеры и в общем зачете, например, в 2018 году. Особенно отличились курсанты, соревновавшиеся в знаниях военной истории. В последние годы у нас очень хорошие результаты показывают команды по информатике, иностранному языку.

Надо отметить, что знание иностранных языков сыграло, не побоюсь этого слова, выдающуюся роль в становлении артиллерийского образования. Большая часть литературы по артиллерии в ХVIII-ХIХ веках издавалась на иностранных языках. В советское время традиции массового владения военными языками была, по сути, утрачена. Сегодня ее надо возрождать. Будем работать в этом направлении.

- Без информационных технологий невозможно представить и военное дело. Эти технологии органично связаны с математикой, со знанием которой принято ассоциировать артиллеристов. Ассоциация по-прежнему актуальна?

- Действительно, артиллерию связывает с математикой многое: и разработка материальной части рода войск, и возвышение до современных высот искусства стрельбы. Изучение математики стало нормой подготовки артиллеристов Русской императорской армии. А вот падение уровня математической подготовки артиллеристов в 1920-1930-х годах стало настоящей бедой. Артиллерия Красной Армии катастрофически отставала от западных конкурентов. Пришлось принимать едва ли не чрезвычайные меры, чтобы организовать изучение математики и в войсках. И сегодня математическая культура артиллеристов остается актуальной. На этом и строится обучение в академии. Однако важно идти по пути оптимизации объема знаний математики, исходя из должностного предназначения выпускника и его индивидуальной склонности. Актуальным может стать любой раздел математики.

Например, на страницах научных журналов можно встретить размышления о востребованности в ХХI веке вероятностно-статистического стиля мышления. Считается, что именно этот тип мышления наиболее эффективен для принятия решений в условиях быстрой смены обстановки - речь идет о прогнозировании развития ситуации, когда она представляется непредсказуемой. А сформировать такой стиль мышления без знания математики невозможно.

- Как известно, формирование единого образовательного пространства уже стало мировой тенденцией. Как академия вписывается в этот глобальный процесс?

- Уже вписалась и достаточно давно. Причем не только в российское, но и мировое образовательное пространство, но, разумеется, с учетом специфики нашего военно-учебного заведения и с соответствующими ограничениями. Скажу больше: Михайловская военная артиллерийская академия является признанным и весьма авторитетным центром ракетно-артиллерийского образования и науки в военном мире.

В академии обучаются специалисты для РВиА Сухопутных войск, ВДВ, ВМФ, Российской гвардии. Кроме того, академия готовит специалистов для армий более 30 иностранных государств. В июне 2015 года Совет министров обороны ОДКБ принял решение придать академии статус базовой учебно-методической организации по подготовке специалистов РВиА.

Но я бы не сказал, что наша академия такая закрытая структура. Жить в обществе и быть изолированным от него, как известно, невозможно, да и      неправильно. У военно-учебного заведения широкий круг связей и взаимоотношений с различными государственными и общественными организациями, движениями, высшими учебными заведениями и школами. Тем самым решается задача расширить представление общества о Михайловской военной артиллерийской академии. Одновременно мы создаем оптимальные условия для социализации курсантов и слушателей в современном российском  обществе. Так, большим успехом пользуются торжества по случаю Дня ракетных войск и артиллерии на Лужском полигоне, которые проводятся силами академии. С недавних пор академия стала сотрудничать с молодежно-подростковым клубом юнармейского движения «Мужество». Безусловно, полезен опыт участия наших курсантов в научных форумах, проводимых в Петербурге, в частности  во Всероссийском конкурсе научных работ «Молодые таланты России». Так что научно-образовательная модель, сложившаяся в академии, представляется надежным фундаментом укрепления ее авторитета и в мировом образовательном пространстве, и в российском обществе.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама